Дмитрий Макарычев, вице-президент, директор по маркетингу компании «Инверсия» Как бы вы оценили итоги прошлого года в целом для рынка банковского ПО и, в частности, для компании «Инверсия»?

– 2011 год для нашей компании можно назвать годом уверенного роста. Нашими клиентами стали 16 банков: на ЦАБС «Банк 21 Век» был успешно переведен банк «Кубань Кредит», начались крупные проекты в ряде банков, входящих в Тоp 100. При этом компания укрепила свои позиции не только в Москве, но и в регионах, в Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах, Республике Абхазия.

Помимо непосредственно ЦАБС – ядра всей деятельности банка (core banking) активно идут проекты внедрения решений по автоматизации мгновенных денежных переводов, карточного бизнеса, взаимоотношений с клиентами (CRM), электронного архива документов, розничных фронт-офисов.

Успешно развивается наш проект «Invopay» по разработке ПО для систем мгновенных денежных переводов, целевой аудиторией которого являются финансовые холдинги и многофилиальные банки, которые самостоятельно планируют развитие проектов по созданию систем денежных переводов. В настоящий момент система внедрена и активно используется в трех банках – в банке «Кубань Кредит» (система «Кубань Кредит – Экспресс»), в Мособлбанке (система «МОПС») и в Международном банке Азербайджана (система «EBAY Express» – одна из самых развитых денежных систем, осуществляющая основной поток денежных средств между Россией и Азербайджаном).

Успехи нашей компании также были подтверждены исследованиями независимых компаний. Так, в мартовском номере журнала International Banking Systems (IBS Journal) опубликован ежегодный список крупнейших российских поставщиков банковского программного обеспечения, составленный британской компанией IBS Intelligence – IBS Sales League Table. «Инверсия» снова в лидерах по продажам систем core banking в России по итогам 2011 года.

Какие новые интересные проекты вам принес прошлый год и начало 2012?

– В каждом банке свои интересные технологические особенности. И каждое новое внедрение обогащает наши знания, добавляет в наш флагманский продукт ЦАБС «Банк 21 Век» новые возможности. В последнее время явно просматривается тенденция к организации работы молодых и технологичных банков без привычных операционных офисов – все клиентские операции и взаимодействие с клиентами в целом осуществляются удаленно, через web-сервисы, call-центры, и др. Главным элементом операции становится в этом случае пластиковая карта или даже «виртуальная» карта. У нас есть несколько таких проектов, причем в некоторых случаях даже не предусматривается собственное хранилище ценностей.

Какие проблемы возникали в ходе внедрений и интеграций с решениями других поставщиков? Как они решались?

– Наиболее часто используемая в настоящее время схема содержит четыре-пять основных компонентов, причем они могут быть как от одного, так и разных поставщиков.

Во-первых, CRM как единая точка входа для клиента. Во-вторых, процессинг, здесь, кстати, наблюдается тенденция выполнять в программах, изначально предполагаемых для обслуживания пластиковых карт, и другие операции с физическими лицами, включая расчеты. В-третьих, АБС (ЦАБС), которая используется для связи с внешним миром (РКЦ, СВИФТ), обслуживания юридических лиц, расчета резервов, консолидации и формирования отчетности. В-четвертых, хранилище, нужное для построения управленческой отчетности. И наконец, казначейство.

Во всех случаях используется одна и та же общая интеграционная модель, но реализация еe в каждом случае индивидуальна. Выделить какие-либо общие проблемы трудно, они в каждом проекте лежат скорее в области психологии и человеческих взаимоотношений.

Как, вообще, существуют в рамках одного банка несколько разных решений от разных поставщиков? Зачем это нужно банкам? Насколько это технически сложно устроено?

– Нужно отметить, что если в начале и середине 2000-х годов все банки стремились к внедрению комплексных АБС одного поставщика, то в настоящее время уже на другом уровне (использование COA-архитектуры, наличие эффективных интеграционных шин, в первую очередь от IBM и Oracle) активно возвращается тенденция «островной» автоматизации, строящейся по принципу «Выбрать лучшее». Но оба подхода имеют право на жизнь, и у каждого есть свои плюсы и минусы.

