- Виталий Юрьевич, «Народному кредиту» на днях исполнилось 18 лет. С какими показателями банк встречает свое «совершеннолетие»? Что, на ваш взгляд, помогло вам благополучно развиваться все эти годы и не затеряться среди конкурентов?

- Да, за это время многие банки успели прийти на рынок и кануть в лету, но мы, к счастью, развиваемся, наш коллектив растет, территориальное присутствие ширится, за последние два года по рейтингам различных авторитетных бизнес-изданий и агентств мы поднялись на несколько десятков ступеней и постепенно приближаемся к первой сотне российских банков. Довольно успешным для нас оказался прошлый, 2010 год: наша чистая прибыль составила 81 млн. рублей, чистые активы увеличились на 3,6 млрд. рублей, превысив 17 млрд. рублей. До недавнего времени мы работали, в основном, с малым и средним бизнесом, однако в последнее время стали активно развивать розницу.

Изначально нашим приоритетом является особый, индивидуальный подход к клиенту: каждый, приходя в банк «Народный кредит», должен быть уверен, что его выслушают, подскажут, как решить его проблему, или дадут грамотный финансовый совет. И, как показало время, такой метод результативен: без громких пиар-акций и рекламы нам удалось наработать клиентскую базу, которая не подвела нас и в кризисный период.

- «Народному кредиту» удалось благополучно пережить общеизвестный кризис. Более того, в одном из интервью вы говорили, что этот сложный период явился для вашего банка толчком для развития. В чем это выразилось?

- Действительно, за время кризиса нам удалось, помимо увеличения капитала и чистых активов, расширить и географию своего присутствия. Были открыты филиалы банка в Сочи и Санкт-Петербурге. Открытие первого планировалось давно, но до кризиса выйти на рынок Сочи было довольно дорого и сложно: высокая концентрация банков привела к дефициту пригодных для размещения банка помещений и профессиональных кадров. Именно кризис дал нам возможность найти готовый банковский офис, собрать профессиональную команду и начать успешно развиваться. Сегодня филиал имеет уже 4 дополнительных офиса (один из них открывается в Новороссийске). За 2010 год филиал практически с «нуля» привлек 1 млрд. рублей вкладов физических лиц и первым из региональных подразделений банка начал заниматься розничным кредитованием.

Что касается Петербурга, то в самый разгар кризиса на нас вышла инициативная группа из северной столицы и предложила свои услуги по развитию бизнеса, и в итоге мы нисколько не жалеем о том, что быстро согласились открыть там филиал. На сегодняшний день активы филиала «Санкт-Петербургский» превысили 2,7 млрд. руб.

- Кто является сегодня основным клиентом вашего банка? Какие методы привлечения используются для того, чтобы он выбрал именно «Народный кредит»?

- На первый вопрос, наверное, нельзя ответить односложно. Мы не позиционируем себя только как розничный или корпоративный банк и никогда ни от какого клиента не отказывались. Обратиться к нам может любой желающий, кто рассчитывает получить качественные услуги: и физическое лицо, и юридическое, и индивидуальный предприниматель. И нам, безусловно, очень приятно, что со многими клиентами сотрудничество продолжается давно и успешно.

Что касается количественного соотношения, банк «Народный кредит» изначально делал акцент на работе с юридическими лицами, активно работать на рынке вкладов физических лиц мы начали только с 2007 года, поэтому на данный момент доля юридических лиц в структуре клиентской базы больше. Однако в рамках принятой нами стратегии развития мы все больше внимания начинаем уделять вкладчику – физическому лицу, наша депозитная политика стала более гибкой. В банке представлена довольно широкая линейка вкладов: есть пополняемые, отзывные без потери процентов, вклады с прилагающейся кредитной картой. Мы предлагаем клиентам ключевые общебанковские вклады, а также даем возможность филиалам к этому классическому набору добавить свои региональные продукты, которые в большей степени отражают потребности вкладчика на местах.

