Дмитрий Гаврилов, директор департамента «SaaS и Облачные решения» компании «Диасофт»Дмитрий Гаврилов, директор департамента «SaaS и Облачные решения» компании «Диасофт»

На протяжении ряда последних лет вокруг «облачных» вычислений очень много шумихи. Кто-то считает данные технологии некой силой, которая в корне изменит ИТ и станет мощным двигателем инноваций. Другие говорят об этом, как о мимолетной причуде, всего лишь одной из форм модели аутсорсинга. Как это бывает в большинстве случаев, подобные заключения находятся где-то посередине между реальностью и вымыслом.

Все наиболее крупные игроки рынка, такие как IBM, HP, Microsoft, Cisco, Oracle, EMC и др., не скупятся на инвестиции в «облака». Их примеру следуют более мелкие компании, подтягиваются и новые участники рынка: Amazon.com, Google, VMWare, Salesforce.com, телекоммуникационные компании и поставщики сервисов (AT&T, Verizon, Comcast, TimeWarner и т.п.).

Определение термина

С тех пор, как тема «облачных» вычислений стала популярной, появилось довольно много определений этого термина, зачастую конфликтующих между собой. В этой ситуации важно дать четкое и в то же время наиболее полное определение рассматриваемой технологии.

«Облачные» вычисления – это новая парадигма доставки ИТ конечному потребителю, в которой присутствует динамичное масштабирование и пул стандартизированных ресурсов, предоставляемых в виде наборов сервисов или «как сервис» (as a Service).

Данное определение включает три базовых элемента.

  1. Динамичное масштабирование и пул ресурсов. Основная идея, которая отличает «облачные» вычисления от других форм вычислений, состоит в том, что объем используемых вычислительных ресурсов может быть как увеличен, так и сокращен. Это происходит «эластично» в соответствии с нуждами конечного потребителя. Для поставщика «облачного» сервиса эта «эластичность» может быть обеспечена экономично, с использованием пула ресурсов для обслуживания определенного числа заказчиков.
  2. Ресурсы, поставляемые «как сервис». «Облачные» вычисления абстрагируют лежащие в основе базовые технологии и операции от конечного пользователя, предоставляя доступ к различному набору вычислительных ресурсов как к сервисам, нежели как к продуктам.
  3. Стандартизация ресурсов. Вопросы стандартизации играют в парадигме «облачных» вычислений ключевую роль. Именно стандартизация позволяет формировать пул ресурсов, который обеспечивает динамичное масштабирование. Именно стандартизация позволяет реализовать модель доставки вычислительного ресурса в качестве сервиса, обеспечивая его повторное использование и существенно снижая издержки на ИТ- инфраструктуру. Таким образом, данный элемент является ключевым фактором экономии и конкурентного преимущества конечного бизнес-потребителя.

В настоящее время говорят о существовании, как минимум, трех основных сервисных моделей, на которых стоит сосредоточить внимание.

  1. Инфраструктура как сервис (Infrastructure as a Service, IaaS). В этой сервисной модели ключевые вычислительные ресурсы представляют собой системы для вычислений и обработки данных, системы хранения, сетевую инфраструктуру. Потребители инфраструктуры как сервиса (IaaS) могут устанавливать и запускать различное программное обеспечение, включая операционные системы и бизнес-приложения. Пользователь не имеет возможности управлять ими и контролировать слой, лежащий «ниже» выделенной ему инфраструктуры. Но он сам контролирует все системы, которые работают «поверх» выделенной инфраструктуры (операционные системы, бизнес-приложения и т.п.). Примером инфраструктуры IaaS является IBM SmartCloud Enterprise, Amazon EC2 и т.п.
  2. Платформа как сервис (Platform as a Service). В этой сервисной модели компания-поставщик предоставляет некую платформу, которая используется для разработки, тестирования или развертывания решения как сервиса для конечного потребителя. Пользователи такой платформы могут использовать различные языки программирования, компоненты для развертывания приложений «поверх» «облачной» инфраструктуры. Примером таких компонентов могут служить сервера приложений, базы данных, средства интеграции, а примером подобных сервисов – такие предложения как Microsoft Windows Azure, Force.com (Salesforce.com).
  3. Приложение как сервис (Software as a Servcie, SaaS). В этой модели приложения доставляются как сервисы. Ответственность за установку и обслуживание программного обеспечения лежит, как правило, на поставщике SaaS-приложения, а не на конечном пользователе. Примером подобных сервисов могут служить такие предложения как CRM Salesforce.com, Google Docs, Microsoft Office 365, Zoho, SAP CRM on Demand, Diasoft FA# Cloud Edition, Diasoft Flextera Cloud Edition и т.п.

