Сегодня за вопросом об успешности обычно следует вопрос о доходах. Измерение эффективности собственной жизни в денежном эквиваленте стало закономерным и представляется единственно возможным и правильным. Как еще доказать окружающим, что ты «не тварь дрожащая, а право имеешь»? Глобальная экономика, и «отдельно взятая» человеческая жизнь стали в современном мире максимально «финансовозависимыми». И произошло это как-то очень быстро. Буквально за последние 10–20 лет.

С чем связано стремительное нарастание важности денег для человеческого общества? Быть может, это всего лишь закономерный процесс исторического развития, и можно не чувствовать себя эдаким меркантильным «кю», жадным «Скруджем Макдаком», а все списать на нюансы социального устройства общества?

Закон ускорения истории гласит, что на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую. По мнению президента Российской социологической ассоциации Владимира Добренькова, новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории, но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период. Резко сократился интервал времени между заметными изменениями в социуме. Поток информации удваивается каждые 20 месяцев.

Немаловажную роль в этом играет гигантский скачек, произошедший в развитии средств коммуникаций за последние годы. Возможность совершения финансовых сделок,  не выходя из дома, через Интернет, ускорила процессы современной деловой жизни в разы. На поддержание этой скорости, опять же, нужны средства. Хочешь быть в потоке, плати за транспорт. Но причем здесь личная успешность или отсутствие таковой?

Множеством психологических исследований доказано, что реакция человека на финансовые факторы оказывает существенное влияние на его жизнь. «Vohs et al» показали, что одна лишь мысль о деньгах переводит мозг в состояние, в котором человек становится индивидуалистом. Также показано, что чем больше человек ценит финансовый успех, тем меньшее значение для него имеет положение дел в обществе («Grouzet et al»).

Мир иллюзий

Человек предпочитает жить в индивидуальном мире иллюзий, за искусно сооруженным забором общественных и личных установок и правил.

Еще в начале XX века одним из основателей макроэкономики Джоном Кейнсом был предложен неологизм «денежная иллюзия», описывающий предпочтительную склонность людей воспринимать номинальную стоимость денег, а не их реальную покупательную способность.

«Деньги это бог», – интегрируя современное общественное мнение, сообщает небезызвестный персонаж сетевого фольклора mr. Freeman.  «Бомж, сифилитик, проститутка, президент и ты причащаетесь одной бумажкой, – продолжает он. – Деньги стоят дорого, люди – ничего, потому что вы бесценны, раз доказали, что можете сделать богом любой миф».

Сочтя Интернет новейшим орудием труда ускорившегося общества, а рисованного черного человечка его «гласом», получаем довольно нелицеприятную картину.

 Директор Института исследования проблем психического здоровья, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета Владимир Менделевич   считает, что в современном обществе «существует тенденция не столько нарастания важности денег, сколько роста важности обладания чем-либо и склонности демонстрировать уровень своего богатства. Несомненно, все люди в мире хотят быть богатыми и здоровыми, а не бедными и больными. По этому параметру мы не отличаемся от иностранцев, – продолжает свою мысль Менделевич. – А вот по позерству, «понтам» мы обогнали многих. Русские «понты» – это показательное потребление. Радость не от обладания, а от того, что кто-то будет завидовать. Сегодня знаменитый философский вопрос Фромма «Иметь или быть?» трансформировался в «Иметь или демонстрировать обладание?». Скорость коммуникаций влияет только на то, что даже обладание информацией становится предметом гордости и позерства».

«Главная валюта в мире – человеческое внимание, я нашел золотую жилу, а ты принес мне монетку?» – вопрошает mr. Freeman.

С милым рай в шалаше?

Манипулирование глубоко личными чувствами человека, его сокровенными желаниями всегда приносило колоссальные прибыли. Еще в XVIII веке один из основоположников современной экономической теории Адам Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес.

«Индивидуалист», как подтверждено множеством психологических исследований, стремясь к приумножению личного капитала, не думает об общественных интересах. В этом случае он невидимой рукой (впоследствии появилось понятие «невидимая рука рынка») направляется к цели, которая может и не входить в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто, «более действительным образом», служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремился бы делать это.

