- Возможно ли у нас в Ростове начать бизнес со стартапа и развить его сначала, с нуля, не имея никаких связей? Найти инвесторов?

- Возможно. Это зависит от того, насколько масштабный стартап вы затеваете.
Вы должны понять:
а) какой у вас продукт;
б) кому вы его продаете;
в) как вы его продаете;
с) где вы берете финансирование на это.
После этого вы выстраиваете свою бизнес-модель.

- Может ли сейчас инвестор пойти на риск? Вложить деньги?

- Да, может. Если вы посмотрите на «МММ-2012», то увидите, что это, фактически, круче, чем рулетка. Все знают, что закончится плохо, но думают, что они успеют выскочить, причем не просто выскочить, а с прибылью. Вы же понимаете, в чем дело, спрос порождает предложение. Каждый взвешивает свои риски, и при тех рисках, которые вы предлагаете, ставка вот такая.

- Как можно убедить человека в том, что нужно вложиться в стартап?

- В любом случае статистика по стартапам показывает, что продать стартап на фазе убыточности очень сложно. Зачастую у нас стартапов вообще нет. Для того чтобы проект стал старта-пом, вы должны свои личные финансы проинвестировать, довести до стадии, когда это уже имеет какую-то форму. И тогда с этим надо идти к инвесторам.

- Обязательно ли вкладывать свои деньги?

- Это неизбежно. Практика показывает, что без этого нельзя. К вам тогда зайдет финансист, когда вы сможете показать ему документы, хоть какую-то историю. Вот это бизнес-план, я уже прошел такие-то пути, вот они подтверждаются какой-то историей, начал с того-то, получил такой-то результат и т. д. Ведь ключевой момент для венчурного финансиста - вопрос о том, как он выскочит. И пока вы его не убедите, что он вообще выскочит, он, конечно, ничего не даст.

- А на счет условий? Какие условия должны быть, чтобы они были интересны для двух сторон?

- Мы же играем в бизнес, а что такое бизнес? Я вкладываю деньги и хочу получить норму рентабельности, плюс вернуть эти деньги. Поэтому технология ничего не стоит, пока она не капитализирована. Пока ваша модель бизнеса не обкатана, пока у вас не было первых продаж, это стоит ноль.

- Тогда на что должна развиваться технология? На что должны жить ученые, которые делают этот продукт?

- Это наша российская ментальность: хочу все и сразу! Ключевой момент в том, чтобы продавать идеи сразу задорого, нужно иметь репутацию. Когда приходите за финансированием, вы должны рассказать не о том, как вы обогатитесь, а о том, как обогатится инвестор, тогда ему станет интересно слушать вас.

- Возникает вопрос - если я начинаю продавать продукт, зачем мне тогда нужен инвестор? Я продаю, я на эти деньги развиваюсь. Если мы говорим об инновациях, то коэффициенты прибыли там значительны. Себестоимость продукта - 6, вы его продаете за 30. Вот этой оставшейся разницы достаточно для того, чтобы развиваться.

- Теоретически, может быть, но одно дело - когда вы выпускаете одну штуку, две, там потребность в обороте всегда такая. Вот, например «Донской табак» - он же на заемном капитале, у нас доля заемного капитала порядка 30%. Это не говорит о том, что у нас прибыли мало. Просто любой бизнес предполагает наличие инвесторов. В любом случае вы всегда придете за финансированием.

- Почему надо работать на заемном капитале?

- Потому что чужой капитал всегда дешевле. Ключевой момент в стартапе заключается в том, что на первом этапе вам придется, если вы не рискуете своими деньгами, убедить кого-то стороннего, что он должен рискнуть своими деньгами - а это крайне тяжело. Поэтому возникает первый вопрос: сколько вы своих денег вложили и покажите, куда вы их вложили?

- Где можно искать инвестора?

- В зависимости от вашей идеи. Вы должны понимать, кому эта идея может быть близка и понятна, и там искать финансирование. Есть фонды, которые занимаются венчурным инвестированием. При всех крупных банках есть такие фонды, но вы должны там заинтересовать своей идеей. Вы же понимаете, что банк берет с рынка чужие деньги, которые надо будет возвращать, и вкладывает их куда-то с надеждой увеличить эти деньги. И если они поймут, что риски там высоки, они не пойдут.

- Связи у нас очень сильны, да?

