Понятие Cash Management все больше на слуху. Российские банки активно развивают это направление, ведь подобного рода услуги уже являются неотъемлемым требованием банковского обслуживания для любого крупного клиента. Однако российский рынок по-прежнему значительно отстает от иностранного в развитии этого направления бизнеса.

Откуда ноги растут

Продукты Cash Management и его технологии пришли с Запада, где распространены, по крайней мере, последние лет 20, и уже являются неотъемлемой частью банковского обслуживания корпоративных клиентов. Естественно, используя наработанные технологии, российские «дочки» иностранных банков первыми предложили подобные услуги на российском рынке.

К примеру, Ситибанк, будучи одним из первопроходцев, начал работу по направлению Cash Management в России еще в 1997 году. Для сравнения: пионер Cash Management среди российских банков – Альфа-банк – только в 2005. Так что в части развития технологий, широты продуктовой линейки и гибкости решений «дочки» иностранных банков сейчас находятся далеко впереди российских.

Традиционно к группе Cash Management относят расчетные продукты, позволяющие передать банку часть казначейских функций компании – по управлению ликвидностью, платежами и поступлениями средств и процентными ставками. Все банки, будь то иностранный или российский, видят услуги Cash Management как набор полезных для клиента опций, из которых можно «собрать» мозаику – решение, подходящее под потребности каждого конкретного клиента. Однако набор ее элементов, из которых состоит продуктовая линейка, для российских и зарубежных банков различается – как из-за того, что они находятся в разных точках относительно практического опыта и экспертизы по направлению, так из-за разного подхода.

Основу продуктовой линейки Cash Management российских банков на текущий момент составляют услуги по контролю денежных потоков холдинга (информирование о движении средств, контроль расходования средств подразделений компании (в том числе с возможностью автоматического и ручного акцепта, контроль исполнения бюджета) и материальный пулинг (Material Pooling). Понятие иностранных банков о Cash Management больше соответствует подходу, принятому в мире – в линейку Cash Management относятся все услуги по управлению денежными средствами (включая РКО), а не только услуги для казначейств крупных многофилиальных компаний. Так, иностранные банки относят к продуктам Cash Management такие услуги, как инкассация, эквайринг и др. Здесь вопрос больше в позиционировании – российские банки точно так же могут оказывать многие услуги, но в рамках других продуктовых групп.

Второй вопрос состоит в том, что мы неизбежно отстали от иностранных банков. Стандартные продукты Cash Management, которые многие российские банки сейчас внедряют или только планируют это сделать, зарубежные банки в мире предоставляют давно. К таким продуктам относятся, например, виртуальный пулинг (Notional Pooling) и зонтичный овердрафт (Umbrella Facility). Наиболее «опытные» российские банки, которых при этом единицы, проводят развитие имеющихся продуктов Cash Management в направлении комплексности продуктового ряда и возможности его настройки под конкретных клиентов.

Развитие продуктов в иностранных банках ушло гораздо дальше и движется в направлении разработки инновационных решений, которые на базе стандартных продуктов смогут предоставить дополнительный сервис клиентам. Сопутствующее направление – внедрение расчетных продуктов, распространенных на Западе, но сейчас ограниченных российским законодательством: например, трансграничные продукты, электронное безакцептное списание как средство расчетов между компаниями (direct debit), предоплаченные карты. Также иностранные банки развивают объединенные расчетные центры (Shared service centres), которые распространены на европейском и других рынках и позволяют управлять расчетами сразу в нескольких регионах (в России такие центры существуют пока в небольшом количестве). «Вместе с локально-разработанными продуктами мы используем наши глобальные решения, которые успешно используются клиентами по всему миру. – Объясняет Елена Солдатова, заместитель директора управления Cash Management Ситибанка. – Инновации – одно из наших приоритетных направлений (электронные и мобильные технологии, карты и т.д.), которые дадут более широкие возможности клиентам».

