Михаил Смирнов, генеральный директор консалтинговой компании «Финист»Михаил Смирнов, генеральный директор консалтинговой компании «Финист»

Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса стагнирует уже второй мониторинг подряд, что указывает на «кризис жанра» у ведущих игроков данного рынка. По сравнению с первым мониторингом в 2010 году индекс вырос на 29%, позиции банков в значительнйо мере сравнялись за счет копирования активности лидеров рынка догоняющими банками. Однако общий набор мероприятий, реализуемых банками для обозначения своего присутствия на рынке кредитования малого бизнеса по-прежнему очень скромен – оптимизация сайта и увеличение числа кредитных программ, упровление процентными ставками и, в меньшей степени, иными условиями кредитования.

Как результат, при стагнации интегрального индекса наблюдается изменение индексов отдельных банков – появляются новые лидеры по активности на рынке, тогда как предыдущие лидеры не борются за свои позиции (например, с рынка фактически ушел банк «Траст2). Наиболее нестабильным оказывается политика банков в области маркетинга и качества консультирования клиентов.

Наблюдения за период 2010-2012 показывают, что инфраструктура банков не готова к массовому кредитованию клиентов из малого бизнеса не только из-за недостатка четко сфокусированных кредитных программ, но и в виду дефицита квалифицированных консультантов.

Обращает на себя внимание, что банки стараются технологизировать консультирование клиентов, что лишь ведет к проблемам с качеством консультирования, но не помогает банку на рынке, так как основные продажи вынуждены делать менеджеры дополнительных офисов, ориентируясь на существующих клиентов. На этом фоне почти не заметно попыток сделать более удобными линейки кредитных продуктов, что указывает на хронические проблемы банков с маркетингом. Хотя, конечно, на рынке продавца другого ожидать и не приходится.

Дефицит предложения ведет к тому, что отдельным участникам рынка за счет кратковременной активности удается перетянуть одеяло на себя и продемонстрировать вроде бы впечатляющие показатели, которые, впрочем, в масштабах всего сектора малого и среднего предпринимательства весьма и весьма малы. Чтобы наращивать долгосрочные позиции на рынке, очевидно, нужна последовательная маркетинговая политика и, вероятно, серьезные организационные изменения в банках.

Индекс кредитного благоприятствования в мае 2012 г. составил 184 балла, не изменившись по сравнению с мониторингом в сентябре 2011 г. Основная причина – сохранение банками достаточно осторожной кредитной политики и сокращение маркетинговой активности.

Рисунок 1. Индекс кредитного благоприятствования, баллы

Динамика с предыдущего мониторинга (сентябрь 2011) 0%
Динамика с начала мониторинга (февраль 2010) +29%

Данные ЦБ РФ показывают рост кредитного портфеля, однако очень слабый. Кроме того, просроченная задолженность по кредитам, предоставленным малым и средним компаниям, снизившаяся к началу 2012 до 8,2%, вновь выросла, составив на 1 апреля 2012 года 9,2%.

Ситуация в экономике остается нестабильной, что ограничивает активность малых предприятий. В свою очередь, банки избегают излишней инициативы в кредитовании, полагаясь на участие государства в расширении рынка кредитования малого бизнеса. Попытки самостоятельного «прорыва» за счет более адекватных программ и настойчивого маркетинга очень непоследовательны, что отражается в достаточно турбулетном рейтинге банков по объемам выданных кредитов.

Рисунок 2. Общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, млн. руб.

Данные ЦБ РФ, с учетом данных по государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

По итогам майского мониторинга тройку лидеров сформировали «Центр-Инвест», «Открытие» и Сбербанк – 241, 235 и 234 соответственно. Банки имеют достаточно широкую продуктовую линейку, закрывающую основные потребности МСБ. В составе их кредитных программ есть актуальные целевые программы (внедрение энергоэффективных технологий в «Центр-Инвест», приватизация арендуемой недвижимости, находящейся в государственной и муниципальной собственности – Сбербанк) и программы кредитования Start-up предприятий («Центр-Инвест», Сбербанк) и акционные предложения. Их средние ставки кредитования не превышают среднюю ставку кредитования ТОП-20 и банки придерживаются умеренной политики по отношению к залоговому обеспечению. Так же банки демонстрируют показатели уровня консультирования выше среднего, а банк «Открытие» является лидером данного индекса.

