Банки понемногу возвращаются во времена кредитного бума – об этом свидетельствует бурное развитие их территориальных сетей в совокупности с повсеместным упором на «легкий» формат.

Статистика заметно изменилась

Многое изменилось в цифрах статистики за два-три года, которые прошли с момента публикации первых отраслевых обзоров Bankir.Ru, посвященных развитию банковских территориальных сетей. Любопытно сравнить сегодняшние данные с сайта Центробанка и показатели за май 2010 года, который стал первым годом посткризисного восстановления. Можно увидеть, что наряду с количественным сокращением числа кредитных организаций в России, сети банковских подразделений растут. Практически все форматы офисов, за исключением оперкасс, показывают значительный рост за истекший период.

С мая 2010 года по декабрь 2012 года в России:
- открылось более тысячи дополнительных офисов банков, их численность возросла на 1087 до 22918 единиц
- значительно, почти в три раза, выросло число операционных офисов, за истекший период их стало на 4714 больше, а именно 7131 единиц
- заметно изменилось число кредитно-кассовых офисов, их количество выросло на 821 до 2061 единиц
- и только количество операционных касс вне кассового узла сократилось на 2058 до 10203 единиц


Госбанки обновляются

Крупнейшие российские банки – государственные Сбербанк и ВТБ гибко реагируют на требования рынка и предпринимают усилия по обновлению своего имиджа. В глазах потребителей банковских услуг госбанки хотят выглядеть более современными и технологичными, это в первую очередь относится к недавно открытым или обновленным офисам.

Программа переформатирования филиальной сети является одним из крупнейших инфраструктурных проектов Сбербанка. Ее главная цель – создание пространства, где клиентам удобно получать консультации и приобретать банковские продукты. Основными принципами организации подразделений нового формата являются удобное зонирование помещений, организуемых по принципу «открытого пространства»; организация двух основных зон обслуживания: зоны транзакционных операций и зоны консультирования и продаж; предоставление клиентам широкого перечня наиболее востребованных продуктов и услуг по принципу «одного окна». Основные новые форматы офисов Сбербанка – базовое, расширенное и флагманское подразделения. В числе специальных форматов – центр ипотечного кредитования, подразделение по обслуживанию значимых клиентов, мини-офис, офис самообслуживания, центр развития бизнеса.

«Разработка и внедрение новых форматов подразделений – один из ключевых элементов в процессе превращения Сбербанка в сервисную компанию мирового уровня», – отметил заместитель председателя правления Сбербанка России Игорь Артамонов. Если в 2010 году Сбербанк открыл 22 офиса нового формата, то в 2011 году – уже 872. В 2012 году темп реализации программы еще вырос – за этот год Сбербанк переформатировал 1875 отделений.

Сбербанк к концу 2013 года планирует переформатировать до 50–55% своей филиальной сети, по итогам 2012 года будет переформатировано 37% офисов Сбербанка. Ранее предполагалось, что вся филиальная сеть Сбербанка будет переформатирована к 2015 году, однако сейчас менеджмент вносит изменения в «розничное руководство» банка. Для выполнения плана текущего года Сбербанку осталось переформатировать 260 офисов. «Я думаю, мы перевыполним эту задачу, прогноз около 1900 (офисов)», – сказал Игорь Артамонов, отвечая на вопрос журналистов о том, сколько офисов будет переформатировано по итогам текущего года.

«К 2016 году все 8 тыс. филиалов к новому состоянию приведем», – добавил директор дирекции региональной сети Сбербанка Михаил Шевцов.

Результаты реформирования сети впечатляют. «Новые офисы обеспечивают рост объемов  различных операций в 1,5–3 раза, – сообщил Игорь Артамонов. – Люди с удовольствием идут в новые офисы, повышается как удовлетворенность клиентов качеством обслуживания, так и удовлетворенность сотрудников условиями работы».

