На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!
Куплеты Мефистофеля

В отличие от остального людского рода, для кассовых работников кредитных организаций наличные деньги – не кумир, не телец, и даже не идол золотой. А просто предмет труда, основные правила работы с которым не меняются десятилетиями: принял, выдал, пересчитал, упаковал, сложил в сейф, закрыл… но так ли всё просто, если смотреть на процесс не в окошко кассы, а изнутри?

Видимо, далеко не всё – иначе тема «Обсуждение 318-П» на форуме «Кассовые операции» Bankir.Ru не набрала бы за неполные четыре года 1700 сообщений.

Первые впечатления

Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 сентября 2008 года…

Пункт 21.1. Положения № 318-П

- Забавно, теперь нельзя выдавать полными корешками, надо вскрывать корешок и пересчитывать полистно...

- Приложения прикольные. Особенно приходно-расходный ордер.

- Ради чего менять местами приложения и обзывать их по-другому: "Книга хранилища ценностей", а если не хранилище, а сейфовая комната... А как быть, если мы сейчас открываем ВСП и покупаем кассовую технику, если она потом не будет соответствовать требованиям ЦБ, ее, что, выкинуть и купить новую? И про ККМ опять непонятно написано...

- А как вам препроводительные ведомости? Это ж сколько клиента приучать надо все поля заполнять… они и эти-то препроводки с ошибками заполняют.

- Эх, где бы найти правила заполнения новых кассовых документов. Столько вопросов. У всех свое мнение, а как правильно никто не знает.

- 318-П получился каким-то сырым документом...

Сшив кассовых документов

При формировании дела (сшива) кассовые документы подбираются в порядке возрастания номеров лицевых счетов, открытых на балансовом счете по учету кассы, сначала по дебету, затем по кредиту, а внутри одного балансового счета по учету кассы - в порядке возрастания номеров кредитуемых (дебетуемых) лицевых счетов, открытых на балансовых счетах…

Пункт 18.2. Положения № 318-П

- Как многоуважаемое общество относится к пункту 18.2? ИМХО резко замедлит процесс формирования сшивов.

- Пока предполагаю в конце дня выводить из ПО список документов в порядке возрастания ЛС (как в 318) - в кассовом журнале эта инфа есть, и отдельным столбцом номер документа. Далее ищем в куче кассовых документов документ с нужным номером. В принципе, можно кассовый журнал для этого использовать - выводить его из ПО в конце дня уже сгруппированным.

- У нас и сейчас так сшивают.

- У нас для этого существуют кассовые журналы, в которых порядок документов указан так (спасибо за это IT), как это нужно для формирования документов. Либо можно заняться подборкой документов в течение дня.

- Мы подбираем документы по журналу в конце рабочего дня.

- Помогите про сшив понять. Это имеются в виду балансовые счета: 20202, 20206, 20207? Или, как написано, лицевые? C какого символа смотреть возрастание?

- По идее, с ключа.

- Задавался тут уже этот вопрос, и мнения разделились. Одни считают, что, поскольку ключ является частью лицевого счета, то и подбирать документы надо с его учетом. Другие (я в том числе) считают возможным подбирать документы без учета ключа, поскольку находят это для себя более удобным.

- Ключ не учитываю, шью с ориентацией на первые пять и последние от четырех до семи цифр.

- Подскажите, куда следует подшивать кассовые документы по операциям с наличной иностранной валютой, если согласно п.1.9 Указания №2054-У кассовые документы по операциям с наличной иностранной валютой формируются в порядке, установленном Положением Банка России N 318-П для наличных денег, в отдельное дело (сшив) или подшиваются в дело (сшив) с кассовыми документами по операциям с наличными деньгами. При этом согласно п.4.3 Раздела 4 Положения №302-П в отдельные сшивы (папки) помещаются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по кредитам индивидуальным заемщикам, по операциям с драгоценными металлами, иностранной валютой, по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, по хозяйственным и другим операциям кредитной организации, с различными сроками хранения.

- Есть банки, шьющие валюту и рубли в единый сшив. Есть банки, делающие два сшива - по рублям и по валюте. Мы шьем два сшива- рубли и валюту. Вклады лежат внутри этих сшивов.

- Коллеги, поделитесь опытом. При наличии кассовых документов в нескольких томах как оформлять титульный лист основного тома, нужно ли указывать о сумме в отдельных папках и, собственно, во втором томе кроме ордеров что-то нужно подшивать? Например, ленту подсчета, может, справку какую... У нас в одном сшиве рубли, доллары, евро. Но сшив получается большой и его нужно делить на два. Вариант формировать каждую валюту отдельно не рассматривается.

- Оформляем на оба тома одинаково с разницей в номерах сшива, указываем суммы в отдельных папках. Во второй подшиваем: валютные журналы, ордера и набиваем ленту подсчета (по её поводу было много разговоров, но нам с ней удобней).

Оттиск штампа кассы

При осуществлении в кредитной организации, ВСП приходных, расходных кассовых операций кассовыми работниками на приходных, расходных кассовых документах проставляется оттиск штампа кассы.

Пункт 2.9. Положения № 318-П

- Про семинар: п. 2.9 - штамп кассы проставляется на всех кассовых документах (и их частях), в том числе объявлении и ордере от ОВН, на чеках и т. д.

- А на чеках-то в какое место?

- Сзади в свободном месте поближе к подписи кассира.

- Не надо штампа на чеках. Это точно уберут из инструкции [1]. Это очередной косяк.

- Я знаю, что уберут. Просто если до этого момента придет с проверкой ТУ БР и запишет это в акт, слова лектора вы к акту не приложите и предписание получите. И придется все равно выполнять, т.к. возразить по большому счету будет нечего. Разумеется, это косяк, и он будет убран, но банку от этого будет не легче.

