Высказанные на минувшей неделе идеи премьер-министра относительно того, как победить аварийность на российских дорогах, вызвали живейший отклик в стране.

Напомню, что премьер заявил, что штраф за проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости в Москве и Петербурге надо сделать в 500 тыс. рублей, в прочих городах страны – до 250 тыс. рублей. Пьяных водителей премьер предложил сажать в тюрьму минимум на пять лет.

Пользуясь арсеналом сильных призывов российских властей, можно было бы еще предложить «мочить их в сортире», но это вряд ли выполнимо: по статистике, количеством общественных туалетов Москва и Петербург пока уступают стандартам Древнего Рима, не говоря уже о более современных сравнениях.

Автор этих строк является ярым сторонником ужесточения штрафов, но названные цифры вгоняют в оторопь. Хотя… радует представление руководителя российского правительства об уровне жизни сограждан. Годовой доход средней семьи в качестве штрафа (причем не за ДТП, а за нарушение, которое могло бы к нему привести) – это сильный ход. Однако многие не оценили решительные рецепты премьер-министра и посоветовали заняться профилактикой ДТП, а не взиманием мегаштрафов, которые, скорее всего, обернутся лишь мегавзятками.

Другая сторона медали. Только что опубликованы данные опроса портала Работа@Mail.Ru. Выяснилось, что каждый пятый россиянин готов переспать с рекрутером ради желанной работы (9% женщин и 29% мужчин). Осмелюсь предположить, что под понятием «желанность» этой работы подразумевается прежде всего зарплата: трудно поверить, что переспать наши соотечественники готовы исключительно из творческих побуждений и истинного призвания к той или иной профессии.

Как связаны эти два факта – про ДТП и про «переспать»? На мой взгляд, они отлично иллюстрируют расхожую мысль: каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет. И действительно, поверишь, что удержать нацию проституток от нарушений дорожного движения можно исключительно унтер-офицерскими методами.

Но более любопытен тут другой момент – ключ к решению всех проблем в России видят, как правило, исключительно в деньгах.

Идея решить проблему безопасности дорожного движения исключительно через деньги до боли напоминает суть государственной политики обеспечения устойчивости банковской системы. Побольше штрафов – побоятся нарушать. Побольше резервов и повыше уровень достаточности капитала – не смогут превышать скорость кредитного движения и «заезжать за разделительную полосу».

Что-то в этой логике не хватает. В случае с дорогами – четкости разметки, удобных развязок, просторных парковок. В случае с банками… много чего.

Очевидно одно: и в том, и в любом случае штрафов и запретов для решения проблемы не хватит. Будет лишь вспоминаться набившая оскомину фраза про две беды России – дураков и дороги. И – про дураков, которые эти дороги прокладывают и патрулируют.

Впрочем, это так, что называется, музыкой навеяло. Год подходит к концу. Возможно, вместе с ним – время кризиса и порожденных им смущения и неуверенности. И крайне хочется, чтобы в новом году мы начали искать способы решения тех или иных вопросов не в деньгах, а в том, что и как мы делаем и обустраиваем – будь то банки или дороги.

Рискну вызвать упрек в натяжке, но примерно та же ментальная проблема – с бюджетами страны. В бюджете России, в недавно принятом бюджете Москвы – опять заметное место занимают отчисления в резервный фонд. И опять возникает все тот же изъян логики. Извечная боязнь «разогреть рынок» и истовая вера, что деньги – главный ключ ко всему, правительство будет копить в закромах родины суммы, которую будут проедены за несколько месяцев очередного кризиса. Вместо того, чтобы инвестировать в инфраструктуру, в развитие.

Для того, чтобы получить что-то, деньги – не главный и, тем более, не единственный путь. Остается надеяться, что со временем поймем.