Сеть офисов продаж ВТБ24 достигла 690 отделений. Всего в течение 2012 года приступили к работе 88 новых точек продаж. Еще 8 отделений переехали в новые помещения, соответствующие всем современным требованиям к банковскому офису. 2012 год был годом уплотнения сети в регионах присутствия. Всего отделения банка работают в 230 городах в 69 регионах. В 2012 году основное количество офисов было открыто в Москве и Московской области (сеть увеличена до 116 отделений), в Петербурге (до 56 отделений), в Нижегородской и Тюменской областях (до 17 отделений), в Республике Башкортостан (до 15 отделений). В 2012 году начат промышленный тираж нового легкого формата отделения для организации продаж и обслуживания зарплатных клиентов на территории предприятий. В течение года открыто 20 офисов такого формата для сотрудников предприятий и партнеров ВТБ24.

«Как и в 2011 году, мы завершили программу развития за месяц до окончания календарного года, – удовлетворен результатами заместитель президента-председателя правления ВТБ24 Вячеслав Воробьев. – Сеть ВТБ24 стала не только больше, но и эффективнее. При росте количества отделений на 15%, эффективность сети растет опережающими темпами. У нас количество кредитов, выданных одним отделением, увеличилось в 1,5 раза. Клиентский поток растет. Под новый год, как обычно, мы видим горячий спрос и серьезный рост клиентского потока. Поэтому считаем правильным завершать годовую программу развития сети за месяц до окончания календарного года, чтобы новые офисы к концу года уже работали и были готовы дать клиентам качественный сервис».

Стратегические инициативы

Представители российских банков рассказали, какую стратегию расширения своих сетей реализовали кредитные организации на протяжении 2012 года.

«Ренессанс Кредит» держался линии поступательного развития, сообщил заместитель председателя правления банка Олег Скворцов. «В 2012 году мы придерживались стратегии умеренного роста дистрибутивной сети с фокусом на повышение операционной эффективности в расчете на каждое отделение и каждого сотрудника, – сообщил Скворцов. – По итогам за 9 месяцев текущего года ключевые показатели операционной эффективности сети «Ренессанс Кредит» значительно увеличились. Так, число операций в расчете на одно отделение выросло на 80%, а количество операций, приходящихся на одного сотрудника – на 64%».

Офис банка «Хоум Кредит».

«В течение всего года мы активно наращивали сеть наших отделений различного формата. За 9 месяцев 2012 года мы увеличили нашу сеть с 1273 до 5963 офисов», – сообщил Денис Гриценко, директор департамента администрирования банковской сети банка «Хоум Кредит».

«В 2012 году в офисной сети банка прошел ряд преобразований, в первую очередь, произошла смена локаций и конвертация филиалов в операционные офисы. В настоящее время в статус операционных офисов переведено 14 филиалов банка. Также мы внедрили и начали развивать «легкие» форматы сети – за год было открыто 37 миниофисов», - подвел итоги года Владимир Дидук, начальник департамента региональной сети банка «Открытие».

Финансовой группой «Лайф» в 2012 году было открыто примерно 200 офисов, в том числе Пробизнесбанк увеличил офисную сеть на 60 отделений. В основном банк открывал представительства в Центральном федеральном округе, Приволжском федеральном округе (прежде всего – в Татарстане и Башкортостане). Об этом рассказал Андрей Филь, вице-президент Пробизнесбанка.

По словам советника председателя правления Мастер-Банка Ольги Бойчаровой, за время работы на рынке банковских услуг банк сформировал широкую сеть филиалов и дополнительных офисов в наиболее экономически активных регионах России, расположенных в Центральном, Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах. На сегодня открыто 10 филиалов Мастер-Банка, не считая головного офиса в Москве, 7 филиалов (порядка 13 отделений) расположены в регионах. Филиалы и офисы банка представлены в Москве и Подмосковье, Петербурге, в Волгоградской, Нижегородской, Омской, Ростовской, Рязанской, Саратовской и Челябинской областях. В 2012 году открылось порядка 12 отделений банка.

Стратегией развития коммерческой сети банка «Кубань Кредит» в уходящем году являлось расширение количества офисов и увеличение присутствия банка в перспективных районах Краснодарского края и Ростова-на-Дону, объяснил начальник отдела развития коммерческой сети банка Алексей Фролов. В качестве перспективной точки развития сети рассматривается город или сельский населенный пункт с потенциалом социально-экономического развития не ниже среднего. Развитие и расширение коммерческой сети банка решает основные стратегические задачи банка – увеличения доли на рынке,  роста  числа клиентов и доходов.

