Осенью 2012 года настроения на рынке труда кардинальным образом отличаются от тех, что царили еще полгода назад. Кризиса больше никто не ждет, поскольку его «купировали» синхронные действия правительств развитых стран, но и надеяться на процветание или быстрый рост не приходится. В сложившейся ситуации компании-работодатели, хоть и лишены панических настроений, но весьма серьезно настроены на сокращение издержек, что требует приведения в соответствие предложений и зарплатных ожиданий соискателей. Об особенностях найма в условиях замедляющегося развития экономики, перспективах поколения Y в меняющемся мире и приключениях финансовых консультантов в России шла речь на 4-й конференции «Рынок труда в финансовой сфере».

Организаторами конференции стали агентство Bankir.Ru, Финансовый университет при Правительстве РФ, Ассоциация региональных банков России, журнал «Банки и деловой мир», Национальная ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов. Информационные партнеры конференции – портал Superjob.ru, журнал «Банковское обозрение»

4-я конференция «Рынок труда в финансовой сфере», 16 ноября 2012
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Практика и теория как инь и янь

главный редактор Banki.Ru и вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт
Главный редактор Bankir.Ru и вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Открывал мероприятие главный редактор Bankir.Ru и вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт. По мнению эксперта, после общей тенденции на сокращение банковских кадров, которая продолжается и в настоящее время, в посткризисном развитии стало осознаваться профессиональным сообществом несколько проблем. Во-первых, резко усилилось требование к качеству и подготовке банковских сотрудников. «Если в период «кредитного бума» общий рост «жирного» рынка микшировал эту проблему, то сегодня мы видим, что банки не довольны разрывом между теоретическими знаниями и уровнем практических навыков выпускников, а сама подготовка персонала воспринимается в контексте сокращения расходов, оптимизации банковского бизнеса и, таким образом, вопрос, по сути, стал финансовым», – заявил Ян Арт. Во-вторых, посткризисное развитие резко повысило спрос на риск-менеджеров – специалистов, которые были до 2008 года «в загоне». Определенный дефицит возник и в сфере IT-кадров. В-третьих, интересные изменения произошли в области сбора задолженности. Если раньше в коллекторские агентства на работу брали исключительно специалистов, ранее работавших в правоохранительных органах, то сегодня на смену жестким способам работы с должниками приходят иные, более технологичные, инструменты работы.

Вице-президент Ассоциации региональных банков России Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России Георгий Медведев
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Вице-президент Ассоциации региональных банков России Георгий Медведев отметил, что сегодня финансовый рынок труда испытывает на себе последствия масштабных изменений в банковской отрасли. Продолжается сокращение количества кредитно-финансовых организаций в нашей стране, активно идут процессы слияния и поглощения, и при этом работодатели сегодня требуют высоких профессиональных знаний от специалистов, чего не может пока обеспечить сфера образования. При найме на работу молодых кадров возникает другая дилемма: у таких сотрудников, как правило, недостаточно опыта. Некоторые кредитные организации стремятся самостоятельно решить эту проблему. В частности, на базе Банковского колледжа Сбербанка был создан «Компетент-банк», куда были частично переданы функции материнской организации.

Подобный проект направлен на то, чтобы устранить разрыв между практикой и теорией в банковском деле. Большинство же стажеров, которых привлекают банки сегодня, работают на холодных звонках в отделах продаж, что не дает никаких возможностей повышения квалификации для молодого специалиста. Инвестиционные банки готовы брать молодежь с математическими знаниями, чтобы они помогали в расчетах некоторых моделей в финансовой сфере, но это скорее исключение, а не правило.

Сегодня рынок образования переполнен различными образовательными учреждениями, которые создают краткосрочные и среднесрочные программы и вручают сертификаты и дипломы, не признаваемые работодателями. К примеру, даже диплом по окончании курсов Российской экономической академии «Финансовый риск-менеджмент», продолжительностью в 200 часов, не впечатляет банкиров.

