В «круглом столе» Bankir.Ru приняли участие:

Алексей Акиндинов, генеральный директор МСП-Лизинг, председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России по лизингу;Анатолий Аксаков, заместитель председателя комитета Государственной Думы России по финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России;

Кирилл Царев, заместитель генерального директора «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации;

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК);

Сергей Дианин, генеральный директор лизинговой компании ARVAL;

Евгений Царев, руководитель аппарата подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «Лизинговый союз».

– Каковы, по вашему мнению, точки роста на рынке лизинга в 2012 году?

Анатолий Аксаков (АКБР):

Ситуация зависит от, во-первых, макроэкономики, во-вторых, тех преференций, которые дает лизинг. Полагаю, что со вступлением в ВТО для России может стать актуальным (и более доступным) лизинг современного оборудования. Сегодняшний российский лизинг – это транспорт и еще раз транспорт. Перекос зашкаливает. Между тем лизинг оборудования – один из потенциальных инструментов модернизации производственной базы российской экономики, практически самортизированной.

Алексей Акиндинов (МСП Лизинг):

Маловероятно, что 2012 год удивит чем-то новым. Драйверы российского рынка лизинга на протяжении последних лет неизменны. Это железнодорожный подвижной состав, автомобильный транспорт — легковой и грузовой, специальная техника, а также авиатехника, активно передаваемая в лизинг в рамках государственных программ, направленных на стимулирование обновления авиапарков. Положительная динамика будет в сегменте лизинга оборудования и спецтехники для малого и среднего бизнеса как за счет государственных программ, так и за счет усилий отдельных компаний — частных и с госучастием.

В случае усиления интереса к лизингу со стороны крупных промышленных корпораций стоит ожидать прироста объемов сделок в сегментах лизинга машиностроительного металлургического и металлообрабатывающего оборудования, оборудования химической промышленности и т. п.

Кирилл Царев («Сбербанк Лизинг»):

В структуре рынка ведущую долю по-прежнему будет занимать лизинг подвижного состава и железнодорожной техники. Вместе с этим, стоимость вагонов стабилизировалась, спрос на вагоны в этом году составит порядка 75 тыс., и поэтому сверхактивного прироста сегмента мы не ожидаем. Очевидным представляется и рост спроса на лизинг автотранспорта и оборудования до 35–40%. Уровень износа оборудования во всех отраслях промышленности очень высок, поэтому именно данный сегмент рынка имеет очень высокий потенциал для лизинга. Однако оборудование имеет меньшую ликвидность, по сравнению, например, с автотранспортом или подвижным составом, а также зачастую более длительные сроки поставки и монтажа. Поэтому при текущей рыночной конъюнктуре в стране лизинговые компании предпочитают инвестировать в более ликвидные виды имущества с прозрачным вторичным рынком. Следующий возможный драйвер рынка – авиационный сегмент, но только в случае нормальной реализации программы государственной поддержки региональных авиакомпаний. В 2012 году сохранится тенденция доминирования государственных лизинговых компаний в сделках с крупнейшими корпоративными клиентами. При этом в целом по рынку мы все же ожидаем некоторого снижения темпов роста лизинга.

Владимир Добровольский (ГТЛК):

В 2012 году активно будут развиваться направления, связанные с транспортной инфраструктурой. В первую очередь, ожидания рынка связаны с формированием дорожных фондов, которые могут стимулировать увеличение объемов и повышение качества строительства и эксплуатации дорог.

При этом в транспортном сегменте будет расти объем сделок именно с дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техникой, так как она является ликвидным и востребованным предметом лизинга, в то время как объем сделок с оборудованием останется практически на том же уровне по причине больших рисков. Традиционно высокую долю рынка будет занимать лизинг подвижного состава. Потребность в грузоперевозках постоянно растет, а рынок железнодорожных вагонов до сих пор остается недоукомплектованным.

Кроме того, последнее постановление правительства о государственном субсидировании сделок по приобретению самолетов даст существенный толчок для развития региональной авиации и рынка лизинга в этом направлении. В этой связи возможно, в том числе, появление новых игроков и активизация существующих как на рынке лизинга, так и на рынке авиаперевозок.