«В 2012 году мы оптимизировали офисную сеть, переведя несколько дополнительных офисов по новым адресам в Петербурге, Новокузнецке, Бузулуке, а также открыв новый офис в  Екатеринбурге», – сказал заместитель председателя правления банка «Агропромкредит» Павел Ильин.

Новый офис Уральского банка реконструкции и развития.

Ключевая стратегия развития Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) подразумевает, что к 2015 году офисная сеть банка составит не меньше 500 отделений по всей стране. Для выполнения поставленной цели используются три подхода. «Первый — это дооткрытие новых офисов в тех городах, где у банка уже имеются действующие отделения с хорошими показателями, но потребительский спрос продолжает расти. Второй подразумевает выход в новые города тех субъектов России, где уже присутствует банк: например, по этой схеме в 2012 году было запущено отделение УБРиР в Салавате (Башкортостан), а в ближайшее время откроется операционный офис в Балаково Саратовской области. Третий подход — это выход в абсолютно новые для банка регионы: так, до конца текущего года мы открываем филиал УБРиР в Петербурге», – сообщил Геннадий Изевлин, руководитель проекта регионального развития УБРиР.

Легкость бытия

Похоже, легкость и мобильность офисов стали сегодня главной тенденцией на рынке, об этом свидетельствуют результаты опроса банкиров. Впрочем, многие банки разумно сочетают открытие «легких» офисов и полноформатных филиалов, а также задействуют новые специализированные форматы при открытии новых подразделений.

К примеру, Росгосстрах Банк в целях повышения качества обслуживания корпоративных клиентов объявил о расширении сети центров обслуживания юридических лиц. С начала декабря их количество увеличилось до 18 точек продаж, включая 7 новых ЦОЮЛ в Белгороде, Воронеже, Ярославле, Волгограде, Самаре, Казани и Томске.

«Мы стараемся быть в тренде ведущих тенденций банковской отрасли. А на сегодня одними из основополагающих принципов ведения бизнеса являются качество сервиса и скорость принятия решений, – сказала директор департамента корпоративного бизнеса Росгосстрах Банка Наталия Блинова. – И если для физического лица первоочередными по важности являются стоимость и оперативность обслуживания при осуществлении стандартных операций, то для корпоративного клиента в приоритете – индивидуальный подход, тщательный анализ и поиск оптимального решения каждой конкретной проблемы».

Для представителей среднего и малого бизнеса и корпоративных клиентов в центрах обслуживания юридических лиц предлагаются услуги кредитования, расчетно-кассового обслуживания, размещения свободных средств, аренда сейфовых ячеек, оформление банковских гарантий, зарплатных проектов, выдача корпоративных банковских карт. Также в отделениях доступно подключение к системам ДБО, конверсионные и документарные операции, операции с безналичными денежными средствами в рублях и иностранной валюте, валютный контроль и др.

«На сегодняшний день в отделениях Росгосстрах Банка обслуживаются более 42 тыс. корпоративных клиентов, поэтому открытие специализированных центров для данной целевой аудитории стало логичным шагом. И первые итоги работы весьма результативны, – отметила Наталия Блинова. – За счет концентрации специалистов по работе с корпоративными клиентами в центрах удалось значительно повысить качество и оперативность обслуживания юридических лиц. Клиенты в рамках единовременного посещения офиса банка получают многопрофильные квалифицированные консультации по всему спектру банковских услуг, без очередей и дополнительных ожиданий».

Промсвязьбанк пошел другим путем, внедряя супероблегченный формат отделения с минимальным количеством сотрудников. «Киоск» – это компактный формат офиса, в котором будут работать два сотрудника. В офисах формата «Киоск» розничные клиенты могут подать заявление на выпуск или перевыпуск дебетовой карты, оформить и получить «Быстрый кредит», подать заявку на любую программу потребительского кредитования, получить консультацию специалиста.