Даже такая сугубо личная, интимная сфера, как семейные отношения оказалась подвержена денежному влиянию.

«На мой взгляд, хорошо, что у нас вообще стали говорить о семейном бюджете, брачных контрактах, о личном финансовом планировании, – высказывает свою точку зрения управляющий кредитно-кассового офиса Национального банка «Траст» Ольга Белова. – Все это, при правильном подходе только укрепит институт семьи. И финансовые отношения в семье тоже надо уметь строить».

 Директор Института финанcового планирования, эксперт в области технологий личного финансового консультирования, член Financial Planning Association и European Federation of Financial Intermediaries Евгения Блискавка придерживается тех же взглядов: «Бытовой дискомфорт одна из наиболее частых причин разладов в отношениях. Финансовый план, их разумная профилактика должны быть у каждой пары, желающей строить совместное будущее», – говорит она и приводит практические примеры обучения финансовым взаимоотношениям в семье, уже используемые западными коллегами.

«Молодым семьям прямо в загсах при подаче заявления преподносятся самоучители о совместной финансовой жизни. В перинатальных центрах молодым мамам раздаются памятки о формировании прочного финансового фундамента для будущего ребенка: финансы обсуждаются наравне с пеленками и детскими болезнями».

«Людям навязывается очень высокий стандарт потребления и бытового комфорта. Эмоциональные привязанности у наших современников не компенсируют «шалашных неудобств», – сокрушается заведующий кафедрой психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, академик международной Академии психологических наук Анатолий Карпов.

«Рай переместился во дворцы и лимузины, – утверждает Владимир Менделевич. – Общество потребления, в котором мы живем, формирует определенные стереотипы поведения, жизненный стиль, – продолжает он. – В период постмодернизма брак начинает носить отчетливый рентный характер. Уровень достатка становится определяющим при выборе партнера и создания семьи («сколько он зарабатывает?», «на чем ездит?», «где одевается?»). Сегодня выглядят несовременными безумное увлечение, бескорыстная любовь».

Пациент скорее мертв, чем жив

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Если человек счастлив в браке по расчету, зачем ему мешать? Если чувство единения с миром возникает только вместе с ощущением толстого портмоне во внутреннем кармане пиджака от Кардена, не нам судить. Любая форма жизни достойна существования. Или понятие счастья тоже стало несовременным?

Однако по данным исследовательского центра «Globescan», самые оптимистично настроенные люди живут... в самых бедных странах мира. В таких странах с традиционно высоким социальным уровнем жизни населения как Франция, Япония и Британия наступления лучших времен ожидает менее 10% населения. В США доля оптимистов немногим больше – 16%. При этом в России с оптимизмом смотрят в будущее более половины населения страны,  а в одной из самых бедных стран мира Нигерии — более 70% граждан.

Начальник управления по связям с общественностью финансовой группы БКС Марк Шерман считает, что «российский оптимизм объясняется постепенным ростом доходов населения, улучшением уровня жизни. Российский народ пережил сталинские репрессии, Великую Отечественную войну, то есть вся первая половина прошлого века была тяжелой и неспокойной, а вторая — очень сложной в экономическом плане. Понятно, что на протяжении исторической памяти идет постепенное улучшение».

«Если руководствоваться данными этого исследования, – продолжает тему писательница Татьяна Веденская, – получается, что Россия живет очень хорошо, а большое количество угрюмых лиц, которые можно видеть на улицах, — лучшее тому подтверждение. Выходит, что оптимист — человек, мягко говоря, небогатый?»

Согласно опросу портала Superjob.ru, с надеждой в обозримое будущее смотрит чуть более четверти россиян (29%), причем оптимисты преобладают среди опрошенных в возрасте до 34 лет (30%) и  среди респондентов с окладом менее 25 тыс. рублей в месяц (33%). Опрошенные с ежемесячным доходом более 45 тыс. рублей (44%) – чаще оказываются в рядах пессимистов.

«Сегодня пессимизм многих богатеев обусловлен тем, что они не уверены, что ситуация в стране гарантирует им сохранение капиталов. Бедному в этом отношении легче. Ему нечего терять», – высказывается Владимир Менделевич.