Сергей Дианин (ARVAL):

В 2012 году, безусловно, рынок лизинга продолжит активно расти. Для этого роста есть все условия: ставки финансирования стабилизировались, лизинговые компании «подняли голову» после прошедшей кризисной волны, деловая активность российского бизнеса растет, а это, в свою очередь, создает спрос на средства производства, которые в том числе приобретаются посредством лизинга.

Среди самых активно растущих сегментов рынка лизинга традиционно выделяется автомобильный сегмент, причем рост демонстрирует не только сегмент легковых машин, но и грузовых, особенно бурно растущий после двух лет «спячки». К этому можно добавить сегмент железнодорожного транспорта, авиатехники, специальной техники и оборудования для строительства, сегмент недвижимости. Скорее всего, государственные лизинговые компании продолжат активный захват рынка или отдельных его сегментов.

Если говорить о лизингополучателях, то ключевого вклада в развитие рынка лизинга, по традиции, следует ожидать со стороны сегмента крупных корпораций. Именно они на сегодня формируют большую часть рынка. Помимо этого, компании МСБ-сектора активно пользуются лизинговыми услугами. В последнее время предприятия госсектора и муниципальные предприятия также демонстрируют интерес к лизингу.

– Что лизинг сможет предложить малому и среднему бизнесу в 2012 году?

Алексей Акиндинов (МСП Лизинг):

Частные лизинговые компании продолжат осваивать и насыщать своим предложением наиболее востребованные и ликвидные сегменты рынка, среди которых: легковой и грузовой автотранспорт, спецтехника, дорожно-строительная техника. В рамках же государственных программ поддержки МСБ вектор будет направлен на лизинг промышленного и технологического оборудования, стимулирование модернизации основных фондов субъектов МСБ, повышение их энергоэффективности. Крайне интересным направлением также станет поддержка субъектов МСП, ведущих инновационную деятельность и выпускающих высокотехнологичную продукцию на основе собственных запатентованных научных разработок. К примеру, в МСП Лизинг для данной группы клиентов готов полноценный продукт, в рамках которого они могут получить долгосрочное финансирование и использовать принадлежащий им патент в качестве обеспечения.

Кирилл Царев («Сбербанк Лизинг»):

Прежде всего – технику. Мы запустили и активно реализуем стандартизированную линейку розничного бизнеса, которая представлена 11-ю продуктами в сегментах легкового и грузового транспорта, а также спецтехники. Дальнейшие планы нашей продуктовой фабрики – запуск сервисных программ совместных с крупнейшими производителями и поставщиками автотехники. Эти шаги ускорят обновление основных фондов малых предприятий и сделают лизинг для них более комфортным и доступным.

Владимир Добровольский (ГТЛК):

Ничего кардинально нового рынок предложить не сможет. Основным для МСБ остаются низкий порог для входа в бизнес и «дешевые» деньги. При условии стабилизации мирового финансового рынка появится возможность сделать услугу лизинга более доступной за счет снижения ставок и размера авансовых платежей.

Сергей Дианин (ARVAL):

В 2012 году есть все основания ожидать дальнейшего роста деловой активности со стороны предприятий среднего и малого бизнеса. Это, в свою очередь, означает повышение спроса компаний этого сегмента на услуги лизинга. Лизингодатели готовы предложить лизинговые схемы, предполагающие сделки, заключенные на условиях финансового лизинга, с простыми и быстрыми процедурами получения одобрения, приемлемыми ценами и сжатыми сроками получения предмета лизинга.

Со стороны компаний среднего и малого бизнеса отмечается рост спроса и на дополнительные услуги. В этом случае для компаний МСБ-сектора лизингодатели готовы предложить такой вид лизинга, как операционный лизинг с полным сервисным обслуживанием. Это выгодно, удобно и эффективно для развития бизнеса компании-клиента. Это новый продукт для России, но его преимущества для бизнеса растущих компаний очевидны, поэтому в 2012 году есть все основания ожидать повышения интереса со стороны этого сегмента к операционному лизингу с полным сервисным обслуживанием.

