2011 год в плане проведения частных и публичных размещений прошел под знаком неопределенности. С одной стороны, начался год позитивно, многие крупные компании объявили о планах проведения IPO. С другой стороны, у большинства из них дело дальше обещаний не пошло. Да и те размещения, которые все-таки состоялись, далеко не всегда можно назвать успешными. Во второй половине 2011 года ситуация осложнилась еще и нарастающими кризисными настроениями в Европе, ожиданиями второй или уже третьей волны кризиса.

В результате, если подводить итоги, для рынка IPO год прошел под знаком поиска «окна» для выхода с размещением. Сначала потенциальные эмитенты ждали лучшего момента для выхода на рынок, а потом началась сумятица в странах еврозоны в дополнение к уже наскучившим проблемам в США. И вот тут-то всем уже стало не до IPO. Хотя некоторые герои все же пошли на подвиг, и даже были удачи – и среди представителей техносферы, и у финансовых организаций, и др. Но пока что большинство компаний с надеждой смотрят на начавшийся 2012 год.

С другой стороны, кризис в Европе и проблемы у банков пока не исчезли, что позволяет умеренно оптимистично оценивать перспективы рыночной конъюнктуры. Ведь правило таково, что на плохом рынке мало кто из эмитентов решится на размещение. Наиболее ожидаемым событием 2012 года на рынке IPO будет размещение Facebook. Интернет-сегмент вообще стоит особняком на рынке: даже во второй половине года, когда эмитенты из традиционных секторов перестали размещаться, спрос на акции интернет-компаний (Groupon и других) оставался у инвесторов высоким. Из российских эмитентов самым ожидаемым событием является начало IPO Сбербанка (7% акций банка), принадлежащих Центральному Банку, на рынке среди частных инвесторов. Посмотрим, чему суждено сбыться, а что так и будет отложено в долгий ящик.

Неудачный год

Согласно данным «Тройки Диалог», сделки IPO и SPO принесли российским компаниям в 2011 году около $10 млрд. Очевидно, что первая половина года была более удачной, а во втором полугодии снижение суверенных рейтингов ряда развитых стран, кризис в Европе и ослабление позиций крупнейших банков нанесли большой удар по рынку, и за исключением IPO интернет-компаний на Западе, число размещений было минимальным.

10 компаний в прошлом году проводили IPO, причем наибольший объем пришелся на зарубежные площадки: 5 сделок было организовано на LSE, 3 на ММВБ-РТС и по одной на NASDAQ и Deutsche Boerse. Самой большой сделкой российской компании было IPO Yandex, который привлек в ходе размещения $1,3 млрд. Последнее в 2011 году IPO российской компании на Лондонской бирже прошло в декабре – Polymetal International ($770 млн.).

Значительная часть прошедших размещений проходила ближе к нижней границе. «И если в первом полугодии отмена размещений чаще была связана с низкой оценкой акций (и желанием продающей стороны получить более высокую стоимость), во втором полугодии большинство размещений было отменено из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке», – рассказывает Мария Кальварская, начальник аналитического отдела ТКБ Капитал.

«Год был не самым удачным для IPO, – продолжает Сергей Александров, начальник отдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит». – Многие компании, анонсировавшие свои размещения ранее, в силу различных причин отказались от IPO или отложили его на некоторый срок». Более десяти компаний отложили размещение из-за неблагоприятной фондовой конъюнктуры, но надеются провести его в 2012 году. Среди них можно назвать «Русал», «Евросеть», холдинг «Вертолеты России», аэрокомплекс «Домодедово», СУЭК, Челябинский трубопрокатный завод, а также IPO 7% акций Сбербанка, запланированное в форме ADR на акции банка.

По мнению Олега Шагова, аналитика Промсвязьбанка, состояние рынка можно оценить по простому индикатору, а именно – наблюдая за развитием ситуации вокруг готовящегося IPO оператора самой популярной социальной сети в мире Facebook Inc. «Эта молодая компания рассчитывает получить в ходе IPO очень высокую оценку, превышающую $100 млрд., и тщательно выбирает время, приближаясь к принятию решения о проведении IPO в период с апреля по июнь 2012 года», – говорит эксперт. По некоторым данным, организатором публичного размещения Facebook станет инвестиционный банк Goldman Sachs, который, видимо, и подберет наиболее благоприятный период конъюнктуры фондовых рынков для успешного проведения IPO. В общем, в последнее время рынок для IPO был не очень благоприятным, а «окно» возможностей для выхода компаний на IPO игроки рынка ждут в следующем году.

