В середине декабря правительство обнародует основную часть мер новой реформы пенсионной системы.

Напомню – прошлая реформа началась 10 лет назад. И, судя по растущему из года в год дефициту средств в Пенсионном фонде, успешно провалилась.

Проведенный социологами фонда «Общественное мнение» опрос показал – о начинающейся реформе осведомлены лишь 15% россиян. А 42% вообще впервые услышали о ней от самих социологов!

И это правильно! Меньше знаешь – крепче спишь.

Недаром Пенсионный фонд прекратил рассылку по почте «писем счастья»! Зачем лишний раз напоминать россиянам о каких-то там деньгах на счетах и доходности от их инвестирования. Чем меньше привлекать внимания к этому вопросу – тем лучше. А кому очень интересно – пусть сам обратится в Пенсионный фонд и все узнает.

Но россияне все прекрасно понимают. По опросу портала Superjob, лишь 17% посетителей портала планируют жить на государственную пенсию.

Напомню основные известные сейчас черты начинающейся с января 2013 года пенсионной реформы.

Решено, что досрочно выходящих на пенсию должно стать меньше. Сегодня каждая третья пенсия назначается досрочно. Для врачей, учителей и творческих работников предложено поэтапное повышение пенсионного возраста одновременно  с уровнем зарплат. А вот про подобные меры в отношении военных и полиции что-то пока не слышно.

Второй мерой является поэтапное повышение с 2013 года взносов в пенсионный фонд тех работодателей, чьи работники заняты на вредных и опасных производствах. В результате владельцам подобных производств придется или платить больше взносов, чтобы компенсировать затраты государства на досрочную пенсию своих работников, или улучшать условия труда.

Третьей мерой является введение новой пенсионной формулы, по которой будет рассчитана будущая пенсия. Пока предложенные варианты формулы сводились к необходимости иметь трудовой стаж 30–35 лет, чтобы получать пенсию в размере 40% от средней зарплаты в стране.

Именно в этой «тайной формуле» россиян с зарплатами выше средней и должны поджидать самые неприятные сюрпризы.

Четвертая мера – повышение минимальных отчислений уже с 2013 года в пенсионный фонд для самозанятых – индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов. Если о платежеспособности нотариусов беспокоиться не стоит, то в небольших городах увеличение минимальных отчислений с 1 тыс. рублей до 2,7 тыс. рублей в месяц для мелких предпринимателей будет ощутимо.

Правительство хотело увеличивать минимальный взнос в пенсионный фонд самозанятых еще в 2014 и 2015 году, доведя его до 50 тыс. рублей в год. Но самозанятые смогли пока отбиться от подкравшегося к ним  «пенсионного счастья».

Пятая мера – «страховой маневр» имеет самое прямое отношение к финансовым рынкам. Речь идет о манипуляциях с накопительной частью пенсии. Буквально на днях из множества вариантов принят один.

Всем россиянам, которые хотят продолжить перечисление 6% отчислений в накопительную часть пенсии, нужно будет в 2013 году написать об этом заявление или успеть перевести накопительную часть своей пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Пока это сделали 20% россиян. И многие из них – только под давлением работодателя.

«Молчунам» с 2014 года отчисления в накопительную часть пенсии будут автоматически сокращены до 2%.

Отказ от накопительной части пенсии будет выгоден для малооплачиваемых россиян.

А вот для работников сферы бизнеса и финансов, как и для всех россиян, у которых доходы выше среднероссийских, эта мера приведет к уравниловке при расчете будущей пенсии. Напомню – сейчас вышедшие на пенсию в девяностых годах руководитель завода и вахтер с заводской проходной получают практически одинаковую пенсию.

Фактический перевод большинства россиян из накопительной системы имеет и идеологическую подоплеку. Его сторонники заявляют, что накопительная часть пенсии стремительно обесценивается.

За последние 8 лет средняя доходность их инвестирования составила 6,5% у Внешэкономбанка и 8% – у частных управляющих компаний. За этот же срок средняя инфляция составила 10,1%, а среднегодовой темп роста ВВП в номинальном исчислении – 20%. Выходит, экономика страны растет быстрее доходности инвестиций, оттого и пенсии тех, кто поставит на распределительную систему, будут выше?

Но ведь никто не гарантирует дальнейший рост ВВП подобными темпами! А если уж у Пенсионного фонда при названных темпах роста нарастают проблемы, то что будет при ухудшении состояния экономики и продолжении старения населения?

Отказываясь от присутствия «длинных» пенсионных денег на финансовых рынках, фактически признается бесперспективность их развития и бесполезность долгосрочных инвестиций.

Собственно, россияне прекрасно понимают, что с развитием финансовых рынков в стране дела обстоят, мягко говоря, неидеально. По итогам упомянутого выше опроса портала Superjob, идет быстрое снижение числа россиян, которые планируют в старости жить на собственные сбережения – с 33% в 2009 году до 17% в нынешнем.

Для тех же, кто еще надеется отложить сбережения на старость, тоже возможны неприятные сюрпризы.

Обсуждается отмена части налоговых вычетов при инвестиционных операциях с недвижимостью. Не за горами и изменение правил налогообложения  недвижимого имущества. Не секрет, что в России рынок недвижимости – один из немногих, которые обеспечивают если не доход от инвестиций, то хотя бы их относительную сохранность за время проведения бесконечных экономических реформ.

Впрочем, и инвесторов на финансовых рынках могут поджидать неожиданности.

Интересен поднятый недавно министром финансов России Антоном Силуановым вопрос об уравнивании налогообложения процентных доходов физлиц с депозитов и от владения акциями и облигациями.

Понятно, что четкой идеи у государства пока нет. Но сам подход наводит на размышления. Например, по какой ставке будут облагаться полученные доходы, какая конкретная сумма дохода в год от финансовых операций будет показателем «богатства» россиянина, и как вообще государство будет получать сводную информацию о такого рода доходах.

При таком подходе на появление массового частного инвестора в России можно не рассчитывать еще очень долго. Намеченная реформа пенсионной системы в ее нынешнем виде также скорее не будет способствовать и росту числа грамотных в финансовом отношении россиян. А уж качество работы негосударственных пенсионных фондов и их возможности делать выгодные инвестиции – тема для отдельного непростого разговора.

Безусловно, после начала пенсионной реформы налогообложением доходов немногочисленных уцелевших пока состоятельных инвесторов на финансовых рынках и на рынке недвижимости нужно заняться вплотную! Ведь других сколько-нибудь заметных инвесторов, по сути, нет, и их появление в ближайшие годы не предвидится. С кого же еще государству тогда собирать налоги?