– В чем вы видите наиболее значимые угрозы или вызовы для рынка?

Анатолий Аксаков (АРБР):

Самой большой угрозой для рынка лизинга является отмена налоговых льгот. Сам лизинг дороже кредита, соответственно, ликвидация налоговых преференций сводит на нет его плюсы.

Алексей Акиндинов (МСП Лизинг):

Можно выделить две группы угроз — экономические и внеэкономические. В рамках первой группы опасения вызывают новые кризисные явления в мировой экономике, с непредсказуемыми на данный момент до конца последствиями. Сползание в кризис уже чувствуется, например, в части увеличения ставок привлечения средств для лизинговых компаний и «вымывания» с рынков капитала долгосрочных заемных ресурсов. В рамках второй группы тревожат действия Министерства финансов и его планы отменить применение коэффициента ускоренной амортизации в лизинге. Также беспокоит замершее на ведомственном уровне прохождение поправок в закон о лизинге, которые могли бы существенно улучшить ситуацию в части реализации имущественных прав лизинговых компаний.

Кирилл Царев («Сбербанк Лизинг»):

Рынок лизинга в России высокочувствителен к изменениям финансово-экономической ситуации в стране. Возможным негативным фактором для рынка в 2012 году остается угроза финансового кризиса на фоне общемировой нестабильности финансовых рынков. В ожидании кризиса банки и лизинговые компании будут ужесточать требования к финансовому состоянию заемщиков, поднимать стоимость и сокращать лимиты финансирования, а также ужесточать отраслевые лимиты, что может привести к некоторому снижению спроса. Независимые лизинговые компании и компании при частных банках, осуществлявшие заимствования в европейских банках, возможно, ощутят нехватку финансирования из-за уменьшения страновых лимитов. Все это может негативно сказаться на работе отрасли. На современной стадии развития отечественного рынка лизинга к потенциальным угрозам также можно отнести отмену ускоренной амортизации и рост стоимости пассивов.

Владимир Добровольский (ГТЛК):

Рынок лизинга, как и другие рынки, напрямую зависит от ситуации на мировом и российском финансовых рынках. Кроме того, существенным остается объем государственного заказа, во многом определяющий активность нашей промышленности.

Сергей Дианин (ARVAL):

В кратко- и среднесрочной перспективе на рынке лизинга могут вновь появиться трудности с привлечением финансирования, особенно банковских кредитов, что обусловлено увеличивающимся дефицитом ликвидности и приближающимся введением нового европейского стандарта банковского регулирования «Базель III». Это, конечно, приведет и к росту стоимости финансирования. К этому также можно добавить и ожидаемую высокую волатильность курса рубля. Конечно, состояние неопределенности на рынке, в свою очередь, оказывает влияние на общее состояние рынка, вносит некую осторожность и неторопливость в действия компаний, что, естественно, может несколько замедлить и лизинговую отрасль в целом, ведь лизинг – это инструмент, направленный на развитие.

Евгений Царев (ТПП РФ):

Основные вызовы для рынка таковы: это несовершенство промышленной политики государства, проблемы финансирования лизинговых проектов банками, проблемы реализации имущественных прав лизинговых компаний, незаконные деяния в отношении изымаемого имущества, проблемы применения налоговых вычетов по НДС, обвинения в адрес лизинговых компаний о «необоснованном обогащении» при изъятии лизингового имущества, проблема в связи с перспективой отмены права применения коэффициента ускорения амортизации, реформирование системы бухгалтерского учета лизинговых операций.

– Нужно ли бороться против отмены коэффициента ускоренной амортизации в принципе или сразу смириться и готовить списки отраслей, в которых этот коэффициент должен остаться?

Анатолий Аксаков (АРБР):

Как минимум, нужно делать второе. И список этих отраслей должен быть продиктован экономической потребностью, а не лоббистским «весом» той или иной отрасли.