Анатолий Карпов подходит к этому вопросу с научной точки зрения: «Вся совокупность человеческих потребностей охватывается и структурируется в биопсихсоциальную структуру человека с четкой и  жесткой иерархией приоритетов. Биологические потребности образуют внутренний, ограниченный естественными границами человеческих возможностей и потребностей, контур. Социальные потребности – средний контур. Культурные, правовые нормы регулируют, ограничивают масштабы потребления. Духовные потребности – в наличии справедливости, совести, патриотизма, гуманизма, ответственности за детей, за сохранность прошлого и развитие будущего образуют наружный контур, регулирующий масштаб и способ удовлетворения социальных и материальных потребностей. Сохранение этой иерархии является обязательным условием для нормальной, гармоничной, бесконфликтной, здоровой жизни. Если богатство создано в результате нарушения духовных и социальных норм, то возникает внутриличностный конфликт (муки совести, стыд, разочарования), который обесценивает материальные блага».

Психологическое тестирование «Burroughs and Rindfleisch» также показывает, что люди с высоким индексом ориентации на материальные ценности менее счастливы.

По мнению Евгении Блискавки, «чаще – они реалисты. Ничего человеческое им не чуждо, на место проблем, характерных для ситуаций отсутствия свободных денежных средств, приходят сложности иного порядка. Но, уже преодолев непростой путь к состоянию, эти люди чуть более осторожны, осмотрительны  в выборе средств для дальнейшего движения, реже доверяют «авось» и больше себе. Быть может, поэтому производят такое безрадостное впечатление?», – предполагает Блискавка.

«В стране вообще маловато оптимистов. Все больше параноиков, которые убеждены, что их постоянно обманывают, «подставляют», пытаются обобрать. А паранойя всегда сочетается с пессимизмом», – подводит печальный итог Владимир Менделевич.

Похожие выводы подстегивает делать опрос Bankir.Ru «Наше все?», посвященный философии отношения к деньгам.

В номинации лучшего высказывания о деньгах большинство опрошенных проголосовали за народную мудрость: «Большие деньги развращают, маленькие – злят». На втором месте оказалось высказывание Айна Ренда: «Богатство есть результат способности мужчины думать». Чуть меньшая часть респондентов проголосовали за истину, увековеченную Оноре де Бальзаком: «Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться».

Уникальный опыт

Существуют и другие успешные формы взаимоотношений с деньгами. Как ни парадоксально, это полный отказ от их использования. 70-летняя жительница Германии Хайдемари Швермер педагог и психотерапевт по профессии, 15 лет назад закрыла все свои банковские счета, раздала деньги и имущество и утверждает, что с тех пор стала гораздо счастливее.

В течение этих лет Швермер путешествовала по миру, писала книги, читала лекции, рассказывая всем о своем опыте, за все необходимое для жизни расплачиваясь «по бартеру», своим трудом, за приют – работами по хозяйству, за еду – уборкой в супермаркетах, за услуги парикмахеров – выгуливанием их собак…. Первоначально она планировала продержаться без денег один год, но опыт оказался таким успешным, что Хайдемари решила больше никогда не возвращаться к прежней «нормальной» жизни.

Корреспондент «Kalkalist» Итай Лахат, встречавшийся с Хайдемари Швермер, утверждает, что в облике Хайдемари нет ничего, напоминающего о бездомности и бедности: «здоровая, элегантная и ухоженная женщина с постоянной улыбкой на лице. Она ни о чем не тревожится и ничего не боится. На вопрос, как же она встретит старость без накоплений и страховок, Швермер ответила, что надеется остаться в форме до конца жизни, но если силы все-таки ее покинут, она сможет получить пристанище у своих двоих детей, которые любят мать и уважительно относятся к ее взглядам. Детям, как и всем остальным, женщина собирается платить за кров своим трудом».

С началом финансового кризиса в Европе и ростом движений социального протеста у эксцентричной чудачки, прозванной «Deutsche Welle» европейским «курьезом», появляется все больше заинтересованных слушателей и последователей, готовых «расширить сознание» путем хотя бы временного отказа от денег.

