Несколько дней назад на МКАДе возник затор. Водители выскакивали и собирали разбросанные по трассе тысячерублевые купюры. Позже оказалось, что это – закладки для книг…

…Недавно, после долгого перерыва, я зашел на сайт «Одноклассники» - бросить небольшую записку старому однокашнику, с которым возникло желание встретиться, но все было недосуг обменяться иными контактами, кроме этого сайта.

Открываю свою страницу, привычно ищу раздел «Друзья». Нету! Тру глаза, старость не радость - все равно нету. Зато есть: «Обсуждения», «Оповещения», «Оценки», «Гости», «Лента», «Музыка». Смотрю ниже: «Включить «невидимку», «Изменить настройки», «Пополнить счет» (?), «Прикрепить значок» (???). Есть «Праздники друзей» (зачем они мне – одному богу известно), «Фотографии друзей» (это такой раздел, где недалекие люди пытаются обрадовать других людей видами себя, любимого, на фоне египетских пирамид, эйфелевой башни, нового автомобиля, бутылки пива с шашлыками и т.п.). Все есть, а вот «Друзей» - нет.

Начинает бесить. Мне не нужны «оценки», я не школьник и не манекенщица. Когда мне нужна музыка – я «захожу» в музыкальный центр, а не на сайты одноклассников. Мне на хрен не нужны обсуждения чужих куцых мыслей. Совершенно не интересно смотреть виды чей-то, простите, хари на фоне пирамид. Им, пирамидам, уже все равно, а меня жалко. Значок я прикреплял последний раз на пионерской линейке в актовом зале любимой школы. Мне на сайте «Одноклассники» нужны (простите уж за такую претензию на оригинальность) именно одноклассники. И сокурсники. А все остальное, включая рекламу, я готов «съесть» в приложении к этому главному блюду. Но вот его-то как раз куда-то задвинули – очевидно, за ненадобностью.

Во всяком случае, я уже не могу по привычке кликнуть сюда, потом туда и получить искомое. Мне просто не дают возможности полагаться на привычку. Ввиду российской тяги что-то вечно менять.

…Когда это происходит в сфере развлечений – терпимо. Хуже, когда эту тягу включают на всю катушку в сфере денег. Когда несколько лет назад я дал одному медиа интервью под заголовком «Деньги нуждаются в традициях» – я был уверен, что констатирую прописную истину. Но только не в России…

Помню искреннее удивление одного моего американского родственника, который узнал, кому и как выдают золотой Америкэн Экспресс в банке «Русский стандарт». «Боже, у нас голд АЕ – это признак статуса, определенной суммы на счете! – восклицал он. – А у вас – вот так просто?»

Недавно встречаю рекламу, которая гласит: закажи кредитную карту Тинькоф платинум со своим дизайном. Возможно, я не прав, но, вроде бы, во всем мире есть давняя традиция: у платиновых карт, выпускаемых ЛЮБЫМ банком, нет дизайна. Есть серый блестящий фон и все.

Уверен, что этим дело не закончится. И наверняка маркетологи этих двух банков искренне уверены, что то, что они творят, - это классный «ход», «фишка» и т.п. «Традиция, говорите? А нам плевать! Мы пойдем своим путем! Ну и пусть какие-то традиции столетиями в финансовом мире формируются. Мы такие одни!»

Подмена понятий становится нормой жизни, достижением, а не провалом, предметом гордости, а не стыда.

Впрочем, что там какие-то частные банки с их «маркетингом». У нас государство возвело подмену понятий в ранг национальной идеологии. Назовем частный бизнес, кормящий несколько сотен семейств, «национальным достоянием» - прокатит. Необходимость аварийных работ в умирающей (просто по старости) промышленности обзовем модернизацией – «фишка». Банк, аккумулировавший все серые «схемы» столицы, окрестим «системообразующим» – красиво! Смутное время на мировом финансовом рынке? Обозначим это «изменением мировой финансовой инфраструктуры» - солидно!

Странно, что создатели всех этих, с позволения сказать, дефиниций, не понимают (или делают вид, что не понимают) главного: традиция – это не просто некая дань привычки, это еще и первооснова любого серьезного дела. Чтобы почва плодоносила – ее надо пахать каждый год. Чтобы яблоня давала плоды – ее надо поливать. Причем поливать водой, без всяких придумок. «А давайте сегодня водой польем, а завтра бензином – прикольно же!» - такой подход едва ли даст плоды.

Да к тому же подмена понятий едва ли хоть что-нибудь способна изменить по сути. «Надень парик с мильонами кудрей, встань на ходули, но в душе своей ты будешь лишь таким, каков на самом деле».

Впрочем, вряд ли они (неважно, рядовые маркетологи не слишком умного банка или большие министры) этого не понимают. Возможно, им просто не хочется, чтобы сразу же было очевидно, какие они НА САМОМ ДЕЛЕ…