Алексей Акиндинов (МСП Лизинг):

Это делать необходимо, и мы боремся! В этой борьбе, кстати, заключена немалая доля социальной ответственности нашего бизнеса. Инициатива Министерства финансов, в конечном счете, ударит по огромной массе российских предпринимателей-лизингополучателей, которые лишатся эффективного инвестиционного механизма, стимулирующего их модернизацию. Эксперты насчитывают более 40 различных сегментов рынка лизинга совокупным объемом в 2,5 трлн. рублей. Я плохо представляю себе процесс деления этих сегментов на нужные и ненужные и последующее формирование «белых» и «черных списков».

Кирилл Царев («Сбербанк Лизинг»):

Бороться нужно всегда! Если более конкретно, то переход к обсуждению отраслей – это уже снижение ограничения конкуренции на рынке, так как часть компаний, имеющих четкую специализацию, может просто выпасть из льгот, что, на мой взгляд, неправильно. По сути, переход к обсуждению конкретных отраслей (и отказ от идеи, что лизинг в принципе имеет эту льготу) – это уже создание почвы для коррупции. Так, что если отменять, то полностью. Вопрос льготы был и пока остается одной из основ лизинга. Цель сохранения амортизационных льгот очевидна – стимулирование модернизационных процессов и рост объема инвестиций в реальный сектор.

Сергей Дианин (ARVAL):

Конечно, ведь в этом случае перемены на рынке неизбежны, ведь в случае отмены ускоренной амортизации лизинг, несомненно, потеряет часть своей привлекательности.

С другой стороны, следует отметить, что после отмены коэффициентов ускорения при амортизации имущества 1–3 амортизационных групп лизинговая отрасль отнюдь не остановилась в своем развитии, а рост спроса, в частности, на лизинг автомобилей полностью опровергает утверждение об опасности отмены льгот.

Да и опыт других стран, например Центральной и Восточной Европы, показал, что после отмены ускоренной амортизации лизинг продолжил развитие. В то же время в Румынии по причине отмены ускоренной амортизации практически остановилось развитие лизинга недвижимости.

Евгений Царев (ТПП РФ):

Нужно сдерживать ситуацию с отменой ускоренной амортизации. Однако следует учитывать, что с принятием новых стандартов МСФО и принятием новых стандартов ПБУ в лизинге лизинговое имущество сможет учитываться только на балансе лизингополучателя. Острота проблемы с отменой преференции – механизма ускорения амортизации – нивелируется. Актуальными станут преференции лизингополучателя, что будет стимулировать спрос на лизинг.

– Способна ли отрасль сформировать единые стандарты работы с клиентами, стандарты договоров?

Анатолий Аксаков (АРБР):

Не знаю, способна ли, но то, что это необходимо делать, – однозначно.

Алексей Акиндинов (МСП Лизинг):

Смотря что понимать под едиными стандартами. В высшем смысле они уже есть. Мы все руководствуемся едиными положениями Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге»), Налогового кодекса, Гражданского кодекса. Практически унифицирована и вся терминология. Так что имеет смысл развивать и совершенствовать действующую базу стандартов российского лизинга. Например, в настоящее время в рамках подкомитета ТПП РФ по лизингу мы работаем над новыми «Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей». Сегодняшняя версия этого принципиального документа была утверждена в Минэкономразвития в 1996 году. Иными словами, она устарела и не отвечает реальной практике и тенденциям рынка. Полагаем, что принятие новой современной методики позитивно отразится, в том числе, на формировании налоговой и арбитражной практики.

Кирилл Царев («Сбербанк Лизинг»):

Это вопрос развития, и этот процесс уже идет. Компании активно внедряют единые стандарты и CRM-процессы с учетом своего и международного опыта, анализируется арбитражная практика, унифицируются и потребности клиентов. Все это не приведет моментально к полной унификации, но точно обеспечит единую логику договоров.

Сергей Дианин (ARVAL):

А стоит ли формировать единые стандарты договоров? Ведь договор иногда является конкурентным преимуществом. При этом нужно понимать, что основы бизнеса, его основные положения и правила должны быть сформированы обязательно, и это является общей задачей для отрасли в целом, ассоциаций и законодателей.