Росбанк значительно снизивший качество консультирования клиентов потерял лидирующие позиции, что, вероятно, обусловлено объединением бизнеса с BSGV. Вместе с тем, банк сохранил высокие позиции по уровню кредитной политики.

Наибольшее снижение рейтинга демонстрируют Промсвязьбанк, «Траст», Уралсиб – в течение года на 100, 60 и 40 пунктов соответственно. Банки показали низкое качество консультирования клиентов и ужесточение кредитной политики (повышение средней ставки кредитования и требований к залоговому обеспечению).

Текущий рейтинг был серьезно пересмотрен по структуре его участников: исключены Транскредитбанк, находящийся в стадии слияния с ВТБ 24, НТБ, присоединившийся к банку «Глобэкс», а также Росевробанк, чей портфель рост не столь быстро, как у отдельных участников рынка, включенных в рейтинг («Открытие», «Центр-Инвест», Райффайзенбанк).

Повышение средней ставки кредитования и ужесточение требований к залоговому обеспечению привели к значительному снижению рейтинга Россельхозбанка – 147 баллов против 190 на сентябрь 2011.

Таблица 1. Банковский индекс кредитного благоприятствования, баллы

  среднее 2011 сен 11 май 12
Центр-Инвест     241
Открытие     235
Сбербанк 217 216 234
Локо-банк 218 229 224
ВТБ 24 219 215 210
Номос-банк 214 205 200
Уралсиб 233 231 195
Росбанк 231 231 194
Интеза 188 192 191
Юниаструм банк 164 167 187
Инвестторгбанк 166 164 181
АК Барс 189 175 175
Промсвязьбанк 244 221 166
Россельхозбанк 184 190 165
Банк Москвы 187 164 164
Возрождение 197 217 163
МДМ-Банк 182 171 163
Траст 192 173 151
МИнБ 112 80 133
Райфайзенбанк     112

Индекс кредитной политики

Индекс кредитной политики отражает позиции банков с точки зрения благоприятности экономических условий кредитования, а именно – запрашиваемой стоимости кредита и обеспечения по нему.

В мае 2012 года индекс кредитной политики составил 69 баллов, несколько снизившись по отношению к сентябрю 2011 года (71 балл). Основной фактор динамики индекса – рост ставок кредитования, в том числе за счет появления у ряда банков (например, МДМ-банк) дополнительных комиссий.

Рисунок 3. Индекс кредитной политики, баллы

Динамика с предыдущего мониторинга (сентябрь 2011) -3%
Динамика с начала мониторинга (февраль 2010) +33%

Тройка лидеров по инедксу кредитной политики не изменилась. Максимальное значение индекса кредитной политики по-прежнему принадлежит Сбербанку РФ – 104 балла, немного усутпают ему Локо-банк и Росбанк.

В пятерку лидеров вошли также банки «Центр-Инвест» и Инвесторгбанк, которые готовы предлагать ставки кредитования ниже рынка.

Также стоит отметить МИнБ, набравший 77 баллов, снизивший среднюю ставку кредитования, требования к заемщику и залоговому обеспечению. В тоже время «Возрождение» и Россельхозбанк, наоброт, декларируют повышение средних ставок кредитованяи по своим продуктам, что привело к снижению их позиций до 58 и 60 баллов соответственно.

Таблица 2. Банковский индекс кредитной политики, баллы

  среднее 2011 сен 11 май 12
Сбербанк 108 111 104
Локо-банк 95 99 95
Росбанк 85 91 91
Центр-Инвест     85
Инвестторгбанк 53 35 79
Банк Москвы 81 78 78
МИнБ 52 52 77
МДМ-Банк 59 59 76
Уралсиб 85 91 73
ВТБ 24 85 84 71
Открытие     70
Юниаструм банк 64 64 63
Россельхозбанк 87 103 60
Номос-банк 67 67 59
Возрождение 73 76 58
АК Барс 56 65 53
Интеза 52 45 53
Траст 55 42 49
Промсвязьбанк 74 65 44
Райфайзенбанк     33

Средняя ставка по кредитам на 12 месяцев среди ТОП-20 выросла до 15,5 Сбербанк со средней ставкой по кредитам в 13% уступил лидерство в рейтинге процентных ставок Локо-банку со ставкой 12%. Вплотную к ним примыкают Банк Москвы и «Центр-Инвест», чья ставка составила 14%

