министр экономики, инфраструктуры, транспорта и технологий федеральной земли Бавария Мартин Цайль— Бавария — вторая федеральная земля Германии по населению и одна из самых сильных земель по экономике. Как она перенесла кризис?

— Наша земля вышла из кризиса рекордно быстро. Прошлый год был на редкость успешным, экономика выросла на 3,5–4 процента. В 2011 году мы ожидаем роста более чем на 2,5 процента. Наши усилия по стабилизации экономики — в первую очередь малого и среднего бизнеса — были вознаграждены. В том числе поэтому баварская экономика имеет сейчас возможность использовать подъем мировой экономики для дополнительного собственного роста.

Особенно помогли нашей земле высокоинновационные продукты и услуги баварских компаний. Они идеально отвечают потребностям как стремительно растущих развивающихся, так и развитых стран, поскольку предлагают эффективные решения для таких глобальных проблем, как изменение климата, демография и глобализация. Необходимо прочно держаться за инновационные отрасли и использовать для успеха экспорта растущие рынки. Опыт показывает: открытые миру экономики дают своему населению лучший выбор товаров, чем страны, отгораживающиеся от мира.

— Одним из наиболее драматических был кризис баварской компании Schaeffler, поставщика автомобильных запчастей, несколько месяцев боровшегося за выживание...

— Немецкая автопромышленность мощно начала этот год. За 2010-й экспорт легковых автомобилей вырос на 24 процента и достиг 4,2 миллиона единиц. В текущем году союз автомобильной промышленности VDA ожидает дальнейшего роста экспорта до 4,4 миллиона машин. Внутреннее производство, которое в 2010 году увеличилось на 12 процентов, будет расти и дальше. Это оказывается выгодно общенемецкой и баварской отрасли поставщиков запчастей, включающей в себя широкий спектр компаний мелкого, среднего и крупного бизнеса. Группа Schaeffler неплохо пережила кризис. Оборот отрасли поставщиков запчастей в Германии в прошлом году
вырос на 23 процента, до 61 миллиарда евро. Таким образом, почти достигнут докризисный уровень. И в будущее баварские компании-поставщики смотрят с оптимизмом. Многие из них не только не сократили в ходе кризиса расходы на разработки, но и продолжили делать ставку на инновации. Сейчас это приносит им прибыль.

— Как обстоят дела у баварского среднего бизнеса, в первую очередь у поставщиков затронутой кризисом автомобильной отрасли?

— Экономический кризис сильно задел в 2009 году многие мелкие и средние предприятия. Однако то, что в Баварии доля банкротств оказалась ниже, чем в среднем по стране, а безработица выросла весьма умеренно, показывает высокую кризисную устойчивость баварского среднего бизнеса.

— В последние годы Бавария делает ставку на развитие высокотехнологичных предприятий. Какую долю баварского ВВП производят сегодня хайтек-компании?

— Превращение Баварии из аграрного региона в мирового лидера высоких технологий стало возможно благодаря способности использовать все последние достижения прогресса. И даже если долю в ВВП невозможно подсчитать точно, эта федеральная земля дает пример нетипично высокой доли хайтек-компаний. Бавария — национальный и мировой лидер почти во всех технологических областях, начиная с информации и коммуникации, био- и генных технологий и заканчивая медициной, энергетикой и экологической техникой. Уникальная концентрация производителей, сервисных компаний и исследовательских центров в высокотехнологичной отрасли создает замечательную среду для экономического роста. Блестящая образовательная и исследовательская инфраструктура, включающая в себя элитные университеты, институты Макса Планка и Фрауенхофера, общества Гельмгольца и Лейбница, помогает сохранению выдающейся по качеству рабочей силы и облегчает инновации.

Наша успешная инновационная политика усиливает инфраструктуру и технологическую компетентность баварской экономики. Таким образом, наша земля задает тон и дает импульсы в области высоких технологий. Благодаря новой стратегии развития правительство Баварии вносит существенный вклад в то, чтобы регион остался лидером в этой сфере. Мы будем сохранять и укреплять лидирующие позиции Баварии как региона идей и инноваций. Наша цель — к 2013 году увеличить расходы на НИОКР до 3,2 процента ВВП. Мы хотим закрепить лидерство Баварии как ведущего технологического региона Европы.

