В «круглом столе» приняли участие:

Лариса Агранович, директор частной гимназии «Эрудит» (Краснодар);
Татьяна Беспалова, директор Академического лицея имени Н.И. Лобачевского (Казань);
Ирина Боганцева, директор центра образования «Европейская гимназия» (Москва);
Алексей Захарьин
, заведующий кафедрой иностранных языков международной общеобразовательной школы «Интеграция – ХХI век» (Москва);
Лев Иванов, учредитель и президент «Колледж-XXI» (Москва);
Анна Почепаева, заведующая кафедрой английского языка центра образования «Школа сотрудничества» (Москва);
Юрий Спица, директор частной среднеобразовательной школы «Альтернатива» (Краснодар);
Маргарита Федорова, директор по учебной части центра образования «Лицей «Столичный» (Москва);
Галина Фомина, директор школы – детского сада «Знайка» (Москва);
Евгения Чураева, вице-президент учебного комплекса «Венда» и детского сада-школы «Лотос» (Москва);
Валентина Шарипова, директор школы «Международная Академия образования» (Казань).

- Как повлияло изменение экономической ситуации в России на рынок платного образования? Как вы оцениваете эти изменения?

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

Россия вступает во второй общемировой кризис, который дополняется кризисом политическим. Кризис 2008 года резко ударил по представителям среднего класса, которые и являются основными потребителями платного образования, так как дети политической и экономической элиты страны предпочитают получать зарубежное образование. Спрос на платное образование в период с 2008 года по 2009 год незначительно снизился, но вскоре начал восстанавливаться, вместе со всеми экономическими процессами в России. В России, в Москве, в частности, по-прежнему родители стремятся дать детям по возможности наиболее качественное образование, которое чаще всего ассоциируется именно с платным образованием.

Евгения Чураева «Венда» и «Лотос» (Москва):

Экономический кризис отрицательно сказался на рынке платного образования для среднего класса. В наших школах были ситуации, когда родители со слезами переводили детей от нас в государственную школу, так как финансовая ситуация в семье резко изменилась.

Кроме того, снизился уровень государственной поддержки негосударственных школ. В негосударственном секторе уже несколько лет не увеличивается норматив финансирования школьников и полностью снято финансирование дошкольников, что, к сожалению, очень ограничивает школам возможности снижать оплату за обучение и предоставлять льготы.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

Думаю, что экономический кризис сократил рынок платного образования: уменьшилось количество родителей, способных регулярно платить за образование ребенка. Меньше стало и учеников в классах частных школ. Некоторые частные школы закрылись. «Европейская гимназия» не только выстояла, но и улучшила качество образования, и мы гордимся этим.

Алексей Захарьин, «Интеграция ХХI век» (Москва):

Экономический кризис «выбросил» на образовательный рынок немалое количество квалифицированных специалистов. Если до кризиса найти хорошего преподавателя английского для работы в школе было почти невозможно, во время кризиса это стало легче. Несомненно, однако, что большая их часть – приезжие: на 20 присылаемых анкет одна – от жителя столицы. Многие люди возвращаются из Европы и Соединенных Штатов, где с работой хуже, чем в России, и готовы взяться за любое дело, хотя уровень квалификации таких людей оставляет желать лучшего. Заметно помолодел состав соискателей – многие женщины серьезно рассматривают работу в школе в качестве преподавателя иностранного языка как дело жизни.

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

По собственному опыту могу сказать, что мы не ощущаем негативных воздействий экономического кризиса. Даже имея проблемы с собственным бизнесом, родители продолжают обучать детей в частной гимназии, а количество желающих поступить в первый класс с каждым годом увеличивается.

Татьяна Беспалова, академический лицей имени Н.И. Лобачевского (Казань):

Начиная с 2009 года, в Татарстане повысились не только коммунальные платежи, транспорт, выросли цены на продукты питания. На многих предприятиях были заморожены заработные платы и премиальные. Мы увеличили плату за обучение в связи с повышением тарифов на арендную плату и коммунальные услуги, а также ростом налогов с 14% до 26,65%. Практически нет увеличения численности учащихся: в нашем учебном заведении эта цифра колеблется от 90 до 95. Ситуация изменится, если государство, как это обещано, начнет оказывать поддержку негосударственному сектору образования.

- На ваш взгляд, изменилось ли отношение родителей к платному образованию?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

Настороженное отношение к платным школам сохраняется среди многих родителей, но есть и достаточно большая их часть, которая считает, что такие школы дают своим ученикам хорошее образование, соответствующее современным требованиям. Очень часто это более зрелые родители, уже достигшие определенного уровня, которые приводят в платные учреждения второго или третьего ребенка.

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

В настоящее время рынок платного образования незначительно стабилизировался. Этот вывод можно сделать, просматривая сайты частных образовательных учреждений, которые не испытывают недостатка в кадрах и не объявляют дополнительных наборов учащихся, в отличие от частных высших учебных заведений. В целом, оцениваю изменения как позитивные.