Рисунок 4. Средняя ставка кредитования (кредиты на срок 12 месяцев), % годовых

Таблица 3. Индикативные ставки кредитования (кредиты на срок 12 месяцев), % годовых

  среднее 2011 сент 11 май 12
Локо-банк 15 15 12
Сбербанк 13 13 13
Банк Москвы 14 14 14
Центр-Ивест     14
ВТБ 24 14 14 15
Инвестторгбанк 17 18 15
МДМ-Банк 16 16 15
Открытие     15
Росбанк 15 15 15
МИнБ 16 16 15
Юниаструм банк 16 15 15
Уралсиб 14 14 16
АК Барс 15 15 16
Возрождение 14 14 16
Интеза 16 16 16
Россельхозбанк 14 13 16
Номос-банк 16 16 17
Промсвязьбанк 16 16 17
Райфайзенбанк 14 14 18
Траст 20 20 21

Требования к сроку деятельности заемщиков за прошедший период смягчили Инвесторгбанк, МИнБ и «Интеза», которые теперь готовы кредитовать предприятия с историей от 6 месяцев. Можно выделить «Центр-Инвест» и Сбербанк, которые готовы кредитовать начинающих предпринимателей. Остальные банки пока не предлагают кредитные продукты для данного сегмента клиентов вообще или же ограничиваются снижением требований к сроку действия бизнеса клиента и выделением в своей продуктовой линейке экспресс-кредитов для собственников бизнеса закрывая свои риски повышенной % ставкой.

Таблица 4. Минимальные требования банков к длительности ведения хозяйственной деятельности заемщиков, месяцев

  мар 11 сен 11 май 12
Сбербанк 3 3 3
Центр-Ивест     3
Россельхозбанк 12 3 3
АК Барс 6 6 6
Банк Москвы 6 6 6
ВТБ 24 6 6 6
Локо-банк 6 12 6
Траст 6 6 6
Уралсиб 6 6 6
Номос-банк 6 6 6
Росбанк 6 6 6
Инвестторгбанк 12 12 6
МИнБ 12 12 6
Интеза (КМБ) 12 12 6
Открытие     9
Промсвязьбанк 12 9 9
Райфайзенбанк     12
Возрождение 12 12 12
Юниаструм банк 12 12 12
МДМ-Банк 12   12

Кредиты на 10 лет стал предлагать Инвесторгбанк, хотя на сайте по прежнему информации о максимальном сроке кредитования в 5 лет. Декларируемые сроки кредитования снизились у Юниаструм банка, Сбербака, Росбанка и МДМ-Банка.

Таблица 5. Максимальные декларируемые сроки кредитования, месяцев

  мар 11 сен 11 май 12
Интеза 120 120 120
Уралсиб 120 120 120
Номос-банк 120 120 120
Промсвязьбанк 120 120 120
Россельхозбанк 96 120 120
Инвестторгбанк 60 60 120
АК Барс 36 120 120
Юниаструм банк 180 180 96
ВТБ 24 120 120 84
Траст 84 84 84
Центр-Ивест     84
Возрождение 60 60 84
Райфайзенбанк     84
Локо-банк 60 60 84
Сбербанк 120 120 60
Росбанк 84 84 60
МДМ-Банк 84 120 60
Банк Москвы 60 60 60
МИнБ 60 60 60
Среднее 93 102 92

Общее снижение индекса кредитной политики банков в основном обусловлено ужесточением требований банков в отношении залогового обеспечения. Так если в сентябре 2011 около 50% банков были готовы кредитовать с залоговым обеспечением в виде товаров в обороте в размере более 50%, то в 2012 политика банков в этом в этом вопросе стала более осторожной – половина банков готова рассматривать этот вид залога в общей структуре обеспечения лишь не более 30%.

Таблица 6. Особенности использования в качестве обеспечения товаров в обороте [1]

  не принимают в небольшой доле
в залоге
(не более 30%)
только как доп. залог
(не более 40-50%)
как основной залог
(50-60% и более)
АК Барс   х    
Банк Москвы     х  
Райфайзенбанк   х    
Возрождение     х  
ВТБ 24   х    
Инвестторгбанк       х
Интеза   х    
Локо-банк   х    
МДМ-Банк     х  
Номос-банк   х    
Открытие     х  
Промсвязьбанк х      
Росбанк       х
Центр-Ивест   х    
Россельхозбанк х      
МИнБ   х    
Сбербанк     х  
Траст       х
Уралсиб       х
Юниаструм банк   х    

На фоне ужесточения требований к структуре залогового обеспечения наблюдается некоторое снижение декларируемых ставок дисконтирования по предоставляемому залоговому обеспечению. За прошедший период более комфортными стали для клиентов ставки дисконтирования в банках «Ак Барс», МДМ, Номос-банк, МИнБ и Юниаструм.

