Рынок кредитования в торговых точках всегда был весьма привлекательным для банков. В кризис заемщики поумерили аппетиты, но все равно не отказались от идеи покупать товары в кредит, даже основательно переплачивая. Сейчас рынок POS-кредитования активно восстанавливается. "Несмотря на заметное увеличение спроса на кредитные карты, мы наблюдаем стабильный рост продаж моментальных кредитов. Эта тенденция характерна, по нашему мнению, для всех сегментов кредитования — электроники, мебели, верхней одежды, сферы услуг, пластиковых окон. На рынке появляются новые игроки, существующие участники рынка становятся более активными — таким образом, мы наблюдаем усиление конкуренции, что сказывается на снижении ставок. В настоящий момент почти во всех сегментах ставки по моментальным кредитам ниже, чем до кризиса. Снижение ставок будет еще продолжаться некоторое время",— рассказывает глава дирекции потребкредитования "Кредит Европа банка" Ильсур Гибадуллин.

По оценкам компании Frank Research Group, на февраль 2011 года в тройку лидеров в сегменте POS-кредитования входили ХКФ-банк (27,6%), ОТП-банк (17,7%) и Альфа-банк (17,5%). А в обозримом будущем на этот рынок намерен выйти лидер розничного кредитования в России Сбербанк. Детали проекта в Сбербанке не раскрывают: "Рассматриваются варианты с использованием как собственной филиальной сети, так и торговых сетей (POS-кредитование). Пилотный проект по экспресс-кредитованию предполагается запустить в конце 2011-го — начале 2012 года, сроки принятия решения в части POS-кредитования пока не определены".

Участники и эксперты рынка товарного кредитования уверены, что Сбербанк будет демпинговать и предлагать кредиты по ставкам ниже рыночных. "С точки зрения экономики такая идея весьма сомнительна. Так, рынок POS-кредитования в целом оценивается в 150-160 млрд руб., весь сегмент розничного кредитования — 4,2-4,3 трлн руб., при этом у Сбербанка портфель розничного кредитования — более 1,3 млрд руб., что почти в 10 раз больше, чем весь рынок POS-кредитования",— рассказывает управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов.

Однако эксперты сомневаются, что заемщики разом переметнутся к новому игроку только из-за низких ставок, поскольку клиентский спрос в POS-кредитовании значительно менее чувствителен к цене, чем в других сегментах потребкредитования. "Клиенты POS-кредитования мыслят категориями переплаты за товар, а не эффективных процентных ставок, а переплата 2 тыс. руб. звучит не так страшно, как ставка 50%",— поясняет Юрий Грибанов.

Более того, Сбербанку придется решать и другие, не менее важные, задачи. Если в обмен на более низкую стоимость кредитов Сбербанк будет более тщательно отбирать заемщиков, то ритейлеры просто будут активнее направлять клиентов в те банки, где уровень одобрения выше. "Рынок POS-кредитования интересен тем, что драйвером продаж является не только цена. Выдача кредитов в торговых точках — сложный процесс с точки зрения технологий, скоринга. Этот сегмент сложен для входа, так как банкам нужно динамично выстраивать отношения с сетями-партнерами, разрабатывать новые продукты, проводить акции. Продукт может родиться за две недели, а с неповоротливостью Сбербанка это вряд ли возможно",— считает Юрий Грибанов.

По подсчетам участников рынка, по сравнению с 2010 годом ставки по товарным кредитам сократились на 4-5%, но и сейчас стоимость таких кредитов может доходить до 50% годовых. По оценкам компании "Ренессанс Кредит", средняя сумма товарного кредита колеблется от 15 тыс. до 20 тыс. руб. Кредит на мобильный телефон в среднем составляет 7 тыс. руб., на электронику — 18 тыс. руб., на мебель — от 25 тыс. руб.

Наиболее популярны программы товарного кредитования, в которых сумма переплаты уже отображена в названии продукта. Так, очень востребован кредит по схеме 10/10/10. Кредит выдается на 10 мес. с первоначальным взносом в 10%, удорожание товара составляет также 10%. При оформлении товарного кредита стоит спрашивать про наличие страховки. Например, некоторые банки, предлагая программы без первоначального взноса, требуют обязательного страхования ответственности заемщика, которое может составлять 10% от суммы кредита.

Стоимость кредита зависит от типа покупаемого товара. Больше всего придется заплатить банку при покупке в кредит мелкой бытовой техники. "Товары всегда делились по рисковым сегментам, и, соответственно, товарная группа отражается в стоимости кредита. Классически наиболее рисковые группы товаров — это связь и компьютерная техника. Соответственно, наиболее дорогие кредиты лежат в этих группах, так как уровень риска из-за ликвидности товара достаточно высок. Категория мебели и одежды при этом наименее рисковая, и в этих сегментах применяются другие тарифы — с пониженной процентной ставкой",— рассказывает директор департамента потребительского кредитования ХКФ-банка Александр Антоненко. "Мобильные телефоны и ноутбуки являются наиболее рискованными для банков товарами. Они наиболее подвержены повреждениям, в результате чего покупатель, теряя саму вещь, перестает платить по кредиту. К тому же мобильный телефон или ноутбук проще перепродать практически без потери их стоимости. Соответственно, процентные ставки по кредитам на такие группы товаров могут быть выше прочих",— говорит замглавы дирекции потребкредитования банка "Траст" Павел Пицик.