Приложение как сервис (SaaS) обычно рассматривают как альтернативу доминирующей уже несколько десятилетий модели локальной установки программного обеспечения на площадке заказчика. И в этом плане у SaaS есть несколько ключевых отличий, связанных с использованием различных видов аутсорсинга (аппаратных средств, ПО и услуг) и переходом от приобретения продуктов в постоянное пользование к схеме определенной модели аренды – с оплатой в зависимости от конкретно используемых ресурсов (модель оплаты по требованию). Такая модель оплаты у различных производителей может иметь несколько вариантов, и наиболее распространенными в последние годы являются Pay as You Go и On Demand licenses.

Когда потребитель «подписывается» на потребление, например, приложения по SaaS-схеме, по сложившейся уже международной практике он оплачивает ежемесячную подписку на доступ к приложению. По сравнению с традиционной лицензией на программное обеспечение этот вариант оплаты имеет преимущество, так как периодические ежемесячные расходы легче включить в бюджет, чем большие одноразовые платежи, требующие зачастую формирования инвестиционного фонда, особенно когда речь идет об установке сложных бизнес-решений. Кроме того, использование SaaS-решений – это возможность существенной экономии времени и бюджетов уже на стадии внедрения, за счет стандартизации предоставляемого сервиса. Кроме того, можно отменить или изменить свою подписку в любое время, не теряя большую часть начальных инвестиций. В большинстве случаев практика SaaS-платежей базируется на измерении величины утилизации ресурсов, величины фактического их потребления, а не на каких-то долгосрочных обязательствах, связанных с прогнозируемым объемом бизнеса в будущем. Существует возможность в любой момент как увеличить, так и снизить объем потребляемых ресурсов – соразмерно нуждам бизнеса. Особенно это важно в проектах, связанных с новым бизнесом, или в условиях нестабильной экономической ситуации на рынке.

Перспективы для малых и средних банков

Преимущества «облачных» технологий для малых и средних по размеру бизнеса банков можно объяснить с точки зрения двух перспектив.

Первая, ключевая перспектива – «облачные» технологии позволяют малым и средним банкам получить доступ к технологиям (инфраструктуре, платформе и программному обеспечению), которые в традиционных условиях потребовали бы достаточно сложной ИT-поддержки. Например, даже малые компании вынуждены иметь знания и экспертизу для каждодневного управления серверами и системами хранения, для того чтобы поддержать свою коммерческую деятельность, используя сложные прикладные решения. Используя инфраструктуру и приложения в «облаке» (IaaS и SaaS), эти компании могут не беспокоиться о деталях инсталляции, запуска инфраструктуры или о сложных пакетах программного обеспечения. Вместо этого они, подписав контракт на потребление нужных ресурсов как сервисов, дополнительно получают более высокий уровень сервиса (Service Level), нежели тот, что был им доступен в традиционном подходе. Тут речь идет прежде всего о надежности и производительности решений, а это напрямую связано с обеспечением непрерывности бизнеса и снижением операционных рисков. Говоря кратко, усиление «облачных» решений в сервис-ориентированной манере позволяет конечным потребителям сфокусироваться на более важных аспектах бизнеса: «облачная» технология становится элементарным, простым активом, поддерживающим бизнес компании.

Вторая перспектива связана с финансами. Для многих малых и средних потребителей возможность отдать большую порцию (или все) ИT компании в «облако» ведет к существенной экономии.