Евгения Чураева «Венда» и «Лотос» (Москва):

Платное образование стало частью нормальной жизни людей, что подтверждает опыт наших школ, которым в этом году исполнится 20 лет. Мы прошли через все стадии становления отношения к частным школам и детским садам и можем констатировать, что в последние годы люди перестали считать частное образование чем-то странным или особенным. Конечно, споры о негосударственной форме среднего образования не утихают до сих пор. Но вопрос, быть частной школе или нет, уже не стоит. Время расставило все по своим местам. В негосударственном секторе обучается около 18,5 тыс. московских детей, и этот показатель остается стабильным на протяжении последних пяти лет.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

Родители стали более внимательно относиться к качеству образования. Они хотят убедиться, что платят деньги не зря. Можно сказать, что в связи с этим конкуренция усилилась не только среди частных школ, но в целом. И для сильных школ, таких как «Европейская гимназия», такая ситуация благотворна.

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

Недавно в интервью Германа Грефа прочла такие слова: «Лучшая инвестиция в XXI веке – это свое образование и образование своих детей». Почти все родители, которые привели к нам своих детей, произносили подобные слова.

Юрий Спица, «Альтернатива» (Краснодар):

Отношение почти не изменилось, одни против, другие за, третьи голосуют ногами и отдают детей в частные школы и дошкольные учреждения, если имеют такую возможность.

- Изменилось ли отношение родителей к выбору учебного заведения? Какие критерии наиболее важны, а какие незначительны?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

При выборе школы родители по-прежнему в основном опираются на имеющуюся у них информацию о конкретных учителях или об имидже школы, на отзывы других родителей. Они активно посещают учебные заведения, сверяя свои впечатления с данными, полученными из других источников. Многие родители отдают своих детей в ту школу, которую окончили они сами или их старшие дети, если она имеет хорошую репутацию.

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

В последние годы частные образовательные учреждения в различных рейтингах, опубликованных как в СМИ, так и в Интернете, занимают очень высокие места по сравнению с государственными образовательными учреждениями. Все больше положительных отзывов родителей можно найти в Интернете. Это указывает на то, что престиж частных образовательных учреждений значительно вырос и укрепился. Ведь не секрет, что в государственной школе учится свыше 500 учащихся, что влияет на общую дисциплину в школах. Невозможность подойти индивидуально к особенностям ученика чаще всего приводит к сбою в развитии личности, к ее усредненности. Это сегодня понимают практически все родители, чья работа связана с творчеством, умственным и организационным трудом.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

С каждым годом все больше родителей интересуется международными аспектами образования, возможностью поступления в зарубежные университеты. В связи с этим, конечно, важно, чтобы школа не просто имела слово «международная» в своем названии, а была сертифицирована на международном уровне, имела право выдавать международный диплом. Диплом, который принимается зарубежными университетами. В Москве, при всем разнообразии гимназий, спецшкол, центров образования, международных школ с разными уклонами, таким правом обладают только школы международного бакалавриата. Их немного, и «Европейская гимназия» — одна из них.

Алексей Захарьин, «Интеграция ХХI век» (Москва):

Отношение родителей к платному образованию, надо сказать, всегда, даже в советские времена, было уважительным. Именно это уважительное отношение сделало возможным существование огромного, как ни в одной другой стране, рынка репетиторов. Сейчас, в эпоху рыночной экономики, многим ясно, что бесплатный сыр бывает в мышеловке, и за бесплатное образование, как и за бесплатное лечение, слишком часто приходится платить потом. Многие согласны с этим, но не все могут позволить себе учиться за деньги, тем более, в частной школе. Помочь могут стипендиальные фонды – школа «Интеграция – XXI век» предлагает стипендии в виде значительной скидки на обучение для учащихся, успевающих на «отлично».

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

При выборе образовательного учреждения изменились приоритеты: все больше родителей отдают предпочтение частным школам с серьезным подходом к образовательному процессу, обеспечивающему в итоге конкурентоспособность выпускников.

Валентина Шарипова, Международная академия образования (Казань):

Отношение родителей к выбору учебного заведения изменилось, приоритетом является качество образования, комфортные условия пребывания детей в учебном учреждении, полупансион, качество дополнительных услуг во второй половине дня, наличие лицензии и аккредитации.

- Как вы думаете, каким образом введение платного сегмента в обычных (бесплатных) школах повлияет на рынок платного образования?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

Во многих школах такой сегмент уже фактически существует, он представлен репетиторами или какими-то особыми курсами. Во второй половине дня, а также с детьми дошкольного возраста работают няни или гувернантки, чьи услуги тоже достаточно дороги.

Отдавая детей в платное учреждение, родители выбирают не только образование, но и особый уклад школьной жизни. Мне кажется, что в Москве введение платного сегмента в обычных школах существенно не скажется на рынке платного образования.