Плюсы поставки продуктов от одного поставщика – это ответственность, комплексный подход, единая технология, простота интеграции, управления и контроля. Отрицательная сторона такого подхода – неоптимальные решения по ряду бизнес-процессов и все-таки зависимость от поставщика. Если же решения поставляются разными компаниями, то среди плюсов стоит выделить: оптимальные решения по ряду бизнес-процессов, независимость от одного поставщика, возможность смены поставщиков, возможность интеграции новых модулей от новых провайдеров. В качестве минусов можно назвать размытую ответственность поставщиков, отсутствие единой технологии, сложность интеграции и управления. Ну и, конечно, высокая стоимость таких проектов, которую могут позволить себе далеко не все банки даже из Тоp 100.

Мы охотно участвуем в подобных интеграционных проектах. Тем более что в большинстве случаев такой автономный проект автоматизации в крупном банке сопоставим в денежном эквиваленте с внедрением АБС в целом в средней кредитной организации.

Более того, мы понимаем, что в обозримой перспективе не сможем объять невозможное и удовлетворить потребности всех потенциальных клиентов, поэтому у нас есть целый спектр партнеров, с которыми уже есть готовые шлюзы и истории успеха.

Как происходит внедрение новой системы с точки зрения существующего персонала? Есть ли сопротивление на психологическом уровне? Или персонал, как правило, готов?

– Безусловно, бывают проблемы. Не секрет, что в банках не все сотрудники с радостью встречают именно нашу АБС. Но эта общая проблема для всех вендоров, не важно, банк это или нет. Поэтому в наших проектах, особенно интеграционных, мы большое внимание уделяем назначению менеджера проекта из состава отдела внедрения, подбору команды с точки зрения психологической совместимости. Одной из основных задач менеджера является выстраивание хороших отношений с ключевыми сотрудниками банка, а не только организации настройки и обучения. Все наши опытные менеджеры – немного психологи. Также для этой позиции, помимо пакета профессиональных навыков и умений, обязательна высокая стрессоустойчивость и нацеленность на достижение позитивного результата. Одна из установок, которую получает сотрудник, впервые выступающий в роли менеджера проекта: «Даже ругаться надо конструктивно».

За последние годы я не могу припомнить ни одного неудачного проекта внедрения – следовательно, отдел внедрения в целом справляется. Более того, чтобы не терять динамику процесса внедрения ЦАБС «Банк 21 Век» в банке, нам часто приходится уже по ходу проекта внедрения внепланово заниматься автоматизацией отдельных направлений бизнеса, с которыми не справились другие вендоры.

Как вы отслеживаете изменения законодательства, и насколько это сильно отражается на работе АБС?

– Изменения законодательства мы стараемся отслеживать максимально оперативно, так как от скорости нашей реакции на них напрямую зависит степень удовлетворенности наших клиентов. Высший пилотаж для компании-разработчика – внести необходимые изменения в программное обеспечение заблаговременно, когда еще технологи большинства банков всерьез не задумались над тем, как отразится вступление в силу новой инструкции или закона на бизнес-процессах. Тогда остается время на обсуждение в кругу экспертов и соответствующий «тюнинг» под специфику конкретных кредитных организаций.

Чтобы добиться подобной оперативности, мы активно участвуем в работе обеих банковских ассоциаций (АРБ и АРБР), аккумулируем информацию и экспертные мнения, получаемые от наших банков-партнeров в Москве и регионах России.

В последние годы Банк России активно информирует о своих планах банки и конструктивно сотрудничает с компаниями-разработчиками ПО для финансово-кредитных институтов, и нам проще вести диалог с нашими клиентами при заключении и перезаключении договоров о поддержке используемого программного обеспечения. Кроме того, постоянно меняющаяся и развивающаяся законодательная база держит нас в тонусе и вымывает с рынка конкурентов с устаревшими, потерявшими динамику развития АБС и подходами к взаимоотношениям с клиентами.

