В рамках форум « Банки России – XXI век» прошли «круглые столы» по банковским рискам и технологиям банковского бизнеса, где обсуждались инструменты поддержки устойчивости кредитных организаций и развития бизнеса. Сегодня Bankir.Ru предлагает вашему вниманию основные итоги этих «круглых столов».

Риски: «недокапитализированность банков скоро станет тормозом кредитования»

На «круглом столе», посвященном риск-менеджменту, заместитель председателя комитета Госдумы России по финансовому рынку Юрий Исаев рассказал о законопроектах, направленных на повышение устойчивости банковской системы.

Это, прежде всего, внесенный правительством в августе этого года законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О Центральном банке». Две основные новеллы в этом законопроекте таковы.

Первая: Банк России наделяется правом ограничивать на постоянной основе банкам величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада. Эта мера должна позволить регулировать риски банков, которые ведут неоправданно агрессивную политику на рынке частных вкладов. Обязательным условием применения данной меры должна быть максимальная прозрачность действия регулятора, а также учет рыночных стратегий отдельных банков, иначе прямое применение этого закона может быть воспринято как запрет конкуренции.

Второе нововведение – расширение перечня банков, в которые Банк России вправе назначить уполномоченных представителей. Предлагается, чтобы представители ЦБ направлялись в 100 крупнейших банков страны, а также в банки, которые сконцентрировали более 5% вкладов в отдельном субъекте России.

Законопроект предусматривает сокращение полномочий комиссаров ЦБ, направляемых в банки. За ними остается функция по получению информации, по вопросам кредитования, гарантии, управления активами и пассивами и право участия в заседаниях органов управления без права голоса. Законопроект исключает обязанность банка предварительно согласовывать с представителями ЦБ целый ряд операций и сделок.

Второй законопроект касается введения консолидированного надзора. Он внесен правительством в марте прошлого года и принят Госдумой в первом чтении. Цель законопроекта – решить проблему концентрации на бизнесе собственников банков.

Законопроект вводит три новеллы: обязательный норматив, устанавливающий максимальный размер риска на кредитование связанных лиц; определяет подходы к формированию групп связанных заемщиков; определяет подходы к банковским холдингам, банковским группам, лицам, контролирующим банки.

«Важным моментом этого закона является то, что он позволит нам наконец сформулировать, что же такое мотивированное суждение Банка России, потому что мы спорим об этом уже не первый год», – подчеркнул Юрий Исаев.

Третий законопроект об увеличении срока предоставления обеспеченных кредитов Банка России кредитным организациям до трех лет ждет первого чтения в Госдуме.

«Эта инициатива банковского сообщества заслуживает поддержки и, прежде всего, по причине того, что она направлена на решение сегодняшней обсуждаемой темы – это повышение устойчивости кредитных организаций», – отметил Юрий Исаев.

На что делать ставку, управляя розничными рисками – на математическое моделирование или на профессиональное суждение, рассказал директор департамента контроля и рисков банка «Петрокоммерц» Евгений Гончаренко.

«Это в какой-то степени конфликт – бухгалтер или риск-офицер. Бухгалтерия оценивает риски стандартизованным подходом и будет оценивать дальше, но у бухгалтера и у риск-офицера разный функционал. Бухгалтер оценивает текущий уровень риска, а риск-менеджер – это не просто математик. Он обязан выбрать правильную модель, сформулировать профессиональное суждение об уровне риска и дать предложение по управлению риском», – отметил Евгений Гончаренко.

На его взгляд, построения только одной математической модели недостаточно, необходимо понимать, как она встроена в бизнес, и как проверять границы ее применимости и актуальности.

Начальник финансового департамента коммерческого банка «Образование» Дмитрий Масановец рассказал о потенциальных рисках банковской системы при вступлении в ВТО.

Банковская система России защищена благодаря запрету на открытие филиалов иностранных банков на территории России. Но это не ограждает от косвенных рисков. Изменение уровня пошлин может сказаться на качестве кредитных портфелей банков, выдававших кредиты без учета вступления в ВТО, а такой стихийный риск, как безработица, ударит по розничному кредитованию, которое сейчас развивается ударными темпами.