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

Введение платного сегмента в обычных (бесплатных) школах приведет к снижению качества платных услуг. У обычных (бесплатных) школ появится соблазн – развивать платные услуги в ущерб образовательным программам. Уже сейчас в некоторых государственных школах появляются «вступительные» и «благотворительные» взносы, которые де-факто переводят бесплатное в условно-бесплатное образование, что противоречит Конституции Российской Федерации.

Евгения Чураева «Венда» и «Лотос» (Москва):

Мы ожидаем, что это приведет к притоку детей в частные школы, так как платить теперь нужно будет в любой школе, а в частной школе можно также получить дополнительные удобства и привилегии, которые сложно или невозможно получить в государственной школе: индивидуальный подход к ребенку, небольшую наполняемость классов, уважительное отношение к личности ребенка, кружки, студии и спортивные секции во второй половине дня, индивидуальный план подготовки в вуз и прочее.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

Радикальных, быстрых изменений я не ожидаю, поскольку и раньше образование во многих государственных школах де-факто было платным. Теперь то, что раньше стыдливо пряталось под разными «фондами поддержки школы», выйдет на поверхность. Конкуренция частных и государственных школ станет более прозрачной и ясной для родителей. И в этом я вижу благо для частных школ.

Алексей Захарьин, «Интеграция ХХI век (Москва):

Введение платного сегмента в бесплатных школах, скорее всего, привело бы к сближению платного и бесплатного образования, которые до сих пор часто рассматривались как принципиально несовместимые и даже враждебные друг другу. Однако не надо забывать, что платная школа – совсем не способ нажиться на тех же образовательных услугах. Вместо косности или циничного равнодушия частные школы зачастую предлагают реальное практическое образование и ответственность за его качество.

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

Частные школы занимают отдельную нишу в сфере образовательных услуг, а потому экономические нововведения в муниципальных школах, на мой взгляд, не приведут к возникновению серьезной конкуренции.

Татьяна Беспалова, академический лицей имени Н.И. Лобачевского (Казань):

Положительно. Это развивает конкуренцию, повышает качество услуг, помогает учащимся освоить не только государственный стандарт, но и расширить свой интеллектуальный потенциал.

Валентина Шарипова, Международная академия образования (Казань):

По нашему мнению рынок платных образовательных услуг увеличится, так как условия пребывания в платных школах значительно лучше, нежели в обычных (бесплатных) школах.

- Выбираем школу: на что родителям обращать внимание, кроме удобства расположения школы и наличия лицензии?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

Желательно, чтобы в школе не было текучки кадров, а школьное здание принадлежало самой школе или находилось в долгосрочной аренде.

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

Выбор учебного заведения в условиях транспортного коллапса Москвы основан пока только на близости образовательного учреждения к месту жительства. Другие критерии отбора вряд ли существенны, так как дорога до школы в условиях городских пробок превращается в испытание, как для родителей, так и для их детей.

При выборе школы важно (кроме удобства расположения школы и наличия лицензии) определить уклон развития образовательных услуг (математический, физический, экономический и др.), который должен соответствовать природным наклонностям и способностям ребенка.

Анна Почепаева, «Школа Сотрудничества» (Москва):

Сколько вы готовы ежедневно тратить на дорогу в школу? Хороших, по-настоящему элитных частных школ в Москве не так уж много. Дорогих, надежных частных школ полного дня еще меньше. Приходится тратить 45–50 минут только на дорогу туда. Не стоит забывать, что на машине дорога обратно будет занимать в два-три раза дольше. Взвесьте, как дополнительные транспортные расходы отразятся на вашем семейном бюджете. И, возможно, отдайте предпочтение школе с наилучшим для вас месторасположением.

Сколько вы готовы тратить на обучение ежемесячно – не менее важный вопрос, особенно сейчас, в условиях еще не решенного финансового кризиса. Немалое количество семей, отдавших своих детей в частные школы, столкнулись с тем, что приходится расставаться с полюбившимся, ставшим родным, учебным заведением из-за внезапно возникшей неспособности нести значительные затраты на обучение ребенка.

Алексей Захарьин, «Интеграция ХХI век» (Москва):

Многие родители видят в хорошем образовании залог будущего успеха детей, возможность идти в ногу со временем. Такая позиция, прежде всего, характерна для семей, где дети ориентированы на учебу и работу за границей, или, во всяком случае, в международном деловом пространстве. Платные частные школы предоставляют лучшие возможности изучения иностранных языков и искусств. Кроме того, частные школы готовы предоставить редкие программы. Например, всего несколько частных школ Москвы предоставляют учащимся возможность учиться по программе международного бакалавриата (IB). Эта программа позволяет поступать в разные университеты мира по оценкам, полученным на выпускных экзаменах. Качество преподавания и количество часов иностранного языка становится одним из важнейших критериев выбора школы, в то время как многие родители, увы, равнодушны к уровню преподавания естественных наук или физкультуры.

