Количество платежей, которые проходят через «уличные» терминалы, сокращается. Этот факт подтверждает статистика Национальной ассоциации участников электронной торговли, подсчеты которой приводит "Коммерсант". За время существования рынка терминальных платежей отрицательной динамики еще не было. Выходит, граждане все больше переходят к более цивилизованным способам оплаты мобильного телефона, интернета и других жизненно важных услуг.

О каком-либо устойчивом тренде говорить рано – посмотрим на статистику по итогам года. Но я давно не понимаю людей, которые активно пользуются платежными терминалами, взимающими немалые комиссии.

На днях достаточно долго обсуждали рабочие вопросы с коллегой, которая находилась в командировке. По роумингу, естественно, разговор обходится недешево. В какой-то момент связь прервалась – я перезвонил и понял, что у коллеги просто-напросто исчерпался мобильный бюджет, телефон был «временно заблокирован». Разговор был продолжен буквально через минуту – я моментально перевел деньги на сотовый через интернет-банк. Бежать к терминалу и искать подходящую купюру никому не пришлось.

Оплата мобильного – наиболее распространенная транзакция, которая проводится через терминалы. При этом для совершения платежей за квартиру, электричество, городской телефон многие люди пока по старинке идут в госбанк. Терминал здесь – не самая лучшая альтернатива: самостоятельная оплата кипы квитанций занимает достаточно много времени, для проведения каждого платежа нужно вносить наличные, вводить данные и умудриться не наделать ошибок, когда тебе кто-то дышит в спину. Не лучше ли провести это время дома или в офисе – в более комфортной обстановке, у компьютера? В интернет-банке можно спокойно все проверить, причем стандартные платежи сохраняются как шаблоны.

Интернет не всегда под рукой? Допустим. Но срочных платежей в нашей жизни в общем-то немного. Чаще всего - это мобильный и тот же интернет, который провайдеры любят моментально отключать за неуплату. Кстати, в последнем случае интернет-банк как раз не спасет, поскольку зайти в него без наличия сети не удастся. Но и здесь есть варианты – например, попросить провайдера дать доступ, пообещав внести средства в ближайшее время (такие услуги предоставляются). Другой простой выход – дойти до ближайшего банкомата.

Кредитные организации за последние время значительно расширили функционал банкоматов. И уже сложно представить, чтобы это устройство выполняло только одну функцию – выдачу наличных. Как правило, через АТМ можно сделать все элементарные платежи. При этом вам не потребуется сдача, и вообще – наличные не нужны.

По сути дела, «уличный» терминал – это лишнее звено, поскольку люди вносят в него деньги, которые ранее были сняты в банкомате. Не проще ли сразу через банкомат перевести средства туда, куда вам нужно?

Думаю, что разобравшись с обновлением интернет-банков и установкой современных банкоматов, кредитные организации будут более активно развивать сервисы для мобильных телефонов и коммуникаторов. Приличных интернет-систем сегодня уже достаточно много и конкурировать здесь не так просто. Логично в этих условиях предлагать клиенту не только суперфункциональный интернет-банк, но и «вменяемый» мобильный банкинг. Также хорошая услуга - дистанционное обслуживание по телефону, когда платежи проводит специально обученный сотрудник колл-центра (для идентификации используются «устные» пароли). Пока в нашей стране такую услугу мало кто предлагает – возможно, не слишком это рентабельно. Но у отдельной категории граждан, которые не любят ковыряться в телефоне, она может быть вполне востребованной. И это в любом случае удобней и дешевле, чем «железный ящик».