Рынок автолизинга на Северо-Западе достиг докризисных объемов, и, вероятно, его рост во втором полугодии несколько замедлится. Сверхбыстрая гонка лизингодателей за клиента закончилась.

Лизинговый ритейл одним из первых восстановился после кризисного падения, так как, с одной стороны, здесь ниже риски, с другой – средняя сумма сделки меньше, чем, например, в случае с оборудованием или недвижимостью, а значит, спрос стабильнее и емкость выше. По оценкам лизингодателей, в первом полугодии 2011-го рынок увеличился более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Драйверами выступили активные усилия лизингодателей по наращиванию нового бизнеса, а также восстановление продаж на автомобильном рынке в целом. По данным Ассоциации европейского бизнеса, объемы продаж по легковым и легким коммерческим автомобилям за первое полугодие 2011 года выросли на 56% по сравнению с тем же периодом 2010-го. «Если сравнивать объемы нового бизнеса в этом сегменте за шесть месяцев текущего года и прошлого, то финансирование легковых автомобилей увеличилось в два раза, а грузовых – в три», – рассказывает заместитель коммерческого директора ГК «Балтийский лизинг» Андрей Бугров.

Доминирование в структуре нового бизнеса грузового транспорта – продолжение прошлогоднего тренда, когда рост продаж грузовиков составил 8,4, а легковых машин – 7,1%. «В первом полугодии 2011 года ситуация повторилась. Так, у нас сумма новых сделок с грузовыми автомобилями на 35% превышает сумму сделок с легковым транспортом», – подтверждает генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин. Связано это с восстановлением отраслей – потребителей грузовой и спецтехники (грузоперевозок, строительного бизнеса), в результате лизингодатели перестали рассматривать данный сегмент как высокорисковый. «Сразу после кризиса грузовой транспорт относился к тем категориям предмета лизинга, с которыми лизингодатели предпочитали не работать. Затем финансирование стало очень выборочным, а теперь мы рассматриваем этот сегмент как один из основных, которые стоит развивать», – комментирует руководитель отдела продаж компании «Балтинвест» Ольга Мартынова.

Единственный фактор, сдерживающий рост рынка, – дефицит машин определенных марок: очереди на популярные модели расписаны на несколько месяцев вперед. Вероятно, производители рассчитывали на меньшие темпы прироста в первом полугодии, поэтому пока предложение за спросом не успевает, но участники рынка уверены, что это временно.

Некуда спешить

Спрос на авто в лизинг поставщики этой финансовой услуги оценивают как достаточный, но конкуренция здесь становится все жестче. Прежде всего потому, что легковые автомобили традиционно считаются лакомым куском для любой лизинговой компании и в данном сегменте работают почти все участники рынка. «Объясняется это пониженными рисками, которые несет в себе такого рода сделка. Отсюда и конкуренция. Главная тенденция в легковом лизинге сводится к упрощению процедур рассмотрения заявок, а каждая лизинговая компания оценивает свой порог рисков по сделкам», – отмечает Андрей Бугров.

Условия финансовой аренды автотранспорта почти вернулись к докризисным. Минимальный авансовый платеж составляет 15-20% стоимости приобретаемого автомобиля, сроки увеличились с трех до пяти лет. Возвращаются и скоринговые схемы, хотя пока не в прежнем объеме, так как ряд компаний, наученных своим или чужим горьким опытом, сохраняют консерватизм.

Вслед за падением банковских ставок и снижением уровня рисков в экономике уменьшилось и среднее удорожание по сделкам лизинга. «По сравнению с кризисным периодом стоимость услуги значительно снизилась. Некоторые лизингодатели предлагают даже более дешевые деньги, чем в 2007 году, – рассказывает директор Санкт-Петербургского филиала компании „ЦЕНТР-КАПИТАЛ“ Екатерина Воробьева. – Например, среднее удорожание по стандартной сделке – от 7 до 10%. Более низкая цена для клиента обычно обеспечивается скидкой автодилера или автопроизводителя для лизинговой компании».

В первом квартале этого года многие лизингодатели говорили о том, что рынок откатывается по условиям и цене на докризисный уровень преждевременно, при том что риски снижаются не столь быстрыми темпами. Данный тренд оказался следствием гонки за клиентами и вызывал ряд опасений у консервативных компаний, которые, с одной стороны, были вынуждены следовать за менее осторожными конкурентами, чтобы не потерять клиентов, а с другой – не были готовы жертвовать качеством портфеля.