Евгения Чураева «Венда» и «Лотос» (Москва):

Личность учителя была и остается важным фактором выбора школы, особенно для родителей первоклассников.

Постарайтесь почувствовать атмосферу школы: обратите внимание на школьные стенды с фотографиями, выставки детских рисунков и поделок, календари мероприятий и экскурсий, пообщайтесь не только с администрацией школы, но и с педагогами, с которыми предстоит учиться вашему ребенку. На экскурсии по школе загляните в классы, спортивный зал, в другие помещения. А наличие в школе собственной кухни и вкусной здоровой еды – еще один фактор в пользу выбора именно этой школы.

Не стоит сбрасывать со счетов и ряд формальных признаков: год основания школы, помещение, которое она занимает, наличие собственного спортивного зала, игровой и спортивной площадки, наличие лицензии и государственной аккредитации, общее количество выпускников, средний балл ГИА и ЕГЭ.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

Конечно, нужно поинтересоваться, давно ли существует эта школа, каков средний стаж работы в ней учителей, нет ли чрезмерной текучки кадров. Каковы результаты ЕГЭ, и в какие именно вузы поступили выпускники; насколько политика школы основана на открытости и прозрачности процедур? Можно поинтересоваться оборудованием, помещением, но я думаю, что сегодня во всех школах оно на приличном уровне. Зачастую родители, приводящие сейчас своих детей в Европейскую гимназию, говорят, что сделали это по совету своих знакомых, у которых ребенок учился или учится сейчас в нашей школе. Нередко родители или даже сами старшеклассники прицельно ищут школу, выдающую международные дипломы, и останавливают свой выбор на Европейской гимназии.

Лев Иванов, «Колледж-XXI» (Москва):

Прежде всего, важно наличие в школе атмосферы психологического комфорта. Ребенку должно быть приятно находиться в школе, он не должен испытывать прессинга и унижения как со стороны учителей, так и со стороны своих одноклассников. Обратите внимание на наличие у школы аккредитации, дающей школе право выдавать документы государственного образца. Свидетельство об аккредитации выдается сроком на 5 лет. Чем дольше существует школа, тем больше гарантия ее стабильности и востребованности на рынке образования. Определить реальный «возраст» частной школы можно по дате выдачи первой образовательной лицензии.

Поинтересуйтесь процентом выпускников, поступивших в вузы сразу после окончания школы и желательно посмотреть перечень этих вузов. Хорошим фактором является наличие постоянного вуза – партнера, достаточно высокого уровня. Оцените полноту комплекта образовательных услуг, среднее количество детей в классах. Если это два-три человека, то это не школа в полном смысле этого слова, поскольку отсутствует необходимый для ребенка социум. Оптимальное среднее количество – от 6 до 14 человек в классе. Обязательно наличие достаточно большой пришкольной территории со спортивными площадками, где дети могут отдохнуть и порезвиться; собственной кухни.

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

Самое главное – это качество подготовки выпускников, подтвержденное внешней экспертизой (например, результаты ЕГЭ на протяжении ряда лет), мнения родителей учеников и выпускников данного учебного заведения, а также рекомендации Департамента образования.

Юрий Спица, «Альтернатива» (Краснодар):

Обратите внимание на материальную обеспеченность школы, насколько надежна охрана, есть ли видеонаблюдение, и насколько оно эффективное, количество детей в классе, насколько продуктивна вторая половина дня (если она есть), какие дополнительные услуги предлагает школа, результаты ГИА и ЕГЭ, и так далее.

- Гарантии поступления выпускников в вузы: дают ли их частные школы? Какой процент поступления выпускников в вузы для частной школы является хорошим результатом?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

Если частная школа принимает ученика в 11 класс, значит, она дает 100% гарантии его поступления в вуз. Это один из факторов, влияющих на формирование имиджа школы. Для нас сдача выпускниками ЕГЭ является хорошим показателем эффективности работы и своеобразным отчетом перед родителями.

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

Гарантий никто никогда не даст, это противоречит принципу состязательности при поступлении в вуз, но процент поступления у частных школ значительно выше, чем у обычных школ, так как это напрямую связано с набором новых учеников и соответственно с престижем частного образовательного учреждения. Процент поступления в основном – 100%.

Евгения Чураева «Венда» и «Лотос» (Москва):

Как правило, 100% выпускников частных школ поступает в вузы, и этот процент и является хорошим результатом. С введением системы Единого государственного экзамена договоры с вузами утратили прежнюю актуальность, к успешной сдаче ЕГЭ школьные преподаватели готовят лучше вузовских. В наших школах договоры о сотрудничестве с вузами есть, однако выбор детей всегда оказывается шире.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

Гарантии поступления не может дать никакая школа. Если вам кто-то дает гарантии — то это жулики, так и знайте. Поступление — это результат сдачи ЕГЭ, а для того, чтобы его хорошо сдать, нужны усилия не только школы, учителей, но и самого выпускника. Хороший результат – это 100-процентное поступление в лучшие российские и зарубежные вузы. На сайте «Европейской гимназии» можно увидеть полный список выпускников с указанием университетов, в которые они поступили.