По оценке McKinsey & Company, малый и средний бизнес может получить экономию в 20–25 процентов от использования приложения как сервиса, по сравнению с использованием традиционной модели ИT. В свою очередь оценки «Диасофт», выполненные с привлечением клиентов компании, говорят о том, что малый банк может получить в пятилетней перспективе экономию в размере 30–40 процентов. На рисунке приведены результаты расчёта стоимости владения SaaS-приложением, выполненного в интересах одного из клиентов компании.

Цифры убедительно показывают, что основа экономии – в снижении уровня вовлечённости специалистов банка и поставщика в рутинные, повторяющиеся работы по развертыванию, настройке и сопровождению бизнес-решения. Все, что можно автоматизировать, должно быть автоматизировано, а доля «ручного» труда сведена к минимуму.

О стандартизации моделей ведения бизнеса в эпоху «облачных» вычислений

Применительно к SaaS-схеме нельзя не упомянуть о создании типовых, эталонных бизнес-моделей, сфокусированных на удовлетворении нужд подавляющего числа конечных бизнес-потребителей. Необходимо отметить, что повторное использование типовых, эталонных моделей вполне подходит для банковской, финансовой системы – как в России, так и во многих развитых странах. Объясняется это, в первую очередь, тем, что существующий бизнес достаточно высоко формализован и интегрирован на международном уровне, на уровне глобальной экономики. Все это заставляет использовать похожие, типовые модели ведения бизнеса – что называется, говорить на одном языке, подчиняться схожим правилам.

Выявление типовых бизнес-процессов и формирование типовых моделей (в международной терминологии используется термин Reference Model) выгодно как конечному бизнес-потребителю, так и поставщику бизнес-решения. Что же получает каждая из сторон? В чем выгода поставщика? Поставщик имеет возможность существенно снизить издержки, связанные с поддержкой сформированного решения. Ведь функциональное развитие продукта, например, в связи с изменением законодательства, ведется в интересах группы конечных бизнес-потребителей, а не какого-то одного, конкретного заказчика. Вполне объяснимо, что, так или иначе, поставщик решения переносит свои расходы на стоимость конечного продукта. И тут тоже понятно, что полное включение себестоимости разработки того или иного бизнес-решения в цену одной конкретной поставки существенно увеличивает его стоимость, что, естественно, невыгодно конечному бизнес-потребителю. Кроме того, увеличивающееся число решений, которые необходимо поддержать, влечет за собой рост издержек, и поставщик вынужден переложить расходы на конечных бизнес-потребителей. Таким образом, вопрос стандартизации, в том числе в части создания типовых, эталонных моделей, является ключевым, можно сказать, жизнеопределяющим, в деле создания, потребления и развития «облачных» сервисов.

В парадигме «облачных» вычислений компания «Диасофт» считает крайне необходимым предоставление решений по SaaS-схеме, инкапсулирующих в себе готовые, так называемые, типовые, эталонные модели. Таким образом, финансовая организация, приобретая доступ к некоему бизнес-приложению, получает набор программного обеспечения, над которым надо еще поработать, прежде чем использовать его для достижения целей бизнеса, – заказчик получает в свое распоряжение готовую модель ведения бизнеса. В такой модели учтены лучшие практики наших клиентов. В этой ситуации, как дополнительный бонус, появляется возможность существенной экономии на внедрении, запуске и последующем сопровождении уже готовых, типовых моделей ведения бизнеса. Существенно снижаются и риски, связанные с обеспечением непрерывности бизнеса и изменением законодательства (мы ведь помним, что типовая модель существует в интересах множества конечных потребителей).

Надо сказать, что подобные модели компания «Диасофт» хорошо проработала, и они уже сейчас доступны для бизнес-потребителей. Пример одной из типовых моделей, подготовленных компанией «Диасофт», развернут в «облаке», в том числе и для ознакомительного использования заинтересованными специалистами банков и небанковских организаций. Запросить доступ можно по адресу cloud@diasoft.ru.