По данным ЦБ РФ, число банкоматов на территории России на 1 октября 2010 года составило 148,9 тыс. штук. По сравнению с тем же периодом 2009 года количество устройств увеличилось на 68%. Тенденция роста числа АТМ наблюдалась и в 2009 году, но темпы роста были значительно скромнее — около 18% за год.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что 2010 год стал посткризисным; поведение банков в плане развития банкоматных сетей можно охарактеризовать как наверстывание упущенного. Банки весьма активно наращивали парк банкоматов, надеясь получить максимальную прибыль в розничном секторе.

Начальник управления процессинга и системно-технической поддержки СБ Банка Станислав Свентковский рассказал, что в 2010 году банком установлено в шесть раз больше ATM, чем в 2009 году. «Уже с начала прошлого года мы ощутили изменение ситуации. А предпосылкой для установки первого банкомата в посткризисный период было открытие нового допофиса в Москве», — говорит он.

Егор Шкерин, директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка также сообщил, что за последний год число банкоматов банка увеличилось на 20%.

Общий рост числа банкоматов в Москве и Московской области происходил более быстрыми темпами, чем аналогичный рост по России без учета московского региона. Количество банкоматов по Москве и области по сравнению с 2009 годом увеличилось на 88% и составило 33,8 тыс. штук, а по России без учета московского региона число банкоматов выросло на 62% до 115 тыс. устройств.

Впрочем, многие кредитные учреждения не стали делать ставку на экстенсивный рост, а сосредоточились на повышении эффективности действующей сети устройств.

Банкоматы под зарплаты

Количество операций, совершаемых с использованием платежных карт, также выросло, но не так сильно, как число банкоматов. По данным Центробанка, объем операций в денежном выражении, совершенных держателями банковских карт за третий квартал 2010 года составил 3,3 трлн рублей; количество транзакций: 783,3 млн по картам физических лиц, 3,1 млн по картам юридических лиц. По сравнению с тем же периодом 2009 года объем операций в денежном выражении увеличился на 29%, в количественном — на 27% (можно сделать вывод о небольшом росте средней суммы одной операции).

Из общего числа операций с использованием платежных карт около 70% приходится на операции по получению наличных денег. При этом во многих банках констатируют, что в их конкретном случае доля «обналички» значительно выше.

Директор департамента организации розничных продаж Бинбанка Антон Рудь сетует: «Операции по снятию наличных по-прежнему занимают до 90% от общего объема транзакций. Это связано с пока еще слабой инфраструктурой по приему «пластика» в торгово-сервисной сети, а также особым менталитетом россиян, предпочитающих наличный оборот денег безналичному. Но стоит отметить, что с распространением различных дополнительных сервисов, которые настраиваются в банкоматах, число операций по оплате, в том числе и коммунальных платежей, также увеличивается».

Станислав Свентковский также уверен, что причина кроется в психологии российского населения. «Многие люди по привычке ходят оплачивать коммунальные платежи в Сбербанк или на почту, стоя в очередях и платя комиссионные, хотя то же самое можно сделать из дома через интернет-банкинг, к тому же без дополнительной комиссии. Часто карты получают в рамках зарплатных проектов и снимают всю сумму в день получки, потому что не привыкли платить через банкомат за квартиру, телефон, Интернет и т.д. Далеко не во всех магазинах можно быстро расплатиться по карте, поэтому снятие наличных и продолжает оставаться столь популярной операцией. Но со временем ситуация будет меняться», — надеется он.

В то же время Игорь Федотов, вице-президент, заместитель руководителя блока маркетинга и розничных продаж Московского банка реконструкции и развития, считает, что существенный перевес в сторону операций по снятию наличных связан прежде всего с недостаточным развитием эквайринга в России. Пока еще далеко не все торговые точки готовы принимать к оплате пластиковые карты. Еще один стоп-фактор — недостаток знаний населения. Многие держатели банковских карт не умеют и не готовы полноценно пользоваться всеми предоставляемыми им возможностями, отмечает он.

Кстати, число электронных терминалов на 1 октября 2010 года в России составило 507,8 тыс. штук. С начала 2011 года их количество выросло на 13,5%. На ту же дату 2009 года увеличение составило 21%. Более низкие темпы роста по сравнению с увеличением числа банкоматов можно объяснить эффектом большей базы — количество терминалов в стране в разы превышает число АТМ.