Стандартная нехватка

Как и на предыдущей, весенней конференции, высокопоставленный гость отметил, что в настоящий момент не ведется никаких исследований по нормам труда на одного банковского специалиста. Каждая кредитная организация видит нормативы по-своему. Министерство труда продекларировало, что оно намерено выработать профессиональные стандарты для специалистов в сфере реального производства. Но финансовая отрасль не подвергается пока подобной системной работе. По мнению эксперта, сегодня нужно создавать независимые подходы к оценке персонала.

Снижение издержек в банковской работе, по мнению Георгия Медведева, лежит в сфере высокой специализации. Он привел в пример исследование, проведенное на базе анализа кадровой структуры ГМК «Норильский никель» десятилетней давности. Уже тогда результаты работы показали, что специализация снижает издержки производства на 20–25%.

Помимо повышения специализации, система управления также должна меняться. В настоящий момент службы по персоналу не несут никакой реальной ответственности за финансовый результат компании: они просто являются вспомогательным подразделением организации. Но в реальности от уровня компетенции этих специалистов как раз и зависит ситуация в банке. Сегодня служба по персоналу из вспомогательного отделения кредитно-финансовых учреждений становится все более значимым управлением в организации. Профессиональные качества специалистов являются ключом к конкурентному преимуществу компании на рынке, подчеркнул аналитик.

Отзывчивое образование

директор по дополнительному профессиональному образованию Финансового университета при Правительстве РФ Олег Кузнецов
Директор по дополнительному профессиональному образованию Финансового университета при Правительстве РФ Олег Кузнецов
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Следующим с докладом выступил директор по дополнительному профессиональному образованию Финансового университета при Правительстве РФ Олег Кузнецов. Он отметил изменения, которые идут в образовательной системе в целом. Процесс слияния вузов, запущенный правительством некоторое время назад, привел к тому, что у Финансового университета сегодня уже 44 филиала по всей России, порядка 100 тыс. слушателей и 3 тыс. квалифицированных преподавателей. Университет понимает запросы рынка, а также потребности студентов, поэтому участвует в развитии карьеры своих выпускников. Во внутренней структуре этого образовательного учреждения появился директор по персоналу и Центр трудоустройства и развития карьеры.

Одной из причин «разрыва» между теоретической подготовкой выпускников и практическими требованиями банков Олег Кузнецов назвал проблемы в структурировании должностных функций в финансовом секторе: позиции специалистов с одинаковыми названиями в разных банках могут иметь различную структуру деятельности. Изменения обязательно затронут эту область и приведут в соответствие требования реальности, времени и подготовки кадров. В качестве примера позитивных сдвигов спикер привел модернизацию кадровой работы в Министерстве труда: сегодня идет активный обмен персоналом между бизнесом и госслужбой. В результате выигрывают обе сферы деятельности: в официальных учреждениях лучше понимают потребности реального сектора, а на предприятиях знают, как работают в госорганах. Главным критерием работы даже в официальных учреждениях становится не стаж или опыт, а профессиональная компетенция.

Сокращая дистанцию

Руководитель Центра развития института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ Марина Малышева
Руководитель Центра развития института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ Марина Малышева
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Руководитель Центра развития института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ Марина Малышева в своем выступлении подчеркнула, что система дополнительного профобразования как раз призвана устранить «зазор» между теоретическим общим образованием и практической финансовой деятельностью. Но говорить о качественных краткосрочных программах можно только в случае, когда речь идет о курсах длительностью от 200 часов. Сегодня вузы пытаются найти точки «соприкосновения» между бизнесом и сообществом: в частности, глубокая специализация проводится на пятом курсе для выпускающихся студентов. Кроме того, предлагаются и дополнительные программы, такие, как «Анализ и оценка кредитоспособности заемщика (МСБ): принципы, особенности, минимизация рисков, нормативное регулирование» или «Управление маркетингом» в рамках «НИМА-Маркетинг А» – совместной программы кафедры «Маркетинг», Российской Ассоциации Маркетинга и Нидерландским Институтом Маркетинга – и многие другие. На сегодняшний день слушатели имеют возможность получить не только традиционное очное образование, но и пройти курс дистанционно. Ресурсы Финансового университета при Правительстве РФ позволяют создавать и корпоративные курсы под конкретные запросы организаций. А возможности дистанционных образовательных технологий открывают широкое поле применения для компаний с обширной филиальной сетью. Эксперт уверена, что формы Интернет-обучения ждет большое будущее.