Алексей Захарьин, «Интеграция ХХI век (Москва):

В большинстве частных школ практически стопроцентное поступление в вуз, однако новой и весьма грустной тенденцией становится отъезд выпускников российских школ для получения высшего образования в Европе и США. Все чаще перед платной школой стоит задача не поступления в вуз вообще, а поступления в иностранный вуз, и решение этой задачи требует совсем другой программы и другого подхода.

Лев Иванов, «Колледж-XXI» (Москва):

Гарантией поступления в вуз на сегодняшний момент является высокий балл, полученный при сдаче ЕГЭ. Поэтому, если в школе есть учителя, специализирующиеся на подготовке к ЕГЭ, то это существенно увеличивает шансы выпускников. В нашей школе процент поступающих больше 95%.

Определенные гарантии поступления есть и в случае партнерства с конкретным вузом в течение длительного времени.

Лариса Агранович, «Эрудит», (Краснодар):

По моему мнению, на сегодняшний день процент поступления в вузы не является показателем успешности школы, поэтому критерием качества подготовки выпускников нашей гимназии является поступление именно на бюджетную форму обучения в престижные вузы (по итогам 2011 года – это 85%).

Юрий Спица, «Альтернатива» (Краснодар):

Гарантий поступления в вуз сейчас не может дать никто, а если и дают, то просто вводят родителей в заблуждение. Если ученик сдает ЕГЭ с высокими баллами, он поступает туда, куда и хотел, если на выбранный факультет, на бюджет, баллов не хватает, то идет на платной основе, если и туда не тянет, то поступает – куда возьмут с его баллами. Выпускники частных школ все поступают, и на бюджет, и на платной основе в достаточно престижные вузы страны.

Валентина Шарипова, Международная академия образования (Казань):

На наш взгляд, хорошим результатом для частной школы является 90–100% поступление обучающихся в вузы. Цифра 90% связана с обучением в школе определенного количества детей со слабым здоровьем, которым поступление в вуз не рекомендовано по медицинским показаниям.

- Педагогический состав: высокая зарплата позволяет выбирать лучших из лучших? Возможно ли трудоустройство молодого специалиста?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

Сейчас частные школы не могут похвастаться очень высокими зарплатами своих педагогов, однако кадры подбираются ими очень тщательно. Как и в любой организации, прием нового сотрудника – уравнение со многими неизвестными. Иногда возможно и неверное решение. Но мы имеем возможность очень быстро исправлять ошибки. Что касается молодых специалистов, то, к сожалению, в частной школе нет возможности сразу поставить его на ответственный участок работы, но построить свою карьеру в частной школе он может.

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

Найти творческую личность – всегда проблема номер один, но, безусловно, высокая заработная плата позволяет привлечь высококвалифицированных учителей и педагогов. К сожалению, «селекцией» наиболее способной к педагогической деятельности молодежи в вузах частные школы не занимаются, предпочитая брать на работу умудренных педагогическим и жизненным опытом педагогов. Цена ошибки в педагогической работе очень высока для частных образовательных учреждений, поэтому в этом вопросе, конечно, никто не хочет рисковать.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

Высокая зарплата важна для приглашения и удержания хороших учителей. Но она не может быть единственным мотивом для «лучших из лучших». «Европейская гимназия» славится своей здоровой атмосферой, строгостью и требовательностью учителей.

Конечно, возможно трудоустройство молодого специалиста, хотя и не любого. У нас есть позитивные примеры работы с молодыми специалистами. Один из них — это Дмитрий Ожерельев, пришедший молодым специалистом — учителем математики, не очень уверенным в своих силах, и ставший в нашей школе не только кандидатом педагогических наук, но и блестящим преподавателем, экзаменатором в дипломной программе Международного бакалавриата, руководителем курсов повышения квалификации учителей международных школ.

Алексей Захарьин, «Интеграция ХХI век» (Москва):

Известно, что в частной школе выше зарплаты, однако и работы в разы больше. В области кадровой политики частные школы вынуждены быть мобильными, агрессивными и гибкими, искать лучших из лучших, иначе им не выжить. В частной школе, как в конкурентоспособной фирме, преуспеть может только команда. Вместе с тем, частные школы говорят решительное «да» молодым специалистам, готовым принести школе новые силы и современные технологии. Молодой специалист с «красным дипломом» и сертификатом международного экзамена, является весьма желанным кандидатом на занятие вакантной должности учителя частной школы. Не секрет, что специфика профессии требует терпения, ответственности и упорства, рассчитанных на долгие годы вперед, поэтому люди с очень длинным послужным списком на интервью в школу приглашаются редко.