Некоторые банки предлагают оформить беспроцентный товарный кредит. Но это вовсе не альтруизм кредитных организаций. Такие программы либо предлагаются в виде маркетинговых акций на ограниченный период времени, либо распространяются на крупные покупки, например предметы мебели. "Популярными в настоящий момент являются программы без переплаты. Но так как за это удовольствие в любом случае должен кто-то платить — либо ритейлер, либо банк,— самые популярные программы для клиентов носят все-таки ограниченный по времени характер — как правило, в рамках маркетинговых акций с ритейлерами—партнерами банка",— говорит заместитель руководителя блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Андрей Сокольский.

Чаще всего ритейлер готов платить банку за клиента, если речь идет о крупных покупках. "Клиент покупает диван за 100 тыс. руб., банк выдает покупателю кредит на эту сумму, но в магазин перечисляет только часть денег, например 80 тыс. руб. То есть магазин делает скидку на покупку дивана в счет прибыли банка, жертвуя своей маржой. Это объясняется тем, что здесь другой клиент — более обеспеченный, у продавца более высокая маржа, которой он может поделиться с банком. Во-вторых, проходимость и количество покупок в таких магазинах меньше, поэтому продавцу важно удержать клиента",— рассказывает Юрий Грибанов.

В условиях возрастающей конкуренции банкирам приходится не только снижать ставки по кредитам, но и предлагать новые продукты. Например, "Ренессанс Кредит" ввел программу, где процентная ставка по кредиту зависит от его срока, который заемщик выбирает сам. В рамках программы "М. Выгода" первый взнос по кредиту составляет 10% от стоимости покупки, максимальный срок кредита — 36 месяцев. Первые полгода ставка составляет 9% годовых, в оставшийся срок она возрастает до 50% годовых. "Если клиент выплачивает кредит досрочно — до истечения полугода, то уплаченные им проценты компенсируются ритейлером за счет скидки на товар. Если клиенту удобно пользоваться кредитом дольше шести месяцев, то он продолжает платить по стандартной схеме. Такая программа может действовать в сети не один-два месяца, а постоянно. При этом банку выгодна работа не только с теми, кто выплачивает кредит больше шести месяцев, но и с клиентами, погасившими задолженность досрочно. Они становятся хорошей базой для повторных продаж банковских продуктов",— рассказывает начальник управления потребкредитования банка "Ренессанс Кредит" Николай Тепляков.

Чтобы оформить товарный кредит, заемщику нужен только паспорт. В некоторых случаях банки требуют предъявить второй документ на выбор, например загранпаспорт или водительское удостоверение. Как отмечают коллекторские агентства, сейчас значительного роста просрочки по товарным кредитам не происходит: банки еще во время кризиса усовершенствовали свои системы оценки заемщиков. "Оценка заемщика происходит по скоринговой системе. Основное для нас — математически определить, насколько у заемщика возможен дефолт по кредиту. Далее мы посылаем запрос в бюро кредитных историй. Затем просматриваем клиента в специальных банковских списках и в завершение с помощью специальной программы исключаем возможность мошенничества",— говорит руководитель дирекции оценки и методологии рисков ОТП-банка Сергей Капустин.

Тем не менее, по данным компании "Секвойя Кредит Консолидейшн", уровень просрочки по товарным кредитам превышает 20%, в то время как нормой считаются 10-12%. Правда, в компании уточнили, что уровень просрочки по новым кредитам все же ниже, чем по кредитам, выданным до кризиса. "Если банки будут слишком требовательны и увеличат процент отказов, сотрудничество с ними будет неинтересно для торговых сетей. Поэтому банки, хотя и стали более тщательно проверять заемщиков, все же сохраняют лояльность по отношению к ним. При экспресс-оценке сложно провести полноценную верификацию предоставленной заемщиком информации, то есть проверить, насколько сведения, полученные от заемщика, соответствуют действительности",— рассказывает гендиректор "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Докучаева.

Наличие просрочек по действующим или уже погашенным кредитам является одной из основных причин отказа в выдаче кредита. "В первую очередь банк не выдаст кредит, если у заемщика есть просроченные кредиты в других банках. Во-вторых, если банк успеет провести проверку каких-либо данных, например домашнего телефона или места работы заемщика, и выяснит, что они не соответствуют действительности, также будет отказ. Кроме того, банки обращают внимание на размер и стабильность дохода: например, если доход заемщика зависит от сезонных факторов, получить кредит будет проблематично",— рассказывает Елена Докучаева. "Стоит отметить, что в последнее время в кредитных бюро стало намного больше информации о заемщиках. Примерно 10-30% людей, обратившихся за целевыми кредитами, имеют кредитные истории. И это значительно упрощает процесс принятия решения о выдаче кредита",— добавляет Николай Тепляков.