- А вот еще информация с очередного семинара: оттиск штампа кассы проставляется только на кассовых документах, выдаваемых клиенту.

- Кто-нибудь уже получил письмо ЦБ от 30.09.2008 № 02-21-0-12/688-11 (о том, что на чеке штамп не ставим)?

- Ух ты, они написали такое письмо? Молодцы какие. А Вы ставили штамп на чек? Мы и не начинали. Как-то страшно полчека посторонними надписями закрывать...

- Нет, к сожалению, мы не получали. Просто прошла инфа из ЦБ, что такое письмо выпущено.

Формы кассовых документов

Операции по приему наличных денег от клиентов осуществляются в кредитной организации, ВСП на основании приходных кассовых документов - объявлений на взнос наличными 0402001; приходных кассовых ордеров 0402008…

Пункт 2.4. Положения № 318-П

- Кто как понимает 2 счета по кредиту в приходном ордере?

- Можно предположить, что при приеме платежей аналитика на 40911 ведется по видам платежей, и в кредите добавляются строки для отдельных ЛС на 40911.

- Внесение на 2 счета сразу. Например, погашение физиком основного долга и процентов.

- Коллеги, у кого-нибудь есть мысли по поводу заполнения следующих полей приходно-кассового ордера:
1) 2-х полей "Счет №" для Получателя? Как я понял, например при гашении кредита и процентов указывается ссудный счет и 70601 по процентам?
2) Чьи "ИНН", "КПП", "ОКАТО", "р/счет №" должны указываться над наименованием банка-вносителя?
3) Что ставим в "наименование банка-вносителя" и в "наименование банка-получателя"? Может "наименование банка-вносителя" - это наименование нашего Банка, а - "наименование банка-получателя" - наименование банка-получателя, если зачисление идет на счет в другом банке при транзитных платежах через 40911?

1. Ага. У нас так и было до появления в 199-П форм ордеров.
3. Думаю, что и там, и там надо указывать банк, принимающий деньги.

- Вопрос касательно заполнения приходного ордера. Что скажете насчет такой идеи:
При оформлении переводов без открытия счета через Вестерн Юнион либо Анелик:
- получателем указывается Вестерн Юнион либо Анелик (а не конечный получатель - физическое лицо);
- в графах ИНН и пр, р/счет указывается информация по получателю средств (Вестерн Юнион либо Анелик);
- в качестве банка-вносителя выступает то структурное подразделение банка, на чьем балансе открыт счет кассы (ГО, филиал);
- в качестве банка-получателя фигурирует тот банк, где открыт счет Анелику или Вестерн Юниону, и куда мы перечислим средства по договору с ними.

- Я не в восторге от такой идеи. Тем более, что банк, где открыт счет Анелику или Вестерн Юниону, и куда мы перечислим средства, к наличным отношения не имеет.

- А какая альтернатива-то? Что именно тогда проставлять по БОСам?

- Мы спокойно дождемся изменений в 318-П [2]. А уж после перепишем как надо.

- На объявлении теперь ставится не подпись вносителя, а подпись клиента. Подозреваю, что это означает, что на объявлении теперь должны расписываться лица, которые в карточках...

- Вопрос поднимался на одном из семинаров. Прозвучало что-то типа – пока нет четкой позиции, уточняйте в своем ТУ БР, должен ли банк при приеме по объявлению требовать доверенность от вносителя.

- А я подозреваю, что для такого глобального изменения процедуры внесения наличных мало поменять одно слово в бланке. Начинать надо с ГК. Писать там о представителях и доверенностях по таким операциям.

- А что должно измениться в ГК? Что мешает клиенту оформить доверенность на вносителя в простой письменной форме? Вопрос-то не в этом, а в том, что появляется дополнительный геморрой с проверкой правомочности подписи на объявлении.

- В том, в том. Для таких изменений нужны серьезные основания, а не как сейчас - Прозвучало что-то типа пока нет четкой позиции, уточняйте в своем ТУ БР должен ли банк при приеме по объявлению требовать доверенность от вносителя...

- На мой взгляд, в поле "подпись клиента" не может ставить свою подпись абы кто. И это уже "серьезные основания" для внесения изменений в технологии.
Какие еще должны быть, на ваш взгляд, изменения в нормативных документах? Должно быть прямо прописано, что подпись ставится уполномоченным лицом клиента? Но ведь даже по денежным чекам это прямо не указано, а само собой подразумевается. Так что, я думаю, тут нам не отвертеться.

- А в поле "подпись вносителя" - мог? По чеку тоже может получать "абы кто" - если чек подписан первым и вторым лицом, указанными в КОП. Вы же не думаете, что сдавать выручку будет главбух или руководитель? А доверенность на сдачу выручки не требуется по ГК, если не ошибаюсь.

- В принципе, должно стать безопаснее для клиентов. А то пришел, на значительно мЕньшую сумму переписал: "Ой, ошибочка вышла". А сам с денежками тю-тю. А по-новому будет: ошибся в сумме - к директору!

- …по заполнению полей нового приходного ордера. Ситуация: есть клиент ф/л, есть счет в банке. Человек пришел делать допвзнос. В поле "Банк-Вноситель" что указывать? В полях "ИНН", "КПП", "ОКАТО" и "р/счет" соответственно что указывать? Банк-получатель, понятно, наш банк. Со 2-м счетом кредита тоже все ясно, указывать не нужно. Склоняемся к тому что поля "Банк-Вноситель", "ИНН", "КПП", "ОКАТО" и "р/счет" заполнять не нужно...

- Мы тоже решили ИНН, КПП, ОКАТО, банк-вносителя, р/сч не заполнять. ИНН будем заполнять, если вдруг физик его знает и получателем явл. счет физ лица. В остальных случаях будет пусто.

