Подготовка к первичному размещению акций крупнейшего российского интернет-поисковика «Яндекс» на бирже NASDAQ, которое должно произойти в этом месяце, неожиданно приобрела политически скандальный характер.

Первая волна возбуждения в медиа прокатилась после тщательного прочтения проспекта эмиссии «Яндекса». В 30-страничном разделе, повествующем о рисках для бизнеса компании, упоминаются не совсем тривиальные вещи. «Мы не можем гарантировать, — пишут в проспекте эмиссии, — что политически мотивированные действия не окажут влияния на наши операции. Наш контент-агрегатор “Яндекс. Новости” использует алгоритм безотносительно к чей-либо позиции и точке зрения. Но результат работы “Яндекс. Новостей” может быть воспринят как отражающий политическую точку зрения или повестку дня, и мы можем подвергнуться политически мотивированным действиям». В переводе на нормальный русский язык «Яндекс» опасается цензуры вроде китайской. Второй вопрос касается недружественного поглощения со стороны сильных мира сего: «Богатые финансовые группы с обширными связями, так называемые олигархи, время от времени ищут привлекательные бизнесы для поглощения или получения доли в них, при этом пользуются своим политическим и экономическим влиянием, а также связями в правительстве. Мы можем быть объектом для подобных атак олигархов в будущем, и в зависимости от подключенного политического ресурса наша способность противостоять таким попыткам может быть ограничена». Стоит заметить, что предыдущее противостояние выиграл «Яндекс». В 2008 году 10% компании хотел купить приближенный к Кремлю бизнесмен Алишер Усманов, но сделка не состоялась. Правда, осенью 2009 года «Яндекс» гарантировал государству, что контроль над компанией не уйдет к иностранцам, и передал Сбербанку «золотую акцию», дающую право вето на продажу более 25% акций.

Надо сказать, что фондовые аналитики отреагировали на фразы в проспекте эмиссии совершенно спокойно. «Это обычная практика — учитывать в проспектах максимальное количество рисков, чтобы застраховаться от возможных негативных последствий, исков со стороны инвесторов, тем более если проспект готовится для США», — считает глава аналитического управления банка «Уралсиб» Константин Чернышев. Действительно, раздел «Риски» любой компании, которая отправляется на IPO, представляет собой маленький ужастик. Так, в проспекте эмиссии «Евросети» (размещение ее акций должно было состояться в прошлом месяце, но отменилось) упоминается и авария на Саяно-Шушенской ГЭС, и теракт в январе в московском аэропорту Домодедово, и российско-грузинская война августа 2008 года, и даже бунт рабочих на Пикалевском металлургическом комбинате в июне 2009 года.

«Это не риски, это среда, в которой мы живем», — замечает старший партнер группы «Минфин» Александр Волков. Но нам в России интересно, насколько страшные предупреждения от «Яндекса» воплотятся в жизнь. «Вероятность реализации всех этих рисков высока», — полагает Волков. От поглощения олигархами «Яндекс» кое-как застраховался, сделав сложную структуру акционерного капитала (акции трех классов с разным правом голоса), а в преддверии IPO он увеличил уставный капитал (часть акций будет размещена из допэмиссии). «“Яндекс” увеличивает УК и правильно делает, это отравленная пилюля для потенциальных поглотителей», — говорит Волков. А вот политические риски уже проявились, и не с той стороны, с которой «Яндекс» ожидал.

Через систему электронных платежей «Яндекс. Деньги» (дочернее предприятие «Яндекса») переводились, в частности, средства на проект «Роспил», организованный юристом Алексеем Навальным. За три месяца на борьбу с махинациями и откатами при госзакупках Навальный собрал добровольных взносов от 15 тыс. российских граждан на 6,7 млн рублей. Проектом заинтересовалась ФСБ и попросила у «Яндекса» координаты жертвователей. И где-то с начала апреля некоторым из них стали звонить странные молодые люди и выяснять, зачем они давали деньги на проект Навального. Они представлялись то корреспондентами несуществующих или существующих СМИ, то членами благотворительных организаций. В сети ходят истории о нескольких десятках таких звонков. В частности, корреспондент журнала «Деньги» Анастасия Каримова подтвердила «Эксперту», что сначала ей звонил неизвестный парень, представляясь сотрудником интернет-газеты «Соль», хотя в «Соли» никогда никому такого задания не давали, а затем псевдокорреспондентка несуществующего портала «Наше время». Каримова перевела 500 рублей на проект Навального. Некоторые издания и блогеры отмечали, что обзванивала пользователей комиссар движения «Наши» Юлия Дихтяр. В самой молодежной организации эти сведения отвергают.

Где именно произошла утечка личных данных, неизвестно. В «Яндекс. Деньгах» факт утечки отрицают. Представитель ФСБ заявил РИА «Новости», что ничего комментировать не будет. А вообще хотелось бы. Произошла беспрецедентная утечка персональных данных, содержащихся в одной из крупнейших отечественных электронных платежных систем. Разве это не угрожает безопасности граждан России?

Пока юристы «Яндекса» изучают возможность подачи заявления в правоохранительные органы с просьбой провести расследование, у сайта Навального — очередной всплеск жертвователей. А риски для «Яндекса» все растут и растут.

График
Здесь нет места русским олигархам