Дмитрий Масановец обратил внимание, что стандарты Базеля III ниже, чем требования, которые в настоящий момент определены 110 инструкцией ЦБ, и высказал пожелание, чтобы регулятор при разработке новых требований к банкам учитывал мировой опыт.

Директор Департамента правого обеспечения банка «Хоум Кредит» Александр Гонтаренко рассказал о правовых рисках, возникающих в связи с принятием судами противоречивых решений по спорам между банками и заемщиками.

В отсутствие закона о потребительском кредитовании суды принимают решение, исходя из принципа, что заемщик является слабой стороной договора и требует особой правовой защиты. Такая позиция судов увеличивала риски банков, так как требовала корректировок условий клиентских договоров, что приводило к снижению доходов и репутационным рискам.

Больше всего противоречивых судебных решений было принято по спорам о комиссиях, договорной подсудности и уступки прав требований по кредитным договорам.

Для исключения потенциальных рисков необходимо улучшать финансовую грамотность потребителей и регуляторов, перевести в правовую плоскость принцип о слабости заемщика в отношениях с банком и принять закон о потребительском кредите, обсуждение которого продолжается уже более шести лет. «Принятие закона поставит точку в этих продолжающихся спорах и устранит правовую неопределенность и риски банков», – подвел итог выступления Александр Гонтаренко.

Аналитик Управления рынков капитала Дойче Банка Дмитрий Аксаков рассказал о взаимодействии глобальных международных банков с российскими кредитными организациями.

Сотрудничество с российскими кредитными организациями Дойче Банк ведет по трем основным направлениям: финансирование, инвестирование и стратегическое консультирование. Финансирование российских банков осуществляется через участие в синдицированных кредитах и кредитовании краткосрочных сделок РЕПО на основе акций и облигаций. Юристы Дойче Банка вместе с юристами Ассоциации региональных банков и разработали документацию для сделок синдицированного кредитования по российскому праву. Эта работа откроет двери для участия в сделках синдицированного кредитования более широкому кругу российских банков.

Кроме этого, Дойче Банк выступает консультантом в сфере привлечения средств на рынках капитала, размещения облигаций, акций и, в том числе, такого сложного инструмента, как субординированные облигации, которые позволяют банкам увеличить свой капитал. Для хеджирования рисков обменных курсов и риска процентных ставок в валюте Дойче Банк предоставляет валютно-процентные свопы, стоимость которых зачастую дешевле, чем у российских контрагентов.

Генеральный директор страховой компании АИЖК, председатель совета директоров АРИЖК Андрей Языков построил свое выступление на полемике с предыдущими докладчиками «круглого стола».

Он начал с того, что заемщик в ипотеке – это слабое звено, так как соотношение размера кредита и ежемесячных доходов домохозяйства – это 1 к 50, и заемщик никогда единовременный долг не вернет. «И как только у заемщиков возникает дефолт, банк сразу же вышвыривает его из своего жилья. Банки активно злоупотребляли своим правом сильного в 2008 году», – отметил Андрей Языков. Поэтому правительство очень активно вмешалось в ситуацию на рынке ипотечного кредитования. Центральный банк поддержал понятие реструктуризации ипотечного долга, разрешив реструктурировать ссуды до шести миллионов и учитывать их в портфелях однородных ссуд.

Он напомнил, что в российской ипотеке до кризиса превалировал американский подход, когда на росте рынка недвижимости оценивалась только недвижимость, а не качество заемщика.

Языков предостерег банкиров от учета «серых» доходов заемщика. Статистика обращений в АРИЖК показала, что основная масса обратившихся за помощью граждан потеряла именно «серые» доходы. Средний платежный доход в ипотеке 40%, соответственно, лишаясь хотя бы части доходов, заемщик неизбежно оказывается в дефолте. Статистика кризиса показала, что 80% заемщиков испытывали временные трудности, по окончании кризиса они успешно вернулись к обслуживанию своих обязательств.

