Из гостиной доносилось:
- Ты опять валяешься, Леонид! Есть в тебе что-то от мимикродона.
- Валяться нужно, - с глубокой убежденностью отвечал Горбовский. - Это философски необходимо. Бессмысленные движения руками и ногами неуклонно увеличивают энтропию Вселенной. Я хотел бы сказать миру: "Люди! Больше лежите! Бойтесь тепловой смерти!"
- Удивляюсь, как ты еще не перешел на ползанье.
- Я думал об этом. Слишком велико трение. С энтропийной точки зрения выгоднее перемещаться в вертикальном положении.
А. и Б. Стругацкие. Возвращение (Полдень. ХХII век)

Увидев вчера в новостях словосочетание «упрощение порядка», я ему, конечно, не поверила. Когда это было, чтобы наши законодатели упрощали какие-нибудь порядки? Все всегда только усложняется. Особенно в части контролирующих процедур – будь то управление рисками, противодействие легализации преступных доходов, проверки кассовой дисциплины клиентов или пресловутый валютный контроль.

Но проверить стоило.

Законопроект № 556478-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля» преодолел тернистый путь от момента регистрации в Госдуме до передачи в Совет Федерации менее чем за полгода – в наше время это большой успех для закона, связанного с банковской деятельностью. При этом, в отличие от многих своих собратьев, он передвигался от одного чтения к другому практически бесшумно; во всяком случае, никаких обсуждений его в средствах массовой информации до ноября мне не встречалось.

Разработчиком законопроекта является Правительство Российской Федерации, выполняющее таким образом поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания 27 июля 2010 года Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации… уф… от 4 августа 2010 года № Пр-2279.

В целях оптимизации валютного контроля при осуществлении внешнеэкономических сделок с товарами законопроект, согласно пояснительной записке к нему, предусматривает:

- сокращение документооборота;

- исключение дублирования функций валютного контроля;

- уточнение компетенции таможенных органов как агентов валютного контроля;

- переход на оформление паспорта сделки в электронном виде;

- сокращение объема информации, необходимой для оформления паспорта сделки.

Законопроект обязывает резидентов представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках исполнения нерезидентами своих обязательств по договорам. Как полагают авторы документа, новое требование будет иметь благоприятные последствия, способствующие освобождению резидента от обязанности переоформлять паспорт сделки, если условия внешнеторгового контракта меняются в ходе его исполнения.

Впрочем, насчет возможных благоприятных последствий – это еще бабушка надвое сказала; а вот по поводу новых требований, которые коснутся и уполномоченные банки, и их клиентов, никаких сомнений нет: надо соблюдать. Да не как попало, а в установленном Банком России порядке представления резидентами указанной информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля.

Ждем, стало быть, такого порядка.

Разработчики документа позаботились о «наших людях», проживающих в иностранных государствах более года: признали их нерезидентами. Такая новация, по мысли законодателей, обеспечит возможность выплаты заработной платы и иных выплат юридическими лицами-резидентами указанным гражданам (тут я серьезно задумалась насчет переезда в Гоа – там, наверное, лучше всего бороться с мировой энтропией).

Закон определяет перечень информации, которая должна содержаться в паспорте сделки. Предусмотрена передача уполномоченными банками оформленных паспортов сделок органам и агентами валютного контроля в электронном виде. Порядок такой передачи также устанавливается Банком России. При этом срок передачи паспорта сделки не должен превышать три рабочих дня с даты его оформления.

Таможенные органы, в свою очередь, также в электронном виде передают информацию о декларациях на товары ЦБ и уполномоченным банкам в порядке … правильно, установленном Банком России.

Наконец, установлена «однократность» представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы. Стало быть, если другие органы или агенты тоже захотят получить такие документы, то они отправляются в сад к органу или агенту, непосредственно истребовавшему.

Указанное положение, впрочем, не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы (очень предусмотрительно).

Приятная неожиданность: для подтверждения фактов, интересующих органы и агентов валютного контроля, у резидентов и нерезидентов ими теперь могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. Если, конечно, иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Закон должен вступить в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования (пока, напомню, законопроект только передан в Совет Федерации). Таможенным же органам для организации обмена информацией в электронном виде дается время до 1 января 2013 года.

Как указывается в пояснительной записке, создаваемый законопроектом благоприятный режим для осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе для инновационных компаний, послужит ее развитию. Налаживание обмена информацией в форме электронных документов между уполномоченными банками и таможенными органами не только не создаст дополнительных рисков для эффективности валютного контроля, но и позволит сократить сроки выпуска товаров и снизить риски неопределенности по срокам поставки товаров для участников внешнеэкономической деятельности.

Более того, по мнению разработчиков документа, принятие закона будет способствовать снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности юридических лиц-резидентов.

Пока закон не вступил в силу, и особенно - пока Банк России не разработал перечисленные выше «порядки», трудно с уверенностью сказать, достигнута ли законодателями поставленная цель – упрощение процедуры валютного контроля. В любом случае, поначалу количество работы у банков и их клиентов только увеличится: ведь надо будет пересматривать внутренние процедуры (особенно в части электронного обмена информацией и обеспечения безопасности передачи данных), переучивать персонал (в частности, на предмет выявления нерезидентов, которые раньше были резидентами) и даже, возможно, перезаключать договоры (например, о выплате заработной платы редакторам информационных агентств, не менее года проживающим в Гоа).

Но рано или поздно переходный период закончится – и тогда, возможно, количество бессмысленных движений руками и ногами во Вселенной (точнее, в ее секторе, отвечающем за валютное регулирование и валютный контроль) если и не уменьшится, то хотя бы будет расти не так быстро.