Это утверждение подверглось критике со стороны вице-президента Национального платежного совета Тимура Аитова. Он напомнил о минусах дистанционного обучения – сложностях контроля за вниманием учащихся и за качеством усвоения нового материала. Кроме того, в такой форме обучения априори невозможно развитие целого ряда важных психологических качеств, например, лидерства.

Олег Кузнецов отчасти признал справедливость отмеченных минусов дистанционного обучения. Но он также подчеркнул, что технологии постоянно развиваются и со временем можно будет виртуально контролировать и присутствие учеников в классе, и их успеваемость в режиме реального времени. Другого пути, кроме как развитие и совершенствование существующих способов обучения, у рынка образования, в том числе дистанционного, просто нет. Слишком большое количество желающих обучаться в огромной стране, поэтому надо направить свои усилия на совершенствование дистанционных технологий и методов работы с аудиторией, а не отказываться от них.

Карьерная Ривьера

начальник управления развития карьеры и сотрудничества с работодателями Финансового университета при Правительстве РФ Ирина Охтова
Начальник управления развития карьеры и сотрудничества с работодателями Финансового университета при Правительстве РФ Ирина Охтова
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

После разъяснения всех вопросов выступила начальник управления развития карьеры и сотрудничества с работодателями Финансового университета при Правительстве РФ Ирина Охтова. Сегодня почти все учебные заведения стремятся участвовать в развитии карьеры своих выпускников. В настоящий момент официальная структура Финуниверситета сотрудничает более чем с 800 партнерами-работодателями, свыше 200 карьерных мероприятий проводится в вузе. На день карьеры обычно приходит больше 1 тыс. клиентов. Ирина Охтова представила результаты сравнительного исследования профессиональных ожиданий выпускников в России и 27 странах Европы. Как показали расчеты, удовлетворенность обучением у студентов Финансового университета выше, чем аналогичный показатель в Европе и выше, чем в среднем по России – до 70%. Ожидаемая среднегодовая зарплата у выпускников разных стран совпадает и сегодня она равна $18 тыс.

После окончания учебы хотят покинуть страну 27% дипломированных специалистов во всех государствах – эта цифра также мало отличается. Главным приоритетом для всех респондентов при выборе работы является тезис «Работать там, где есть лучшие шансы». Отслеживали и количество резюме, которые нужно отослать, чтобы найти свое первое место работы. По Европе этот показатель равен 26 резюме, по России 12,7, а в Финуниверситете он находится где-то на уровне 3–5. На первой работе люди планируют оставаться чуть больше трех лет.

Сейчас по инициативе центра хотят внедрить дисциплину по планированию карьеры в учебный план вуза. Каждый студент, который будет заканчивать Финуниверситет, сможет выходить в мир с портфолио достижений. Создается школа карьерного успеха.

Уравнение с Y

вице-президент Национального платежного совета Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета Тимур Аитов
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Следующим взял слово вице-президент Национального платежного совета Тимур Аитов. Он выступил с ярким докладом «Молодой задор или опыт: каким быть фронт-офису банка». По мнению эксперта, выбор персонала – это вопрос эффективности бизнеса. Фронт-офис любого кредитного учреждения – это место, где клиент сталкивается с финансовой организацией лицом к лицу. Именно здесь создается реальный имидж банка. 60% затрат на работу любого филиала финансовой организации составляет зарплата персонала. Следовательно, эффективность работы сотрудников напрямую влияет на прибыльность бизнеса. Омоложение фронт-офиса – один из ключевых трендов сегодняшнего рынка. Однако происходит это на фоне потери общей компетенции, что недопустимо для хорошего банка.

Клиенту важны доходы, проценты, комиссии, а не миловидные девушки, способные только улыбаться, стоя при входе в отделение. И если банк хочет быть эффективным, то привлекать клиентов нужно условиями сотрудничества, а не моделями в рекламе. И в этом свете молодежь, возможно, не лучший выбор для работы во фронт-офисе, сделал вывод Аитов.