Для большинства путь Хайдемари Швермер, как и «монаха, продавшего свой «Феррари», может показаться слишком радикальным. Недаром среди пословиц, определяющих наше отношение к деньгам, в опросе Bankir.Ru «Наше все?», пословица «Лишние деньги – лишняя забота» набрала минимум голосов, а пальму первенства поделили народные мудрости «Лишняя денежка карману не в тягость» и «Деньги счет любят».

В монастырь мы уходить не хотим, а «Феррари» купить не на что, и это почему-то ужасно злит.

«Без денег жить нельзя. Так же как и нельзя без денег создать приемлемые условия существования, – продолжает тему Владимир Менделевич. – Другой вопрос, какие условия человек определит как приемлемые, и сколько для этого необходимо средств? Средний класс, только начинающий формироваться в России, в отличие от своих «западных одноклассников» не ориентирован пока на умеренность потребления. А ведь именно это и отражает суть среднего класса».

В одном из блогов необъятной «паутины» читаем: «Мне многое не нравится в общественном устройстве, но  я хочу жить спокойно, безопасно, получать хорошую зарплату, содержать семью и растить сына. Что же мне делать?».

Закономерные, естественные желания. Что мешает? А мешает та самая «невидимая рука», заставляющая принимать на себя ответственность и риски хотя бы за собственную жизнь. Кому-то мешает страх бедности, кому-то страх богатства, а кому-то – страх сделать ошибочный выбор.

Наполовину пуст или наполовину полон?

Не важно, сколько у вас денег, вам всегда их будет мало, а значит, вы вечно будете в долгах, даже обладая миллионными доходами, если не поймете, что должны отвечать за собственную жизнь даже в мелочах, не поймете, что в стакане 50% жидкости от всего его объема.

«Ситуация непосильного кредитного бремени в гораздо меньшей степени распространена среди состоятельных людей, потому что они реалисты, объективно оценивают  возможности и редко жертвуют комфортом пути ради его конечной цели», – подтверждает Евгения Блискавка.

Рассказывая о своем опыте работы финансовым советником, она на конкретном примере объясняет необходимость реалистичного взгляда на жизнь: «Вы хотите достичь важной цели через пять лет. Чтобы это осуществилось, нужно столько-то денег сегодня откладывать. Давайте посмотрим на ваши доходы-расходы, узнаем, от чего для реализации вашего важного желания можно было бы отказаться». Предположим, выяснили, что стоит на один раз меньше сходить в кафе или театр, а может быть, не делать какие-то стихийные покупки. Но ведь нужно еще суметь убедить клиента принять эту мысль и следовать ей на практике».

Более 29% респондентов опроса Bankir.Ru «Наше все?» выбрали высказывание Бернарда Шоу: «Долги похожи на всякую другую западню: попасть в них весьма легко, но выбраться довольно трудно», как лучшее из сказанного о долгах. Еще 32,14% считают благом способность отказывать себе в мелочах, выбирая истину, высказанную Бенджамином Франклином: «Лучше лечь спать без ужина, чем проснуться должником».

«Деньги – не добро и не зло, это всего лишь способ существования в мире, фишки в игре, называемой жизнью, – утверждает доцент кафедры психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии Мая Шмакова. Человеку вполне по силам быть состоятельным оптимистом, вопрос лишь в том, какие цели он перед собой ставит».

«Говорят, что большие деньги развращают, – рассуждает Владимир Менделевич. – Но мне кажется, что это касается отнюдь не всех. Если деньги нужны человеку для власти, то, конечно, мораль отдыхает. Но если деньги для человека не самоцель, а нужны для реализации каких-либо идей, то деньги будут создавать базу для морали. И уж точно: бедность и мораль – не синонимы».

«Jedem das Seine» 

На форуме Bankir.ru государство названо инструментом выражения общественных запросов, а денежное обращение – механизмом материальной мотивации граждан служить целям этого самого государства.

С ростом скорости и количества коммуникаций механизм стал работать быстрее, а значит, стал потреблять больше топлива (читай – денег) и требовать к себе усиленного внимания. Если по каким-либо причинам государство не в состоянии предоставить необходимые компоненты, оно начинает изыскивать другие способы мотивации взаимовыгодного обмена.

