Таковы результаты опросов, проведенных Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди представителей российских предприятий и организаций.

Стать стажером – все равно что убить двух зайцев одним выстрелом: приходя на стажировку, студент или выпускник вуза одновременно получает ценный опыт и зарабатывает себе на жизнь. А если показать себя толковым и ответственным специалистом, то можно остаться в стажирующей компании на постоянную работу.

За последние два с половиной года количество работодателей, принимающих молодежь на стажировку, возросло с 50% до 55%. Судя по комментариям менеджеров по персоналу, компании часто рассматривают стажировку в качестве аналога испытательного срока, возможности присмотреться к стажеру как к потенциальному сотруднику: «Стажировка длится около недели. За это время можно понять, подходит ли нам сотрудник»; «Стажеры – это кандидаты на работу. Делаем ставку на молодых специалистов!»

Доля компаний, не берущих стажеров, напротив, сократилась с 44% до 36%. HR-менеджеры чаще всего объясняют такую позицию жестким графиком специалистов-наставников. «Дирекция считает, что непроизводительно тратить время основного персонала на обучение стажеров»; «Нам нужны квалифицированные сотрудники»; «Не принято, а было бы иногда правильнее брать», – комментируют опрошенные.

Большинство работодателей, принимающих сотрудников на стажировку, оплачивает их труд, но в меньшем размере, чем труд штатных работников (51%). За последние два года этот показатель не изменился, а вот доля компаний, которые платят стажерам столько же, сколько и основным специалистам, заметно возросла – с 16% до 25%. «Платим нормальную зарплату, если успешно работает», – рассказывают HR-менеджеры.

И, напротив, доля работодателей, которые совсем не платят стажерам, сократилась с 25% до 17%.

Как часто российские компании принимают стажеров? Стажировки все чаще проходят на регулярной основе: если в 2010 году почти половина работодателей (47%) делали это время от времени, то сегодня с такой периодичностью берут стажеров лишь 34%.

В большей части компаний (39%) уже разработаны специальные программы стажировок (два года назад этот показатель составлял 30%). Еще 21% компаний берет стажеров регулярно, но не имеет конкретной программы работы с ними (в 2010 году – 17%). Как и два года назад, большая часть работодателей (42%) подбирает стажеров, публикуя объявления о вакансиях. В четверти случаев (24%) стажеры обращаются на предприятие сами. Количество компаний, подыскивающих стажеров среди студентов вузов и колледжей, заметно увеличилось (с 14% до 20%), а тех, кто берет на стажировку родственников и знакомых сотрудников, напротив, сократилось (с 8% до 3%). Еще 4% компаний используют другие методы подбора стажеров.