Лев Иванов, «Колледж-XXI» (Москва):

Трудоустройство молодого специалиста возможно, но только после испытательного срока. Учитель, который способен довести класс с 1-го до 11-го и при этом дать качественное образование – это редкое исключение, хотя такие педагоги в нашем колледже есть.

Конечно, труд педагога должен быть оценен по достоинству, но учитель, который думает только о заработке и его размере перестает быть учителем. Поэтому, если на собеседовании первым вопросом кандидата является вопрос о зарплате, то дальше с ним можно уже не беседовать, и уж тем более не брать его на работу.

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

Достойная заработная плата учителей гимназии позволяет нам проводить конкурсный отбор профессионалов, который, к сожалению, не проходят молодые специалисты, не готовые к кропотливому педагогическому труду. Десяток записей в трудовой книжке говорит о том же.

Юрий Спица, «Альтернатива» (Краснодар):

К сожалению, кадровая проблема сейчас остро стоит и перед муниципальными школами и перед частными, не многие выпускники хотят идти работать в школу вообще, а если и идут, то уровень подготовки оставляет желать лучшего, приходится выбирать методом проб и ошибок. К «летунам» относимся как и везде – просто не принимаем на работу, предварительно выяснив причины «полетов» с места на место, бывает, что жена военного, замечательный педагог, переезжала просто вслед за мужем. К молодым специалистам в частных школах относятся достаточно осторожно, по разным причинам, но принимают на работу и их.

Валентина Шарипова, Международная академия образования (Казань):

Конечно, достойная зарплата в частной школе позволяет руководству выбирать лучшие кадры. К тому же необходимость проверять 12 тетрадей вместо 38 за те же деньги (в бесплатных школах заработная плате учителей также увеличилась) дает возможность более качественной работы, возможность индивидуального подхода к ученикам.

Трудоустройство молодого специалиста также возможно, если он имеет качественную подготовку, педагогические способности, уровень социализации, и просто любит свою работу.

- Педсовет: как в школе справляются с нестандартными и скандальными ситуациями?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

Мы стараемся понять причину возникновения той или иной ситуации. В любом случае педагоги работают совместно с психологом, социальным педагогом, родителями. Мы всегда очень внимательно прислушиваемся к жалобам и замечаниям. Сам термин «нестандартная ситуация» предполагает особое решение в каждом конкретном случае.

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

Безусловно, в любой хорошей школе, с грамотными и компетентными учителями, проводится служебное расследование, где разбираются даже самые мелкие обстоятельства.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

Нестандартные ситуации требуют нестандартного подхода. Если возник конфликт, стараемся выслушать все стороны, найти компромиссное решение. Поскольку школа существует уже двадцать лет, то сложились определенные традиции и процедуры, внутренние документы, которые регулируют отношения школы, родителей и учеников, описывают их взаимные права и обязанности. Например, это «Правила для учащихся Европейской гимназии», разработанные школьным Парламентом. Такие документы помогают и в разрешении нестандартных ситуаций.

Алексей Захарьин, «Интеграция ХХI век» (Москва):

Нет нужды говорить, что частная школа должна с особой, поистине соломоновой, мудростью подходить к решению нестандартных проблем и конфликтных ситуаций. Здесь не может быть единого рецепта, парадигмы правильных действий и набора универсальных наказаний. Всякий раз ситуация должна тщательно исследоваться, открыто обсуждаться, и решение – приниматься осторожно, с оглядкой и тактом. К сожалению, не все проблемы легко решить сразу, но частные школы, как правило, умеют обходить острые углы и вести гибкую политику в отношении скандальных личностей и конфликтных ситуаций.

Лев Иванов, «Колледж-XXI» (Москва):

С нестандартными и скандальными ситуациями у нас в школе справляются нестандартными способами, но это наше know how. Во всяком случае, записи в дневнике и вызов родителей на ковер к директору далеко не лучший вариант. В любом случае, недопустимо унижение личности ребенка и нарушение его человеческих прав. Мы стараемся создавать ситуации, при которых ребенок сам делает сознательный выбор между «хорошо» и «плохо».

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

Благодаря профессионализму педагогического коллектива скандальные ситуации в стенах нашего заведения не допускаются, а нестандартные используются для личностного роста учителей и воспитания жизнестойкости учащихся.

Юрий Спица, «Альтернатива» (Краснодар):

Как и везде, должен справляться с этими ситуациями педагог. Но бывают случаи, когда с ребенком приходится расставаться.

Татьяна Беспалова, Академический лицей имени Н.И. Лобачевского (Казань):

Система индивидуальной работы с учениками и родителями позволяет свести эти ситуации к минимуму, но когда такие факты происходят, конфликтную ситуацию можно разрешить только за счет внимательного и подробного рассмотрения всех деталей, заслушивания обеих сторон и стремления найти компромиссное решение. Педагогами и администрацией школы должно руководить стремление помочь каждому ребенку в данных ситуациях.

