В скором времени российское банковское сообщество ожидают существенные изменения сразу в нескольких направлениях деятельности.

В бухгалтерском учете с нового года кардинально меняется учет производных финансовых инструментов и срочных сделок. В налогообложении вводится трансфертное ценообразование. С 1 января 2012 года прекращается бумажный документооборот между кредитными организациями и налоговыми органами. Меняются некоторые формы отчетности, а также порядок формирования резервов на возможные потери (впрочем, турбулентности в двух последних областях – процесс непрерывный и уже привычный).

Немало вопросов возникает и в отношении некоторых законодательных и нормативных актов, уже вступивших в силу (законы о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, о защите персональных данных, о национальной платежной системе и многие другие).

Все это накладывается на осеннее оживление деловой активности, необходимость обеспечить увеличивающийся с 1 января минимальный размер капитала и неотвратимо приближающийся годовой отчет с его инвентаризацией, сверками остатков, событиями после отчетной даты и прочими маленькими радостями.

Один из способов уменьшить уровень нервного напряжения в конце года – заранее выяснить, что нас ожидает в связи с изменением законодательства и нормативных актов Банка России, и, по возможности, подготовиться к этим изменениям.

Что было

В августе Bankir.Ru предлагал более 90 учебных мероприятий от пяти организаторов обучения. Наиболее популярными направлениями стали противодействие легализации преступных доходов и бухгалтерский учет (по 13 семинаров), а также кредитная работа (11 мероприятий). По темам маркетинга было проведено 9 различных семинаров.

На долю Института банковского дела Ассоциации российский банков (ИБД АРБ) в августе пришлось более 60% мероприятий из представленных в разделе «Обучение». Международная московская финансово-банковская школа (ММФБШ) провела 29 мероприятий. ФЦ "Новый паритет" представил четыре различных семинара.

Что будет

В сентябре 2011 года раздел «Обучение» Bankir.Ru предлагает 109 различных мероприятия от девяти организаторов обучения.

В числе организаторов обучения представлены УМЦ «Профессионал», Центр подготовки налоговых консультантов (ЦПНК), Экономико-правовая школа ФБК, АНО «Учебный центр «Инвесткредит-Консалтинг», Банковский институт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Банковский институт НИУ ВШЭ), Бизнес-инжиниринговые технологии (БИТЕК).

Более 70 мероприятий, в том числе 28 – дистанционного характера ( дистанционное обучение) и онлайн-семинары, в сентябре проводит ИБД АРБ. ММФБШ предлагает около 20 различных семинаров, ФЦ «Новый паритет» - девять. По два мероприятия проводят УМЦ «Профессионал», Центр подготовки финансовых консультантов (ЦПНК) и Экономико-правовая школа ФБК.

Из направлений обучения в этом месяце лидируют кредитная работа (16 мероприятий, включая дистанционные), противодействие легализации преступных доходов и бухгалтерский учет: по 15 мероприятий. Специалистам по управлению рисками и банковским юристам предлагается по 9 различных семинаров, маркетологам и работникам служб внутреннего контроля – по 8.

5 сентября ФЦ «Новый паритет» проводит семинар для юристов и работников служб внутреннего контроля «Инсайд: актуальные вопросы применения требований Федерального закона № 224-ФЗ». В ходе семинара будут освещены актуальные положения нормативных документов, а также обязанности участников финансового рынка. Лектор – Александр Наумов, председатель комитета Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам.

Если на это мероприятие вы опоздали, есть возможность посетить 20 сентября семинар «О вопросах в сфере противодействия незаконному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Мероприятие также проводится в режиме онлайн. Организатор обучения – ИБД АРБ.

Для кредитных работников и специалистов по управлению рисками ММФБШ проводит 9 сентября семинар «Актуальные вопросы формирования резервов на возможные потери по ссудам». Лектор - начальник отдела обязательных нормативов Управления методологии финансовых рисков Департамента банковского регулирования и надзора Банка России. Слушателей ознакомят с требованиями регулятора по оценке кредитных рисков, по содержанию внутренних документов кредитной организации, по списанию нереальных для взыскания ссуд, по обеспечению, принимаемому в расчет резерва.