— Насколько велик ущерб, наносимый излишней бюрократизацией инвестиционной привлекательности Германии в целом и Баварии в частности?

— Бюрократические препятствия и сложные правовые нормы, без сомнения, оказывают отрицательное воздействие на привлекательность региона для инвесторов. В Германии, в том числе в Баварии, за последние годы проведена большая работа по сокращению бюрократии, и мы добились определенных успехов. Тем не менее мне кажется, что мы все еще можем и должны уменьшать бюрократическое давление на наши компании. При этом, однако, надо понимать, что основное бюрократическое давление создают не баварские правовые нормы, а национальные и европейские законы. Поэтому мы выступаем на федеральном уровне и на уровне ЕС за дальнейшие эффективные меры по сокращению властного давления. Мы делаем все, чтобы сохранять и повышать привлекательность Баварии для компаний.

— Что можно сделать для того, чтобы облегчить инвестиции в Германию?

— Инвестиции в Германию поддерживаются прозрачностью, стабильностью и экономическими субсидиями. Эти преимущества должны сохраняться. Кроме того, и в Баварии на земельном уровне, и во всей Германии на уровне национальном все большую роль играет направленная реклама среди иностранных инвесторов, она становится центральным элементом активной экономической политики в контексте интернационализации экономики и обострения конкуренции. Чтобы объединить вопросы привлечения инвесторов и предоставление соответствующих консультаций, правительство Баварии основало в 1998 году агентство Invest in Bavaria, с которым контактируют все компании и лица, желающие открыть свой бизнес в Баварии. Международная команда из 25 экспертов — среди них есть и русскоязычные сотрудники — предлагает компаниям ряд бесплатных услуг.

— В 2006 году федеральный министр экономики Михаэль Глос, член баварской правящей партии ХСС, стал инициатором закона о контроле над иностранными инвестициями. По этому закону федеральное правительство могло заблокировать покупку иностранной компанией любого немецкого предприятия, если приобретаемая доля превышала 25 процентов. Можно ли сказать, что после кризиса немцы стали более либерально относиться к иностранным инвестициям?

— Германия, особенно Бавария, — это экономики, сильно интегрированные в мировую торговлю, поэтому они открыты для иностранных инвестиций больше, чем другие страны и регионы мира. Это приносит выгоды обеим сторонам: инвесторы выигрывают от работы с квалифицированными сотрудниками, от шансов, которые дает большой рынок Евросоюза. Одновременно инвестиции создают рабочие места и вносят вклад в экономический рост. Поэтому мы в Баварии не только приветствуем иностранные инвестиции, мы их активно привлекаем.

Я хочу особо подчеркнуть, что в Германии почти нет ограничений на инвестиции в определенные сектора промышленности. В вопросах инвестиций и открытия компаний закон не делает различия между немецкими и зарубежными фирмами. Закон, о котором вы говорите, предусматривает лишь превентивную проверку компаний, которые важны для стратегической инфраструктуры и для общественной безопасности. С момента принятия закона в начале 2009 года он не применялся ни разу.

Инвесторы, которые по экономическим соображениям хотят купить долю в немецких или баварских компаниях, были и остаются желанными гостями. Интерес к ним все так же велик. Экономический регион Бавария и после экономического кризиса остается весьма привлекательным для иностранных инвесторов. В 2010 году наше агентство Invest in Bavaria осуществило более 70 инвестиционных проектов, в результате чего в Баварии было создано более 1500 новых рабочих мест.

— Насколько активны в Баварии российские компании?

— В Баварии работает более 60 российских фирм. Особенно много их в IT-сфере. Известные примеры — Kaspersky, ABBYY и Reksoft. И представительство отраслей расширяется. Так, российская авиакомпания Polet Airlines, специализирующаяся на перевозке крупных грузов, открыла европейскую штаб-квартиру в аэропорту Мюнхена и с тех пор успешно осваивает перспективные рынки грузовых авиаперевозок стран Западной Европы. Бюро в Мюнхене имеет и LSR Europe GmbH — дочернее предприятие крупной петербургской строительной фирмы LSR Group. Кроме того, Баварией все больше интересуются российские компании, занимающиеся гостиничным бизнесом.

На баварский, а значит, и на европейский рынок все чаще выходят не только крупные, но также мелкие и средние предприятия из России. И количество запросов от российских компаний, пришедших в Invest in Bavaria, в последнее время значительно выросло.