- Подскажите, если по приходнику деньги зачисляются на внутрибанковский счет (например проценты по кредиту), то обязательны ли для заполнения поля ИНН, КПП, ОКАТО для получателя и на какой пункт инструкции можно сослаться для обоснования необходимости (или необязательности) их заполнения.

- Судя по разъяснениям, эти поля заполняются при перечислении в другую кредитную организацию.

- Сейчас у нас в соответствии с 318-п утверждаются новые формы приходников и расходников. 318-П приводит форму ПКО (Код формы по ОКУД 0402008). Можем ли мы ее изменить в плане добавления еще и подписи контролера, плюс графы о предъявленном паспорте.
И вообще форму по ОКУД можно менять?

- Скажем так... менять то конечно можно, но могут быть претензии от проверяющих
просто решите, принимаете Вы регуляторные риски или нет.

- П. 3.2. "Приходный кассовый документ составляется клиентом или..." - правильно ли я понимаю, что клиент может сам принести нам уже оформленный им самим ПКО, и именно его мы поместим в кассовые документы дня?

- Теоретически - да. И РКО тоже: "5.2... Выдача наличных денег физическому лицу осуществляется по расходному кассовому ордеру 0402009, составленному физическим лицом или бухгалтерским работником кредитной организации, ВСП". Но практически не очень пока себе это представляю.

- Да, может составить клиент. Но, думаю, все равно лучше будет составить свой документ. мало ли что клиент там понапишет.

- Ну все равно же бухгалтер проверяет документ и если что не так, не примет его к исполнению. Клиенту самому выгоднее и удобнее чтоб документ был оформлен в отделении (кроме чека, естественно). У нас, к примеру объявления на взнос принимаются и руками оформленные, и из ПО распечатанные.

- Я тут обнаружила изумительную вещь, что если перевод через 40911, то мы тоже указываем себя, а если через 40912, 40913, то "получатель" - клиент, а "банк получателя" мы. У меня есть жестокая уверенность, что ПКО должны оформлять одинаково, независимо от того, куда идет перевод - по РФ или за пределы.

- Подскажите, пожалуйста, как быть в таком случае с идентификацией физического лица в целях ПОД/ФТ. Ведь в объявлениях не вносятся паспортные данные и др.информация физ.лица.
И получается, что любое третье лицо может внести денежные средства на счет юр.лица, а мы и не знаем кто это такой Иванов Иван Иванович…

Раньше у нас в поле "от кого" указывалось название фирмы. Ведь объявление на взнос предназначено только для юр.лица, а у физика принимаем по приходнику. А юр.лицо вносит денежные средства в кассу предприятия, а потом только предприятие по объявлению в кассу Банка.

- Нужно запросить у организации, вносящей деньги на счет, список лиц, которые могут совершать эти операции. И уже список сделать в том формате, который Вас устроит.

Идентификация подписи клиента

Кассовый работник, получив расходный кассовый документ, выполняет следующие действия:

… сверяет подпись клиента в расходном кассовом документе с подписью, проставленной в документе, удостоверяющем личность…

Пункт 5.4. Положения № 318-П

- "Перлы нашего городка". Думаю, ещё немало наберётся среди таких теоретизированных подходов к обслуживанию клиентов.

- А что смущает-то? То, что кассир проверит документ, удостоверяющий личность?

- Я, например, не помню, как я расписывалась в паспорте, когда получала его. В этом случае кассиру (как при оплате дорожных чеков) клиента предупреждать об идентичности подписи?

- А мне нравится. Конечно, подпись может меняться со временем, но все же должна быть близка к документу. А то потом пойди докажи - правда клиент так видоизменил с годами свою подпись или это вообще был не он. Как на пластике сверяем, так и здесь будем сверять. А клиентам придется в расходниках вспоминать молодость.

- И, если подпись не совпадает, "посылаем" клиента...

- Зачем сразу посылаем? Просто перепечатаете документ и перерасписываетесь. Кроме людей с определенными заболеваниями и владельцев бегающих подписей, многие воспроизведут подпись очень близко к оригиналу.

- Кстати, советский сбербанк был беспримерно строг в принятии подписи в сберкнижке. А ведь мошенников в то время было несоизмеримо меньше, чем сейчас.

- Попадаются такие клиенты, что его хоть расстреливай, но повторить на том же чеке свою собственную подпись, указанную в паспорте, он не сможет. Но его в банке уже несколько лет все знают в лицо, так что вопрос об идентификации даже не возникает. Формально - нарушение положения ЦБ, а на практике? Как выйти из этой ситуации, чтобы ЦБ не придрался?

- А не выдайте ему разок деньги, ссылаясь на инструкцию ЦБ - быстро распишется, как надо.

- Скорее, он уйдет в банк, сотрудники которого понимают, что зарплату им выплачивают из денег клиентов, а не из инструкций ЦБ.

- А как ЦБ придерется - с чем он сверит подпись на расходнике/приходнике? КОПиОП - не подходит, т.к. сверяли не с ней, а с паспортом. Ксерокопия паспорта - в юрделе клиента, кассир к нему доступа не имеет. Подкладывать ксерокопию паспорта к расходнику ЦБ (промашка вышла) не додумался ... Пусть клиент хоть крестик на расходнике ставит - пусть ЦБ докажет, что в паспорте клиента стоит нолик вместо подписи!

- При комплексной - легко, ибо будут брать анкеты клиентов (юрдела) на проверку.

- А откуда в анкете/юр.деле клиента возьмутся образцы подписей всех лиц, получающих наличные по его чекам?

- Всех, конечно, нет. Но если получал сам гендиректор или главбух - то могут быть казусы...