Старший консультант агентства «Контакт» Елена Романова
Старший консультант агентства «Контакт» Елена Романова
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Старший консультант агентства «Контакт» Елена Романова рассказала об особенностях найма людей поколения Y. Для молодежи важны такие качества, как быстрый результат, они стремятся к неформальному стилю в одежде и общении, находятся во власти «философии бренда» – то есть ориентируются на престижность работы. Работать с ними консервативным организациям нелегко, поскольку людям открытым и творческим приходится ставить конкретные задачи и отслеживать их исполнение, чтобы не пострадала эффективность бизнеса.

В настоящий момент только 48 банков из ТОП-100 готовы брать молодых специалистов на работу. Из них 18 кредитных учреждений хотят набирать кадры не только на позиции в Call-центре или менеджерами по продажам. Для привлечения молодежи на работу нужно усиливать контакт с вузами, активно публиковаться в соцсетях, сотрудничать с центрами планирования карьеры и активно присутствовать на ярмарках вакансий.

Лоскутная Россия

заместитель директора Банковского института НИУ ВШЭ Александр Пушко
Заместитель директора Банковского института НИУ ВШЭ Александр Пушко
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Интересным докладчиком оказался заместитель директора Банковского института НИУ ВШЭ Александр Пушко. Свой рассказ он начал с констатации одного факта: финансовый рынок России представляет собой лоскутное одеяло – он разный в зависимости от региона. По доступности финансовых услуг наша страна занимает 92 место в мире. Крайняя неравномерность распределения точек доступа к финансовым услугам характерна для всей страны. По данным Банка России за 1 июля 2012 года, на долю 20 регионов (таких, как Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и область, Краснодарский край, Республика Татарстан и т.д.) приходится 57% банковских учреждений. Особенно сильно в исследовании подчеркнут высокий уровень концентрации транзакций: в Москве совершается около 56% всех операций.

И напротив, на долю 20 регионов (таких, как Чечня, Ингушетия, Калмыкия, Чукотский автономный округ и т.д.) приходится 5% банковских учреждений. В результате, около 60 млн. человек не имеют доступа к финансовым услугам.

На рынок труда в финансовой сфере существенное влияние оказывает размер банковского бизнеса и специализация. На банки ЦФО приходится до 90% операций с ценными бумагами и векселями. А их доля в активах – 18,8%. В связи с этим ситуация упирается в проблему развития филиалов.

Среди драйверов роста спикер назвал происходящие изменения структуры пользователей: в возрасте 20–44 года в развитых странах очень скоро будет проживать менее 2 млрд. населения планеты. Городских жителей к 2020 году будет 51% населения земли. Также будет происходить и трансформация самого банковского бизнеса. В качестве примеров уже сейчас можно назвать «Fidorbank», совмещающий в себе возможности социальной сети, и так называемый «Банк 2.0» Бретта Кинга. Кроме того, по мнению спикера, для дальнейшего развития финансовых услуг нужно совершенствовать и методы управления, а также проводить оценку компетентности высшего руководящего состава крупных кредитных организаций.

Константа для финконсультанта

директор Института финансового планирования и вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования и вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров Евгения Блискавка
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Директор Института финансового планирования и вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров Евгения Блискавка в своем докладе затронула актуальную в последнее время инновацию – появление личных финансовых консультантов. Действительно, сегодня персональные планы для клиентов создаются в Сбербанке, ВТБ24, Райффайзенбанке, Альфа-банке, Промсвязьбанке, Номос-банке и многих других кредитных организациях. Зарождающийся российский рынок финансового консультирования спикер предложила сравнить с европейским. В странах Старого Света, как оказалось, у финансовых консультантов должно быть высшее экономическое или математическое образование, они должны постоянно проходить курсы повышения квалификации, хорошо знать финансовые продукты, владеть навыками продаж. У таких специалистов должен быть собственный опыт в сфере предпринимательства, они должны знать основы психологии и обладать необходимыми коммуникационными навыками. Финансовые консультанты в Европе ориентированы на выявление потребностей клиента и построение долгосрочных доверительных отношений, стремятся соблюдать границы профессиональных отношений с заказчиками в рамках кодекса этики и обычаев делового оборота. У 50% финансовых советников в мире 15-летний опыт работы, 30% обладают 5–10-летним опытом. В 70% случаев это мужчины. Их возраст составляет либо 40–75 лет (50%) или 30–40 лет (25%). Больше всего финансовых консультантов в Великобритании (60%), странах Бенилюкса (50%), а также Италии и Германии (20%).