«Хочу всем банкирам напомнить, что ипотека – это долгосрочное обязательство, средний срок кредита – 15 лет. Если брать другую статистику, средний срок работы на одном месте пять лет и средний срок поиска работы пять месяцев, то получается, что в течение срока жизни кредита пару раз заемщик точно окажется в ситуации на грани дефолта. Поэтому дайте заемщику пережить временные финансовые сложности, и он восстановится», – считает Андрей Языков.

На его взгляд, недокапитализированность банков скоро станет тормозом для развития кредитования, так как, согласно статистике ЦБ, 46% банков имеют уровень капитала ниже 12%. В ипотеке путь остановки кредитования уже просматривается: выросли требования к качеству заемщиков и ставки. Если в прошлом году нижняя ставка была 11,7, то сейчас уже 12,2.

Снижать риски можно двумя инструментами: секьюритизацией, предложив этот риск фондовому рынку; и страхованием финансовых рисков.

Исходя из опыта АРИЖК, параметр «платеж/доход, который нигде не учитывается» – ключевой для ипотечного кредитования. Потому что доля дохода, которую ежемесячно тратит заемщик на обслуживание кредита, колоссальна. Если этот параметр выше 45% – это уже непосильно для заемщика. Причем эта формула работает и для больших кредитов. «Кто привык много зарабатывать, привык много тратить и редко может отказаться от своих привычных расходов», – пояснил Андрей Языков и обратил внимание еще на один важный момент: вероятность дефолта заемщика резко вырастает при соотношении «кредит/залог» больше 80%.

Он привел статистику АИЖК, которое на 15-летнем горизонте отследило 200 тыс. кредитов, моделируя их в разном разрезе: построили матрицы миграции, посмотрели вероятность дефолта, размер потерь. Средний размер кредита составлял 1 млн. 400 тыс.

Оказалось, что по ссудам, которые имеют соотношение кредит/залог меньше 70%, резервы по 254-П можно сокращать фактически в два раза. В сегменте соотношения «кредит/залог», равный 70–90%, вероятность дефолта резко возрастает.

Он рассказал, как оценивает риски АИЖК. При оценке соотношения «кредит/залог» берется наименьший из двух параметров: либо цена, которая стоит в договоре купли-продажи, либо оценка. Сейчас АИЖК будет вводить третий параметр – это мнение страховой компании. В таком случае экспертная оценка страховщика становится превалирующей, потому что страховщик будет платить своими живыми деньгами.

"Мы намерены расширять статистику цен на недвижимость и как институт развития предоставлять ее в пользование другим участникам рынка. Но здесь существует очень важный подводный камень: если провести смягчение нормативов, то, как известно, банкиры любят пририсовывать. В данном случае страховщик пририсовывать не даст. Если этот параметр каким-то образом учесть в нормативах, то тот, кто будет за это платить живыми деньгами, снимет эти проблемы практически полностью", - пояснил Андрей Языков.

АРИЖК ведет большую дискуссию с Центральным банком и Минфином, чтобы выделять ипотечные риски в отдельную учетную группу, так как ипотека – это долгосрочный вид кредитования.

Заместитель директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев обратил внимание на «серые зоны» в банковском риск-менеджменте. Рейтинговое агентство видит семь основных рисков: высокая подверженность внешним шокам, крайне низкая диверсификация активов, резкая активизация новых банков на сегменте розничного кредитования, нервозность и эшелонированность рынка МБК, соблазн пирамиды РЕПО, соблазн «пирамиды РЕПО», «процентные ножницы», уязвимость пассивной базы.

«Проблема не в том, что в этих сферах какие-то огромные, неподъемные риски, которые угрожают системе. Угрожают они именно потому, что риск-менеджер имеет мало полномочий для их контроля», – указал на проблему Павел Самиев.

Не вполне подвластна риск-менеджеру сфера мониторинга и регулирования качества непрофильных активов. «К отбору контрагентов: страховщиков, оценщиков, аудиторов, коллекторов, депозитарии риск-менеджер допускается косвенно и скорее для галочки», – констатировал Самиев.