- А кто - банк или проверка - обязан доказывать, что Иван Иванович Иванов, получивший деньги по чеку - это "гена", а не его однофамилец и тезка?

- В юрделе, как правило, копии паспортов гендира, ну главбуха, но отнюдь не кассира.

- Возможно, о них собирают информацию как о представителях юрлица. Некоторые банки наличные принимают только по доверенности.

- Я все ж надеюсь, что изменения внесут [3], потому что сверка именно с паспортом противоречит ряду других документов.

- Чек-то подписывают руководитель и главбух. Вот подпись руководителя иногда не сходится с образцом в паспорте.

- Это соответствие проверяет операционист, и проблем обычно не возникает - главбух и руководитель умеют расписываться, как в карточке. А требование 318-П относится к человеку, получающему наличные. Его подписи в КОП нет. Может быть копия его паспорта в анкете для ПОД/ФТ, а может и не быть. Поэтому расцениваю вероятность обнаружения несовпадения подписи проверкой как невысокую.

- А зачем им (подписи руководителя на чеке и его же подписи в паспорте) сходиться? Подпись руководителя на чеке должна соответствовать подписи в КОП, с которой чек сверяет операционист (и в интересах банка, чтобы эти подписи совпадали всегда, т.к. никто не гарантирует, что уважаемый и 100 лет известный клиент на 101-й год своего обслуживания вдруг не заявит, что его подпись на чеке на выдачу пары-тройки сотен миллионов подделана), а вот подпись получателя - действительно подписи в паспорте. И совпадение этих подписей тоже в интересах банка, т.к., даже прекрасно зная получателя в лицо, банк никогда не может знать, какие отношения у этого "лица" с клиентом и с какой стати именно это "лицо" получает со счета клиента именно эту сумму. По большому счету банку и не надо это знать, но все же минимум знаний, необходимых, чтобы оказаться в стороне от возможных "разборок" между клиентом и получателем, банку все же необходим. Совпадение подписей получателя в чеке и паспорте ИМХО такой минимум знаний дает.

- Предположим, наличные получает руководитель. Хоть и не часто, но попадаются руководители, не способные повторить свою подпись в паспорте. И подпись в карточке с образцами отличается от подписи в паспорте. Что посоветуете?

- Если этот клиент ценен для вашего банка, посоветую поить такого руководителя кофе и развлекать разговорами до тех пор, пока он не распишется в чеке за руководителя так, как расписался в КОП, а за получателя – так, как в паспорте. Проверяющим объясните отличие этих подписей друг от друга маниакальной боязнью этого руководителя быть обворованным, из-за которой он специально сделал подпись в КОП отличающейся от подписи в паспорте (мошенники с фирмы ведь не доберутся до КОП, а в паспорт могут заглянуть под каким-нибудь благовидным предлогом). Если же банку этот клиент не дОрог, гоните этого криворукого в шею. Пусть сначала научится деньги зарабатывать, а потом уже голову банкирам морочит.

- Да такие ситуации возникают каждый день почти в любом банке. А директора есть со сложными характерами, их не переубедить на смену карточки с образцами подписей, чтоб подпись соответствовала паспорту. Надеюсь, в ЦБ одумаются и внесут изменения.

- Про тождественность подписи в положении не сказано, а 99% клиентов и не смогут так расписаться, наши просто типа сверяют (чтоб более менее было похоже). Главное, чтоб фотографию в кассиры обязательно смотрели.

- Вот мы тоже так решили, типа смотрим и не более.

Книга хранилища ценностей

По окончании осуществления операций с наличными деньгами заведующий кассой, кассовый работник ВСП отражает в книге 0402118 сумму остатка наличных денег, находящихся в хранилище ценностей, сейфе ВСП на конец рабочего дня, с учетом данных справки 0402114.

Пункт 19.7. Положения № 318-П

- Кто обратил внимание на книгу (Приложение № 2), объясните, на одном листе указываются остатки за два дня, а подписи только внизу, в единственном экземпляре. Это что то новенькое, я была уверена, что остатки заверяются за каждый день, очередной ляп писавших, или я что-то пропустила?

- Скорее всего "ляп".

- А вот кто как понимает назначение граф 4 и 6 в приложении 2 (книга хранилища)? Это для кода валюты или, страшно сказать, для копеек? Если для кода валюты - то допустимо ли указывать именно цифровой код, а не наименование, как того дословно требует заголовок?

- Я думаю, что теперь будет наименование, а не цифровой код.

- Разговаривал с разработчиками, изначально задумывалось графа 3 для рублей, графа 4 для копеек. Сейчас, учитывая сложность реализации в ПО указания в отдельных графах "5 руб." и "50 коп." - графа 3 - сумма 5.50, графа 4 - наименование валюты.

- Какое число писать в графе "Остаток на __________" текущее число или, как сейчас, следующее рабочее число? Пример: сегодня 05 августа 2008, пишем вечером в книге 05,08 или 06,08?

- Теперь остатки выводим не на утро следующего рабочего дня, а на конец сегодняшнего. То есть в книге запись: "на 01.09.2008" означает, что это остатки на конец дня 01.09.2008. Это мнение разработчика.

- Вопрос по 118 книге: в графе 2 "Номера счетов" необходимо писать полный счет кассы или достаточно балансовой статьи?

- На семинаре разработчик 318-П сказала, что счет указывается на усмотрение кредитной организации: можно балансовый счет с учетом кода валюты (например, 20202810, 20202840), можно полностью лицевой счет.

Остатки теперь выводить на конец дня, то есть на 01.09.2008 - означает на конец дня 01.09.2008.