Теперь ситуация стала более стабильной, утверждает Ольга Мартынова. По ее мнению, чрезмерная лояльность к клиентам, не соответствующая уровню рисков, стала характерной чертой посткризисного периода, когда большинству лизингодателей приходилось начинать бизнес едва ли не с чистого листа. «Нужно было почти с нуля нарабатывать клиентскую базу, выстраивать отношения с дилерами, адаптировать подходы к рискам. И некоторых игроков, образно говоря, бросало в крайности. Теперь, когда мы имеем опыт работы в новых условиях, уже можно делать определенные выводы, да и появилась уверенность, что спрос достаточен. И рынок наконец-то нашел баланс между лояльностью и осторожностью», – констатирует Мартынова.

Его величество дилер

Одним из ключевых условий для наращивания нового бизнеса в сегменте автотранспорта для лизингодателей по-прежнему остается продуктивное взаимодействие с автодилерами. Причем подход последних к выбору партнеров в этом году изменился.

В условиях кризиса, когда наблюдался повсеместный дефицит ликвидности, дилеры были заинтересованы в быстрой реализации транспорта за наличный расчет, тогда как процедура приобретения автомобиля в лизинг занимает чуть больше времени и требует согласования ряда условий. «Сейчас же ситуация заметно улучшилась и на фоне роста объемов производства сами автосалоны более заинтересованы в сотрудничестве с лизингодателями с целью привлечения корпоративных клиентов», – замечает Роман Маланин.

Но если сравнивать с докризисным периодом, то можно сделать вывод, что дилеры стали требовательнее к лизингодателям. Одна из причин – дефицит автомобилей. «Не все дилеры раскрывают двери перед лизинговыми компаниями, понимая, что машин нет, а значит, и дополнительные каналы привлечения не нужны. Но это временное явление. По мере развития рынка автотранспорта, выхода на него новых моделей и увеличения объемов производства ситуация изменится. В конечном итоге оздоровление рынка возможно только благодаря совместным действиям», – считает Андрей Бугров.

Играет роль и жесткая конкуренция между лизингодателями. Дилерам есть из чего выбирать, поэтому они предъявляют к потенциальным партнерам более высокие, чем ранее, требования. И это касается не только вознаграждения, но и других условий. «Стандартными схемами сотрудничества многих дилеров уже не привлечь, и лизингодателю теперь нужно предложить им такие преимущества, которыми не могут похвастаться конкуренты», – говорит Ольга Мартынова. А если учитывать, что речь идет не о производителях, а о продавцах, количество которых в том же Петербурге весьма велико, то от лизингодателя требуется гибкий подход не только к клиентам, но и к партнерам. Это дает небольшим лизинговым компаниям, имеющим больше возможностей оперативно реагировать на различные запросы дилеров, преимущества перед крупными структурами, которые работают при госбанках.

Помериться с гигантами

К слову, усиление влияния окологосударственных лизинговых компаний в розничном сегменте, в том числе в лизинге автомобилей, вызывало у коммерческих участников рынка некоторые опасения. Ведь, например, «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» имеют больший доступ к финансовым ресурсам и могут предложить лизингополучателям более привлекательные условия по цене. Однако пока серьезного изменения структуры рынка не произошло. «Независимых лизингодателей отличают налаженные партнерские связи с поставщиками автотранспорта, более высокая скорость согласования и подписания договора, наличие дополнительных услуг, гибкий подход к потребностям клиента, менее бюрократизированные бизнес-процессы», – убежден Роман Маланин.

Если первое полугодие 2011 года можно назвать периодом разгона на высоких скоростях, активного наращивания нового бизнеса, то в настоящее время рынок успокоился. «При благоприятных условиях новый бизнес лизинговых компаний продолжит расти, но уже не такими значительными темпами, как в 2010-м, – полагает Маланин. – До конца года при отсутствии каких-либо потрясений ожидается дальнейшее улучшение условий по лизинговым договорам и рост рынка лизинга автотранспорта в пределах 40%».

И, конечно, на рынок могут повлиять изменения налогового и лизингового законодательства, которые активно обсуждаются вот уже на протяжении года и вызывают резкий протест в лизинговом сообществе. В частности, это отмена ускоренной амортизации для всех групп имущества. Данная инициатива законодателей хотя и не воплощена в жизнь, но и категорично не забракована. А опыт показывает, что подобные решения неблагоприятно сказываются на рынке автолизинга: после отмены в 2009 году ускоренной амортизации для первой-третьей групп имущества он сократился практически на 25%.

Санкт-Петербург