Валентина Шарипова, Международная академия образования (Казань):

Мы стремимся избегать нестандартных ситуаций, во всяком случае, не доводить их до педсовета. Любые конфликты разрешаются «один на один», чтобы как можно меньше травмировать учеников, педагогов, родителей.

- Бытовые условия: что входит в обязательный «джентльменский набор» частной школы? Чего не хватает вашей школе?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

Частная школа, как и любая другая, должна быть полностью оснащена в соответствии с требованиями государственной образовательной программы и иметь возможность проводить учебный процесс на современном уровне. Электронный журнал и электронные дневники являются обязательным элементом школьной жизни. Кроме того, у школы должна быть лицензия на медицинскую деятельность и оборудованный медицинский кабинет. Кухня и столовая должны соответствовать санитарным правилам. Прекрасно, если школа расположена на большом участке, позволяющем организовать прогулочные площадки. Хорошо, когда есть свой транспорт, полностью соответствующий правилам по перевозке детей.

Все вышеперечисленное есть у нашей школы, но, к сожалению, здание, которое мы занимаем, не относится к типовым. Как и большинству учебных заведений, нам всегда не хватает помещений, особенно вспомогательных (для размещения новых залов библиотеки, костюмерных и так далее).

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

Наш центр образования располагает хорошо оснащенной материальной базой: теннисные крытый и открытый корты, бассейн, спортивный комплекс; мы обеспечиваем вкусное и здоровое питание; медицинское, логопедическое, психологическое сопровождение.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

Оборудованные кабинеты, лаборатории, интерактивные доски, компьютеры, объединенные в локальную сеть из расчета один компьютер на два–три ученика, хорошая библиотека, информативный, хорошо организованный сайт, спортивный зал, детские спортивные площадки, медики, логопеды, психологи и разнообразная программа дополнительного образования, пищеблок и столовая, чтобы кормить детей свежей едой собственного приготовления, адекватная охрана. «Джентльменский набор» у нас есть, но хотелось бы большего: просторного современного здания с несколькими спортивными залами и бассейном.

Алексей Захарьин, «Интеграция – ХХI век» (Москва):

Так же, как и государственным, частным школам не хватает высококвалифицированных кадров, пространства и финансирования. Не секрет, что многие частные школы формировались в зданиях нешкольного назначения и нуждаются в новых помещениях, больших спортзалах, кортах, библиотеках и медиатеках, столовых, поэтому «звездный час» частной школы, видимо, придет с новыми техническими условиями, удовлетворяющими требованиям современности.

Лев Иванов, «Колледж-XXI» (Москва):

Если говорить о бытовых условиях, то в «джентльменский набор» частной школы должно входить следующее: отдельно стоящее здание в собственности, или арендуемое, лучше у Москомимущества, достаточно просторные помещения для учебы и отдыха, в том числе спортивные комнаты, актовый зал, просторные коридоры. Наличие оборудованных спецкабинетов, в частности, компьютерного класса с Интернетом. Большая прилегающая территория, собственная кухня, круглосуточная охрана, возможность доставки детей в школу и обратно, работа школы в режиме полупансиона, то есть весь день. Весь этот набор, безусловно, есть в наличии в «Колледже XXI».

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

Для всестороннего развития гимназистов созданы максимально комфортные условия: деление классов на подгруппы, занятия с логопедом и психологом, творческие кружки, спортивные секции, система индивидуальных занятий и факультативов, медицинское обслуживание, трехразовое питание, профессиональная охрана, доставка автобусами по индивидуальным маршрутам. Чего не хватает? Площадей. Количество желающих обучаться в нашей гимназии значительно превышает допустимые лицензией нормы.

Валентина Шарипова, Международная академия образования (Казань):

Считаю обязательным льготное питание, ограниченный контингент в классе (до12 человек), хорошую материально-техническую базу, достойную зарплату педагогов.

На данный момент школе не хватает площадей, но эта проблема уже решается. Утвержден проект нового здания на 220 мест.

Татьяна Беспалова, Академический лицей имени Н.И. Лобачевского (Казань):

Теплые, просторные, светлые классы с наличием офисной мебели, школьных досок и желательно интерактивной доски, мультимедиа оборудования. Наличие буфета, а еще лучше, уютной столовой с качественным питанием по приемлемым ценам, возможность занятий в хорошем спортивном зале и хореографических классах, наличие просторных холлов для пребывания учащихся во время перемен, наличие оборудованной библиотеки и читального зала.

- «Звездный час» вашей школы? Перспективы развития? Планы?