- Еще один вопрос по 118 книге. Теперь её форма занесена в ОКУД, и значит ли это, что нельзя ничего туда добавлять? У нас сверстали пилотную книгу, и в ней в разделе "Должностные лица ответственные за сохранность ценностей" присутствует три строки с должностями, вместо 2-х, представленных в варианте, опубликованном в Вестнике Банка России.

- На семинаре в СПб 02.08.2008 прозвучало примерно следующее: допустимо вносить изменения в формы, "если они не изменяют сути". В частности, про 118 книгу было сказано, что можно даже убрать графы 5 и 6 (что актуально при ведении книги в электронном виде). Поэтому, думаю, добавлять уж точно можно.

Кстати, такого рода изменение, как перенос части реквизитов в двухсторонних формах с одной стороны на другую (например, в явочной карточке перенести часть дат с оборотной стороны на лицевую), докладчиком было расценено как изменяющее суть и, соответственно, недопустимое.

- 4 гр. 118 книги - для наименования валюты. То, что она маленькая - так размеры не заданы, увеличьте или пишите "руб.", "долл." и т. п. (особенно красиво будут смотреться сокращения типа "норв. кр.", "шв. кр.", "ф. ст."...). То, что лист рассчитан на 2 дня, а внизу один "комплект" подписей - недоработка. Конечно, надо заверять за каждый день.
"Остаток на..." - сейчас это на конец дня, но в этой части (насколько я поняла) будут вноситься изменения [4], ибо вроде как сами понимают, что это бред.

- По 118 книге у них косяк вышел: внизу стоит только один "комплект" подписей на два дня. Поэтому под вторым днем добавляем еще один "комплект" подписей. И если ведется книга в электронном виде, то убираем столбцы, соответствующие второму дню. Так что изменения в книгу так и так придется вносить.

- Остаток на конец дня сегодня – это то же самое, что на начало дня завтра.
Второй вариант исторически более привычен, но не более того. Поскольку книга помещается в кассовые документы (электронная) за сегодня, то логично, что она выводится на конец дня сегодня и отражает остатки, которые мы сегодня вечером имели в хранилище.

- Ну, в общем, вы ратуете за вариант " остаток НА 03"? Имея в виду, что это остаток на конец рабочего дня 02 октября? Тут плавающие разъяснения говорили о текущей дате.
Зря они все-таки так путанно понаписали. Ближе надо было к народу писать. И к логике.
Есть еще варианты? Остаток «ЗА такое-то" никто не ведет?

- Дата будет текущая. т.е. книга выводится на текущее число остатки на вечер. Раньше остатки были на утро. На мой взгляд, ЦБ в очередной раз лоханулись в формулировке. Но по тексту 318-П ясно, что выводим на конец дня.

- Просто у всех разнообразное понимание и применение, с тем же успехом можно притянуть и завтрашнюю дату... Останавливаюсь на варианте" Остаток НА 2 октября". И 318-П сыто, и ОКУД цел...

- Раз уж речь зашла об 118-й книге, скажите: в ней вы отражаете только наличность или внебалансовые ценности тоже? Вроде как 318-П относится только к наличности, причем рублевой. Вот у одного филиала проверка поспрошала: а к чему здесь чековые книжки? С одной стороны, они правы, но с другой... куда же другие ценности?

- Графа 1 - наименование ценностей. Так и учитывайте ценности по 318-П, 2054-У и 302-П.

- Да не правы они ни разу. А как же п. 1.8 2054-У? Отражаем и рубли, и валюту, и драгметаллы, и внебаланс.

- Ценности – значит, все ценности, вам же не уточняли что это только денежная наличность.

- Получили разъяснения ГУ по свердловской области № 14-1-51/15523 от 06.11.2008.
Теперь в книге 118 остатки отражаем на конец дня, как и делали, но в книге пишем дату следующего рабочего дня. Вот такая очередная шняга.

- Если по 318 остаток на конец дня, то на мой взгляд и указывать нужно текущую дату... то что конец дня сегодня равен началу дня завтра это конечно здорово, но ИМХО раз 318 говорит "на конец дня" нужно указывать остаток на дату, которой приходит конец (велик и могуч русский язык).

- Нужно ли/ можно ли расшифровывать счета по ценностям (т.е. не суммировать по балансовой позиции в кучу конверты на хранении, ПТСки, Путевки и т.п.) а расписывать остатки по каждому виду ценностей, если у нас для каждого из них открыт отдельный счет? Спасибо!

- Зачем? У Вас не книга будет, а собрание сочинений. Всегда можно взять выписку и посмотреть, чего у Вас сколько. По крайней мере, не встречала такого ведения книги.

- На семинарах разработчик 318-П специально обращала внимание на то, что нужно указывать дату текущего дня. У нас уже ЦБ несколько офисов проверило - замечаний не было. Теперь вот шлют письма - верните все в зад. Опять ПО перестраивать. Слов нет. Если бы что существенное - а так - просто лишний повод замечание накатать в акте.

- Логика и редакция 318 подсказывает дату текущего дня. После наездов нескольких главков написали письмо в ДНДО, с обоснованием текущей даты. В ответ процитировали то же обоснование, но при этом, проставляется дата следующего дня.
ИМХО просто какой-то косяк главков, а ДНДО его прикрыл, дабы не терять лицо.
Перенастроили ПО обратно, на дату следующего дня. На самом деле все равно, хотят так - получат так. Есть разъяснение - ни одна проверка не прикопается.

- Скажите, кто как пишет при случае совпадения даты окончания текущего месяца с датой начала следующего месяца на листе половины А4 в книге хранилища ценностей в строке месяц? Пишете тот месяц, который закончился или тот, который начался... или, может, и тот, и тот?

- Мы пишем так: сентябрь-октябрь, линия в книге получается между этими месяцами.