Он также отнес к параметрам из «серых» секторов долю физических лиц в пассивах, концентрацию на отраслях, долю пролонгаций, политику в плане пролонгаций, которая зачастую является следствием клиентской политики, а не политики управления рисками, уровень обременения в портфеле ценных бумаг, на что в последнее время начал обращать внимание Центробанк.

Требования Банка России, которые он предъявляет к кредитным организациям, способствуют качественному развитию банковского риск-менеджмента, который является одним из лучших на финансовом рынке, – отметил Павел Самиев и пожелал в интересах развития рынка дать риск-менеджерам больше полномочий.

Технологии: «необходимо разговаривать на языке эффективности бизнес-продуктов»

В своем выступлении на «круглом столе» по банковским технологиям учредитель компании «ЮНИТ-Оргтехника» Юрий Грибанов отметил, что основной целью бизнеса является прибыль, а аутсорсинг, в свою очередь, может быть одним из способов увеличения прибыли. На примере своей компании он рассказал о новом уровне отношений с подрядчиком – о системном аутсорсинге.

В случае системного аутсорсинга подрядчик берет на себя целую цепочку процессов, которые обеспечивают бесперебойное функционирование структурной единицы заказчика. Такой системный подход позволяет получить максимальный результат с точки зрения оптимизации технического обслуживания. Кроме того, системный аутсорсинг гарантирует быструю практическую реализацию любого решения – от переезда офиса или открытия новых точек продаж до глобального ребилдинга подразделений.

Результатом становится высокая управляемость, позволяющая оперативно переводить объект из одного состояния в другое в соответствии с текущими потребностями, а система отчетности позволяет видеть объективную картину расходов и динамику их изменения.

По словам Юрия Грибанова, заказчики готовы к переходу на такой вид отношений: «по опыту личного общения знаю, что топ-менеджеров раздражает путаница, прыжки с сервиса на сервис, когда одна компания предоставляет одну услугу, а другая – другую». К тому же проведение множества тендеров на отдельные виды услуг приводит к увеличению сроков реализации.

Он подчеркнул, что главное преимущество системного аутсорсинга – это оперативное управление процессом. Кроме того, достигается более высокая эффективность, когда все сервисы работают в одной цепочке, и динамичность, когда действительно мы можем реализовать сервис очень быстро.

В качестве примера Грибанов привел реализацию проекта для компании «Ренессанс Кредит», которая в октябре 2007 года приняла решение открыть 1100 точек, и эта задача была выполнена компанией «ЮНИТ-Оргтехника» к 1 декабря – за 40 дней.

Комплексно-техническое обслуживание структурных единиц, а точнее, поддержка их работоспособности с постоянной возможностью преобразования – вот что мы предлагаем, резюмировал свое выступление Юрий Грибанов.

Председатель правления группы компаний ЦФТ Андрей Висящев посвятил свое выступление на «круглом столе» IT-стратегии банков в условиях непрерывных изменений. По его словам, «за последние 20 лет мы с вами сделали очень качественный скачок с точки зрения выстраивания правильных отношений с нашими клиентами. У нас сформировалась абсолютно новая целевая группа бизнес-заказчиков, с которыми необходимо разговаривать на их языке – на языке эффективности бизнес-продуктов, на языке измерения средней сделки, на языке среднего времени оформления документа».

Мы на текущий момент выделили три типа отношений с клиентами, которые поддерживаем и которые активно пропагандируем, сообщил Андрей Висящев.

Первое – это стратегический партнер. Речь в данном случае идет о банках, которые «определяют моду» на рынке, которые имеют активную понятную бизнес-стратегию, но которые на текущий момент вполне заслуженно считают, что бизнес можно строить максимально эффективно, если контролировать всю цепочку бизнес-процесса, начиная с продажи и заканчивая разработкой и сопровождением.

Второй тип отношений выстраивается таким образом, чтобы обеспечить возможность предлагать в точках продаж достаточно широкий спектр финансовых продуктов, строить качественный сервис на взаимосвязи этих продуктов и, соответственно, повышать барьеры выхода для клиента с точки зрения перехода в другой банк. ЦФТ в этом смысле берет на себя функцию репозитория лучших практик, которые есть у компании на текущий момент.