Для клиентов в офисах Промсвязьбанка установлены iPad и iPhone, с помощью которых можно выйти в Интернет, воспользоваться банковскими приложениями PSB-Locator и PSB-Mobile, а также осуществлять самостоятельно часть операций. Интерьер новых офисов разработан британским агентством CampbellRigg, более 20 лет предлагающим дизайнерские решения наиболее успешным европейским компаниям.

«При создании офисного пространства нового формата нашей основной целью было повышение степени комфорта и уровня качества обслуживания розничных клиентов. Офисы легкого формата – это наиболее удобные точки для клиентов. Не может не привлечь внимание современный инновационный дизайн точек, который является уникальным для российского банковского сектора. Мы уверены, что никто не пройдет мимо нашего «Киоска», – комментирует Леонид Бацев, директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка.

Банк «Хоум Кредит» в течение года открывал как офисы стандартного формата, так и мобильные офисы. Их число на 30 сентября составляло 874 и 5089 соответственно. Один из принципов офисной стратегии «Хоум Кредита» – шаговая доступность отделений. Чтобы достичь этой цели, офисы открываются там, где это удобно клиентам. Однако не всегда физически возможно или экономически целесообразно размещать большое банковское отделение, поэтому решение о формате офиса принимается в зависимости от конкретной ситуации. В торговых центрах, магазинах партнеров банк размещает офисы  мобильного формата. Оборудование таких офисов требует меньше затрат, к тому же в случае необходимости их можно довольно легко перенести в другое место.

Банк «Открытие» планирует открыть 165 офисов «легкого формата» в наступающем году.

По мнению Олега Скворцова, при открытии новых офисов необходимо руководствоваться принципом разумного сочетания стандартных отделений и офисов «легкого» формата. «Стандартные отделения – это своего рода базис, они должны быть в городах-миллионниках, где потребность в финансовых услугах особенно высокая. В городах с населением менее 250 тыс. жителей предпочтительно открытие «легких» офисов. «Легкие» форматы могут также дополнить уже действующую сеть в более крупных городах», – считает зампред «Ренессанс Кредита».

«Ренессанс Кредит» определяет формат и степень своего присутствия, исходя из оцениваемого потенциала развития каждого региона и возможных рисков. В своих оценках банк опирается на обзоры и исследования ведущих рейтинговых агентств, а также руководствуется результатами проводимых маркетинговых исследований. Положительным фактором, например, является наличие крупных федеральных торговых сетей. При анализе также принимаются во внимание данные о ресурсах региона, обуславливающие возможность его экономического развития: степень заинтересованности населения в полном перечне услуг банка, факторы конкурентоспособности и т.д., сведения, характеризующие клиентскую базу данного региона, причем как уже имеющуюся, так и потенциальную (вновь привлекаемые клиенты). Кроме того, банкиры смотрят и на историю продаж, и на качество кредитного портфеля. 

 «Мы открываем кредитно-кассовые и операционные офисы. Можно сказать, «среднего» формата площадью около 100 квадратных метров с 10–12 сотрудниками», – сообщил Андрей Филь (Пробизнесбанк, ФГ «Лайф»).

Помимо традиционной формы выхода в регионы – открытия филиала, Мастер-Банк использует дополнительные и мини-офисы, расширяя, таким образом, свое присутствие на региональных финансовых рынках. В большинстве случаев, региональная сеть Мастер-Банка начинается именно с открытия филиала. В дальнейшем, оценивая и анализируя деловую активность населения, банк принимает решение о региональной экспансии путем открытия дополнительных офисов и оперкасс.

Офис банка «Кубань Кредит»

Большинство подразделений банка «Кубань Кредит» являются универсальными  полноформатными подразделениями, осуществляющими комплексное обслуживание физических и юридических лиц. В качестве «легких» подразделений открываются операционные кассы вне кассового узла.  

Выбор формата подразделения УБРиР зависит от результатов оценки места открытия. Если город небольшой, то, как правило, выбирается «легкий» формат, где обслуживаются только физические лица. Если город крупнее, то полноформатный, с обслуживанием юридических лиц. Функционально оба типа отделений — это полноценные банковские офисы, оборудованные кассовыми узлами, с услугами кредитования, сбережения и консалтинга.

