— Когда в банке встала задача по автоматизации управления хозяйственной деятельностью, и как выбирался инструмент для ее решения?

— В 2002 году банк открыл проект по комплексной автоматизации задач, условно объединяемых в блок административно-хозяйственной деятельности. Цель проекта — создать в банке комплекс интегрированных между собой информационных систем, способных обеспечить требования банка и предоставить сервисы по их дальнейшей оперативной адаптации как силами банка, так и с привлечением компаний-разработчиков. Выбор информационных систем и поставщиков проводился в рамках открытого конкурса.

— Какие процессы автоматизированы в рамках проекта, почему именно эти процессы, с какой степенью детализации?

— В рамках данного проекта необходимо было выбрать и внедрить информационные системы, которые позволили бы обеспечить в соответствии с требованиями банка автоматизацию задач управления персоналом, расчета заработной платы и учета доходов работников, полную информационную поддержку задач административно-хозяйственной деятельности по управлению всеми ресурсами и расходами (складской, оперативный, бухгалтерский, налоговый учет), а также организовать систему электронного документооборота. По результатам конкурсных процедур для решения вышеуказанных задач, кроме СЭД, банк выбрал информационные системы «БОСС-Кадровик» и «БОСС-Компания».

Задачи управления кадрами, расчетов с персоналом и отчетности по налогам с заработной платы в системе «БОСС-Кадровик» были полностью решены уже к началу 2004 года путем практически самостоятельного внедрения силами собственных IT-специалистов банка.

Автоматизацию складского, оперативного и бухгалтерского учета материальных ценностей и нематериальных активов, бухгалтерского и налогового учета административно-хозяйственных расходов на базе системы «БОСС-Компания» было решено проводить в два этапа. В рамках первого этапа к декабрю 2004 года были успешно автоматизированы складской и оперативный учет материальных ценностей и нематериальных активов. Второй этап предполагал внедрение модулей управления бухгалтерским учетом материальных ценностей и нематериальных активов, бухгалтерским и налоговым учетом административно-хозяйственных расходов. Однако по разным причинам достичь поставленных на тот момент целей второго этапа в полном объеме не удалось, и работы в этом направлении были прекращены.

— Насколько дорабатывался типовой продукт «БОСС-Компания»? Как вы оцениваете удобство графического инструмента формирования бизнес-логики?

— Типовой продукт «БОСС-Компания» всегда являлся фактически «конструктором». Причем достаточно гибким. Естественно, что объем сделанных для банка настроек и доработок был очень значительным. В рамках настройки бизнес-процессов использовался графический интерфейс, его использование удобно, поэтому и в настоящее время в рамках уже сопровождения системы при настройке новых процессов или изменении существующих мы используем данный функционал.

— С какими системами интегрирована «БОСС-Компания», почему именно с ними, и насколько легко было произвести эту интеграцию?

— «БОСС-Компания» интегрирована с системой «БОСС-Кадровик» с помощью встроенного в продукты механизма для получения информации об организационно-штатной структуре. Не могу сказать, что у нас нет претензий к работе интеграционного шлюза, но в целом с задачей он справляется. Самостоятельно реализовывали интеграцию с внутрибанковским корпоративным хранилищем данных для получения, в том числе, информации о курсах валют. Сделали достаточно оперативно.

— Какие бизнес-результаты получены после внедрения системы? Насколько повысились производительность труда, качество учета хозяйственных операций и т.д.?

— На мой взгляд, основные результаты, полученные от внедрения системы «БОСС-Компания», — это возможность систематизации операций ведения складского и оперативного учета, возможность быстрого поиска, а следовательно, и контроля каждого объекта учета и всех операций, выполняемых с ним. Кроме того, формализация отношений между материально-ответственными лицами на уровне правил, установленных внутренними нормативными документами банка и перенесенных в информационную систему в процессе ее настройки, — важный элемент дисциплины всей внутрихозяйственной деятельности.

— Как строится сопровождение системы: ведется ли оно силами банка или силами подрядчика?

— Сопровождение системы выполняется работниками подразделения банка, ответственными за сопровождение и модернизацию автоматизированных систем, фактически без привлечения компании разработчика. Существовавшие у разработчика сервисы по технической поддержке и политике в области версионного сопровождения системы на момент внедрения не отвечали нашим требованиям. Надеюсь, что с передачей всех прав на систему «БОСС-Компания» к новому правообладателю — ЗАО «БОСС. Кадровые системы» — технологии сопровождения этого программного продукта будут выведены вендором на уровень сопровождения системы «БОСС-Кадровик», к которому у банка в настоящее время нет серьезных претензий.