Выбирая регионы

Если взять региональный аспект расположения сетей АТМ, то карта банкоматного покрытия России выглядит весьма неравномерно. Наибольшее количество банкоматов, электронных терминалов и импринтеров расположено в Центральном, Северо-западном и Южном федеральных округах. Наименьшее количество устройств, предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт, приходится на Республику Ингушетия, Чукотский автономный округ, Магаданскую область, Республику Тыва, Чеченскую республику.

«БО» подсчитал на основании данных ЦБ РФ и сведений Росстата, что в Москве и Московской области около 2000 банкоматов приходится на миллион жителей. В Санкт–Петербурге, Краснодарском крае, Республике Татарстан, Свердловской, Тюменской, Нижегородской, Ростовской областях — от 1000 до 1700 банкоматов на миллион жителей. В Республике Ингушетия, Чеченской республике, Магаданской области и в Чукотском АО отмечен дефицит банкоматов — менее 100 банкоматов на миллион жителей.

При выборе регионов для размещения банкоматов банкиры прежде всего учитывают востребованность банкоматов у клиентов банка и присутствие банка в конкретном регионе. Чем больше клиентов, использующих платежные карты в данном регионе, тем шире там банкоматная сеть.

Количественный прирост

По данным РБК, на 1 июля 2010 года по числу банкоматов в России лидирует Сбербанк, наиболее разветвленной сетью банкоматов в нашей стране также обладают следующие коммерческие банки: ВТБ24, «Русский стандарт», «Уралсиб», Мастер-Банк, Россельхозбанк, ТрансКредитБанк, Росбанк, Москомприватбанк, Райффайзенбанк и Балтийский банк.

По количеству банкоматов в Москве без учета Сбербанка лидирует Мастер-Банк. Далее следуют Банк Москвы, Райффайзенбанк, ВТБ24, Москомприватбанк, Росбанк, ЮниКредит Банк, Юниаструм Банк, Московский индустриальный банк и «Петрокоммерц».

При этом рост количества банкоматов по сравнению с 2009 годом наблюдается у большинства участников рынка. Те же банки, которые в значительной степени не увеличивали банкоматную сеть, пытались повысить эффективность действующей сети, расширяя перечень операций, совершаемых с помощью АТМ.

Карты для безработных
В феврале 2011 года «Левада-центром» был проведен опрос, в репрезентативную выборку вошли 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов России. Согласно этому опросу, 47% опрошенных имеют банковские карты, 13% не имеют, но планируют завести в ближайшее время, 40% опрошенных не имеют банковских карт и не хотят их заводить. При этом число имеющих банковские карты ежегодно увеличивается, а число тех, кто не имеет банковские карты и не хочет их заводить, ежегодно уменьшается. Если в октябре 2008 года число обладателей банковских карт составляло 36%, то число нежелающих их заводить — 50%. За десять лет число россиян, владеющих банковским картами, увеличилось с 5 до 47%. Количество граждан, которые не хотели их заводить, сократилось с 88 до 40%. Такая тенденция свидетельствует о том, что медленно, но верно банковские карты внедряются в повседневную жизнь россиян. При этом больше всего банковских карт у руководителей и управленцев (75%), специалистов (74%), служащих (64%). Около 60% россиян в возрасте 25–40 лет имеют банковские карты, в возрасте 40–55 лет — 56%. Среди людей с высшим образованием 67% владеют пластиковыми картами, 71% людей с высоким потребительски статусом — обладатели банковских карт. Среди жителей Москвы 67% имеют пластиковые карты, среди других городов с население 100–500 тыс. человек — 55%. Чаще всех собираются завести банковскую карту безработные (23%), служащие (21%), учащиеся и студенты (19%) и в целом мужчины (16%), россияне моложе 25 лет (15%), люди с низкими доходами (18%) и проживающие в провинциальных городах с населением более 500 тысяч человек (17%).

Проанализировав данные РБК, можно сделать вывод, что количество банкоматов с функцией приема наличных денег сash-in у большинства банков не растет, а у отдельных из них сокращается ежегодно. Нашлись и такие банки, и их немало, в парке которых вообще нет банкоматов с функцией приема наличных денег. На смену АТМ с функцией сash-in приходят электронные платежные терминалы, через которые быстрее и удобнее можно пополнить карточный счет, не говоря о дополнительных возможностях оплаты коммунальных платежей и прочих.