Третий способ – это аутсорсинг. Плюс подхода для ЦФТ в том, что фактически компания находится в той же самой бизнес-модели, в которой находится банк, поднимая вопрос об аутсорсинге. Это либо тема, связанная с активным развитием бизнеса, и в этом смысле мы садимся с клиентом в одну лодку, строим всю лицензионную политику, строим бизнес-процесс, связанный с разработкой, направленный на достижение тех ключевых KPI, которые есть у бизнеса, либо мы вместе решаем задачу снижения издержек по определенным бизнес-процессам. Эти задачи нам, группе компаний ЦФТ, точно так же приходится решать, выстраивая свой бизнес.

На текущий момент у нас шесть банков на полнофункциональном аутсорсинге, когда мы забираем к себе службу IT, до конца года, я думаю, их число дойдет до 20, сообщил Андрей Висящев.

Старший вице-президент банка "Петрокоммерц" Олег Швецов остановился в своем выступлении на теме использования новых технологий, каналов продаж и сегментации для стратегического развития розничного бизнеса.

По его словам, развитие розничного бизнеса связано с четырьмя ключевыми моделями: клиентская сегментация, каналы продвижения, продуктовое предложение и перспективные технологии. При этом он особо отметил, что любое решение без технологической поддержки остается лишь на бумаге.

Швецов рассказал об используемых банком «Петрокоммерц» принципах клиентской сегментации, когда разделение идет по принципу «работодатель и статус клиента», о выделении каналов продвижения, а также о подходах к формированию продуктового предложения, подразумевающих переход от разрозненных продуктов к пакетированным предложениям.

«Весь наш бизнес отношения с клиентами строится на базе понимания полного портрета клиента и выстраивания долгосрочных взаимоотношений с ним», – подчеркнул Олег Швецов.

Он привел пример, когда использование довольно простых поведенческих скоринговых моделей позволяет повысить эффективность розничного бизнеса: прямая адресная рассылка по всем клиентам-зарплатникам дает 4–5% ответов на предложение, вторичная рассылка по той же базе с использованием приоритета по скоринговому баллу дает уже 15% ответов.

Еще одним примером он проиллюстрировал использование современных технологий для развития розничного бизнеса банка. В рамках совместного проекта с компанией «Лукойл» на ее заправках была внедрена система бесконтактных платежей. Эта технология около двух лет реализуется в банке «Петрокоммерц» совместно с платежной системой MasterCard.

По словам Олега Швецова, банк на этом не останавливается и понимает, что дальнейшим развитием системы могли бы стать платежи с использованием мобильных телефонов по технологии NFC. В дальнейшем можно прогнозировать сращивание этой технологии с системой мобильного банкинга, который позволит, по сути, использовать прямой канал доступа в уже полную систему финансового обслуживания клиента с помощью данной технологии.

Наличие такой технологической базы позволяет банку в дальнейшем реализовывать любые способы, системы платежей. В этом отношении мы заменяем, по сути, всем нам уже привычную за 10–15 лет развития данного бизнеса банковскую карту на некое другое устройство, которое всегда есть в кармане у человека, сообщил он.

По заказу банка были проведены фокус-группы, результатом стало несколько интересных заключений, и одно них состоит в том, что большинство опрашиваемых готово потерять все личные документы, но не мобильный телефон, в котором находятся все контакты, календари, личные заметки и тому подобное. Поэтому мы прекрасно понимаем, что построенная и реализованная в нашем банке технология позволяет нам хорошо масштабировать и в дальнейшем реализовывать данный бизнес, подчеркнул Олег Швецов.

Понятно, что это хорошая база для взаимоотношений с большим количеством наших технологических партнеров – как национальных, как российских, так и международных – с учетом просто масштаба реализации данного проекта и того опыта, ноу-хау и лучших практик, которые в этой модели есть. И, что для нас важно, она позволяет понимать, кто такой наш клиент, резюмировал он.

Директор по продажам компании Bank Soft Systems Виталий Патешман рассказал о Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и возможностях, которые она открывает для банков.