На этом фоне реальность России полностью отличается от европейской практики. В нашей стране более 60% финансовых консультантов не имеют высшего профильного образования, а также не имеют специальных знаний и навыков по финансовому планированию и консультированию. Более 80% финансовых советников (особенно в рамках клиентских служб банков) находятся в возрасте от 18–23 лет и не несут личной ответственности за данные советы. Более 70% не обладают знаниями по базовым финансовым расчетам, не понимают возможностей современных финансовых услуг и особенностей их применения. В заключение своего доклада Евгения Блискавка призвала банки уделить этой проблеме пристальное внимание, поскольку персональный финансовый план – мощный инструмент воздействия на потребителя, в том числе стимулирующий лояльность и поддерживающий репутацию в глазах клиентов. Именно поэтому крайне важно его корректное использование.

Специалисты по IT и долгам нужны рынку

Старший консультант отдела «Банки и финансовые услуги» международной компании Michael Page Тамерлан Ларионов
Старший консультант отдела «Банки и финансовые услуги» международной компании Michael Page Тамерлан Ларионов

Старший консультант отдела «Банки и финансовые услуги» международной компании Michael Page Тамерлан Ларионов попытался убедить собравшихся, что 2012 год был скорее рынком соискателя, чем работодателя. Особенный дефицит ощутили такие сферы, как управление рисками, операционный блок и IT, также требовались специалисты по продуктовому развитию в банках. Сложности при работе с банками в процессе подбора персонала заключаются в жестких формальных требованиях к кандидатам, длительном процессе отбора и неэффективной внутренней коммуникации в кредитных организациях.

Руководитель группы подбора персонала кадрового центра (КЦ) «ЮНИТИ» Вера Анисцына рассказала об особенностях подбора специалистов IT-сферы. В последние два года до 70% заказов в портфеле КЦ – это заказы от банков. Дефицит IT-специалистов сегодня – это не только российская проблема. Высокий спрос на них ощущается во всех развитых странах. Единственные государства, где этих проблем нет – это Индия и Бразилия. Индия не только обеспечивает полностью услугами IT-специалистов все свои компании и банки, но и экспортирует кадры в другие страны. Специалист по подбору персонала КЦ «ЮНИТИ» Александр Абакумов в этой связи отметил, что дефицит IT- специалистов – это не тренд сегодняшнего времени. Нехватка технологических кадров начала ощущаться с 2000-х годов, и по последним прогнозам к 2015 году по всей экономике России дефицит будет равен примерно 320 тыс. специалистов. И банковский сектор, как один из наиболее требовательных, ощутит это в полной мере. Вариантами решения надвигающихся проблем может стать обращение к рынку труда СНГ – в Белоруссии и Казахстане можно найти персонал достаточно высокого уровня. Необходимо расширять сотрудничество с вузами и создавать с ними совместные программы стажировки.

Руководитель группы подбора персонала кадрового центра (КЦ) «ЮНИТИ» Вера Анисцына, Специалист по подбору персонала КЦ «ЮНИТИ» Александр Абакумов
Руководитель группы подбора персонала кадрового центра (КЦ) «ЮНИТИ» Вера Анисцына
Специалист по подбору персонала КЦ «ЮНИТИ» Александр Абакумов
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru
Генеральный директор Центра ЮСБ и руководитель отраслевого отделения коллекторских агентств ФМОС «Деловая Россия» Александр Федоров
Генеральный директор Центра ЮСБ и руководитель отраслевого отделения коллекторских агентств ФМОС «Деловая Россия» Александр Федоров
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Генеральный директор Центра ЮСБ и руководитель отраслевого отделения коллекторских агентств ФМОС «Деловая Россия» Александр Федоров сообщил о том, что сегодня в сфере сбора задолженности в России работает порядка 200 тыс. человек. Проблем с кадрами в этой области много, поскольку сегодня нет единого стандарта даже в рамках сообщества, в том числе и потому, что нет правильных и качественных учебных центров. С 2012 года в Академии Правосудия запущена специальная программа по подготовке специалистов по работе с судами и со службой судебных приставов. Но этого мало. Спикер обратился к присутствующим представителям образовательной сферы и призвал их к сотрудничеству для создания качественных курсов подготовки персонала для коллекторской отрасли.