Офис банка «Агропромкредит».

Переезд вместо ликвидации

Иногда банкам приходится сталкиваться с необходимостью закрытия своих подразделений. Но, как утверждают банкиры, гораздо предпочтительнее просто поменять место дислокации неэффективной точки.

В 2012 году в рамках переформатирования сети были закрыты 20 офисов банка «Открытие». Основные критерии закрытия – рентабельность того или иного объекта сети, а также его месторасположение.

«В связи с изменением законодательства в части прохождения техосмотра снизились доходы ряда операционных касс, находящихся на территории СТО, ГИБДД. В 2012 году банком принято решение о закрытии ряда операционных касс вне кассового узла. Большинство подразделений банка не столкнулись с данной проблемой, и не требуют проведения мер по повышению рентабельности», – подчеркнул Алексей Фролов («Кубань Кредит»).

«Были прецеденты перемещения: грубо говоря, перенос банковского офиса из одного помещения в другое. Причина — из-за малой площади помещения отделения банка не справлялись с нагрузкой, вызванной возросшим клиентским потоком. В этом году такая ситуация сложилась в Каменск-Уральском, где отделение банка переехало в более просторное офисное помещение», –  вспоминает Геннадий Изевлин (УБРиР). По его словам, до конца года по этой же схеме планируется перенести одно из отделений в Первоуральске, а в первом квартале 2013 года — в Нижней Туре.

Банк «Агропромкредит» офисы также не закрывал, а лишь переводил в более удобное для клиентов и перспективное с точки зрения финансовых показателей место.

Пробизнесбанку в течение года не довелось закрыть ни одно из своих отделений.

На деревню к дедушке

Малые города и сельская местность пока слабо проработаны банками. Между тем здесь сосредоточена часть потенциальных клиентов. Пока что вездесущий Сбербанк забирает себе практически весь этот «пирог», однако банки не прочь отхватить от него свою долю.

Модель сельского филиала предусматривает заменить убыточные офисы Сбербанка передвижными пунктами обслуживания, модульным обслуживанием, либо созданием узловых филиалов, куда по договоренности с администрацией по определенному графику смогут приезжать клиенты из ближайших деревень и совершать там операции. «Продолжаются наши эксперименты с сельским форматом (офисов), которые более просты, чем обычные, они серьезно дешевле – почти пополам, и мы думаем о специальном продуктовом предложении для таких филиалов», – сообщил Игорь Артамонов. Он отметил, что проблема заключается в том, чтобы «сделать то, что сегодня нерентабельно, рентабельным». В планах Сбербанка открыть первые 20 офисов нового формата для сельской местности в следующем году.

«В небольших городах сегодня ощущается слабое проникновение банковских услуг, – с сожалением констатирует Денис Гриценко («Хоум Кредит»). – Часто в маленьком региональном городе расположено всего одно отделение банка, а услуги, которые там предлагаются, недоступны широким слоям населения. Видя такой дефицит, мы приняли решение развивать сеть наших отделений в небольших городах с населением от 30 тыс. человек».

УБРиР развивается в этом направлении – как в регионах присутствия банка, так и в абсолютно новых для себя. «В этом году мы запустили отделения в Реже, Карабаше, Еманжелинске, Воскресенске, Тихвине и Волхове. Нас не сильно волнует статус населенного пункта, мы рассматриваем и города с населением до 100 тыс. человек. Если в этом месте есть потенциал для развития бизнеса, мы там будем», – подчеркнул Геннадий Изевлин.

Банк «Открытие» также осуществляет запуск новых подразделений как в новых городах и регионах, так и в городах присутствия банка. В приоритетном порядке создание более плотной сети в городах присутствия.

Открытие подразделений в средних и малых городах соответствует стратегии развития банка «Кубань Кредит». Так, в 2012 году открыты или готовятся к открытию допофисы в станице Отрадной, селе Успенское,  ОКВКУ в поселке Афипский. В настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по открытию дополнительных офисов банка в Туапсе, Джубге, Темрюке, Лазаревском, станицах Васюринская и Кущевская.