Финансы спели романсы

Если говорить о финансовых организациях, то для них сейчас не время для публичных выходов: цены на многие банки находятся на минимальном историческом уровне, а европейские банки отчаянно нуждаются в новом капитале, что создает перевес предложения над спросом. С другой стороны, активная помощь банкам со стороны ЕЦБ (в отличие от государств, банки в декабре получили фактически неограниченный лимит ликвидности и уже задействовали около 500 млрд. евро трехлетних линий ЕЦБ) позволит ослабить давление на финансовый сектор и выведет его из-под угрозы кризиса.

Тем не менее, программы количественного смягчения имеют ограниченное влияние на макроэкономику, поэтому перспективы рынка IPO будут больше зависеть от макроэкономической конъюнктуры. «Если экономика еврозоны не скатится в рецессию, в США продолжится экономический рост, а экономика Китая останется на траектории стабильного и высокого роста, у рынка будут хорошие перспективы для новых размещений», – уверен Максим Васин, аналитик Национального рейтингового агентства.

По словам Олега Шагова, размещение финансовых компаний можно оценить как подвиг, такой сложной оказалась рыночная конъюнктура. По мнению Максима Васина, наиболее успешным IPO в финансовом секторе можно назвать размещение Номос-банка, которое прошло по хорошей цене и уложилось в сроки, после которых рынки стали испытывать ухудшение конъюнктуры. «Среди наиболее заметных вторичных размещений было SPO банка ВТБ ($3,3 млрд.), хотя по стоимости акции этого банка с момента первого размещения провалились вдвое», – подчеркивает эксперт.

«Из запланированных размещений финансовых компаний на 2011 год можно отметить ВТБ, Номос-банк и Сбербанк, при этом последний так не продал 7,6% своих акций», – отмечает Мария Кальварская и добавляет: «Размещение Номос-банка прошло достаточно удачно, но акции не отличаются достаточной ликвидностью, а ухудшение ситуации на финансовых рынках во втором полугодии привело к значительным потерям, связанным с торговыми операциями». Поэтому, с точки зрения динамики после размещения, вряд ли можно говорить об успешном размещении для инвесторов и в случае с Номос-банком. Пока сохраняется интрига вокруг размещения Сбербанка, и теперь она перенеслась на 2012 год. Эта сделка, по словам Кальварской, пока остается более интересной, чем все остальное.

Говоря об IPO, эксперты в категории удачных называют, скорее, высокотехнологичные компании. Например, IPO «Яндекса», которое состоялось в мае 2011 года. За 16,3% от уставного капитала «Яндекс» получил более $1,3 млрд., за первый день торгов курс акций вырос более чем на 55%. Капитализация компании была оценена более чем в $8 млрд. Это безусловно достойный результат, что и говорить.

Нестабильная стабильность

Итак, сегодня можно отметить тенденцию к длительной и всесторонней подготовке компаний к проведению IPO, а также тщательного выбора подходящего момента времени для успешного IPO. Однако, учитывая тот факт, что нестабильность вновь пришла с финансовых рынков и банковского сектора, а риски финансового сектора в Китае пока оценить сложно (хотя они и существуют), рассчитывать на высокий спрос на акции банковских учреждений пока не приходится.

«Наблюдается некоторое разочарование инвесторов в акциях российских ритейлеров», – говорит Максим Васин. По его словам, так же, как и во всем мире, инвесторам, в первую очередь интересны российские интернет-компании, у них перспективы хорошие. С другой стороны, до завершения выборов в марте 2012 инвесторы продолжат осторожно относиться к российским игрокам из-за возросших рисков политической нестабильности и растущего протестного движения.

Если турбулентность на мировых финансовых рынках продолжится, и банки будут испытывать давление, акции российских банков также не найдут спроса, поэтому по их поводу особенного оптимизма нет. «Вероятно, сейчас не лучшее время для выхода на рынок акционерного капитала, а вот новые долговые эмиссии российских банков вполне могут получить спрос на международных и внутреннем рынках», – уверен аналитик.