Таблица 7. Особенности использования в качестве обеспечения грузового транспорта не старше 5 лет [2]

  дисконт 30-40% дисконт 40-50% дисконт 50% и более
АК Барс   х  
Банк Москвы   х  
Райфайзенбанк х    
Возрождение х    
ВТБ 24   х  
Инвестторгбанк     х
Интеза   х  
Локо-банк х    
МДМ-Банк х    
Номос-банк х    
Открытие   х  
Промсвязьбанк х    
Росбанк х    
Центр-Ивест х    
Россельхозбанк х    
МИнБ х    
Сбербанк   х  
Траст   х  
Уралсиб х    
Юниаструм банк   х  

Индекс маркетинговой активности

Индекс маркетинговой активности отражает усилия, предпринимаемые банками для привлечения к сотрудничеству малых предприятий (работа в интернете, маркетинговые и рекламные акции, разработка и продвижение новых кредитных программ).

В мае 2012 года индекс маркетинговой активности составил 76 баллов, увеличившись на 5% по сравнению с сентябрем 2011 года. С начала мониторинга индекс маркетинговой активности вырос на 30%.

Рисунок 5. Индекс маркетинговой активности, баллы

Динамика с предыдущего мониторинга (сентябрь 2011) +5%
Динамика с начала мониторинга (февраль 2010) +30%

На лидерские позиции вышел «Центр-Инвест», имеющий достаточно широкую линейку кредитных программ. Ориентированных на малый бизнес. В составе кредитных программ есть набор интересных целевых программ и акционные предложения. Так же особо стоит выделить программу кредитования начинающих предпринимателей «Start-up + льготное РКО» в рамках которой банк не просто предоставляет начинающему предпринимателю финансирование своих проектов, но оказывает консультационную поддержку развития бизнеса клиента.

Предыдущие лидеры по маркетинговой активности на протяжении всего мониторинга с 2010 года Промсвязьбанк, «Траст» и Росбанк ухудшили свои позиции из-за сокращения числа программ кредитования, в том числе количества действующих акционнных предложений («Траст» заявил о намерении сконцентрироваться на рынке микрокредитования, продав портфель кредитов малым и средним компаниям).

Таблица 9. Банковский индекс маркетинговой активности, баллы

  среднее 2011 сен 11 май 12
Центр-Инвест     108
Промсвязьбанк 108 108 99
Уралсиб 86 90 90
Интеза 81 90 90
Юниаструм банк 76 80 90
Открытие     90
Росбанк 99 99 89
Возрождение 74 82 82
Сбербанк 78 73 82
ВТБ 24 74 74 82
АК Барс 76 71 81
Номос-банк 81 81 73
Россельхозбанк 60 55 73
Траст 104 99 72
Локо-банк 73 73 72
МДМ-Банк 76 71 71
Инвестторгбанк 63 72 63
Райфайзенбанк     56
Банк Москвы 63 54 54
МИнБ 33 28 8

За прошедший период сразу несколько банков запустили программы лояльности, предполагающую возможность получения кредита по сниженной процентной ставке для тех клиентов, которые обращаются за кредитом повторно, а также более высокая скорость рассмотрения заявки на повторный кредит. Это банки Юниаструм, ЛОКО Банк, ВТБ 24, Росбанк, «Открытие».

Партнерские программы банков, которые отслеживаются мониторингом, продолжают развиваться. Однако нужно заметить, что не все подобные инициативы имеют долгосрочный характер (так, например, свернута кредитная программа ВТБ24) (таблица 10).

