Корпоративные вечеринки – замечательная и очень древняя традиция.

Царские бояре собирались за одним столом, пили-гуляли да веселились над проделками придворного шута, изредка старательно и громко хохоча свирепым «шуткам» самого государя. Число блюд, подаваемых гостям, уже тогда исчислялось сотнями.

Корни традиции корпоратива уходят в столь незапамятные времена, в сравнении с которыми пиры за круглым столом рыцарей короля Артура или царские пиры на Руси были только вчера.

Уже в то время на корпоративах строились молниеносные и блестящие карьеры и ломались чьи-то судьбы. А самым невезучим рубили головы после праздника, освобождая места для перспективной молодежи и еще больше подстегивая всеобщее веселье.

Живы эти благородные добрые традиции и в наши дни.

Цари превратились во владельцев и топ-менеджеров компаний, бояре – в благодарных сотрудников. Развлечениям даны заимствованные из чуждых языков солидные названия. Но суть корпоратива вопреки ушедшим эпохам почти что не изменилась.

Все так же корпоратив – своего рода покупка руководителями лояльности своих сотрудников.

Все так же это пир, на котором места за столами приближенные руководителя занимают согласно гласной и негласной иерархии.

Все так же сотрудники кто – по своей воле, а кто – и насильно являются участниками и жертвами всевозможных игр, представлений и розыгрышей.

Отказаться от участия в корпоративе вроде бы и можно, ведь за это в наши дни уже не отрубят голову. Но несмываемое пятно на репутации «отказника» у руководителя компании в большинстве случаев останется.

Корпоративы, проводимые в России крупными зарубежными компаниями и крупными российскими во многом различны. Гнилые демократические подходы, которые «на бумаге» действуют в зарубежных корпорациях, отражаются и в более свободной форме проведения корпоративных вечеринок.

Но именно корпоративы российских компаний с их бесшабашностью и погрузкой последних загулявших сотрудников под утро на такси злым и трезвым персоналом заведения я считаю отражением подлинно российских рабочих традиций!

При всей внешней разнице общий план зимнего корпоратива примерно одинаков.

В самом начале выступает топ-менеджер компании, говоря о немалых достижениях коллектива под его мудрым руководством в уходящем году. Затем следуют тосты, число которых будет различаться в зависимости от традиций компании и числа ее сотрудников. А после вводной части начинаются развлечения, конкурсы, игры и выступления приглашенных или самодеятельных артистов, которые заканчиваются глубоко за полночь.

В банках тоже чтут подобные традиции. А если повезет – то корпоратив превращается в веселый праздник. Руководство поздравляет сотрудников за пару минут, радует выплатой годовой премии и передает все права ведущему вечера. Удачные шутки, приятные артисты и певцы дополняются хорошим праздничным столом. Сотрудники веселятся, танцуют, знакомятся с теми, кого они раньше знали только по телефону или электронной почте.

Конечно, удовольствие от корпоратива зависит во многом от того, насколько хорош коллектив в обычное, «мирное» время. Ведь никому еще не удавалось надолго сплотить сотрудников совместным праздником, если в рабочие будни их отношения напоминают поведение скорпионов в стеклянной банке.

Зато после удачно прошедшего корпоратива ранее чуждых сотрудников связывают подлинные, глубокие совместные переживания – от хороводов и конкурсов до совместного битья стекол в заведении. Недаром говорят, что корпоратив удался, если на следующее утро вы заходите на работу под свист и аплодисменты коллег. Главное – провести вечер и ночь так, чтобы утром не пришлось искать себе новую работу!

Владельцы различных агентств, устраивающих праздники, говорят, что существуют даже составленные современными психологами неписаные правила поведения на корпоративе. Они, кончено, лукавят. Эти правила существовали еще до появления древней Руси, и с тех пор не сильно изменились.

Выполнять подобные рекомендации в духе «не пейте много, не приставайте к коллегам противоположенного пола, осторожнее с начальством и не болтайте лишнего» – себе дороже. Удовольствие от такого корпоратива пропадает почти что совсем, а последователям подобных «добрых советов» на корпоративы ходить, по-моему, вообще противопоказано.

Для тех, кому интересно мнение коллег о корпоративах, компания HeadHunter недавно провела специальный серьезный опрос.

Оказалось, что всего лишь 53% сотрудников идут на корпоратив с удовольствием. Еще 25% идти не хотят, но приходится. А 22% сотрудников на корпоратив идти вообще не хотят – и не идут.

Интересно, что банкиры любят корпоративы больше других профессий – для них соотношение составило 59%, 24% и 17% соответственно.

Основными причинами нежелания идти на корпоратив опрошенные назвали невозможность расслабиться с коллегами и начальством – 37% и нежелание лицезреть пьяные лица коллег – 35%. Еще 25% опрошенных жаль времени на подобную ерунду, а 22% на корпоративах откровенно скучают.

Интересно, что чем демократичнее реальная атмосфера в компании – тем больше ее сотрудников (целых 70%!) с удовольствием идут на корпоратив без всякого принуждения!

Забавно, что по сообщениям прессы регулярные корпоративы проводят даже руководители мировых центробанков! Главы ФРС Соединенных Штатов, центробанков Европы, Англии, Японии, Индии, Китая, Мексики, Бразилии и других стран – всего 18 человек – проводят своеобразный междусобойчик в Базеле каждые 2 месяца.

Разговоры за воскресным ужином ведутся настолько деликатные, что в комнату не допускается даже обслуживающий персонал ресторана. Еще бы! Ведь присутствие на таком своеобразном корпоративе может резко повысить шансы игроков на финансовых и товарных рынках быстро сколотить состояния!

Ну, а в заключение хочу поздравить всех читателей с наступившим Новым Годом и приближающимся Рождеством!

Кстати, если вы вдруг пропустили новогодний корпоратив своего банка или компании – не стоит отчаиваться! Ведь в некоторых банках и компаниях новогодний корпоратив состоится уже после Нового года!

Скорее всего, корпоративы будут проходить на 23 февраля, на 8 марта и на годовщину основания банка, а летом предстоят совместные выезды за город.

Так что у вас еще будет шанс показать себя. И желательно – с хорошей стороны!