Евгений Царев (ТПП РФ):

Отрасль способна, но цель формирования таких стандартов не определена. Какие отраслевые проблемы могут быть таким образом решены, не очевидно.

– Как изменить отношение судей к лизингу в связи со сложившейся неблагоприятной судебной практикой?

Алексей Акиндинов (МСП Лизинг):

Целенаправленно, методично и постоянно объяснять позицию лизингового сообщества судейскому корпусу по всем спорным вопросам. С другой стороны, сохранять чистоту собственного бизнеса. К сожалению, последствия действий отдельных компаний нередко экстраполируются на все сообщество.

Евгений Царев (ТПП РФ):

Нарабатывается арбитражная практика, где раскрывая экономическую сущность лизинга, раскрывая лизинговые платежи, лизинговые компании доказывают, что необоснованного обогащения нет. Совершенствуется методология раскрытия лизинговых платежей при формировании линии защиты лизинговыми компаниями.

Однако проблема в том, что у Высшего арбитражного суда (ВАС) нет однозначного подхода к оценке лизинга. Сегодня можно говорить о двух основных подходах ВАС. Это арендная теория лизинга и кредитная теория лизинга. Например, с точки зрения ВАС, учитывая арендную теорию, лизинговая компания имеет сверхобеспечение по проекту, обладая правом собственности на предмет лизинга и имея залоговое право на этот же предмет, в случае, если кредит лизинговой компанией погашен. А в случае если, допустим, лизинговые платежи полностью погашены лизингополучателем, а лизинговая компания не погасила кредит, то право собственности переходит по договору к лизингополучателю, но оказывается обременено залогом у банка. С подходом к лизингу с точки зрения кредитной теории подобной проблемы не существует. Однако в ВАС есть и сторонники арендной теории. Как у одной теории, так и другой есть свои плюсы и минусы.

– Почему отрасль до сих пор не сформировала эффективный лоббистский институт?

Алексей Акиндинов (МСП Лизинг):

Взаимоотношения между лизинговым сообществом и государственными институтами являются зеркальным отражением взаимоотношений между бизнесом и властью в целом. Те же явления, те же проблемы недопонимания и недослышанности.

С другой стороны, мне представляется, что в рамках нашей организации определенной эффективности мы достигли. Способствовал этому и выбор ТПП РФ как оптимальной и авторитетной площадки для организации как внутрикорпоративного диалога, так и диалога с органами власти.

Сергей Дианин (ARVAL):

По всей видимости, на сегодняшний день острая необходимость в этом отсутствует.

Евгений Царев (ТПП РФ):

Лоббистский институт существует и развивается с 2007 года, подкомитет ТПП РФ по лизингу, в основном и занимается этой деятельностью. Однако отрасль достаточно молода. Степень развития лизингового лобби сегодня ровно такая, какую может позволить себе отрасль. Это отражение того, насколько сегодня могут лизинговые компании консолидировать свои ресурсы для достижения общих целей.

– Кто может или должен выступить в роли лоббиста отрасли?

Анатолий Аксаков (АРБР):

Я полагаю, что институт лизинга настолько переплетен с банкингом, что эти проблемы надо решать совместно. Ассоциация региональных банков России готова взять на себя роль интегратора лизинговых компаний, предоставить свои площадки для обсуждения проблем лизинга и выработки профессиональных стандартов.

Алексей Акиндинов (МСП Лизинг):

Я бы предложил не абсолютизировать роль какой-то отдельной профессиональной или общественной организации и назначать ее всероссийским дежурным по лизингу. Пусть этих организаций будет несколько. Главное, чтобы они умели и хотели договариваться между собой и выступать единым фронтом по всем ключевым вопросам и проблемам отрасли.

Сергей Дианин (ARVAL):

Лизинговая ассоциация, которая должна собирать и анализировать состояние, интересы и потребности отрасли и продвигать это в законодательство. Хороший пример – отрасль страхования, там это работает очень эффективно.

Евгений Царев (ТПП РФ):

Подкомитет ТПП РФ по лизингу с 2007 года уже выступает в этой роли, занимаясь конкретными проектами.