Таблица 10. Партнерские программы банков

Вид партнерских программ (банки) Выгода для банка Выгода для потенциального клиента
Информационные (Возрождение, Открытие) Рост бизнеса клиентов – рост комиссионных доходов, повышение лояльности клиентов База потенциальных клиентов, имеющих более высокую лояльность, нежели клиенты «с улицы». Снижение комиссионных расходов на банковское обслуживание. Применение успешных бизнес-практик.
Агентские (Уралсиб, Интеза) Рост доходов по всем видам продуктов, участвующим в программе Финансовое поощрение за привлечение клиентов, возможность расширения бизнеса за счет заемных средств банка или предоставления своим потребителям комплексных услуг
Кредитные (Акбарс, Возрождение Сбербанк, Траст) Рост бизнеса клиентов – рост комиссионных доходов, рост доходов по кредитным продуктам Льготные условия кредитования за счет поддержки компании-партнера банка.

Анализ структуры кредитных программ показывает, что в банковском предложении преобладают оборотные (до 26% всех программ) и универсальные (еще 20%) программы, которые являются преимущественно краткосрочными.

Целевые долгосрочные программы занимают пока незначительное место в продуктовых линейках банков, а у многих банков и вовсе отсутствуют. Все это существенно ограничивает потенциал спроса на кредиты со стороны малого бизнеса, так как малые компании недостаточно маневренны в отношении требований, предъявляемых банками в рамках универсальных продуктов.

Число кредитных программ для малого бизнеса среди банков ТОП-20 значительно выросло, и составило в первом полугодии 2012 года 184 программы, Наибольший вклад сделали впервые рассматриваемые в рейтинге банки «Центр-Инвест» и «Открытие», 19 и 16 программ соответственно.

Наиболее диверсифицированная линейка программ у Россельхозбанка (23 программы, которые можно отнести к ориентированным на малый бизнес).

Сбербанк увеличил количество программ до 14, заняв четвертое место Программы в достаточной мере покрывают основные потребности малых предприятий. Стоит особо выделить новую кредитную программу Сбербанка «Бизнес-Старт» на открытие бизнеса по схеме франчайзинга.

Рисунок 6. Структура кредитных программ банков ТОП-20

Таблица 11. Уровень презентации кредитных программ

  количество программ уровень презентации
Россельхозбанк 23 АА
Центр-Ивест 19 ААА
Открытие 16 ААА
Сбербанк 14 АА
АК Барс 13 ААА
Возрождение 9 АА
Промсвязьбанк 9 ААА
Уралсиб 9 ААА
ВТБ 24 8 АА
Локо-банк 8 ААА
Траст 8 ААА
Интеза 7 ААА
Номос-банк 7 АА
Райфайзенбанк 6 А
Юниаструм 6 ААА
Росбанк 5 ААА
Банк Москвы 4 АА
Инвестторгбанк 4 АА
МДМ-Банк 4 ААА
МИнБ 0 А

Примечание. Уровень презентации – полнота и релевантность предоставляемой (на сайте и в процессе телефонного консультирования) информации о кредитах с точки зрения клиента, рассматривающего несколько банков. ААА – высокий уровень презентации, АА – средний, А – низкий.

Индекс качества консультирования

Индекс качества консультирования является индикатором уровня организации и контроля продаж в банке. От того, насколько удачно маркетинговые разработки были внедрены в сети банка, как происходит консультирование клиентов, зависят и позиции банка на рынке.

При этом, в отличие от кредитной политики, во многом определяемой требованиями надзорных органов и конъюнктурой на финансовых рынках, организация продаж (как и маркетинговая работа) достаточно доступна для управленческих воздействий.

Рисунок 7. Индекс качества консультирования и продаж, баллы

Динамика с предыдущего мониторинга (сентябрь 2011) 0%
Динамика с начала мониторинга (февраль 2010) +25%

Резкое снижение качества консультирования, наблюдавшееся в 2011 году, остановилось. На протяжении последних двух мониторингов наблюдается стагнация индекса качества консультирования. Основной тренд - перевод консультирования на операторов единых колл-центров, что автоматически приводит, во-первых, к сокращению объема информации по кредитным программам, во-вторых, исключает возможность уточнения вопросов, связанных с отраслевой спецификой, включая вопросы залогового обспечения, в-третьих, снижается «дружелюбность» консультирования, так как оператор не мотивирован на привлечение клиента. Указанные проблемы в полной мере или частично относятся к таким банкам как Юниаструм, Райфайзенбанк, «Возрождение», Росбанк, Промсвязьбанк, МДМ-банк. Уралсиб и Инвесторгбанк.