Пробизнесбанк именно в малых и средних городах открывает большинство своих отделений, в банке подтвердили заинтересованность к такому продвижению.

«Ренессанс Кредит» заинтересован в расширении регионов присутствия – через отделения и точки продаж, а также в увеличении продаж банковских продуктов за счет привлечения большего количества клиентов. «Однако при выборе города присутствия мы ориентируемся не только на численность населения – используется комплексный подход к оценке каждого города с учетом значительного количества факторов для дальнейшего повышения операционной эффективности сети. Если говорить про сельскую местность и города с населением менее 50 тыс. человек, то мы пока не готовы к экспансии туда, но внимательно изучаем их, тем более, что в некоторых таких населенных пунктах мы представлены ПОСами с целевыми кредитами», – замечает Олег Скворцов.

Поправка на ветер

Если одни банки во всех регионах присутствия продвигают унифицированные продукты, то другие – гибко корректируют предлагаемый спектр услуг с учетом специфики региона. К примеру, у каждого регионального отделения Мастер-Банка есть собственная тарифная политика, согласованная с головным офисом. А у Пробизнесбанка наоборот – все продукты и услуги едины по всей стране.

«Мы придерживаемся общей стратегии развития и управления сетью банковских офисов по всей России. Однако на местах менеджеры принимают решения в соответствии с региональной спецификой», – сообщил Денис Гриценко (Банк Хоум Кредит).

«Есть специфические банковские продукты, например, сейфовые ячейки, которые просто нерационально предоставлять в ряде дополнительных офисов. Речь, в первую очередь, про офисы, расположенные в мелких городах, – там клиенты ими просто не пользуются. А вот в крупных городах, напротив, это очень востребованная услуга, и, планируя открытие нового офиса, мы заранее думаем об этом», – поделился опытом Павел Ильин («Агропромкредит»). Поэтому, например, в недавно открытом дополнительном офисе «Венский дом» в Екатеринбурге депозитарий планировался изначально. Это большой, перспективный регион, с активно развивающимся бизнесом, где офис расположен в самом центре города. Банкир уверен, что это будет очень востребованная услуга.

«Корректировка работы территориальных подразделений производится с наступлением курортного сезона в ряде  дополнительных офисов, находящихся в соответствующих населенных пунктах», – описал специфику работы на юге России Алексей Фролов («Кубань Кредит»).

«Каждый регион присутствия индивидуален, поэтому работа по привлечению клиентов в подразделениях строится с учетом специфики региона (выбор каналов привлечения, сфер деятельности клиентов и предложения разных банковских продуктов с учетом характеристик этой деятельности, возрастной категории, финансовой грамотности и т.д.). То, что эффективно в одном регионе, может не работать в другом, – резюмировал Олег Скворцов. – Поэтому территориальные подразделения «Ренессанс Кредит» ориентируются прежде всего на потребности каждого клиента. Но при этом, как и любая серьезная розничная структура, мы все же опираемся на стандарты и системный подход, поэтому гибкость при региональных стратегиях развития находится в рамках нашей модели».

Купить или снять?

В этом вопросе мнения расходятся – одни банки предпочитают покупать помещения для своих офисов, другие арендуют, третьи используют обе эти возможности.

УБРиР в основном арендует помещения. «В тех случаях, когда показатели работы отделения именно в этом конкретном месте нас удовлетворяют, мы готовы приступить к переговорам о покупке помещения», - отметил Геннадий Изевлин.

Банк «Агропромкредит» использует смешанный подход – часть помещений находится у банка в собственности, другая часть арендуется.

«Кубань Кредит» предпочитает приобретение помещений в собственность для размещения универсальных полноформатных подразделения банка. Размещение «легких» подразделений, как правило, осуществляется в арендованных помещениях.

«Открытие» и Пробизнесбанк придерживаются тактики аренды офисов.

«Чаще всего наши помещения арендуются, поскольку мы предпочитаем вкладывать средства в развитие кредитования, а не в покупку недвижимости», – объяснил Денис Гриценко («Хоум Кредит»).

