В 30 российских регионах проходит эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда школьных учителей. С 1 апреля к нему присоединились и 125 московских школ. В ходе пилотного проекта жалование педагогам будут начислять по-новому. Если опыт будет признан удачным, его применят и в других школах столицы, а в перспективе — и в масштабах всей страны. Однако в межрегиональном учительском профсоюзе опасаются, что подобные нововведения приведут к развалу системы образования. Этому вопросу была посвящена пресс-конференция «Разгром московского образования: как это делается?», которая прошла в столице на минувшей неделе.

Одна из задач реформы, проводимой Министерством образования РФ, — выравнивание качества общего среднего образования. Сейчас наблюдается расслоение между элитными и обычными районными школами. Такая ситуация особенно характерна для Москвы. В престижные родители охотно отдают своих детей, туда идут работать педагоги. В школах из спальных кварталов зачастую не хватает финансирования, тогда как гимназии и лицеи получают деньги исключительно за свой статус. Очень часто такие учебные заведения, пройдя необходимое лицензирование и получив престижный статус, на этом успокаиваются. Они получают повышенное финансирование, но не делают ничего для улучшения качества образования.

Теперь же власти решили уйти от этой практики. Будет разработана и внедрена новая система оценки качества обучения. Деньги учебным заведениям будут перечисляться не за статус и не за штатное расписание, а исходя из качества образования и числа учащихся.

Согласно новым правилам финансирования, раз в квартал школы будут получать от государства дополнительные деньги на оплату труда педагогов и прочие нужды. Перечисление будет происходить только после того, как директор отчитается за предыдущий квартал. Эксперимент также предполагает внезапные проверки и постоянное тестирование учеников всех классов. Если отчет признают неудовлетворительным или проверки выявят какие-либо недочеты в работе, дополнительное финансирование отменят или сильно сократят. Таким образом, власти намерены стимулировать рублем повышение качества обучения.

Такая система должна пробудить в каждом директоре школы таланты оптимизатора. Денег будут давать в обрез, и как распределить их так, чтобы хватило всем, — это уже будет головная боль директора. Чтобы снизить расходы, школам придется «оптимизировать» кадры. По рассказам педагогов, в ряде учебных заведений уже начали сокращать психологов, библиотекарей, завучей. В итоге нагрузки станут интенсивнее, но денег больше не появится.

Важно, что схема учительских доходов полностью изменится. Власти предполагают, что это позволит повысить зарплаты до уровня средних по экономике для данного региона. На деле же получается, что платить педагогам будут меньше. Наиболее остро на себе это ощутят московские учителя. Раньше львиную долю их дохода составляли различные надбавки, введенные при Юрии Лужкове. В зависимости от уровня квалификации, наличия ученой степени, классного руководства, гимназического статуса, экспериментов в школе и кружков надбавка могла составить до 250% от базовой ставки. В прошлом году хорошие учителя в Москве получали 47-48 тыс. рублей в месяц. Примечательно, что с введением новой системы поднять зарплаты на этот уровень федеральные власти обещают только через два года.

Теперь все будет по-иному. Москва лишится лужковских привилегий, и зарплату учителям будут начислять по федеральному образцу. Законопроект о новой системе финансирования гарантирует, что базовая часть зарплаты должна быть не ниже базовой тарифной ставки. Базовый тариф сейчас составляет 8–12 тыс. рублей. При этом базовая часть должна составлять 60% от всей зарплаты. Несложно посчитать, сколько получится на выходе, если даже учителю удастся заработать оставшиеся 40%. Это та самая стимулирующая часть дохода, но с ее получением у педагогов могут возникнуть непреодолимые трудности. Деньги на остаток зарплаты сотрудникам школа как автономное учреждение (по закону о новом статусе бюджетных учреждений) должна заработать самостоятельно или сэкономить из полученных квартальных средств. Эти деньги будут тратиться на закупку оборудования и прочие текущие нужды. Что останется — пойдет учителям. Кроме того, за кружки и секции они не будут получать от государства практически ничего. Чтобы обеспечить педагогам зарплату на дореформенном уровне и тем самым удержать их в школе, администрация будет вынуждена собирать деньги с родителей. Дополнительные образовательные услуги обойдутся им минимум в 7–8 тыс. рублей в месяц за каждого ребенка.

Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова надеется на помощь региональных властей. «Есть тревожные звонки из нескольких регионов: тех денег, что уже заложены на капитальный ремонт и оснащение школ, не хватит, чтобы при замещении их субсидией государства повысить зарплату. Проблема есть. Но предусматривается, что региональные органы власти пересмотрят все статьи своего бюджета, сняв средства с других статей расходов», — заявила она в недавнем интервью «Российской газете».

Распределять деньги между учителями директор будет сам, на основании разработанного положения о количественных и качественных показателях. Педагогам будут выставлять баллы, но критерии оценки их работы нигде не прописаны. Поэтому учителя могут стать жертвой манипуляций. Директора тоже окажутся в незавидном положении: за неудовлетворительные результаты по итогам отчетов и проверок их могут немедленно уволить.

Еще одной проблемой является закрытие малокомплектных школ. В Москве таковыми считаются те, в которых обучается менее 500 учеников. Среди них есть и широко известные лицеи и гимназии. Объединив такую малокомплектную школу с большей по размерам, но отстающей по качеству образования, исправить последнюю невозможно, а вот испортить сильную — запросто. Если до сентября ситуация в отрасли принципиально не изменится, межрегиональный профсоюз учителей собирается осенью провести забастовку.