Начало пути

Рынок Сash Management в России фактически только формируется. Сейчас есть ряд крупных российских банков, которые декларируют наличие данных продуктов, однако на практике это пока (в большинстве случаев) ограничивается оказанием услугами по контролю денежных потоков (в основном, РЦК компании BSS) и Cash Pooling, представляющего собой безакцептное списание остатков, которое уже много лет может делать любой банк. Комплексные готовые решения по Сash Management, которые можно подстраивать, модифицировать к требованиям клиента, пока могут предлагать единицы. Проводя аналогию с развитием производства, можно сказать, большинство российских банков находятся в состоянии продажи того, что производят, а не производства того, что продается.

Пока не сложился не только рынок, но и общее понимание Сash Management. «Говоря о терминологии – нет единого стандарта, дающего определение того или иного продукта, более того даже продукты с одинаковым названием сильно отличаются от банка к банку как методологически, так и инфраструктурно», – поясняет Владимир Савостьянов, начальник управления развития расчетного бизнеса Альфа-банка. Аналитики об объемах, динамике и тенденциях рынка как такового тоже нет и формировать ее пока не на чем.

Есть представления, терминология, отдельные наработки различных банков и их взгляд на ближайшую перспективу. А перспективы есть – продукты и в целом направление активно развивается и имеет большой потенциал. Лишним доказательством является и то, что государственные банки активно двигаются в этом направлении, что раньше было им не свойственно. Но разительных изменений в ближайшее время эксперты не ждут – рост будет поступательным. «Через 3-5 лет после возникновения филиальной структуры у предприятия появляется осознание того, что услуга Сash Management необходима» – объясняет Александр Клименко, руководитель службы развития и сопровождения РЦК Связь-банка.

Cash Management и внутреннее казначейство

Первоначально услугами Cash Management в России пользовались только иностранные компании. Заинтересованность российского бизнеса банки завоевывали постепенно, но уверенно. Так, если на рубеже 1990-2000-х годов услуги группы Cash Management вовсе не были востребованы российским компаниями (при этом ни один российский банк на тот момент такие услуги оказать не мог), то к 2006 году доля российских клиентов уже составила около 50%.

На сегодня можно говорить о том, что наличие услуг Cash Management является требованием со стороны крупных клиентов к банку. Территориально распределенные российские компании все чаще передают банкам часть своих казначейский функций. Этому есть ряд объяснений. Среди основных причин – продолжающаяся консолидация, укрупнение бизнеса в России и формирование холдинговых компаний, повышение требований к прозрачности бизнеса.

Отсюда рост масштаба расчетных операций и, соответственно, необходимости оптимизировать денежные потоки и процентные доходы и расходы. Децентрализация казначейских функций по региональным подразделениям не позволяет видеть консолидированную картину бизнеса в оперативном режиме и эффективно управлять денежными потоками компании. При этом сейчас «все больше компаний, даже скорее, все больше руководителей компаний и, возможно, акционеров, понимают, что есть время разбрасывать камни, когда скупаются предприятия, а есть время собирать камни, то есть оценивать финансовую отдачу от своих вложений. Самое главное – это прозрачность бизнеса. Проводя правильный кэш-менеджмент, финансовая служба получает полный отчет о деятельности предприятия», – поясняет Александр Клименко.

Банки по сравнению с финансистами клиента имеют намного более обширный опыт построения схем по управлению денежными потоками за счет знания, приобретенного в ходе реализованных проектов по Cash Management. «Когда приходит новая компания, она спрашивает, как это устроено в других компаниях, – делится опытом Клименко. – К сожалению, финансовая грамотность даже руководителей не всегда бывает на должном уровне. Зачастую хочется всего, но чего именно, непонятно».

Банки, конечно, стремятся помогать своим клиентам, разрабатывая специфические решения, которые помогут компаниям повысить эффективность, оперативность и прозрачность управления финансами и снизить риски. Тем более, поддержание внутреннего казначейства означает для крупной компании высокие затраты и ресурсоемкие процессы, тогда как стоимость передачи их банку с помощью Cash Management несравнимо меньше.