В целом ухудшается обратная связь с потенциальным клиентом – представители банков или вообще не запрашивают контактные данные звонившего или не используют их для вторичных контактов с клиентом, а в ряде случаев банки не обрабатывали даже первичные заявки на консультирование, и клиент вынужден делать повторные запросы на консультацию.

Таблица 12. Банковский индекс качества консультирования и продаж, баллы

  среднее 2011 сен 11 май 12
Открытие     75
Номос-банк 66 57 68
ВТБ 24 61 57 57
Локо-банк 50 57 57
Интеза 56 57 48
Центр-Инвест     48
Сбербанк 32 32 48
МИнБ 27 0 48
АК Барс 57 39 41
Инвестторгбанк 50 57 39
Юниаструм банк 24 23 34
Уралсиб 63 50 32
Банк Москвы 43 32 32
Россельхозбанк 38 32 32
Траст 34 32 30
Возрождение 51 59 23
Промсвязьбанк 62 48 23
Райфайзенбанк     23
МДМ-Банк 48 41 16
Росбанк 48 41 14

Оценка готовности менеджером банка кредитовать заемщика является хорошим индикатором настроений участников рынка. Число банков с наиболее оптимистичными оценками сохраняется на уровне 2011 - около половины в нашем рейтинге.

Таблица 13. Оценка готовности банка кредитовать заемщика

  мар 11 сен 11 май 12
ВТБ 24 ВВВ ВВВ ВВВ
Интеза ВВВ ВВВ ВВВ
Инвестторгбанк ВВ ВВВ ВВВ
Локо-банк ВВ ВВВ ВВВ
Открытие     ВВВ
Сбербанк ВВ ВВ ВВВ
Траст ВВ ВВ ВВВ
МИнБ ВВВ В ВВВ
Центр-Инвест     ВВВ
АК Барс ВВВ ВВВ ВВ
Номос-банк ВВВ ВВВ ВВ
Промсвязьбанк ВВВ ВВВ ВВ
Банк Москвы ВВВ ВВ ВВ
Росбанк ВВВ ВВ ВВ
Райфайзенбанк     ВВ
Уралсиб ВВВ ВВ ВВ
Возрождение ВВ ВВ ВВ
Россельхозбанк ВВ ВВ ВВ
Юниаструм банк ВВ ВВ ВВ
МДМ-Банк ВВВ ВВ В

Примечание. Субъективная оценка сотрудниками банка текущей возможности прокредитовать потенциального клиента фиксируется в ходе консультирования. ВВВ – высокая готовность, сотрудник убеждает клиента в высокой вероятности получения кредита, ВВ – умеренная готовность, сотрудник уклоняется от оценок, В – низкая готовность, сотрудник указывает на невозможность или незначительные шансы получения кредита. При исследовании организатор прилагает усилия для обеспечения схожести потенциальных клиентов, обращающихся в исследуемые банки.

Методика исследования

Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса рассчитывается Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства и консалтинговой компанией Финист с февраля 2010 года.

Цель проекта – предоставление банкам и предпринимателям актуальной информации о конъюнктуре на рынке кредитования малого бизнеса.

Индекс кредитного благоприятствования отражает настроения банков, их готовность кредитовать малый бизнес.

Основные черты такой готовности – открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование).

Ориентация на оценку конъюнктуры именно банковского рынка является отличительной чертой индекса кредитного благоприятствования (ИКБ) в сравнении с мониторингами Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» и банка «ТРАСТ», ориентированных на отслеживание динамики экономического положения малых предприятий и их ожиданий на финансовом рынке.

Изменение индекса кредитного благоприятствования в большую или меньшую сторону показывает настроения участников рынка, уровень их заинтересованности в кредитовании малых предприятий.

Задачи исследования и результаты для банков

Основное содержание исследования:
- Анализ существующих кредитных программ для малого бизнеса;
- Мониторинг процентных ставок кредитования;
- Качественная оценка организации консультирования клиентов;
- Общая оценка благоприятности кредитованию малого бизнеса со стороны исследуемых банков.

Отправной точкой для анализа является не банк, а каждая отдельная программа кредитования. По сравнению с кредитованием вообще программа имеет большую ценность, удовлетворяя конкретные потребности клиентов. Чем более четко сформулировано содержание программы, тем более она полезна для потребителя. Сам факт наличия программ в банках уже является важным индикатором готовности банка кредитовать.