Помимо этого, мы регулярно вводим сезонные вклады, которые дополняются бонусными программами. Безусловно, определяющим фактором для потенциального вкладчика является величина процентной ставки, но популярность таких программ доказывает, что подобные знаки внимания являются приятным дополнением к сервису и воспринимаются клиентами позитивно.

- Одно из недавних основных событий в жизни банка – слияние с АКБ «Банк Хакасии». Почему было принято такое решение, какие перспективы ожидаются от этого союза?

- Решение о присоединении «Банка Хакасии» к банку «Народный кредит» принято акционерами обоих банков. АКБ «Банк Хакасии» – крупнейшее региональное финансово-кредитное учреждение Республики Хакасия по величине чистых активов и уже 12 лет занимает устойчивые позиции на территории своей республики и юга Красноярского края. Сеть его подразделений охватывает около 90% населенных пунктов, имеется филиал банка в Красноярске, в ближайшем будущем планируется открытие офиса в Новосибирске.

В результате объединения на базе двух самостоятельных финансово-кредитных организаций будет создан один крупный банк, обладающий разветвленной региональной сетью. Естественно, от сведения воедино бизнес-процессов обоих банков акционеры ожидают так называемый синергетический эффект, который даст дополнительные возможности для дальнейшего развития – в итоге в выигрыше должны оказаться и клиенты, и бизнес. Совместная деятельность приведет к увеличению размера чистых активов, росту возможности банка именно в сибирском регионе, расширению круга клиентов и предлагаемых им операций. У «Банка Хакасии» довольно сильная розничная программа, он работает в этом направлении давно и успешно. Опираясь на опыт хакасских коллег, наиболее эффективные их технологии мы постараемся внедрить и у нас – особенно это касается работы с физическими лицами. Сейчас в наших планах запуск масштабной программы по розничному кредитованию, и, надеемся, что в ближайшие годы это направление станет для «Народного кредита» одним из основных наряду с работой с корпоративными клиентами.

- Виталий Юрьевич, понятно, что за абстрактными словами «бизнес», «стратегия» и прочими, как правило, стоят конкретные люди и их мысли, решения. Какие личностные качества, по-вашему, необходимы в бизнесе для того, чтобы суметь справиться с непростой ситуацией и обернуть дело в свою пользу?

 - Мое мнение одно: всегда сохранять спокойствие и ясный разум. В сложных обстоятельствах как никогда важно умение себя контролировать. В кризисной ситуации самое главное – успокоиться, осознать, что жизнь продолжается, и после черной полосы обязательно последует белая. И понимать, что многое зависит именно от того, насколько взвешенное, правильное решение в тот момент будет принято. Важно также соответственно настроить коллектив, чтобы все мыслили и действовали четко и слаженно.

- В мае этого года банк стал лауреатом национальной премии «Финансовый Олимп» в номинации «Депозитный банк (потенциал и перспектива)». Для каких новых свершений это профессиональное признание стало стартом?

- Безусловно, было очень приятно стать лауреатом именно такой номинации, где речь идет о потенциале и перспективе, и хотелось бы оправдать оказанное доверие, чтобы у нас действительно оказался большой потенциал для того, чтобы в перспективе реализовать все, что мы сегодня наметили. Как бы банально ни звучало, нет роста активов без увеличения пассивной базы, а один из наших источников пассивов – это средства физических лиц, их депозиты, поэтому наше дальнейшее развитие связано, в том числе, и с ростом доверия населения к нашему банку.

Получение нами «Финансового Олимпа» за успехи в реализации депозитной политики, а также довольно гибкие условия по крупным вкладам, позволили значительно увеличить количество вкладчиков, особенно тех, кого можно отнести к категории VIP. Я надеюсь, что это не последняя наша премия, хотелось бы получить ее уже в более «тяжеловесных» номинациях. Уверен, что менеджмент и коллектив банка будут стремиться к тому, чтобы «Народный кредит» в дальнейшем покорял новые вершины и самое главное – чтобы наши клиенты были всегда довольны сотрудничеством с нами.