Степень аутсорсинга

Понятно, что решение задач по управлению денежными потоками для крупной компании с разветвленной сетью дочерних структур вообще без использования банковских услуг невозможно. Пока никто не отменял требование открывать счет в банке и вести через него деятельность, наоборот, все компании к этому стремятся. Вопрос в том, в какой степени казначейские функции компании должны быть отданы на аутсорсинг в банки, а в какой реализованы силами и средствами самой компании. Потому что полного аутсорсинга на практике пока нет и будет ли когда-либо вообще, специалисты банков оценить затрудняются.

«Здесь каких-то тенденций в сторону увеличения аутсорсинга я не наблюдаю, – рассказывает Алексей Крохин, начальник отдела продуктов по управлению ликвидностью Райффайзенбанка. – Возможно, со временем что-то поменяется. Но пока в этом плане сильного развития нет, в особенности у российских компаний, которые привыкли все контролировать и делать сами».

С ним соглашается Елена Солдатова: «Тяжело говорить о полном аутсорсинге Cash Management. Это может быть какая-то часть функций». Баланс между аутсорсингом и инсорсингом по услугам Cash Management для каждой компании решается индивидуально и зависит от суммы факторов. По мнению Андрея Королева, заместителя начальника департамента разработки и поддержки расчетных продуктов Газпромбанка, к ним относятся уровень технологического и технического развития корпорации, характеристики системы корпоративного управления, количество входящих в корпорацию предприятий, уровень финансового менеджмента в бизнес-единицах, чистота и глубина постановки конкретных задач управления денежными средствами, желание крупной корпорации обслуживаться более чем в одном банке и «полнота» предлагаемых банком решений.

«Основной фактор для перехода на полный аутсорсинг – это фактор доверия, а для завоевания этого доверия необходимо время и история взаимовыгодного сотрудничества, которая позволит в полной мере оценить все преимущества продуктов, которые может обеспечить банк», – поясняет Светлана Алентьева, директор отдела продуктов РЦК, управления развития банковских продуктов ВТБ. Это со стороны спроса. А со стороны предложения больший аутсорсинг, по мнению Дмитрия Федотова, директора департамента развития корпоративного бизнеса банка «Петрокоммерц», возможен только тогда, когда у российских банков будет большой опыт по внедрению проектов.

Фокус конкуренции

Российские крупные компании уже достигли того уровня, когда выставляют высокие требования к банкам и их предложению, в том числе по Cash Management. Выбирая один банк, клиенты ожидают, что смогут удовлетворить максимум своих потребностей. Также компании хорошо знакомы с рынком, схемами работы и сервисом банков за рубежом и требуют от банков готовых решений.

«Отчасти это обусловлено и тем, что в России активно представлены на рынке западные банки, а многие крупные компании обслуживаются именно в зарубежных банках», – поясняет Алексей Крохин. Для банков это означает, что Cash Management является одним из эффективных элементов конкурентной борьбы за крупного интересного клиента. Причем сами банки этого не скрывают. Многие из них позиционируют продукты Cash Management как подспорье в построении длительных партнерских отношений с клиентом, считает Владимир Савостьянов. «В этом случае цена символична или отсутствует», – комментирует эксперт.

Банки прекрасно понимают, что, предлагая более дешевый тариф, они получают дополнительный доход по другим направлениям от комплексного сотрудничества с клиентом. «Самое простое – доход от остатков, т.к. от крупных клиентов банки получают доход либо от краткосрочного финансирования (высокая оборачиваемость), либо от размещения денежных средств на остатках», – комментирует Алексей Крохин.

