председатель правления банка «Викинг» Алексей Устаев- В этом году вашему банку исполнится 25 лет. Какое событие из четвертьвековой истории оказалось для вашего банка самым значимым?

- Это, безусловно, получение 26 августа 1988 года  лицензии на осуществление банковской деятельности. Банк стал первым коммерческим банком, зарегистрированным в России, и вторым в СССР. По сути, мы стали первопроходцами современной банковской системы.

В те годы в стране активно шло зарождение рыночных отношений, был кооперативный бум. Но система была такова, что добросовестный предприниматель, работающий в реальном секторе экономики, получить кредит на пополнение оборотных средств практически не мог. Я в это время руководил кооперативом и знал все эти проблемы не понаслышке. В мае 1988 года вышел закон «О кооперации в СССР», который был призван раскрыть огромные потенциальные возможности кооперации и регламентировал отношения между государством и коммерческими организациями. Пункт 5 статьи 23 закона разрешал союзам или объединениям кооперативов создавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки. Этим правом мы с группой единомышленников – тоже кооператоров – и воспользовались.

- Вы уже тогда имели представление, как банк может приносить доходы?

- Речь тогда шла не о получении прибыли за счет банковской деятельности, а об инструменте, с помощью которого можно было получать необходимые средства на развитие производства. Устав банка был оформлен на одном листе бумаги и получил утверждение у заместителя председателя правления Государственного банка СССР В.С. Захарова.

Вскоре все мы поняли, что управлять банком между делом, разрываясь между ним и своими кооперативами, невозможно. Банк – это учреждение, которому необходимо отдавать всего себя и все держать под контролем, иначе рискуешь потерять все. Мы выбрали банк.

- А какое направление деятельности принесло банку в его истории наибольшую прибыль?

- В истории банка были периоды, когда наибольшую прибыль приносили все виды операций с иностранной валютой и ценными бумагами. Но это было обусловлено скорее не работой самого банка, а общей экономической ситуацией в России в те годы.

Но так как банк в первую очередь является кредитной организацией, то основную долю прибыли приносит, безусловно, кредитование. И нашими основными клиентами являются предприятия реального сектора экономики. Причем в банке «Викинг» полностью изменен подход к организации и регулированию процесса кредитования. Банк отказался от пассивной роли поставщика заемных средств, которому безразличны интересы кредитуемого предприятия и его перспективы, а волнует только возврат заемных средств.

- Чем банк может помочь кредитуемым компаниям?

- В «Викинге» разработана собственная система финансового мониторинга, представляющая собой комплексный многоэтапный процесс анализа, прогнозирования, а иногда и контроля деятельности предприятия-заемщика и реализуемых им проектов, если это необходимо. В результате такого мониторинга происходит выработка мер, стимулирующих предприятие к укреплению рыночных позиций, разработка конкурентных  стратегий и достижение предприятием определенного финансового развития.

- Согласны ли вы с мнением, что рынок операций с наличной валютой обречен?

- Нет, не согласен. Конечно, операции с наличной валютой не приносят уже такой прибыли, как это было раньше. Но и говорить о сворачивании этого рынка нельзя. Операции с наличной валютой существуют во всех странах мира, открытых для посещения туристов. Туристический бизнес в нашей стране также активно развивается, в будущем планируется введение безвизового въезда в Европу. И все это, безусловно, стимулирует и будет стимулировать валютно-обменные операции как неотъемлемую часть современного рынка. Кроме того, наше население, наученное горьким опытом предыдущих кризисов, всегда будет относиться к валюте как к «сберегательному фонду» для своих активов. И в форс-мажорных обстоятельствах актуальность валютно-обменных операций снова вырастет многократно. Но лучше бы этого не происходило, а рынок операций с наличной валютой оставался бы одной из многочисленных финансовых услуг в ряду стандартной банковской линейки.

- Все большее число крупнейших банков приходит на рынок кредитования малого бизнеса. Какие инструменты вы считаете главными в усиливающейся конкурентной борьбе?

- Одним из главных преимуществ в «борьбе» на рынке кредитования малого и среднего бизнеса является возможность банка индивидуально подойти к клиенту. Крупные банки при рассмотрении кредитной заявки пытаются вписать клиента в  готовые кредитные программы. И, если предприятие не подходит по каким-то параметрам, ему отказывают в выдаче кредита. Кроме того, малые предприятия, как правило, не представляют интереса для крупных кредиторов. И здесь в выигрыше оказываются средние и малые банки, которые имеют возможность индивидуально подойти к каждому клиенту.

В региональных банках отсутствует излишняя бюрократичность и формализация. Они лучше знают конъюнктуру местного рынка и непосредственно заемщика, могут видеть потенциал, предложить не только кредитные услуги «проблемному» предприятию, а целый комплекс мер для выхода на качественно новый уровень.

- Несмотря на постоянные декларации о поддержке региональных банков, таковым живется в общем-то «не сладко». Госбанки не дают развернуться. В каких нишах банковского обслуживания, как вы считаете, крупнейшие банки по конкурентным преимуществам всегда будут уступать регионалам?

- Как я уже говорил, это в первую очередь услуги, связанные с кредитованием малого и среднего бизнеса, где региональные банки крепко утвердили за собой статус основного поставщика кредитных ресурсов.

Во-вторых, регионалы прекрасно знают местную специфику, предприятия и население региона, находятся в тесном взаимодействии с органами регионального и муниципального управления, что дает им возможность быстро реагировать на какие-либо политические и экономические изменения и максимально понимать потребности клиентов.

В-третьих, региональные банки компенсируют неравномерное территориальное размещение крупных. Наряду с этим малые и средние банки имеют конкурентное преимущество в ценах на услуги и удобство обслуживания при условии доверия клиентов и вкладчиков. В последнее время наблюдается следующая положительная тенденция – превращение региональщиков в универсальные финансовые учреждения, способные оказывать клиентам полный комплекс банковских, страховых, инвестиционных и иных видов услуг. Я уверен, что региональные банки могут вполне успешно конкурировать с крупными игроками в банковском секторе. И именно они являются фундаментальной составляющей всей банковской системы.

- Не считаете ли вы, что уже в обозримом будущем электронные платежи с мобильных телефонов вытеснят платежи по пластиковым картам?

- Нет, я так не считаю. Инфраструктура платежей с использованием пластиковых карт формировалась на протяжении многих десятилетий. За это время выработано большое количество правил, инструкций, рекомендаций по порядку осуществления таких платежей, их безопасности, способах борьбы с мошенничеством. Но до сих пор большая часть населения с осторожностью относится к расчетам с помощью пластиковых карт, предпочитая использовать наличные денежные средства. Осуществление платежей посредством мобильной связи еще только-только начинает выходить на рынок услуг. Еще предстоит не только провести большую работу по выводу этого способа оплаты на уровень пластиковых карт, но и убедить потребителя не бояться использовать эту услугу. Поэтому о вытеснении пластиковых карт с рынка платежей пока речь не ведется.

- Каким вы представляете банк «Викинг» еще через 25 лет?

- Активно работающим с реальным сектором экономики и финансирующим предприятия малого и среднего бизнеса. И чтобы мы с вами готовили материал под заголовком «Банк «Викинг» – первый коммерческий банк новой России – отмечает полувековой юбилей»…

Петербург.