Технические устройства

Кредитная организация, ВСП при осуществлении кассовых операций с наличными деньгами могут применять программно-технические средства - автоматические устройства для приема и выдачи наличных денег клиентам с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (далее - кассовый терминал), устройства, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема наличных денег от клиентов (далее - автоматический сейф), банкоматы и другие программно-технические средства.

Пункт 1.1. Положения № 318-П

- Что-то я не въезжаю. Кассовый терминал - это что такое? Это же не терминал самообслуживания? Про терминалы самообслуживания в 318-П вообще не говорится?
Т.е. банк не может их использовать для приема наличных?

- Может. Только терминалы самообслуживания в нашей банковской жизни - это как банкомат без функции выдачи наличных и чаще всего без карт-ридера. Так что 266-П.

- Ок, допустим, терминал самообслуживания - разновидность банкомата.
Но в положении 318-П порядок приема наличных через банкоматы не описан, только кассиром (гл. 3) и через автоматические сейфы (гл. 4). А документооборот по таким операциям вообще ничем не регламентирован. Получается, что осуществляя такие операции, мы нарушаем 318-П? Ведь не оформляется ни приходный ордер, ни объявление на взнос наличными, ни заявление на перевод - ни один из документов, предусмотренных ЦБ.

- Нет. Ибо 266-П. Реестр операций, проведенных без участия уполномоченного сотрудника банка. Мемориальные ордера.

- Благодаря наличию в 318-П абзаца 3 п. 1.1. осуществлять такие операции Вы можете, а вот порядок их оформления точно нарушите, т.к. этого порядка в 318-П нет. Но, с другой стороны, проверяющие не смогут указать и пункт 318-П, который Вы нарушили!

- Не только в 318-П, а вообще нет. Посему я и натягиваю 266-П сюда. ЦБ, как обычно не успевает за веяниями времени.

- Кассовый терминал - это разве не электронный кассир?

- Очень сильно сомневаюсь. Лично я до сих пор не могу понять, что есть электронный кассир.

- Это именно то, что раньше понималось под электронным кассиром.
суть понятия от смены термина не изменилась - автоматизированное индивидуальное средство хранения, интегрированное в банковскую АБС и защищенное как правило по 1 классу устойчивости к взлому...

- Но это ведь не то же, что терминал самообслуживания?

- Разумеется, нет. Ключевое различие - участвует в совершении операции работник банка или нет. Терминал самообслуживания - по сути банкомат с расширенными возможностями.

- Или с урезанными…

Ленты подсчета

Ленты подсчета отдельно по дебету и кредиту кассовых и мемориальных документов, подписанные работником, производившим подсчет, помещаются в папке впереди документов.

Пункт 3.5. Положения № 199-П

- Нужна ли теперь лента? И если ее все-таки делать, не будет ли это нарушением?

- Раз не написано, что нужна, значит, не нужна. Нарушением не будет, ЦБ ленты нравятся.

- На семинаре сказали, что ленты бьются.

- А вот интересный вопрос. Лента должна быть изготовлена именно с помощью калькулятора, или с помощью компьютера и принтера тоже сгодится?

- Думаю что это не принципиально. на ком-пе еще можно и доп. информацию печатать. Важен факт "реестра" - ленточки документов.

- А не проще тогда из АБС печатать?

- Ленточки в кассовые документы на частные суммы документов теперь не набиваем. А только на итоговые суммы по каждому виду валют и по внебалансу. Или можно положить распечатку из компа, содержащую эти итоговые суммы.

- Ну ленточки-то мы давно не набивали, все из ПО выводится. А по поводу только итоговых сумм ИМХО это неудобно. Когда все суммы указаны, кассиру проще формировать документы в сшив.

- Мы делаем по-старому. На ленточке есть "информация об итоговых суммах кассовых документов"? Есть. Она "распечатана на бумажном носителе"? Да. Дык "чего тебе надобно, старче?"

- Скажите, кто работает с ленточным калькулятором? Нигде не могу найти, где написано, что с ним надо работать... просто спор на работе возник. Есть ли какие либо указания, что именно с ним надо совершать операции в кассе?

- Да нигде это не написано. Но мы работаем, и не раз нас это выручало при просчетах кассира, по ленте восстанавливали операции за день. И документы так же набиваем на ленту в сшив дня.

- Ну, совершайте без него. Потом - в случае чего - ничего не восстановите и никого не найдете....

- Поддерживаю все ответы, которые в пользу калькулятора с лентой. Из личного опыта, я как начальник ОКО, своим кассирам запрещаю работать на обычных калькуляторах.

Служебное оружие

Инкассаторские работники в целях самообороны и для обеспечения сохранности наличных денег снабжаются служебным оружием в соответствии с Федеральным законом "Об оружии"

Пункт 7.2. Положения № 318-П

- Каким образом, если организация не называется Сбербанк или Росинкасс?

- Как вариант: принять инкассатором на полставки работника ЧОПа, с которым у банка заключен договор на охрану инкассаторов. В этом случае вторая "половина" инкассатора, которая будет оставаться работником ЧОПа, будет вооружена в полном соответствии соответствии с Федеральным законом "Об оружии".

- В данном случае, сотрудник будет вооружен как ЧОПовец, а не снабжен оружием как инкассаторский работник. Кроме того, по-моему, возникнут сложности в применении оружия при выполнении обязанностей инкассатора.

- C точки зрения физической безопасности работника банка (инкассатора) и сохранности ценностей есть какая-то разница, кто именно вооружен - целый инкассатор или его "половина"?

- Никакой. Но инкассатор не сможет законно с помощью оружия защищать ценности. Опять же, требуется снабдить служебным оружием именно инкассаторского работника, а не сотрудника ЧОПа.