Готовы ли такие бюрократические структуры, как банки иногда экспериментировать?

– В последнее время банки меняются, и представить сотрудника банка, грубо говоря, «в нарукавниках» невозможно. В современных условиях нельзя выжить без внедрения новых технологий и смелых экспериментов в части обслуживания клиентов. В бизнес приходит все больше молодых людей, часто с европейским образованием, которые психологически готовы к нестандартным решениям. И из старшего поколения «выживают» в профессии те, кто готов к инновациям. Поэтому говорить о бюрократии в привычном смысле неправильно. А вот бюрократия с точки зрения науки управления необходима, так как наличие определенных этапов в принятии решения позволяет снизить риски неправильного выбора, хотя и замедляют его процесс.

Как модифицировалась ЦАБС? Каковы перспективы развития ЦАБС «Банк 21 Век»?

– Первое внедрение нашего флагманского продукта АБС «Банк 21 Век» произошло в 1996 году. Пусть изначально было грамотно спроектировано единое технологическое ядро на базе РСУБД Oracle, пусть для разработки функциональных модулей окружения были выбраны опять же средства разработки Oracle, но если бы мы стояли на месте, не перерабатывали постоянно функциональные модули, не реализовали ли бы удалeнную работу через веб-браузер, не провели бы несколько пусть и эволюционных, но значительных модернизаций технологического ядра, печальной бы была наша участь.

Впрочем, перечислять все значительные этапы не хватит отведeнного нам места. Хочу упомянуть только последние.

В начале 2011 года мы предложили действующим и потенциальным клиентам кардинально новую версию нашей АБС, воплотившую в себе как результаты анализа мировых тенденций, так и весь опыт наших специалистов по автоматизации на централизованной базе данных территориально распределенных банковских структур. Нами были произведены значительные инвестиции в перестройку системы управления доступом, системы безопасности и системы управленческой и регулярной отчетности. Была проведена оптимизация пользовательских интерфейсов, обеспечена работа филиальной сети, без технологических пауз и в различных часовых поясах, и значительно повышена масштабируемость и производительность системы при обработке больших объемов информации. Мы даже провели мини-ребрендинг, назвав новую версию – ЦАБС «Банк 21 Век», с акцентом на централизацию!

В текущем году мы хотим сделать акцент на успешной реализации в ЦАБС «Банк 21 Век» ведения корпоративного и розничного бизнеса «в одном флаконе».

Много лет у нас в компании, как и в большинстве других разработчиков АБС, превалировало мнение, что для адекватной автоматизации корпоративного и розничного бизнеса банка требуются две самостоятельные АБС со своим набором автоматизируемых процессов. Еще одно мнение заключалось в том, что корпоративная АБС консолидирует на синтетических счетах информацию по ритейловым операциям. В этом были свои плюсы и свои минусы.

Из плюсов, с точки зрения администрирования, – доступ на ритейловую систему давали ограниченному числу пользователей, две АБС на разных серверах не загружали друг друга своими расчетами, и, как правило, не «падали» одновременно, позволяя банку на время аврала вести хотя бы часть бизнеса более-менее адекватно. Из минусов – усложнялись вопросы консолидации отчетности, усложнялись процессы ведения в актуальном состоянии информации по клиентам, когда они вынужденно дублировались в двух системах. К тому же были «сквозные» процессы, в которых одновременно участвовали две системы, например, приход денег через корсчет, когда это нужно отразить по своим счетам в ядерном решении и в ритейловом.

Несколько лет назад нами была принята концепция развития решения «в одном флаконе» для юридических и физических лиц. Теперь, после ряда успешных внедрений в банках, пришло время отрапортовать, что нам удалось нивелировать плюсы отдельных решений, сохранив все плюсы интеграции, и получить эффект синергии. И это востребовано на рынке.

Что можно сказать о рынке банковского ПО с точки зрения спроса и предложения? Сегодня рынок можно назвать «рынком покупателя» или, скорее, «рынком продавца»? Насколько активно вам приходится искать клиента? Какие еще тенденции на рынке вы бы выделили?