Галина Фомина, «Знайка» (Москва):

Наша школа постоянно развивается. Сейчас в ее состав входит достаточно большой детский сад и классы всех ступеней школы. Но меняются требования образовательных стандартов, а вместе с ними методы, технологии обучения и школьная среда. Не стоит на месте и рынок образовательных услуг, появляются новые интересные предложения. Экономическая ситуация в стране заставляет родителей внимательнее подходить к оценке школы. Изменяются и сами дети, в настоящее время они имеют гораздо больше источников информации, чем их родители двадцать лет назад. Школа не может отставать от идущих процессов. Мы стараемся идти в ногу со временем, а иногда и немного опережать события.

Маргарита Федорова, лицей «Столичный» (Москва):

«Звездный час» в Центре образования «Лицей «Столичный», происходит дважды за учебный год, когда мы с радостью посвящаем в лицеисты наших первоклассников и провожаем наших выпускников в дальнее плавание с хорошими оценками и медалями!

Евгения Чураева «Венда» и «Лотос» (Москва):

В апреле 2012 года школы «Венда» и «Лотос» будут отмечать свое 20-летие. Для частной школы в нашей стране – это очень солидный возраст и празднованию этого юбилея будет посвящен целый ряд интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий, пройдет тележурналистский проект, и будут изданы юбилейные сборники творческих работ учащихся. К юбилею обе школы получили очередную международную премию за качество обучения.

Команды наших школ были приглашены и поедут на чемпионат мира по английскому языку, который состоится в апреле в Лондоне. Это первый год, когда к участию были приглашены российские школы, всего пять российских команд, мы очень рады, что оказались в числе первых.

Продолжится развитие материально-технической базы всех школ – этот процесс у нас идет непрерывно. Будут закуплены новые компьютеры, проекторы, интерактивные доски, мобильные классы… Как всегда, много новых идей и очень хочется, чтобы все они получили достойное развитие.

Ирина Боганцева, «Европейская гимназия» (Москва):

У нас много успехов и достижений – с ними можно ознакомиться на нашем сайте, но думаю, что звездный час у нас еще впереди. В частности, мы собираемся увеличить количество учащихся за счет иностранных студентов. Мы являемся одной из двух российских школ, в которых есть программа международного бакалавриата всех трех ступеней, и именно это позволит нам привлечь больше иностранных учеников.

Лев Иванов, «Колледж-XXI» (Москва):

«Звездный час» для наших старшеклассников – это, наверное, участие в телевизионном шоу-конкурсе «За семью печатями» и победа в нем, а также участие наших педагогов в телевизионном конкурсе «Сто к одному» тоже с победным счетом. Но самым впечатляющим моментом в жизни «Колледжа-ХХI» в 2010 году был Всероссийский театральный фестиваль школьных и детских коллективов, организатором и участником которого была наша школа.

В дальнейшем мы предполагаем сделать еще больший акцент на освоении нашими учениками современных информационных технологий в совокупности с владением несколькими иностранными языками. Какой бы вид деятельности они ни выбрали бы в будущем, без этого им просто не обойтись.

Нашей школе немного не хватает финансового обеспечения, поскольку мы ориентированы на «средний класс» и стараемся не повышать оплату, как это делают некоторые частные школы. К сожалению, государство не балует частные школы финансовым вниманием.

Валентина Шарипова, Международная академия образования (Казань):

В строящемся новом здании запланировано внедрение цикла непрерывного обучения, начиная с детского сада до средней школы, включая внешкольные учреждения: музыкальную, спортивную, киношколы. Мы стремимся к созданию школы-полупансиона, школы полного дня.

Юрий Спица, «Альтернатива» (Краснодар):

Нашей школе уже исполнилось 20 лет, но мы все еще растем и развиваемся, планов очень много, это и хорошая спортивная площадка, и хороший спортзал (у нас маленький), и оснащение всех кабинетов на современном уровне, и самая главная мечта – строительство общежития (гостиницы) для учеников и учителей, для привлечения хороших учителей из других районов края (такие желающие есть и некоторые у нас работают, снимая втридорога квартиры) есть и учащиеся, желающие у нас учиться, но живущие далеко. Так что наш звездный час еще впереди.

Лариса Агранович, «Эрудит» (Краснодар):

«Звездным часом» стало лето 2011 года. По итогам ЕГЭ гимназия «Эрудит» заняла первое место среди общеобразовательных учреждений Краснодарского края по числу выпускников, набравших на экзаменах более 90 баллов, а на ЕГЭ по русскому языку 100 баллов получили сразу два гимназиста. К числу достижений выпускников этого года можно отнести и первое место в крае по русскому языку и литературе. В результате многолетней работы над инновационным проектом «Воспитание жизнестойкости школьников как средство успешной социализации личности» гимназия получила статус опорного образовательного учреждения Краснодара. Перспективы развития – это открытие в 2012 учебном году нового учебного корпуса, а планы на будущее – сделать «звездный час» закономерностью.