Поэтому качественная и недорогая услуга Сash Management – конкурентное преимущество банка для крупных клиентов и перспективна сама по себе. И все банки хотят, а многие и демонстрируют свое намерение это направление развивать. Стоит оговориться, что доступна такая возможность только тем из них, кто обладает соответствующими ресурсами, потому что для банка выведение на рынок услуг Сash Management означает существенные вложения в разработку и внедрение специализированного ПО, необходимость объединения АБС по всем филиалам и создания развитой платежной системы, позволяющей осуществлять необходимые операции, в том числе за пределами операционного дня. Не говоря уже о надежной системе безопасности данных и эффективной команде по Сash Management, которая будет реализовывать проекты и развивать это направление в банке. Поэтому желание предлагать продукты Сash Management может совпадать с возможностями только у крупных банков.

Драйверы и барьеры

Спрос является существенным драйвером роста рынка Сash Management – заинтересованность и потребность компаний подстегивает стремление банков к развитию направления. Степень заинтересованности клиентов, в свою очередь, зависит от ряда факторов. В первую очередь это скорость стабилизации экономической ситуации после кризиса и увеличения в связи с этим объемов выручки и расчетов компаний, актуализация задач управления ликвидностью как с точки зрения качества такого управления, так и с точки зрения оптимизации доходов и расходов от обслуживания денежных потоков.

По мнению Юрия Антипова, начальника управления продуктов корпоративной ликвидности Юникредитбанка, в ближайшее время стоит ожидать реального роста объема расчетов на 5-6% в год. Это связано с общим развитием экономики, которая все еще является сырьевой и, соответственно, с ценами на энергоносители. «Улучшается инвестиционный климат для иностранных компаний, которые начинают возвращаться на российский рынок. Соответственно можно ожидать увеличения объемов валютной составляющей направления Сash Management», – комментирует эксперт. Специалисты наблюдают тенденцию развития расчетного бизнеса в регионах и рост интереса к продуктам компаний среднего бизнеса, что также является положительным моментом.

Развитые ИТ-системы банков являются необходимым условием предоставления продуктов Сash Management. Без развитой внутренней ИТ-системы (АБС и платежной системы) банк не может оперативно проводить платежи, а клиенты – осуществлять их мониторинг. Без отработанных специализированных программных продуктов невозможно предоставление отдельных услуг Сash Management. На текущий момент далеко не все банки объединили свои АБС и вложились в программные продукты. Продвижение по этим направлениям будет способствовать развитию рынка.

Еще одним драйвером может стать стандартизация и интеграция технологических решений банков (в том числе из-за желания крупных клиентов обслуживаться более чем в одном банке), о которой пока даже не говорят.

Так как Сash Management крепко увязан с электронными платежами, – в этом и суть услуги, – то существенное влияние на его развитие оказывают действия регуляторов. Развитие ряда продуктов, распространенных на Западе, ограничивается российским законодательством. Так, отсутствует законодательная база по мобильным платежам, мультивалютному пулингу, трансграничным продуктам и др.

Но тенденция, в целом, положительная. Сейчас широко обсуждается закон о национальной платежной системе, который содержит в себе раздел электронных мобильных платежей. ЦБ тоже работает над повышением эффективности платежных систем. Недавно была внедрена система БЭСП, планируется внедрение электронного безакцепного списания именно как платежного инструмента для расчетов между компаниями, как это используется на Западе. Также ЦБ пересматривается подход к предоплаченным картам. Кроме того, меняется модель работы ЦБ в целом.

«Если раньше он просто регулировал, то сейчас привлекает банки в рабочие группы, набирается опыта от крупнейших игроков на рынке, становится более открытым, прислушивается, привносит что-то новое, отработанное на Западе, в текущее законодательство. Компании, пришедшие с Запада, также влияют на то, как Сash Management развивается, привнося опыт и озвучивая свои ожидания», – рассказывает Елена Солдатова.

Важным драйвером является повышение профессионализма специалистов банков по направлению. Эксперты говорят, что специалистов, глубоко занимающихся Сash Management, не хватает. Взращивание таких людей и накопление их опыта будет происходить лишь постепенно и, в том числе, будет зависеть от скорости вовлечения новых банков в рынок, которое, в свою очередь, зависит от интенсивности спроса на продукты Сash Management и возможности создания ИТ-систем в банках.