СМЭВ на сегодняшний день существует уже порядка двух лет, группа компаний BSS на протяжении прошлого года активно взаимодействовали с регионами России в части их подключения к системе. Система СМЭВ работает согласно нормативным документам, до конца года количество подключенных к системе СМЭВ регионов и ведомств составит 100%, отметил он.

Прогнозируется, что в рамках традиционных банковских каналов обслуживания будет возможность получения государственных услуг в привычном для клиента формате. Для банков это открывает новый этап взаимодействия с госорганами, позволяет избавиться от бумажного документооборота.

По статистике, которую мы видим, за прошедший год количество бумажных запросов со стороны Федеральной службы судебных приставов в кредитные организации увеличилось более чем в десять раз, сообщил Виталий Патешман. Это приводит к увеличению штата и для обработки входящих запросов, и для предоставления информации. Подключившись к СМЭВ, банки смогут перейти к электронному обмену информацией с госорганами, что позволит создавать новые услуги для клиентов, сокращать издержки и повысить оперативность предоставления услуг.

Как долго банки могут раздумывать над тем, подсоединяться к системе СМЭВ или не подсоединяться? В настоящее время существует ряд нормативных документов. Один из них – 162-ФЗ, который определяет, что уже с 1 января 2013 года банки при проведении платежей в пользу бюджета обязаны информировать Федеральное казначейство о совершенном факте оплаты. Таким образом, уже меньше чем через пять месяцев банки, которые не будут взаимодействовать с системой УНИФО (учетное начисление фактов оплат), не смогут проводить клиентские платежи в пользу бюджета.

2013-й год будет годом активного взаимодействия и подключения банков к системе СМЭВ, считает Виталий Патешман. Он завершил свое выступление тезисом о том, что слияние банковских и государственных электронных услуг неизбежно.

Со стороны участников круглого стола было высказаны критические замечания по поводу задержек с внесением данных в СМЭВ. Банкиры отмечали, что неполнота базы данных не позволяет банкам использовать систему, например, при оценке заемщика, что ставит под вопрос целесообразность участия в проекте.

Виталий Патешман отметил, что этот вопрос связан с оперативностью предоставления данных со стороны администраторов доходов Федерального казначейства. Не все регионы предоставляют данные в Федеральное казначейство, но отрадно видеть то, что этот процесс идет, подчеркнул он. «Мы как раз за популяризацию взаимодействия банков и государственных органов, и то, что Федеральное казначейство предоставляет информацию, а еще четыре ведомства готовы это делать – это хорошо. И то, что к 1 июня 2013 года остальные ведомства будут взаимодействовать в электронном виде, я полностью поддерживаю», – сказал Виталий Патешман.

Руководитель департамента IBM по работе с финансовыми организациями в России и СНГ Игорь Коротаев рассказал о технологиях, которые будут актуальны в ближайшие 15–20 лет и которые будут использоваться не только в банковской, но и в других индустриях.

По его словам, IBM планирует оставаться лидером с точки зрения инноваций и выделяет на ближайшие годы четыре технологии, которые изменят мир. Прежде всего, это нанотехнологии, это увеличение производительности серверов, систем хранения, это так называемые большие данные, или концепция Big Data, и когнитивные вычисления – моделирование возможностей использования человеческого мозга.

Программные продукты и системы хранения и серверы, которые позволяют анализировать и обрабатывать миллионы устройств, приведут к радикальному изменению программ кросс-продаж и поддержания лояльности клиентов. Когнитивные вычисления позволят моделировать поведение человека в зависимости от условий, в которые он попадает.

В качестве примера использования новых технологий он привел достаточно большой стратегический проект с Citigroup, рассчитанный на сотрудничество в течение десяти лет. В рамках этого проекта банк, прежде всего, заинтересован в анализе информации, которая есть уже о клиентах, на базе подхода Big Data для выпуска новых продуктов и кредитных карт. Второй важный аспект – оценка кредитоспособности клиента, в том числе с помощью открытой информации, которая уже есть в Интернете, создание полного профайла клиента, позволяющего полностью спрогнозировать его кредитоспособность. И третий аспект – это предотвращение мошенничества. Необходимо найти баланс, чтобы дать возможность клиентам использовать новые решения, и при этом отследить мошенников, не допустив потерь в платежных системах.