«Но чтобы мотивировать взаимовыгодным образом, надо иметь, что предложить, – пишет один из участников форума. – И независимо от того, каким образом государство получает возможность использования производственных ресурсов для осуществления своей деятельности – первично оно отбирает эти ресурсы у людей, не предоставляя им ничего взамен прямым образом. То есть это, по существу, или насилие (налоги) или мошенничество (инфляция). Иных возможностей использования производственных ресурсов у государства нет. Правда, люди взамен получают услуги от государства, но не в результате добровольного обмена. То есть для того, чтобы оказывать услуги обществу, государство вынуждено прибегать исключительно к насилию и мошенничеству над каждым без исключения зарабатывающим членом этого общества».

«Круговорот денег нужен, чтобы вы отдали им свою силу, – пытается достучаться до общественного сознания mr. Freeman. – Ведь стоимость денег обеспечена трудом, и без вас они ничего не значат. Вас разделили, чтобы властвовать. Да, деньги общие, но ведь у каждого они свои…».

Теоретически никто не хочет быть обманутым или изнасилованным, но мы все стремимся жить в комфорте и относительном покое. Желание «жить спокойно, безопасно, получать хорошую зарплату, содержать семью и растить сына», не замечая мотивирования исключительно «морковкой сзади», понятно и оправдано.

«Можно с достоинством отстаивать свои права, выражать недовольство, а можно просто признать, что мы имеем ту банковскую систему, которая имеет нас, и обрести мир в душе», – пишет обозреватель Bankir.Ru Наталья Логвинова.

Можно также признать, что мы имеем ту финансовую и общественную систему, которую заслуживаем, и измерение эффективности собственной жизни в денежном эквиваленте – единственная приемлемая для нас возможность.

Важность денег растет и каждый выбирает сам, какой вывод ему из этого сделать.

Результаты совместного опроса агентства Bankir.Ru, журнала «Банки и деловой мир» и Бюро кредитной безопасности «РуссколлектоР» «Наше все?».

Высказывания о деньгах Голоса (%)
Лучше всего сказано о деньгах  
Большие деньги развращают, маленькие – злят (народная мудрость) 23,59
Богатство есть результат способности мужчины думать (Айн Рэнд) 14,16
Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться (Оноре де Бальзак) 13,17
Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван (Денис Фонвизин) 4,15
За деньги и кобыла работает (пословица) 2,1
Лучше всего сказано о кредитах и кредиторах:  
На свете бывают всякие кредиторы: и разумные, и неразумные. Разумный кредитор помогает должнику выйти из стесненных обстоятельств и в вознаграждение за свою разумность получает свой долг. Неразумный кредитор сажает должника в острог или непрерывно сечет его и в вознаграждение не получает ничего (Михаил Салтыков-Щедрин) 32,31
Долг – начало рабства, даже хуже рабства, потому что кредитор неумолимее рабовладельца: он владеет не только вашим телом, но и вашим достоинством и может при случае нанести ему тяжкие оскорбления (Виктор Гюго) 27,34
Отдашь деньги руками, а ходишь за ними ногами (пословица) 16,83
С домом нас чаще всего связывает кредит на недвижимость (Дьюар Томас) 3,98
Уговорить хирурга вырезать вам аппендикс в кредит — это и значит сделать кредитную операцию (Дон Аминадо) 2,51
Лучше всего сказано о долгах:  
Лучше лечь спать без ужина, чем проснуться должником (Бенджамин Франклин) 32,14
Долги похожи на всякую другую западню: попасть в них весьма легко, но выбраться довольно трудно (Бернард Шоу) 29,33
Кто обещает, становится должником (Гагедорн) 15,01
Лучше людей оставить в должниках, чем в их лице нажить себе врагов (Мамедов Бахтияр Мелик оглы) 6,2
Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей (Аристофан) 3,51
Пословица, определяющая ваше отношение к финансам:  
Деньги счет любят 21,48
Лишняя денежка карману не в тягость 21,33
Всех денег не заработаешь 19,96
Что милее ста рублей? — Двести 6,26
Лишние деньги – лишняя забота 2,4

В опросе приняло участие 1708 человек.