Стало известно, что число россиян, пострадавших от проблем туроператора «Ланта-Тур вояж», превысило 7 тыс. человек. Это в несколько раз больше, чем считалось ранее.

Мы помним, что для спасения ситуации ВТБ выдал «Ланта-Тур вояж» своего рода экспресс-кредит за 1 день в сумме $7 млн. под 12% годовых сроком на 5 лет. Обеспечением кредита стали поручительства топ-менеджеров и совладельцев компании. Денежные средства были направлены на погашение долгов перед зарубежными контрагентами.

Напомню, что решение о выдаче кредита стало приятной неожиданностью для… самого руководства туроператора.

Общая задолженность «Ланта-Тур вояж» кредиторам, по словам ее руководителей,  составляет $20 млн. Финответственность компании застрахована в «Ингосстрахе» на сумму 100 млн. рублей. Данные об общей ссудной задолженности компании в открытом доступе не публиковались, но компания кредитовалась одновременно в нескольких банках. Отказ одного из банков-кредиторов – Мастер-Банка предоставить очередной кредит и стал той соломинкой, которая сломала спину верблюду.

Мотивы отказа Мастер-Банка в данном случае можно понять – какой ему смысл кредитовать проблемный бизнес? Впрочем, ранее какой-то смысл в кредитовании этой компании для банка явно был – он сотрудничал с туроператором уже не один год. Очевидно, что у банка имеется достаточно реальное обеспечение по кредитам, иначе отказ в дальнейшем сотрудничестве в такой ситуации означает списание большей части ссудной задолженности на убытки.

Как аналитики ВТБ обосновали выдачу кредита практически компании-банкроту и как оценили возможную платежеспособность поручителей – тайна за семью печатями. Банк – коммерческая организация и должен приносить прибыль и дивиденды акционерам, а не оплачивать отдых посторонних ему туристов за счет выдачи кредитов. Хотя в данном случае трудно осуждать именно банк за оказанную по указанию свыше помощь.

Можно только порадоваться за клиентов «Ланта-Тур вояж»! Ведь когда чуть более года назад обанкротился другой крупнейший туроператор – «Капитал тур», то пострадало 12 тыс. человек. Большинство из них так ничего и не получили  – страховая компания «Инногарант» разорилась вместе с туроператором. Тогда пострадали не только туристы, но и сотрудничающие с компанией банки и авиаперевозчики.

В целом туротрасль показывает, как и большинство отраслей в официальной статистике, на первый взгляд, благополучные показатели. Последнее десятилетие за исключением «кризисного» 2009 года идет постоянный рост числа отдыхающих и выручки компаний. Но как внешне вполне благополучная и даже активно растущая отрасль дошла до жизни такой?

Ведь сейчас даже сами специалисты турбизнеса во весь голос заговорили о том, что серьезные проблемы в бизнесе и финансах имеют многие еще работающие компании. Вызвано это как жесткой конкуренцией между ними, когда основным методом борьбы за клиента становится демпинг (40% туров продаются ниже себестоимости), так и методами ведения бизнеса фактическими монополистами авиаперевозок – компаний «Аэрофлот» и «Трансаэро», перекладывающими свои риски на туроператоров. Ситуацию обострила политическая нестабильность в самых популярных для отдыха россиян странах.

У туроператоров незначительный собственный капитал, очень низкая прибыльность бизнеса. Возникают даже новые «финансовые пирамиды», когда для расплаты по старым долгам туроператоры берут деньги у новых туристов, а при снижении притока новых любителей путешествий наступает быстрый паралич компании.

Компании закредитованы, а выяснить реальный объем кредитов не всегда могут даже банки. Ведь часть ссуд может быть оформлена на владельцев компаний или на дочерние структуры за рубежом.

Кроме того, для оформления кредитов у компаний нет надежных залогов. Прекращение кредитования банком такой компании равносильно полной ее остановке. А банк в этом случае вынужден списать на убытки значительную долю выданных кредитов.

Думаю, даже читатели, никогда не имевшие отношение к корпоративному кредитованию,  представляют, как именно сотрудники банка в пожарном порядке выдавали этот кредит. Ведь нужно было соблюсти ряд формальностей, принятых в банковском деле. Собрать юридическое и кредитное досье, открыть расчетный и ссудные счета, проверить документы всеми службами банка, провести кредитный комитет. Найти договоры, по которым нужно платить. Кстати, со стороны самого туроператора тоже нужно соблюсти немало бюрократических формальностей.

С тонкостями данных процедур именно в ВТБ я незнаком, но понятно, что большая их часть будет делаться уже «задним числом», ибо за 1 день все их соблюсти возможно только на бумаге. А соблюсти необходимо, иначе Центробанку придется при очередной комплексной проверке ВТБ удлинить итоговый акт на десяток страниц.

Глава ВТБ Андрей Костин во время вышеописанных событий обещал, что банк не станет создавать дочернего туроператора. Он сказал, что специалисты будут внимательно следить за расходованием кредитных денег и финансовым состоянием компании. «Мы не считаем, что это дар или потерянные деньги, мы считаем, что это коммерческий кредит», – подчеркнул глава ВТБ.

Впрочем, совершенно непонятно, как из текущей выручки при таких проблемах в отрасли компания полностью погасит банку кредит. В прессе сообщалось, что «Ланта-Тур вояж» проводит реорганизацию своего офиса и ищет стратегического инвестора. Но, похоже, начавшееся сотрудничество банка и туроператора будет долгосрочным.

Кстати, сколько раз так было! По статистике Росстата и Минэкономразвития – отрасль дошла до предкризисного уровня и твердым шагом идет вперед. А если взять реальную компанию из этой отрасли, будь то производство сельхозтехники, сельское хозяйство или турбизнес да копнуть поглубже – то, как говорил  незабвенный Аркадий Райкин, в нутре у средневекового рыцаря оказываются наши опилки.

Мы можем только наблюдать, как проблемы очередной «восстановившейся после кризиса» отрасли выплывают наружу. И гадать – сколько же у нас еще таких внешне растущих и благополучных отраслей, а также – поражаться готовности банков сотрудничать с российским бизнесом.

Конечно, решать проблемы в бизнесе клиентов – не дело банков. А управлять в ручном режиме экономикой успешно невозможно, что подтвердилось еще во времена СССР. Я все-таки надеюсь, что российская экономика дождется столь необходимых реформ.