Мнения банкиров на этот счет разошлись. Одни считают, что количество банкоматов с функцией приема наличных денег сокращается, другие — напротив, что увеличивается.

Антон Рудь (Бинбанк) согласился, что тенденция сокращения числа банкоматов сash-in есть. По его мнению, рынок терминальных устройств и альтернативных платежных систем, например Qiwi, существенным образом перекроился, и многие банки предпочитают использовать связку «банкомат-терминал» с поддержкой карт и выходом в Интернет.

Станислав Свентковский (СБ Банк) считает, что сокращение количества банкоматов с функцией сash-in обусловлено их серьезными недостатками. Он перечислил основные из них: высокая цена покупки и обслуживания по сравнению с обычными банкоматами, необходимость соответствия мест их установки определенным климатическим характеристикам, меньшая стойкость к вандализму и их частый выход из строя.

Представитель МИнБ Алексей Матрешин, напротив, уверен, что терминалы не могут заменить банкоматы с функцией сash-in, а наоборот расширяют спектр услуг банка и повышают уровень обслуживания при установке рядом с обычными банкоматами.

Его точку зрения поддержал Александр Вишняков, директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания ЮниКредит Банка. «Доля cash-in составляет примерно 30% от общего числа банкоматов нашего банка. Что касается терминалов с функцией cash-in, то они не могут заменить полноценный банкомат, но могут быть хорошим дополнением к существующей банкоматной сети», — говорит он.

Игорь Федотов (МБРР) рассказал, что в период кризиса операции по пополнению счетов и погашению кредитов стали менее востребованы, а сейчас идет период активизации бизнес-процессов, который сопровождается все большим развитием возможностей самообслуживания. «Учитывая это, сети устройств с функцией приема наличных, несомненно, будут расширяться», — уверен представитель МБРР.

Объединение: за и против

В последнее время все активнее обсуждается вопрос объединения банками банкоматных сетей. С точки зрения клиентов — было бы гораздо удобнее воспользоваться услугами банка, в котором имеется пластиковая карта, через любой банкомат другого банка. Кроме того, в таком случае отпадает необходимость уплаты комиссий. Но представители банков отмечают как плюсы, так и минусы такого объединения.

В большинстве своем банкиры считают такую практику оправданной, особенно когда подобные объединения сопровождают развитие бизнеса в регионах со слабым присутствием банка.

Егор Шкерин (Промсвязьбанк) сообщил «БО», что банком уже рассматривается проект по объединению сетей с двумя другими крупными банками. Данный проект планируется реализовать в первом полугодии 2011 года. В Промсвязьбанке считают, что это выгодно как для банков, так и для клиентов банк экономит на инвестициях в основные средства, а клиент — на размере комиссии за снятие наличных.

Процесс объединения банкоматной сети с одним из крупнейших банков, по словам Алексея Матрешина, запланирован и в МИнБ.

Интересной и перспективной такую практику считает и Антон Рудь из Бинбанка. По его мнению, это основная тенденция ближайшего десятилетия. В первую очередь в данном сегменте играют роль платежные процессинговые системы (типа ОРС), которые позволяют банкам иметь прозрачные механизмы взаиморасчетов и дают возможность доступа более чем к 7 тыс. устройств банков-участников. Объединение банкоматных сетей будет интересно тем банкам, которые имеют относительно небольшой парк собственных устройств, и при этом активно эмитируют карты своим клиентам, считает Антон Рудь. Кроме того, подобная схема работы позволяет банку выходить в регионы и продавать банковские продукты, не развивая собственную сеть устройств.

Другие банки относятся к подобной практике настороженно, считая, что это может привести к потерям доходов по операциям в банкоматах, к возрастанию репутационных и других рисков, а также к сложностям взаимной интеграции банков.

На перспективу

Говоря о перспективах развития банкоматных сетей, представители кредитных организаций отмечают, что количество АТМ в ближайшие годы будет увеличиваться, как и объемы розничного бизнеса в банковском секторе. Возможно, очень скоро на базе банкоматов будут организовываться центры полного самообслуживания клиентов.

В качестве ближайшей перспективы банкиры также видят активное сотрудничество с альтернативными платежными системами Qiwi, «Киберплат», «Яндек-Деньги» и другими, постепенную трансформацию классических устройств с функцией cash-in в комбинацию «банкомат-терминал», развитие личных банковских кабинетов с онлайн-сервисами, интеграцию с системами интернет-банкинга и мобильного банка.