- Везде. Это везде так.

- Если говорить о взаимодействии крупного бизнеса и малого, происходит ли какое-то взаимодействие?

- Крупный бизнес должен быть заинтересован в качестве продукта. Мы как заказчики говорим: покажите нам, что у вас за продукт, почему мы должны считать, что он качественный, и почему мы должны заплатить за него деньги? Ваши идеи должны быть полезны бизнесу. Вы же понимает, что у крупного бизнеса и так все в порядке, он работает, приносит ту или иную доходность. Вы хотите что-то там продать, для этого нужно попотеть, поискать варианты. Все должно быть взаимовыгодно.

- А благотворительность тоже взаимовыгодна?

- Да, только благотворительность уже относится не к бизнесу. У каждого есть свои интересы. Мы поддерживаем детские дома, определенные спортивные направления.

- А если мы рассмотрим социальные стартапы? Они рассчитаны не на прибыль, а на улучшение жизни общества, и это работает. По какому принципу вы их отбираете, как работаете с этим?

- В рамках регулярного бизнеса мы не занимаемся такими проектами. Собственник компании принимает такие решения. Вы должны обращаться к фондам, которые занимаются финансированием, или же к людям, которые называются меценатами.

- На что лучше в России делать ставку - на продукт и ли на услугу?

- Услуга - это тоже продукт. Продукт - это то, что вы продаете.

- Есть ли среди ваших друзей-финансистов те, кто занимается венчурным финансированием?

- Частично и мы им занимаемся. У нас есть проекты, которые обладают всеми признаками венчурного финансирования.

- Как пережить ту стадию, когда у тебя есть идея и ты знаешь, как она должна работать? Как ее реализовать?

- Идти к тому, кто может это купить. Надо идти к тому, кто может сделать первые покупки, продать ему с дисконтом, но отработать опыт, и тогда следующие продажи у вас будут легче. И сможете сказать - вот продажи, вот результат, вот история.

- Какие личные качества, на ваш взгляд, поспособствовали вашей удачной карьере?

- Самое главное - это удача, целеполагание - умение поставить цели и достичь их.

- Как вам презентовать свой проект так, чтобы вы заинтересовались им?

- Есть входящая почта, можете присылать предложения, и если вам повезет, они будут рассмотрены. Алгоритма того, как вам стать миллионерами, я не знаю. Главное здесь - это удача.

- Как возник Клуб финансистов?

- Клуб ведет свою историю с ноября 2005 года. Модульные программы показали, что гораздо более интересным является общение людей, взаимодействие друг с другом, обмен опытом, знаниями, какая-то, может быть, неформальная сторона общения, нежели то, что дают преподаватели. Поэтому возникла идея создать объединение профессионалов, которые хотят развиваться. Это один из старейших клубов в стране, он постоянно функционирует.

- Как стать членом клуба?

- Просто начать посещать мероприятия. Активно участвовать в жизни клуба, вести общение на страничке в «Фейсбуке».

- Было ли у вас желание перейти из разряда наемников в ряды владельцев, чтобы не было конкуренции?

- Это разные социальные статусы, социальные роли. Крупный бизнес предоставляет реализацию крупных проектов. Внутри маленького и своего бизнеса вопросы маленькие. Да, здесь крупные, но чужие, а там маленькие, но свои.

- Какое у вас хобби?

- Ярко выраженного хобби у меня нет. Наверное, это Клуб финансистов, организация сообществ и участие в этих сообществах, моделирование их деятельности. Если я хочу попасть куда-то, где что-то требуется, то я неизбежно должен соответствовать тем требованиям, которые там предъявляются. Всегда важно целеполагание. Если я что-то делаю, то я делаю для чего-то, я же трачу ресурсы на это - время, деньги, а также психоэмоциональные ресурсы. С точки зрения знаний я человек, который ориентирован на знания, я занимаюсь изучением всего. Я и клуб создавал для этого. Я зачастую заявляю себя спикером на какую-то тему, чтобы у меня не было возможности сделать шаг назад и схалявить. Я должен подготовиться, выступить перед аудиторией, понимая, что это профессионалы, они будут в случае, если я выступлю плохо, кричать «фу». Я всегда должен быть подготовлен. В последнее время я стараюсь вести спортивный образ жизни - бегать и подтягиваться.

 

Ростов-на-Дону.