– Эпоха «рынка продавца» в Российской Федерации закончилась в первой половине 90-х. Сейчас рынок, безусловно, является «рынком покупателя». Другое дело, что если говорить о решениях для комплексной автоматизации бизнеса банка (обобщенно говоря, АБС), то круг востребованных решений достаточно узок.

Последние три–четыре года в рамках проводимых кредитными организациями открытых и закрытых тендеров у нас всего один–два серьезных конкурента. Раньше речь шла минимум о пяти, а на этапе первичного отбора – о десяти и более.

Соответственно, если говорить о России, то в сегменте АБС нашу компанию и продукт ЦАБС «Банк 21 Век» очень неплохо знают. Нам удалось добиться высокого уровня лояльности клиентов: у нас нет ни одного случая принятия осознанного решения о замене нашей АБС (за исключением нескольких случаев в процессе слияний и поглощений и прихода в банк новой команды). Более того, знакомые с нашим ПО сотрудники банков при переходе на работу в другие компании часто продвигают его самостоятельно или даже ставят его внедрение условием своего перехода.

Если говорить о рынке отдельных решений, интегрируемых в информационное пространство банка, то, отбрасывая нерыночные продукты, безальтернативно навязываемые банкам, можем констатировать: здесь конкуренция значительно шире и динамичнее, поскольку часто на одном поле бьются следующие участники:

– решения от российских компаний-разработчиков, специализирующихся на автоматизации отдельных направлений бизнеса и имеющих существенную клиентскую базу (внутрихозяйственная деятельность, пластик, управленческий учeт и отчетность, ДБО и т. д.);

– решения от известных мировых вендоров, пусть и достаточно дорогие, но с отличным портфолио, положительным опытом внедрений в России;

– бюджетные решения, так сказать, «на коленке», которые с рынка АБС уже фактически исчезли;

– и, подводя черту, – решения от российских компаний-разработчиков широкого профиля (типа «Инверсии»), которые, изначально специализируясь на универсальных решениях по комплексной автоматизации банков и постепенно наращивая функционал своих АБС и компетенцию своих специалистов, смогли предложить вполне конкурентные решения и бизнес-практики по отдельным сегментам автоматизации.

Здесь мы добились хороших результатов. Чтобы не быть голословным, отмечу, что наши «автономные» решения используют такие банки, как: Альфа-Банк, банк «Интеза», Банк Москвы, ВТБ24, Нордеа-банк, Кредит Европа Банк, Юникредит Банк, и др. Но планируем активизировать свою работу в данном направлении.

Какие новые разработки компания планирует предложить рынку в этом году?

– Как я уже сказал ранее, в текущем году мы делаем акцент на успешной реализации в ЦАБС «Банк 21 Век» ведения корпоративного и розничного бизнеса «в одном флаконе». Причем данное решение мы готовы предложить и банкам, придерживающимся традиционного подхода и планирующим вести розничный бизнес в отдельной системе.

За последние годы в целях развития функционала мы разработали более 15 модулей, непосредственно автоматизирующих обслуживание физических лиц, реализовали онлайн-интерфейсы с пятью системами мгновенных денежных переводов. В планах нашей компании дальнейшее развитие своего продукта в этом направлении, кроме того, планируется интеграция с другими платежными системами, развивается методика работы через «одно окно».

Если говорить о технических аспектах автоматизации розницы, то, несмотря на активное развитие вычислительных мощностей современных серверных комплексов, мы не полагаемся целиком на них, а прилагаем большие усилия по оптимизации нашего кода, поиску новых инженерных решений для максимального повышения производительности нашей системы на относительно недорогом оборудовании. Там, где требуются массовые вычисления, типа операций массовых расчетов процентов, резервов, комиссий, мы используем параллельные вычисления, многоядерную технологию расчетов. Это позволяет добиться увеличения скорости расчетов на больших объемах данных в несколько десятков раз! Наконец, это дает возможность банкам эксплуатировать нашу ЦАБС при самых выгодных соотношениях цена/производительность.