На этот раз она представляет собой закон, принятый, как ни странно, не вчера и не в России, а два года назад и в США.

Закон «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA) вступает в силу с 1 января 2013 года. Несмотря на свое происхождение, он затронет, и весьма чувствительно, деятельность российских кредитных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в той или иной форме имеющими отношение к США.

В частности, FATCA содержит требование в отношении иностранных финансовых институтов (в том числе российских кредитных организаций) передавать информацию о счетах американских налогоплательщиков либо иностранных юридических лиц, в которых американские налогоплательщики имеют «существенную» долю владения (10% прямого или косвенного владения), непосредственно в налоговую службу США (Internal Revenue Service, IRS).

Основная цель закона – предотвращение уклонения граждан США от уплаты налогов, писала в прошлом году «Российская газета». Поводом к принятию закона стала оценка Конгрессом ежегодных потерь американского бюджета, связанных с уклонением от уплаты налогов с использованием оффшорных схем, в размере $100 млрд. Предположительно, основой для таких данных могли стать недавние утечки информации об американских клиентах некоторых европейских банков. Американские законодатели надеются, что FATCA позволит значительно сократить недополучение налоговых выплат.

В целях исполнения закона иностранным финансовым институтам предписывается заключить специальное соглашение с IRS, в рамках которого они (институты) будут обязаны:

- осуществлять идентификацию клиентов – владельцев счетов, являющихся налогоплательщиками США, а также процедуру должной проверки (due diligence) в отношении указанных лиц;

- ежегодно представлять в IRS отчетность, включающую сведения о наличии финансовых счетов налогоплательщиков США;

- при совершении платежей удерживать и переводить в IRS 30% от суммы перечисляемых денежных средств в случае, если получателем платежа является налогоплательщик США, а перечисляемые денежные средства являются доходом из источников, подлежащих налогообложению в соответствии с налоговым законодательством США.

Второй вариант для кредитных организаций (точнее, первый, который приходит в голову) – игнорировать требования FATCA. Действительно, с какой стати российским банкам читать какие-то там американские законы, да еще и подчиняться им?

Однако хитрые западные юристы, очевидно, кем-то предупрежденные об этих особенностях загадочной русской души российского менталитета, такой вариант предусмотрели. Поэтому после 31 декабря 2012 года с международных банковских переводов, получаемых «неучаствующими российскими финансовыми институтами», может быть принудительно удержано 30% денежных средств, если банк-контрагент или банк-корреспондент сочтут, что в отношении получателя платежа должны быть применены требования FATCA.

Такой вот ковбойский вариант «мотивированного суждения».

Итак, у нас два варианта, и «оба хуже». В первом случае банку придется нести значительные затраты на выявление налогоплательщиков США среди клиентов – владельцев счетов, трансграничное разглашение персональных данных, принудительное удержание и перевод в IRS части платежей, введение дополнительных параметров в клиентские данные в системах. Во втором – жить в условиях постоянного риска принудительного удержания 30% денежных средств с американских платежей, что в конечном итоге может негативно отразиться на клиентских отношениях и репутации банка.

Но самое печальное даже не это, а то, что российские кредитные организации, похоже, остаются перед лицом новой угрозы в полном одиночестве – без поддержки со стороны государственных структур. Даже информационной.

Например, на письмо, отправленное Ассоциацией российских банков председателю Центробанка Сергею Игнатьеву в августе прошлого года, ответ так и не поступил. Хотя вопросы там были заданы, в общем, не слишком сложные – какова, к примеру, официальная позиция Банка России по применению норм FATCA российскими кредитными организациями, или будет ли поддержано общее присоединение российских кредитных организаций к участию в FATCA.

Бурных обсуждений этой проблемы на заседаниях правительства, в коридорах Государственной Думы и в средствах массовой информации пока тоже не наблюдается.

Впрочем, время для принятия решения еще есть. Правда, очень немного: 30 июня 2012 года – последняя дата подписания иностранными финансовыми институтами соглашения с IRS.

Мы будем следить за развитием событий.

P.S. Раз пошла такая пьянка, может, и нашим депутатам пора принять какой-нибудь похожий закон? А то в России тоже, говорят, бывают случаи уклонения от уплаты налогов.