Владимир Веснин, начальник Кадрового Сервиса Bankir.RuВладимир Веснин, начальник Кадрового Сервиса Bankir.Ru

Судя по результатам нашего опроса « Осень – время поиска работы?», знак вопроса после этой вроде бы аксиомы более чем уместен. Интернета на рынке труда стало больше, а вот инициативы – меньше. Поясню оба тезиса, оперируя мнениями наших респондентов.

По сравнению с данными прошлого года, «работные» порталы в рейтинге соискателя прибавили очень заметно – 85% желающих найти или сменить работу сейчас сидят именно там. Их легко вычислить: при приближении начальства они шустро закрывают некие вкладки и смотрят на руководителя преданными и честными глазами ренегата.

При этом в прошлом году мы отмечали рост числа самостоятельных обращений в интересующие соискателей компании – почти 61% респондентов предпочитал предлагать себя активно. Финансовый год явно сработал в роли холодного душа: этот способ поиска работы потерял 10%, уступив не только доскам вакансий, но и «коллегам, друзьям и родственникам», взявшим «социально значимый порог» в 50% опрошенных.

Учтем и данные, приведенные мной в предыдущей колонке – результаты масштабного опроса рекрутингового агентства Kelly Services. Напомним: в 2011 году 87% его участников были трудоустроены, но при этом 72% заявляли, что заинтересованы в новой работе. В августе–сентябре 2012 года из 90% работающих респондентов шустро закрывали некие вкладки и смотрели честными глазами уже только 62%. Снова 10% вниз.

Вот вам и «осень – время поиска работы». Вернувшийся из отпуска нынче присмирел и успокоился: пункт опроса «Собираетесь ли вы искать работу в новом деловом сезоне?» с октября прошлого года потерял 4%. Амбиции, ясное дело, никуда не делись, так что просматривает наш герой «интересные варианты на всякий случай» (почти 25% против 15% в 2011 году) да поругивает на форумах кадровые агентства – их эффективность в глазах соискателя упала за год на 6%.

На что же, в случае «интересных вариантов», рассчитывает соискатель? Главным преимуществом, уверенно растущим в рейтинге соискательских ценностей, оказался профессиональный опыт – для 81% опрошенных против 70% в 2011 году. Логичней некуда – быть может, вот они, те самые 10%, что самостоятельно обращались к вожделенным работодателям и услышали бессмертное «Пойди-ка послужи»? Рано звать карету, юноши...

При этом офисный народ явно учится ценить харизму и личное обаяние – почти 62% против прошлогоднего 51%. Заметно охлаждение веры в диплом – образование назвали своим главным преимуществом почти на 4% меньше респондентов, чем год назад.

Рынок труда в банковской сфере явно взрослеет. После «волн» 2007–2008 годов он уже во многом доказал свою гибкость и адаптивность. Но, судя по динамике некоторых его показателей за два последних года – доказывать предстоит вновь, причем в условиях слабо предсказуемого финансового климата.

В общем, праздник кадрового урожая в этом году проходит скромно. Может быть, осень стали воспринимать как преддверие холодов не только в буквальном, но и переносном смысле? Если так, то нам предстоит оценить, не первый ли это листопад «десятилетия потерь», о котором так долго говорили кадровики. Тогда, действительно, зима близко.