Для банка кредитование среднего бизнеса – это здорово! Оно дает прекрасную возможность не зависеть от проблем нескольких крупнейших клиентов. Бизнес средних компаний более прозрачен для банка, чем малых. Сами компании более устойчивы к потрясениям на рынке, а работа с ними весьма привлекательна по требуемым затратам банковских сил и средств в сравнении с малым бизнесом и уж тем более – с физлицами. Поэтому кредиты среднему бизнесу составляют в портфелях банков до 40%-70%.

Малый бизнес тоже может при удачном менеджменте и сотрудничестве с банком вырасти в средний. Именно такие предприятия особенно желанны для банков, так как сотрудничают с банком-партнером долгие годы.

К сожалению, средним компаниям сейчас редко удается вырасти до крупных, особенно – в регионах. Поэтому и у средних компаний сотрудничество с банками складывается всерьез и надолго.

Отношения банка и среднего бизнеса могут скоропостижно прерваться чаще всего в одном случае – когда банк откажет такой компании в кредитовании на выгодных условиях. А потребность в кредитовании во время потрясений в экономике только возрастает – неприятные неожиданности случаются в это время чаще.

Но существуют ли у банков какие-либо предпочтения при кредитовании предприятий по отраслям?

Конечно, каждый банк ориентируется в первую очередь на свой сегмент клиентов. Но в общедоступной банковской отчетности выделить предпочтения банка в выдаче кредитов по отраслям непросто. Хотя бы потому, что по данным Центрального Банка к сфере «прочие» отнесено около трети кредитного портфеля юрлицам.

Можно заметить резкие изменения доли банковских кредитов в общем объеме обязательств юрлиц с начала 2009 года до конца 1 полугодия 2011. Эта доля выросла на 50% в транспорте и связи, а упала в 2,3 раза в добыче полезных ископаемых и на 46% в строительстве.

Интересную статистику по отраслям, которые сами банки считают приоритетными при выдаче кредитов среднему бизнесу, собрал недавно журнал «Эксперт». То, что речь идет только о среднем бизнесе, смущать не должно – границы этого понятия весьма размыты, и уверенно можно вести речь о бОльшей части банковского кредитного портфеля юрлицам.

Гораздо занятнее то, что ряд банков даже огласил непривлекательные для кредитования отрасли экономики, кредиты которым не выдаются вообще.

Например, в Пробизнесбанк не стоит обращаться производителям оружия и алкоголя. В Банке «Траст» - экологически опасным производствам, производителям оружия, финансово-кредитным предприятиям, страховым компаниям. В Промсвязьбанк – предприятиям игорного и шоу-бизнеса, посреднических услуг, производителям табачных и спиртных напитков, финансовых услуг, многоэтажного строительства. В ЛОКО-банк – предприятиям по добыче полезных ископаемых и ТЭКа, предприятиям федерального значения, финансовым, страховым и лизинговым компаниям, девелоперам, а также «осуществляющим любую низкорентабельную или требующую высокой капитализации деятельность.

Ряд банков не очень желанным клиентам кредиты выдаст, но по повышенным ставкам. Например, Банк «Открытие» - строителям, оптовой торговле и розничным сетям. Давно известно и о нежелании большинства банков кредитовать сельское хозяйство.

Список «нежелательных» отраслей для кредитования пару лет назад был понятен – большинство из них максимально пострадали от кризиса. Вспомним, что в разгар кризиса первый вице-премьер Игорь Шувалов даже просил банки не отказывать в кредитовании предприятиям автомобилестроения, ОПК, строительства и розничной торговли. Но, очевидно, и сейчас банкиры считают, что эти отрасли так и не встали твердо на ноги.

Нужно сказать, что большинство банков вообще отрицает наличие у них «черных списков» отраслей, кредитование которых нежелательно. Представители банков неохотно говорят о таких вещах, предпочитая общие и расплывчатые рассуждения.

И это правильно. Ведь обслуживание в банках – это не только кредитование. А специалисты из клиентских подразделений приглашают зачастую в банк всех подряд – без  различий по роду деятельности. Им нужно выполнить поставленный план – от открытия счетов до наличия остатков на них.

Отраслевые предпочтения банков также касаются их частных клиентов, желающих получить свои потребительские, ипотечные и автокредиты. Их тоже может поджидать неприятный сюрприз.

Все мы помним, как в разгар кризиса в «черные списки» по получению кредитов попали не только строительные и металлургические компании, но и сами строители с металлургами. А также банкиры – в банках тогда как раз шли масштабные сокращения сотрудников.

Я уверен, что нужно прекращать дискриминацию целых отраслей. Ведь даже в самых «проблемных» отраслях есть вполне успешные предприятия. Но для доказательства своей успешности конкретному банку им может потребоваться затратить немало времени и сил. Особенно, если речь идет не о головном банке, а о региональном отделении или филиале.

На мой взгляд, гораздо важнее, чем отрасль деятельности компании, личные качества ее владельцев и то, имеется ли спрос на ее продукцию или услуги, и умеют ли менеджеры компании эту продукцию реализовать.

Причем банки, «запретные» отрасли не назвавшие, скорее всего – лукавили. И в общем то – правильно делали. Ведь Россия большая, филиалов и отделений банков много, и отрасли, нежеланные в Москве, иногда оказываются единственно возможными клиентами в ряде регионов.

Зато потенциальным клиентам перед началом сотрудничества с банком тоже стоит навести подробные справки, в том числе и выяснив, не входит ли их компания в банковский отраслевой «черный список». Ибо редкое предприятие хочет сегодня получить от банка только расчетно-кассовое обслуживание, и без  перспективы кредитования становиться клиентом банка обычно нет смысла.