- Это сможет сделать та "половина" инкассатора, которая остается сотрудником ЧОПа и по договору между банком и ЧОПом охраняет ценности.

- Вы уверены, что банку требуется именно снабдить служебным оружием ... инкассаторского работника, а не сохранить ценности, например, поручив их охрану ЧОПу?

- В этом уверен ЦБ (318-П, п.п.7.2). А я не могу понять, как можно снабдить именно инкассатора и именно служебным.

- Если выполнить все требования Федерального закона "Об оружии" к приобретению оружия и боеприпасов, их хранению и получению инкассаторами лицензий на право ношения оружия (ЧОПы же выполняют эти требования, значит, ничего невозможного в них нет), то можно снабдить именно инкассатора и именно служебным оружием.

- Даже если выполнить все требования ФЗ "Об оружии", инкассаторские работники оружие не получат (если они не из Сбербанка). Проверено.

- А чем мотивируют? Очень интересно, потому что сам сейчас ищу обоснование чтобы не вооружать инкассаторов.

- Чтобы НЕ вооружать? А чего его искать - Закон об оружии.

- Все-таки там немного расплывчато...

- В свое время размышлял над использованием для решения проблемы оружия понятия "прикомандированный". Государство использует это для введения в штат гражданских ведомств сотрудников силовых структур, то есть -аки имеющих право носить оружие. У них с этим тоже видать проблемы.
Была мысль по аналогии прикомандировать сотрудников ЧОПА к банку.
Дело уперлось в то, что нигде не смог найти определения понятия "прикомандированный" и, соответственно, юридических последствий прикомандирования.
Повторю, государство это использует. Может кому-то повезет реализовать эту идею.

- Слова "Инкассаторские работники в целях самообороны и для обеспечения сохранности наличных денег снабжаются служебным оружием...", по мнению докладчика, следует понимать так, что могут снабжаться, но не обязаны.

Требования к помещениям

Операции по загрузке и изъятию наличных денег из программно-технических средств осуществляются в помещениях, предназначенных для совершения инкассаторскими, кассовыми работниками указанных операций. При отсутствии указанных помещений кредитной организацией определяется порядок действий инкассаторских, кассовых работников в ситуациях, возникающих вследствие непреодолимой силы.

Пункт 5 Приложения 1 к Положению № 318-П

- Коллеги, тупо читая пункт 1.4. положения 318-П по страхованию я вижу, что вся та галиматья что прописана в приложении 1 к этому положению, типа сертификатов на броню, всякие сигнализации и прочее при открытии ВСП не применяется. То есть, проще говоря, я ставлю бронекабину в торговой точке, заключаю договор аренды, договор страхования и больше ничего не делаю. Все сигнализации я не монтирую и никуда не вывожу. Это так?
Или, как обычно, в этом пункте заложен неизвестный нам тайный смысл, и всё, что касается технических средств охраны, делать нужно?

- Теоретически – да. На практике ЦБ может по своему трактовать п. 2 приложения 1, типа без той же КТС и/или вывода сигнала на ПЦО он не выполняется. И написать предписание "давайте оборудуйте".

Мы, когда делали кассу по такой схеме, помогло наличие КТС (носимой и стационарной) + полноценная пояснительная записка по техукрепленности, согласованная со страховой.
Справедливости ради, это была не касса в торговой точке, а вынесенное место кассира в ДО.

- Именно так: безопасность можно не делать, НО! 1. В 199-и тоже была такая фишка. Я обратился в две сетевые страховые компании для оценки страхового взноса, но ответ был потрясающий: Нам выслали цитаты из 56-й инструкции (которая более жёсткая, нежели 199-я) и сообщили, что при выполнении этих условий они согласятся заключить с нами договор страхования.

И как людям объяснить, что они будут работать без «тревожки»? И что делать, если кабину блокируют злоумышленники, или при инкассации чрезвычайное происшествие случится?
Исходя из этого, про страхование забыли…

Прием наличных для зачисления на счет в другом банке

В кредитной организации, ВСП прием наличных денег кассовым работником от организаций для зачисления (перечисления) на их банковские счета, открытые в соответствии с Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 года N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", в этой или иной кредитной организации осуществляется по объявлениям на взнос наличными 0402001.

Пункт 3.1. Положения № 318-П

- Еще один непонятный вопрос: прием наличности от юр. лиц по объявлениям на взнос наличными для перечисления на р\сч в другом банка. Собецкая сказала, что заключение договора в этом случае с юр. лицом не требуется. Непонятно, есть ли в таком случае у нас обязанность принимать такие платежи, и каков порядок идентификации юр. лица.

- Как это не требуется? А для чего же тогда написан абз.2 п.1.1 "Кассовые операции по приему, выдаче, размену, обмену, обработке наличных денег осуществляются с НАХОДЯЩИМИСЯ НА ОБСЛУЖИВАНИИ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ВСП КЛИЕНТАМИ..."? С юрлицами и ИП без договора никак. А нет договора - нет обязанности.

- На мой взгляд, тогда должен у Вас быть договор с банком, в котором у ЮЛ открыт счет. Или с ЮЛ. А просто так пришел ИП Вася Пупкин, а ну переведите мне во Владивосток деньги...
Ну, или отсекающие тарифы ввести для тех, кто без договора... вообще тема для запроса.

- Будет договор - буду в соответствии с договором принимать. Не будет договора - не буду. Собственно, как оно сейчас и есть.

- Мы пока решили считать, что должен быть договор с банком получателя. Иначе, если обслуживать всех желающих, то непонятно, как комиссию с них за это получать.

- Если установить тариф, то как раз понятно становится. Комиссия сверх платежа.

- Если у вносителя нет счета в принимающем деньги банке - как плательщик заплатит комиссию? ИМХО только взаиморасчеты с банком получателя, ну или кассовые чеки.