«В большинстве случаев экономически целесообразно арендовать помещения под офисы, открывая их в наиболее оживленных частях города: около станций метро, крупных транспортных узлов, на «первой линии» домов», – рассказала Ольга Бойчарова (Мастер-Банк).

Планы на будущее

В целом, подводя итоги, можно отметить – банки с оптимизмом оценивают ситуацию в среднесрочной перспективе. Планы по развитию территориальных сетей у многих кредитных организаций расписаны на несколько лет вперед.

На 2013 год банком «Кубань Кредит» запланировано открытие 12 офисов в Краснодаре,  Ростове-на-Дону, Туапсе, Кущевской, Темрюке, Кореновске, Курганинске, Сочи, Джубге, и др. К 2016 году коммерческая сеть банка будет состоять из 170 внутренних структурных подразделений: 72 дополнительных офисов, 94 операционных касс вне кассового узла, трех операционных офисов.

В 2013 году УБРиР планирует запустить не менее 140 новых офисов, чтобы до конца следующего года довести их количество минимум до 400. Одним из наиболее приоритетных регионов развития банка в следующем году станут северные города России: Ханты-Мансийск, Ноябрьск, Сургут, Нефтеюганск, Новый Уренгой.

В 2013 году Мастер-Банк планирует расширять свои услуги в регионах присутствия, путем открытия новых многофункциональных дополнительных офисов. Только в Москве и Московской области  планируется открыть 15 отделений.

В рамках диверсификации структуры сети дистрибуции и в целях улучшения клиентского сервиса «Ренессанс Кредит» планирует увеличить как число стандартных отделений, предоставляющих полный перечень банковских продуктов и услуг, так и офисов «легкого» формата, открытие которых не предполагает больших капитальных вложений. Кроме того, все больше ПОСов будут продавать более широкий набор продуктов. Это позволит банку быть еще ближе к клиентам, предлагать свои услуги там, где им удобнее их получать, а также оперативно консультировать потребителей по всем вопросам, связанным с оформлением продуктов «Ренессанс Кредит».

Что определяет решение об открытии офиса?
Геннадий Изевлин (УБРиР):
«Если речь идет о выборе региона, то предварительно мы оцениваем экономическую ситуацию, анализируем спрос и потребности населения, оцениваем возможности дальнейшего развития, перспективу. Выбирая непосредственно помещение для запуска своего офиса, мы всегда учитываем такие факторы, как: местоположение объекта, район города, наличие крупных транспортных узлов, проходимость. Также мы принимаем в расчет, комфортно ли будет нашим клиентам посещать данное отделение банка».
Павел Ильин (Агропромкредит):

«Прежде всего, это показатели кредитного и депозитного портфелей в имеющихся региональных подразделениях банка. Если наблюдается резкий рост объемов выдачи и привлечения, а вместе с ним и значительное увеличение клиентского потока,  нагрузки на текущие офисы, рассматривается возможность открытия дополнительного подразделения. Но окончательное решение принимается по итогам оценки финансовых перспектив от работы новой точки».
Алексей Фролов («Кубань Кредит»):
«Основным фактором, определяющим необходимость открытия нового подразделения, является социально-экономическое развитие района обслуживания и перспективы его развития. Исходя из предложений бизнес-подразделений банка, определяются доходы и расходы на открытие ВСП. На основании данных об окупаемости нового подразделения принимается решение об открытии».
Ольга Бойчарова (Мастер-Банк):

«Согласно принятой концепции развития филиальной сети Мастер-Банк продолжает расширять присутствие в экономически активных регионах России. Безусловно, основополагающим фактором здесь является экономический потенциал региона. Очевиден и тот факт, что юридические лица стараются работать именно с банками, обладающими развитой филиальной сетью, так как это просто, быстро и удобно».
Андрей Филь (Пробизнесбанк, ФГ Лайф):

«Мы стараемся открывать офисы во всех городах с населением от 20 тыс. человек. Кроме того, можем открыть новый офис в крупном городе, где уже есть наши офисы, если они перестают справляться с выросшим потоком клиентов».