С 12 по 17 сентября «продвинутые» бухгалтерские работники смогут посетить 72-часовой семинар «Особенности ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях». Организатор обучения – ММФБШ. Лекторы: Владимир Двойнишников, преподаватель-консультант ММФБШ, практикующий специалист в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита, независимый эксперт-консультант; Евгений Чекмарев – начальник Управления консалтинговой компании, член Комитета АРБ по банковскому аудиту, заместитель главного редактора журнала «Бухгалтерский учет в кредитных организациях».

Для бухгалтеров и работников архивных служб 15 сентября ИБД АРБ проводит семинар «Применение Указания ЦБ РФ от 25.11.09 № 2346-У». В программе мероприятия – требования к организации хранения в электронном виде документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций; рекомендации по обеспечению информационной безопасности хранения таких документов. Семинар также проходит в режиме онлайн.

Для лиц, желающих стать профессиональными налоговыми консультантами, с 15 сентября стартует фундаментальный учебный курс «Налоговое консультирование в кредитных организациях» продолжительностью 380 учебных часов, организованный Центром подготовки налоговых консультантов (ЦПНК). Программа содержит значительный объем актуальной информации в области налогового и гражданского законодательства, бухгалтерского учета и налогообложения, анализа финансовой устойчивости кредитных организаций. Продолжительность обучения – 6 месяцев, занятия проходят три раза в неделю в вечернее время. Итоговый квалификационный экзамен проводится Палатой налоговых консультантов в письменной форме. Слушатели, успешно сдавшие экзамен, получают квалификационный аттестат и членский билет Палаты налоговых консультантов; сведения о них вносятся в Единый реестр консультантов по налогам и сборам.

15 – 16 сентября АНО «Учебный центр «Инвесткредит-Консалтинг» проводит семинар «Банковские операции и организация работы с драгоценными металлами и монетами». В ходе семинара используются презентации и видеоматериалы по организации работы с драгоценными металлами; слушатели приобретут практические навыки по определению подлинности слитков и монет. По окончании обучения выдается свидетельство, дающее право работы с драгоценными металлами.

С 16 сентября начинается очередной цикл двухнедельных семинаров ИБД АРБ, которые проводятся в форме дистанционного обучения. Слушателям предлагается четыре семинара по различным направлениям бухгалтерского учета ( «Базовые понятия бухгалтерского учета. Кассовые и расчетные операции»; «Учет активных и пассивных операций банков»; «Учет операций в иностранной валюте»; «Учет внутрибанковских операций»); дистанционный курс ПОД/ФТ для начинающих специалистов; а также новые программы: «Организация внутреннего контроля в коммерческом банке» и «Долги организаций: эффективные технологии внесудебного взыскания».

С 17 по 25 сентября Экономико-правовая школа ФБК проводит подготовку к экзамену CIA (Certified Internal Auditor) - Дипломированный внутренний аудитор, часть 2 «Проведение аудиторских заданий». Квалификация CIA учреждена IIA (The Institute of Internal Auditors) - международным Институтом внутренних аудиторов, ведущим американским общественным объединением внутренних аудиторов. Квалификация CIA присваивается кандидатам, успешно сдавшим экзамен и имеющим высшее образование и опыт работы в области аудита и внутреннего аудита. 
Экзамен CIA состоит из четырех частей, каждая из которых сдается отдельно в произвольной последовательности (поэтому те, кто пропустил подготовку и сдачу первой части, может приступить сразу ко второй).

Изменения в бухгалтерском учете коснулись не только кредитных, но и прочих организаций: в 2011 году поменялись несколько ПБУ, а также вступило в силу новое: ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». В помощь кредитным специалистам банков, занимающимся финансовым анализом организаций, 19 сентября ИБД АРБ проводит семинар «Отчетность предприятий-заемщиков по новым правилам в 2011 году для оценки деятельности, мониторинга и выдачи кредитов». Мероприятие также проходит в режиме онлайн.