- Возможен еще расчет по безналу в соответствии с договором с клиентом.

- Разумеется, если для юрлица-вносителя это постоянная практика.
А если это, скажем так, разовая акция, то можно этого юрика потом очень долго искать, чтоб выставить ему счет. Если проводить перевод только после оплаты, безналом - снизится скорость проведения операции, соответственно начнется "а что так медленно и т.д.".

- Скорее, должен быть договор с клиентом, а не с банком получателя. В крайнем случае - трехсторонний договор (хотя банк получателя вообще не вижу смысла привлекать). И комиссия возникает с клиента - за прием и пересчет наличности, плюс возможна комиссия за перевод денежных средств. Договор с клиентом еще необходим и в целях идентификации клиента.

- Так на разовую операцию и договор не имеет смысла заключать - ни для банка, ни для клиента. А наличие договора видится мне необходимым условием для перечисления.
А как Ваше мнение, на каком счете следует учитывать денежные средства, принятые от юр.лиц для последующего перечисления на счета в других банках?

- Теоретически подходят и 40911, и 474. Как правильно - не знаю.

- Мне вот 474 больше нравится. Характеристика 40911 кажется мне в этом случае не совсем подходящей. Хотя по экономическому смыслу ближе конечно 40911.

- Да, там в 40911 говорится про платежи, а внесение на свой счет, пусть и в другом банке, это не совсем платеж.

- Если счет не открыт, договор с юр лицами все равно нужен на такие операции.

- Ну, допустим, есть договор. Какой будет документооборот и какие бухгалтерские проводки?

- Ну, например с 20202 на 40911 и далее на отправку на соответствующий расчетный счет.

- Но что это за форма расчетов такая? Переводы юр. лиц без открытия счета?

- В общем, как хотите, а операция эта незаконна. Потому и бухучетом не описывается, и документами корректно не оформляется. Что-то ЦБ с этой фразой погорячился.

- Присоединяюсь.

- Все вопросы только запрос в ЦБ решит, как-то же эту операцию все равно оформить можно.

- Сомневаюсь, что ЦБ решит этот вопрос без внесения изменений в ГК. На данный момент не вижу, как ее можно оформить без нарушений законодательства.

- Отправителем будет Банк. С внутрибанковского счета, на который он примет выручку.
Что конкретно нарушается?

- У меня напрашивается только один вариант: трехсторониий договор: юрик - банк-вноситель – банк-получатель. Причем банк-получатель открывает счет ЛОРО в банке-вносителе. Тогда зачисление сразу идет на 30109. Нет?

Про 40906 Собецкая высказалась в духе времени полного несогласования действий разных Департаментов ЦБ: в бухучете он, конечно, есть, но наш департамент его использовать не рекомендует.

- У меня все те же вопросы. Что за форма расчетов? Каким расчетным документом оформляется?

- Налично-безналичная, наверное. Я бы, случись такое несчастье, к ОВН дополнительно сделала бы платежку.

- По-моему, и ГК нарушается, и закон о банках и банковской деятельности. Нет там такой формы расчетов - переводы юрлиц без открытия счета. Не говоря уже о 2-П.
Регулятор может давать разрешения, противоречащие законодательству?
Да там и разрешения, вообще-то, нет. Так, обмолвились мимоходом. А что хотели этим сказать?..

- А в этих документах есть что-то о формах расчетов?
Я вижу только разрешение инкассировать деньги для зачисления на счет в другом банке. И ничего про безналичные расчеты. Там же не пишут, как их потом туда перечислять.

- Закон о банках и БД оговаривает отдельно в перечне банковских операций переводы без открытия счета физлиц. Согласно 222-П такие переводы оформляются платежными поручениями банка. Для юриков такого не предусмотрено. 2-П тоже.
Поэтому и спрашиваю - что за форма расчетов? ГК и 2-П предусматривает расчеты платежными поручениями, но "левый" юрик поручение банку дать не может.
А составление платежек банком предусмотрено только для переводов без открытия счета физиком.

У нас есть юрлица, которых мы инкассируем ДТ 20202 - КТ 40906, и выручку перечисляем на их счет в другом банке согласно заключенному с ними договору. В этом случае по 318-п все реквизиты будут писаться в накладной к сумке... но вот все-таки интересно, как и когда использовать объявку, в которой теперь должна присутствовать ПОДПИСЬ КЛИЕНТА, которую проверить будет нереально, если клиент не наш, потом еще и отправить в др.банк... без договора, п/п... как-то все непонятно.

- Платежным поручением перечисляете?

- Да, плательщик наш банк, счет плательщика 40906, в получателе ООО и его 40702 в другом банке, а в назначении пишем «инкасс. выручка по договору ...за .00,00,0000».

- У меня есть подобное, клиент рядом, банк в центре, нам приносит, мы перечисляем. Но - есть договор. С 40911.

- Значит, все-таки переводы без открытия счета. А как определяете полномочия лиц, сдающих выручку? Что является основанием для составления платежного поручения?

- Условия договора.

* * *

… Как легко убедиться, большинство вопросов и противоречий, обнаружившихся при появлении на свет Положения № 318-П, так никуда за три года и не делись. Будем надеяться, что рано или поздно все «ляпы» нормативного акта, регулирующего одно из важнейших направлений деятельности кредитных организаций, будут устранены.

А пока это светлое будущее не настало… что ж, у кассовых работников всегда есть возможность прийти со своими проблемами на наш Форум.



[1] На момент публикации этой статьи изменения не внесены.

[2] На момент публикации этой статьи изменения не внесены (но в этой части их никто и не обещал).

[3] На момент публикации этой статьи изменения не внесены.

[4] Ну, вы поняли.