С одной стороны, проблемы европейских банков не характерны для крупнейших российских игроков, с другой, если экономическая ситуация будет хуже в дальнейшем, то и российские банки будут чувствовать себя хуже. «Сейчас Сбербанк видит период после марта 2012 года как наиболее вероятный для размещения, – продолжает Мария Кальварская. – И если внутренние риски после президентских выборов в значительной степени сократятся, то внешние рынки могут и не позволить провести размещения». По мнению Сергея Александрова, выход на IPO для крупной российской компании, как правило, означает ее предварительную реструктуризацию, а это долгий и не всегда однозначный процесс. Его вывод: «Не считаю, что настоящая ситуация на мировых рынках благоприятна для подобных действий».

Технические детали

Все больше инвесторов понимают и видят, что IPO проводятся по высоким ценам, и зачастую стоимость акций компаний после размещения снижается. Так что доверие к этому инструменту уже основательно подорвано – слишком много было на рынке неудачных примеров проведения IPO, после которых компании дешевели в разы. По мнению большинства экспертов, за исключением интернет-компаний, рынок некоторое время продолжит стагнировать, так как основой для серийного успеха IPO является предшествующий рост на вторичном рынке акций, а его пока не видно.

Стратегические инвестиции, как раньше, будут оставаться довольно популярной формой инвестирования: фонды хотя и ослаблены итогами 2011 года, но готовы предъявить высокий спрос на привлекательные активы. «Частные размещения, в отличие от IPO, имеют свои преимущества и недостатки, однако в ходе SPO компаниям-эмитентам сложнее получить завышенные оценки стоимости акций: на рынке SPO работают очень квалифицированные инвесторы, поэтому спрос на некачественные активы на нем получить сложно, – комментирует Максим Васин. – Другое дело – народные IPO, в ходе которых можно продать большое количество бумаг низкоквалифицированным частным инвесторам».

По мнению Марии Кальварской, такие инструменты как частные и публичные размещения будут востребованы всегда. Компания сама определяет, какой инструмент ей подходит в большей степени, исходя из многих факторов. Но вот в случае сохранения сложной ситуации на фондовых рынках, IPO вряд ли будет самым востребованным инструментом. «Найти серьезного стратегического инвестора более интересно, чем провести IPO, поскольку компания получает надежного и заинтересованного партнера, который будет способствовать развитию совместных проектов, в том числе, возможно, и при помощи своих технологий, – продолжает Сергей Александров. – Хотя, с другой стороны, появление нового акционера может привести к некоторой потере независимости, так как все планы по развитию компании придется обсуждать с новым компаньоном». Поэтому, по его словам, ответить на вопрос, что будет более востребовано, сложно, это во многом зависит от настроя акционеров.

При этом пока не наблюдается заметного прогресса в вопросе размещения отечественных компаний на внутреннем рынке – большинство предпочитает IPO в Лондоне, в 2010–2011 годах новую популярность получили размещения на Гонконгской фондовой бирже. «Размещение сразу в России и на зарубежных площадках может быть наиболее выгодным с точки зрения круга инвесторов и ликвидности бумаг», – говорит Мария Кальварская. «Компаниям удобнее размещаться на Западе, в том числе из-за структуры собственности российских ОАО, которая в основном включает оффшорные и европейские холдинговые компании, а также бизнес, как правило, ведется на нескольких российских компаниях с консолидацией результатов на зарубежном холдинге, что облегчает проведение IPO за рубежом и осложняет его в России», – продолжает Максим Васин. С точки зрения инвестиционного климата и защиты прав инвесторов Россия пока не рассматривается как надежная альтернатива западным площадкам, и поэтому гораздо проще заманить инвесторов размещением в Европе и США, а не проводить его на ММВБ-РТС.

С другой стороны, есть большой неудовлетворенный внутренний спрос на акции банковского сектора, так как в нем вариантов для инвестиций до сих пор немного. Размещения банков можно назвать единичными, многие игроки раздумывают над IPO годами, но так и не решаются на этот публичный шаг. Так что остается пожелать банковскому рынку побольше размещений, хороших и разных.