Бухгалтерским работникам кредитных организаций, осуществляющих операции с производными финансовыми инструментами, рекомендуем посетить 19 – 20 сентября семинар «Изменения в бухгалтерском учете в банках с 1 января 2012 года». В программе – бухгалтерский учет производных финансовых инструментов и срочных сделок (Положение Банка России от 4 июля 2011 года № 372-П, Указание Банка России от 4 июля 2011 года № 2654-У); изменения с 1 января 2012 года в бухгалтерском учете внутрибанковских (хозяйственных) операций. Организатор обучения – УМЦ «Профессионал»; лектор – Владимир Двойнишников. Возможно участие в одном из двух дней семинара на выбор.

19 и 20 сентября в Москве пройдет семинар «Защита персональных данных в банковской системе». Курс ориентирован на широкий круг специалистов: руководителей служб безопасности (CSO), отделов информационной безопасности (CISO), советников по безопасности, экспертов по безопасности, обеспечивающих защиту персональных данных в своих организациях; на руководителей служб автоматизации (CIO) и специалистов по информационным технологиям, обеспечивающих функционирование инфраструктуры и приложений, обрабатывающих персональные данные; на юристов, сотрудников отделов кадров и представителей подразделений, работающих с персональными данными сотрудников (клиентов); на интеграторов и консультантов, выполняющих работы по информационной безопасности для своих заказчиков. Мероприятие также проходит в режиме онлайн. Организатор обучения – ИБД АРБ.

О трансфертном ценообразовании и других новациях налогового законодательства речь пойдет 22 сентября на семинаре «Налогообложение прибыли кредитных организаций», анонсированном ИБД АРБ. В программе – обзор закона о трансфертном ценообразовании, вступающего в силу с 1 января 2012 года; изменения по налогу на прибыль с 2011 года; изменения в законодательстве о рынке ценных бумаг; обзор судебно-арбитражной практики по теме семинара; последствия для налогового учета в связи с принятием новых правил бухгалтерского учета по деривативам и финансовым инструментам срочных сделок.

Кредитные работники 22 сентября смогут принять участие в семинаре-тренинге «Верификация данных потенциального заемщика. Предупреждение мошенничества в сфере розничного кредитования. Особенности визуального андеррайтинга». Организатор обучения – ММФБШ. Семинар проводят: А. Рожковская – руководитель направления экспертизы данных физических лиц (имеет практический опыт работы в крупных коммерческих банках в области розничного кредитования и обеспечения защиты кредитных розничных продуктов, специализируется по вопросам разработки мер по противодействию мошенничеству в сфере розничного кредитования, методик верификации данных и анализа документов, подтверждающих личность, трудоустройство и уровень дохода проверяемых лиц); Т. Лобанова – партнер ОФ ММФБШ, кандидат психологических наук (имеет многолетний опыт работы в банках на ведущих должностях, сертифицированный консультант по управлению (Certified Management Consultant (CMC) в соответствии с Амстердамским стандартом Международного Совета Институтов по управленческому консультированию (ICMCI)).

Для кассовых работников и специалистов учебных центров кредитных организаций ИБД АРБ проводит 23 – 24 сентября специальный обучающий курс по способам определения платежеспособности и подлинности денежных знаков Банка России и иностранных государств. Программа составлена с учетом методических рекомендаций Банка России 2011 года по проведению специальной подготовки и обучению кассовых работников кредитных организаций. По окончании курса слушателям выдается документ на право проведения внутреннего обучения кассовых работников в банке, принимаемый Банком России.