Общая картина

Старший аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Дарья Шурыгина
Старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru Дарья Шурыгина
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru Дарья Шурыгина рассказала о том, каким был кадровый рынок банковской сферы в нынешнем году. По наблюдениям, сделанным на основе работы портала, прирост зарплатных предложений с января 2012 в IT оказался равен 15,5%, в строительстве – 9,8%, в маркетинге – 7,5%, в кадровых службах – 6,1%, в банковском деле – 5,9%. В среднем по банковской сфере соотношение предложения и спроса составляет 3,8 резюме на 1 вакансию. Ожидается, что в декабре 2013 года уровень зарплатных предложений будет на 14,8% выше, чем в октябре 2012. Но для банковской сферы этот показатель составляет лишь 10%.

По оценкам начальника Кадрового Сервиса Bankir.Ru Владимира Веснина, рынок труда в банковской сфере начинает меняться.

начальник Кадрового Сервиса Bankir.Ru Владимир Веснин
Начальник Кадрового Сервиса Bankir.Ru Владимир Веснин
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Согласно проведенным исследованиям портала, сегодня банкиры считают, что для повышения качества банковского бизнеса необходим  эффективный риск-менеджмент (34%) и усиление качества управления (42%). Соискатели сегодня мотивированы уровнем оплаты труда (79%), интересным содержанием работы (60%), возможностью обучения за счет работодателя, карьерным и личностным ростом (47%), должностными полномочиями (42%), графиком работы (23%) и престижностью компании (23%). Исходя из приведенных цифр, легко понять, что уровень оплаты труда и интересное содержание работы – важнейшие стимулы для соискателя сегодня. По прогнозам специалиста, в ближайшем будущем произойдет высвобождение персонала среднего класса в регионах в связи с сокращением количества банков и оптимизацией сетей.

главный редактор журнала «Банки и деловой мир» Людмила Коваленко
Главный редактор журнала «Банки и деловой мир» Людмила Коваленко
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

В заключение конференции выступила главный редактор журнала «Банки и деловой мир» Людмила Коваленко. Она подвела итог заседанию, отметив, что на сегодня особенно волнующими проблемами для работодателей по-прежнему являются текучесть кадров и профессионализм кандидатов. На предыдущей конференции эксперт уже поднимала проблему мотивации труда, как фундаментальную для современного поколения молодых людей. Работодатели, в свою очередь, не заинтересованы делать из компании филиал детского сада. Однако большинство проблем в области качества труда возникает как раз потому, что людям не для чего работать. Мотивация является ключевой проблемой XXI века, по мнению Коваленко, и ее еще предстоит решать нынешнему поколению.


4-я конференция «Рынок труда в финансовой сфере», 16 ноября 2012 4-я конференция «Рынок труда в финансовой сфере», 16 ноября 2012
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

4-я конференция «Рынок труда в финансовой сфере», 16 ноября 2012
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Презентации:

1. Малышева Марина-Институт краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ- «Роль дистанционных образовательных технологий в развитии корпоративного обучения»
2. Пушко Александр-Высшая школа экономики- «Современное состояние рынка труда в банковской сфере России: накопление дисбалансов и рост  противоречий»
3. Веснин Владимир-Bankir.Ru- «Изменения востребованностей на рынке труда в банковской сфере»
4. Блискавка Евгения-Институт финансового планирования- «Практика подготовки эффективных финансовых консультантов: опыт Европы и России»
5. Романова Елена-Агентство «Контакт»- «Особенности рекрутмента молодых специалистов в банковской сфере»
6. Шурыгина Дарья-Superjob.ru- «Кадровый рынок банковской сферы: каким был 2012 год?»
7. Ларионов Тамерлан-Michael Page- «Рынок труда в банковском секторе 2012 года - рынок кандидата или рынок работодателя»


Полный фотоотчет с этого события вы можете увидеть и приобрести в Фотобанке Bankir.Ru.