Решение не чеканить с 2013 года копейку и пятикопеечную монету назрело давно, но, оказывается, с ним не согласен каждый седьмой россиянин.  Почти половина граждан может обходиться без упомянутых выше монет, но полностью отказаться от копеек не готова. Это выяснил недавний опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru.

Выборка респондентов широкая – опросили 1,8 тыс. человек из 205 городов и сел по всей России. Результаты опроса достойны внимания, особенно если учесть, насколько неожиданными они оказались. Удивляет, что против отмены любых номиналов монет высказались аж 14% опрошенных. При этом 46% респондентов считают, что нужно отказаться только от копеечных и пятикопеечных монет, а остальную мелочь оставить.

Решение Центробанка перестать чеканить копейки видится вполне естественным и даже немного запоздалым. На 5 копеек, не говоря уже об одной, уже давно ничего не купишь. Что можно сделать такой с монетой? Может быть, положить в копилку, в надежде когда-нибудь ее заполнить и отнести в ближайший банк,  изобразив там что-то вроде трюка с портвейном. Его капля, как известно из замшелого анекдота, ничего не стоит, поэтому можно попросить буфетчицу накапать бесплатный стаканчик.

Известно, что обсуждается вопрос остановки производства всех копеечных монет вплоть до 50 копеек. Если взглянуть на ситуацию трезво, то даже чеканка монет достоинством ниже 5 рублей видится бессмысленной. А если учесть нынешние высокие темпы инфляции, то пятирублевая монета в ближайшие годы рискует оказаться бесполезной. Есть читатели, которые посчитают эти строки ересью. Поверьте – достаточно заметного падения цен на нефть или каких-то серьезных негативных изменений на мировом рынке, и тогда рублевая мелочь вообще может больше никому не пригодиться.

Противники отмены чеканки копеек боятся округления цен в магазинах не в пользу потребителя. Довод логичный, но при темпах инфляции в последние годы вообще не актуальный. Одномоментный незначительный рост потребительских цен, вызванный округлением цен до рублей, россиянам как слону дробина. Ведь каждый год на протяжении уже долгого периода продовольствие дорожает на десятки рублей. Только сильно замученный жизнью человек может считать копейки, не замечая, что с каждым годом тратит на одни и те же товары больше на сотни и даже тысячи рублей.

Обидно, но даже ежегодное бесстыдное повышение цен на продукты после новогодних праздников проходит без особых возмущений и воспринимается как должное. Та же история с коммунальными тарифами и ценами на проезд. Однако нет сомнений, что округление ценников с копеек до рублей без сомнения вызовет бурную реакцию населения. Дело тут вовсе не в деньгах, а в том, что на самом деле большинство россиян не желает их считать. То есть формальный рост цен с исчезновением цифр после запятой заметим, а реальный видеть не хотим.

Копейка – это как последний бастион, как соломинка, за которую хватаются люди, измученные инфляцией. Пока копейка есть, кажется, что не все так плохо, тогда как на самом деле цены растут, а зарплата – нет. Пока в кошельке болтаются монетки, приятно думать, что он скорее полон, нежели пуст, хотя реально на эту мелочь купить ничего нельзя. Создается иллюзия благополучия на фоне уже давно произошедшего обнищания.

Копейку можно считать последним отблеском надежды на светлое будущее. В русских народных сказках упорный труд, собирание по крохам голодному хлеба и по ниткам голому рубашки, позволяет добиться успеха. Пословицу «копейка рубль бережет», повторяют до сих пор как молитву. Было бы слишком больно признать, что копейка уже давно ничего не стоит, и сколько ее ни копи, от нищеты она не убережет.

Прогуливаясь сегодня по супермаркету, я думала о копейках и о том, как их до сих пор скрупулезно считают. В воображении неотступно всплывали образы толстых буржуев в цилиндрах с советских карикатур. Они похожи на те, которые я увлеченно рассматривала в детстве в каких-то старых журналах, названий которых теперь не помню. Представлялись длинные вереницы жующих, улыбающихся, толстых рыл коррумпированных чиновников, алчных посредников, невоздержанных владельцев торговых сетей.

В самом конце этой процессии исхудавшая бабушка с полупустой корзинкой в костистой руке стоит у кассы супермаркета, считая те самые копеечки. Вереница толстых рыл снисходительно улыбается, пририсовывая на ценниках новые цифры слева, а значения после запятой милостиво оставляют теми же. Бабушку было особенно жалко, потому представляла я ее, расхаживая в отличном продуктовом магазине с низкими ценами. Чего только не было на прилавках – все абсолютно свежее, вкусное и по низким ценам, кстати, круглым и без копеек. Увы, этот супермаркет находится далеко от России. У нас таких магазинов нет и в ближайшей перспективе не предвидится, поэтому воображаемой бабушке не видать этих прилавков как своих ушей.

Советские карикатуристы однозначно мощнее влияли на юные неокрепшие мозги, нежели их оппоненты – создатели американских комиксов. Поэтому появление образов толстых рыл в цилиндрах меня не удивило. Но почему пострадавший стороной видится именно бабушка? По данным опроса Исследовательского центра Superjob.ru, среди защитников мелких денег больше представителей старшего поколения. 16% старше 45 лет высказались против отмены мелочи, тогда как лишь 12% опрошенных до 24 лет придерживаются того же мнения. Если бы в исследовании существовала дополнительная градация по возрасту на тех, кто старше 60, то процент недовольных отменой копеек был бы куда выше.

С другой стороны, 21% участников опроса высказались за отмену всех копеечных монет вплоть до 50 копеек. То есть каждый пятый респондент имеет силы признать реальное положение дел и трезво оценить ситуацию. На фоне каждого седьмого, кто требует оставить все номиналы монет вплоть до одной копейки и жаждет их пересчитывать, результат выглядит ободряюще. В целом за отказ от самых мелких монет выступают 67% опрощенных, то есть больше половины, и это вселяет некоторую надежду. То есть умеют считать деньги более половины респондентов, а это уже кое-что для России, где с финансами происходит столько всего несуразного.

Власти говорят о повышении финансовой грамотности. Откуда ей взяться, когда треть граждан даже не в состоянии осознать, что копейка давно обесценилась? Самое неприятное, что финансовая грамотность скорее снижается, чем растет. Последние годы рост потребительских цен и коммунальных тарифов был непрерывным и очевидным, а значит, копейки становились все менее ценными. Однако, по данным все того же Исследовательского центра Superjob.ru, за отмену мелких монет пять лет назад высказалось 69% опрошенных, то есть даже больше, чем по данным последнего опроса 2013 года (67%). Так что бороться с финансовой безграмотностью, как и с бедностью, считающей копейки, придется еще долго и нудно.