В идеале программы кредитования должны быть ориентированы на решение конкретных экономических вопросов и, поэтому, соответствовать определенному ряду требований, в частности, иметь:

  1. цели предоставления финансирования;
  2. четко формализованное описание потенциальных заявителей, включая отраслевую принадлежность, масштаб деятельности, география бизнеса и т.д.;
  3. ценовые условия сотрудничества, включая различные возможности для оплаты услуг банка (фиксированные и плавающие процентные ставки);
  4. доля участия банка в общем финансировании проекта;
  5. сроки предоставления финансирования, включая возможности отсрочки платежей по процентам, основному долгу и т.д.;
  6. порядок обеспечения по предоставленному финансированию;
  7. ограничения действия программы конкретными временными рамками;
  8. название.

При анализе программ мы не прибегаем к унификации критериев отнесения предприятий к малому или крупному бизнесу, ориентируясь на те параметры, которые задают сами банки (так, минимальные суммы кредитования малых и средних компаний начинаются от сотен тысяч, а максимальные - превышают сто миллионов рублей).

Использование общего и частных индексов позволяет отслеживать и общие тенденции рынка, и относительную конкурентоспособность банков друг к другу по отдельным аспектам – общее позиционирование на рынке (сайт, маркетинговые акции и пр.), уровень компетенции и квалификации в анализе потребностей целевой аудитории (содержание кредитных программ), уровень организационного планирования и контроля (консультирование клиентов).

Результаты исследования могут быть использованы банками для:

1. формирования ценовой политики банка и своевременной актуализации условий предложения услуг;

2. актуализации продуктового ряда в соответствии с маркетинговой политикой конкурентов, в том числе для разработки новых целевых продуктов для малого бизнеса;

3. оптимизации продвижения кредитных услуг для малого бизнеса, а также отдельных бизнес-процедур, связанных непосредственно с рассмотрением кредитных заявок и выдачей кредитов;

4. оценки текущей ситуации и прогнозирования таких параметров как кредитная активность, склонность рынка к риску, экономическая динамика сектора малого бизнеса.

Таблица 16. Портфель кредитов малому и среднем бизнесу (тыс. руб.) [3 ]

    2011 2012
1 Сбербанк 866016 1001318
2 Россельхозбанк 300000 340000
3 ВТБ 24 79360 111683
4 Промсвязьбанк 25847 93795
5 Уралсиб 74963 81775
6 Возрождение 36576 40587
7 Интеза 38274 38787
8 Юниаструм Банк 16697 37657
9 Инвестторгбанк 19413 31354
10 Открытие 24880 30596
11 АК Барс 24025 25612
12 Банк Москвы 40000 25000
13 Райфайзенбанк 16469 20448
14 Центр-Инвест 15242 19929
15 Номос-банк 15000 17169
16 Траст 17609 16578
17 Локо-банк 17596 16275
18 Росбанк 8470 13252
19 МДМ-Банк 14000 10000
20 МИнБ    

Использовались данные Эксперт РА, РБК, оценки

База для исследования

Исследование охватывает 20 крупнейших банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. В качестве основного показателя для составления рейтинга был выбран совокупный портфель кредитов (использовались данные рейтинга РБК, а также собственные оценки на основании информации, публикуемой в СМИ). Совокупный кредитный портфель по кредитам малым и средним предприятиям данных банков на 1 января 2010 г. составлял более 1,4 трлн. рублей.



[1] - Здесь и далее приведены оценки, составленные на основании информации, полученной от менеджеров банка. В действительности анализируемые параметры могут отличаться от декларируемых при обращении потенциального клиента в зависимости от специфики заемщика, конъюнктуры на финансовом рынке и т.п. При исследовании организатор прилагает усилия для обеспечения единообразия условий обращений в исследуемые банки.

[2] - Здесь и далее приведены оценки, составленные на основании информации, полученной от менеджеров банка. В действительности анализируемые параметры могут отличаться от декларируемых при обращении потенциального клиента в зависимости от специфики заемщика, конъюнктуры на финансовом рынке и т.п. При исследовании организатор прилагает усилия для обеспечения единообразия условий обращений в исследуемые банки.

[3] - Список исследуемых банков может меняться в связи с изменениями их положения на рынке, однако не более, чем на 20% ежегодно, чтобы обеспечить необходимую преемственность данных. В 2012 году в мониторинг включены банки Открытие, Райффайзен и Центр-Инвест, вместо Транскредитабанка, Национального торгового банка и Росевробанка.