Затраты на приобретение лицензионных программных продуктов есть в расходной части бюджетов всех организаций. Раньше практиковалась установка нелицензионного ПО, но сегодня такой подход связан с финансовыми и юридическими рисками. Государство ведет активную борьбу с «техно-пиратами», поэтому теперь довольно опасно работать на нелицензионных программах: фирма не только рискует быть оштрафованной, могут даже заморозить ее деятельность. Поэтому компании все чаще официально приобретают необходимый им софт.

Но право пользования нужной программой стоит дорого, а если это еще и многопользовательская лицензия, то суммы в счетах на оплату могут вырасти в несколько раз. В качестве альтернативы покупке ПО некоторые IT-компании предлагают программы в аренду, по сути, сдают во временное пользование лицензию. Еще некоторое время назад такие сделки были прерогативой компьютерных клубов, интернет-кафе, провайдеров и т.д. Сейчас же к этой услуге начали проявлять интерес организации других профилей: еще бы, ведь аренда в любом случае будет дешевле покупки софта.

Цена вопроса

Сегодня IT-фирмы предлагают в аренду широкий ассортимент ПО: офисные и операционные системы, серверные продукты для корпоративной работы, различные бизнес-приложения и т.д. Есть два варианта аренды ПО. В первом случае предоставленное программное обеспечение будет установлено на оборудовании компании-арендодателя, второй вариант предполагает удаленное использование нужной программы, т.е. физически софт установлен на жестком диске арендодателя. Таким образом организация платит только за временное распоряжение ПО и этим уменьшает расходы. Стоимость аренды зависит от качества самой программы, например простое бухгалтерское ПО стоит около 1000 рублей в месяц за копию плюс 400–600 рублей за каждого подключенного пользователя.

Как это происходит

Обычно аренда программ происходит следующим образом. Правообладатель, т.е. собственник, передает право на актив партнерам – держателям лицензий или провайдерам услуг, подписывая с ними договор. Те, в свою очередь, передают приобретенное ПО конечным пользователям или арендаторам. В этом случае никаких финансовых обязательств у посредника к владельцу не возникает. А вот держатель лицензий, как правило, за использование ПО выплачивает собственнику вознаграждение – роялти. Договоры могут содержать условие о проведении проверок хозяином продукта правомерности использования программ у покупателей.Техническую поддержку осуществляет провайдер самостоятельно или привлекая аутсорсинговую организацию. Зачастую она является его аффилированным юридическим лицом или постоянным партнером. Что касается финансовых обязательств, то у аутсорсинговой фирмы по отношению к правообладателю их нет. В ряде случаев техническая поддержка и обновление могут осуществляться самим правообладателем.

О договоре

Чтобы избежать ненужных рисков, необходимо проверить наличие в контракте следующих условий:

- название арендуемого продукта;

- допустимое количество рабочих мест, на которых будет установлена программа;

- фактический адрес и срок использования ПО.

В соглашении указывается, кто будет осуществлять техническую поддержку программного обеспечения – разработчик или аутсорсинговая компания.