С 30 сентября по 1 октября проходит семинар-практикум для банковских руководителей, технологов и методологов «Совершенствование системы управления коммерческим банком на основе описания и оптимизации бизнес-процессов». Семинар раскрывает содержание процессных технологий управления и их практическое применение для совершенствования деятельности банков. Рассматриваются методы выделения, описания, анализа и оптимизации бизнес-процессов. Большое внимание уделяется технологиям постоянного совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов, а также применению данных технологий при калькуляции себестоимости, внедрении систем процессного управленческого учета, автоматизации и регламентации. Организатор обучения – Бизнес-инжиниринговые технологии (БИТЕК). Авторы и ведущие – Сергей Ковалев, Генеральный директор консалтинговой компании БИТЕК, ведущий консультант по стратегическому управлению, реструктуризации предприятий, внедрению систем сбалансированных показателей - BSC/KPI, процессного управления и управления проектами; Светлана Риб – заместитель директора управления банковских технологий центрального аппарата Сберегательного банка Российской Федерации, руководитель проектов и ведущий специалист по совершенствованию и реинжинирингу банковских бизнес-процессов, внедрению систем сбалансированных показателей - BSC/KPI и процессного управления в банках, управлению проектами разработки банковских продуктов, повышения качества обслуживания клиентов и внедрения ERP - и АБС-систем.

В последний день сентября также пройдет организованный ФЦ «Новый паритет» семинар для работников расчетных подразделений (юристов, бухгалтеров, автоматизаторов или других банковских сотрудников, в чьи обязанности входит обмен информацией о счетах клиентов с налоговыми органами). Мероприятие называется «Порядок применения банками Положений Банка России № 311-П и № 361-П». Речь пойдет об электронных форматах передачи банками в налоговые органы и органы контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или закрытии счетов, об изменении реквизитов счета. Лектор – Юлия Мягкова, начальник отдела департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

Что дальше

А теперь – несколько слов о мероприятиях, начинающихся в октябре 2011 года, о регистрации на которые стоит позаботиться заранее.

 С 1 октября начинает работу двухгодичная российско-голландская программа МВА «Финансы и банки» Банковского института Национального исследовательского института «Высшая школа экономики» ( Банковский институт НИУ ВШЭ). По окончании обучения выдается государственный диплом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» и сертификат INHolland University, подтверждающий соответствие программы МВА «Финансы и банки» Банковского института аналогичной программе, реализуемой в INHolland University. Форма обучения – вечерняя; занятия проводятся 4 раза в неделю.

Еще одна двухгодичная программа МВА стартует 1 октября: «Управление инвестициями». Организатор обучения – Банковский институт НИУ ВШЭ. Цель программы – получение новых знаний и навыков в области управления инвестициями, выбора проекта, анализа его инвестиционной привлекательности, эффективности, а также мониторинга проекта и управления рисками. Целевая аудитория –финансовые аналитики, менеджеры инвестиционных проектов, руководители компаний реального сектора и финансовых институтов, связанные с реализацией и развитием проектов.

По окончании обучения выдается государственный диплом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования».

Тот же организатор обучения предлагает с 1 октября программу подготовки к сдаче экзамена на сертификат CFA (Chartered Financial Analyst, Level I). Продолжительность курса – 8 месяцев, 200 аудиторных часов. Программа разработана на основе учебного плана программы CFA - CFA Candidate Body of Knowledge (CBOK) и рассчитана на молодых профессионалов в области инвестиций и финансовых рынков, желающих повысить свою квалификацию до уровня CFA. Занятия проводятся на русском языке (однако сдача экзаменов на сертификат CFA и обучение на программе предполагают высокий уровень владения английским языком). По окончании обучения выдается свидетельство государственного образца Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» о повышении квалификации.

И напоследок – «единственная в России программа, позволяющая получить знания и навыки в сфере планирования, расчета экономической эффективности, оптимизации налогообложения и реализации карточных программ банка» приглашает специалистов по работе с банковскими картами с 3 по 8 октября. Семинар «Современные технологии оптовых и розничных банковских услуг» организует МИРЭА, Международная высшая школа бизнеса инновационных и компьютерных технологий. Участники программы обучатся техническим и управленческим навыкам современной банковской деятельности в области карточного маркетинга, приобретут новые связи и контакты, необходимые для дальнейшей работы на этом рынке.

Если вы не нашли в данном обзоре интересующей вас темы или конкретного мероприятия, раздел «Обучение» агентства Bankir.Ru всегда к вашим услугам. Для постоянных участников семинаров и при заблаговременной регистрации предусмотрены значительные скидки. Мы также приглашаем к сотрудничеству организаторов обучения.