Новые технологии открывают для нас совершенно новые горизонты так называемой «эры разумных систем», которые буквально в течение ближайших 10–15 лет полностью изменят существующий мир и, в целом, я думаю, приведут к появлению достаточно многих новых, интересных решений, которые могут быть использованы, в том числе, и в банковской индустрии, заявил в заключение Игорь Коротаев.

Региональный директор по России и СНГ компании CommVault Александр Мурашко рассказал об эффективной защите и оптимизации хранения данных. По его словам, сейчас основной проблемой, наверное, для многих IT-директоров и вообще в мире является то, что мы живем в информационном обществе. И информация растет огромными темпами за счет развития соцсетей, различных технологий мобильных и так далее.

При этом для любого руководителя банка очевидно, что рост данных влечет за собой рост издержек и затрат как на традиционные вещи, как защита данных, например, обеспечение непрерывности бизнеса, так и на более современные технологии, как интернет-банкинг, скоринг, развитие соцсетей и так называемых облачных технологий.

Компания CommVault предлагает, наверное, банальную вещь, которую, может быть, в современном мире немножко забыли. Это снижение стоимости владения информацией. «Мы предлагаем эффективное управление издержками хранения данных, модернизацию защиты данных, оптимизацию затрат и оптимизацию хранения, и все это ведет в конечном счете к снижению стоимости владения данными», – пояснил Александр Мурашко.

Компания выпускает только один программный продукт под названием Simpana. При этом компания решает большой ряд задач, таких традиционных, как защита данных, как архивирование, например, индексирование данных, поиск по ним, репликация. Все это работает фактически на одной платформе, и, решая локальные задачи внутри банка, можно создать единую систему управления данными финансовой организации, причем независимо от источника данных.

Simpana – это собственная разработка компании. Это позволяет добиться максимальной интегрированности всех компонентов системы и развивать функционал не только традиционными методами, как, например, защита информации, архивирование информации, но и такие вещи, как, например, бизнес-аналитика, operations менеджмент, и так далее. И это уже будущие модули, которые будут работать в системе буквально в следующих версиях.

CommVault поддерживает все мыслимые облачные системы, плюс ко всему, и частное «облако», которое может создаваться внутри банка. Кроме того, у компании CommVault есть специальная программа аренды программного обеспечения вместо покупки.

Руководитель отдела технологической поддержки представительства Fujitsu Андрей Куликов познакомил участников круглого стола с деятельностью компании. Компания имеет 80 центров обработки данных по всему миру, семь глобальных центров поставки услуг и четыре центра службы технической поддержки.

Самое маленькое устройство, которое выпускает Fujitsu – это устройство тонкого клиента размером с флэш-карту, позволяющее подключиться к своему рабочему месту из любой точки мира, где есть Интернет. Самое большое – это суперкомпьютер, занимающий три огромных здания, в которых размещены тысячи шкафов с оборудованием. Компания выпускает всю линейку настольных рабочих мест, серверов, суперкомпьютеры для распределенных вычислений.

Fujitsu выпускает не только «железо», но и законченные решения для отдельных областей, для отдельных отраслей, сообщил Андрей Куликов. В частности, мы выпускаем готовое коммерческое решение для создания «облака» – частного либо публичного. На основе нашего суперкомпьютера мы выпускаем коммерческий продукт для высокопроизводительных вычислений, который позволяет считать различные задачи, например, для медицины или автомобилестроения.

Fujitsu это также сервисная организация. Помимо стандартных услуг компания предоставляет и такой необычный, как платформа для дистанционного обучения. У компании 206 сервисных партнеров по России, многие из которых имеют также свою сервисную сеть. И в странах СНГ мы имеем 114 сервисных партнеров. То есть сервисная сеть компании покрывает практически всю территорию бывшего Советского Союза.

Сочи – Москва.