«Обычно журналисты ждут от руководителей банков каких-то сенсаций: покупок, слияний, поглощений, отставок, назначений, скандалов, в крайнем случае… К сожалению, мы вас не можем такими новостями обрадовать», - с таким нетрадиционным приветствием обратился к представителям средств массовой информации председатель правления ЮниКредитБанка Михаил Алексеев на пресс-конференции «Итоги 2010 года», прошедшей в конце марта в отеле Lotte Plaza. В качестве компенсации за отсутствие сенсаций он предложил журналистам «задавать провокационные вопросы в кулуарах».

В основной же части мероприятия в связи с отсутствием новостей о слияниях, отставках и скандалах пришлось довольствоваться показателями отчетности, которые прокомментировала главный бухгалтер банка Ольга Гончарова.

Чистая прибыль ЮниКредитБанка по МСФО по итогам 2010 года составила 10,09 млрд. руб., что на 51% выше аналогичного показателя за 2009 год, и это второй по величине результат за всю историю банка.

Существенный рост чистой прибыли объясняется ростом чистых процентного и комиссионного доходов, составивших по итогам года 22,63 млрд. руб. и 5,31 млрд. руб. соответственно, а также существенным снижением резервов на возможные потери по ссудам на фоне улучшения качества кредитного портфеля.

Рост чистых процентных доходов был обеспечен в первую очередь сокращением расходов в 2,3 раза, до 12,6 млрд. руб., свидетельствует отчетность банка. «Мы досрочно погасили часть дорогого фондирования и заменили часть фондирования, привлеченного от кредитных организаций, за счет выпуска облигаций», - объяснил сокращение расходов начальник казначейства ЮниКредитБанка Дмитрий Спрысков.

В структуре доходов банка чистый процентный доход составил 82%, чистый комиссионный доход – 19%. Торговый результат оказался отрицательным (-1% в структуре доходов), что объясняется, по информации банка, «как снижением волатильности финансовых рынков, так и отрицательной переоценкой процентных производных финансовых инструментов, скомпенсированной ростом процентного дохода».

Объем активов банка по состоянию на 31 декабря 2010 года составил 575 млрд. руб. (+19,22% по отношению к 2009 году). Увеличение активов объясняется ростом кредитного портфеля, ростом торговых ценных бумаг (+66,18% к 2009 году), а также увеличением объема средств, размещенных в кредитных организациях.

Капитал ЮниКредитБанка по итогам 2010 года также возрос и составил 69,8 млрд. руб. (+16,7% по сравнению с 2009 годом). Норматив достаточности капитала (16%) значительно превышает минимальный размер Н1, установленный Банком России (10%).

Кредитный портфель увеличился за 2010 год на 13% и по состоянию на 31 декабря 2010 года составил 401,53 млрд. руб.; из них кредиты корпоративным клиентам – 336,8 млрд. руб. (+14% к 2009 году), кредиты физическим лицам - 64,73 млрд. руб. (+ 5%).

В 2010 году ЮниКредитБанк улучшил качество кредитного портфеля, сократив долю просроченных и обесцененных кредитов с 8,5% до 7,2%. Расходы на формирование резервов на возможные потери по ссудам сократились по сравнению с 2009 годом почти на 40%.

Рост объема депозитов клиентов за год составил 17% (на 31 декабря 2010 года – 330,4 млрд. руб.), что позволило улучшить показатель соотношения кредитов к депозитам со 121% в 2009 году до 117% в 2010-м.

В течение 2010 года банк активно наращивал клиентскую базу: прирост количества клиентов – физических лиц составил 23,6%, корпоративных клиентов – 13,6%. При этом почти не выросло количество сотрудников банка (+1%) и сократилось количество офисов (- 4,5%).

Член правления банка Эдуард Иссопов рассказал о результатах работы в 2010 году и стратегии развития розничного блока ЮниКредитБанка. Особое внимание он обратил на развитие дистанционного банковского обслуживания, включающего мобильный банкинг. По словам Иссопова, уже почти 8% всех транзакций банка осуществляются через информационные каналы, а из внутренних транзакций (перевод средств между счетами, пополнение карточных счетов и так далее) объем таких операций составляет 94%. К функции SMS-информирования о состоянии счета подключено 70% карт.

О корпоративном блоке банковского бизнеса, его планах и достижениях делал доклад Кирилл Жуков-Емельянов, член правления ЮниКредитБанка, курирующий это направление. Основными принципами работы своего блока он назвал «построение долгосрочных партнерских отношений с клиентами» и «предоставление других финансовых решений, то есть не отдельных продуктов, а решения всех финансовых проблем, которые существуют у клиентов».

Дмитрий Мохначев, курирующий в ЮниКредитБанке управление рисками, отметил, что начиная с лета прошлого года в банке наблюдаются «только позитивные тенденции». Сокращается уровень просроченной задолженности, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Практически закончено выстраивание процессов по работе с просроченной задолженностью, выявлению возможных проблем. Снижается размер средств, направляемых на формирование резервов.

rinok080411-500.jpg

С начала 2010 года наблюдается значительное улучшение качества как корпоративного, так и потребительского кредитного портфеля банка, отметил Мохначев.

В заключение пресс-конференции Михаил Алексеев рассказал о планах развития ЮниКредитБанка на ближайшие годы. По его словам, банк намерен «развиваться темпами, как минимум не уступающими темпам развития российской банковской системы в целом».

Отвечая на незаданные, но «иногда возникающие вопросы о присутствии группы Юникредит», связанные с тем, что некоторые крупные иностранные банки объявили о сворачивании своей розничной деятельности в России, Алексеев сообщил, что в этом смысле банк «работает в противофазе»: не только не рассматривает вопрос о сокращении активности на российском рынке, но и собирается всячески наращивать свое присутствие на нем. «Россия для нашей группы была и остается одним из самых приоритетных рынков», - сказал глава ЮниКредитБанка.

Уход с российского рынка крупных иностранных игроков многими воспринимается болезненно или настороженно, как синдром неблагоприятного развития событий в банковском секторе, - отметил Алексеев, - «Однако мы ни в коей мере не можем осуждать наших коллег, потому что у каждого своя ситуация». Прежде всего, речь идет о глобальных игроках, которые работают в мировом масштабе. Россия для многих из них является лишь одним из возможных рынков, причем не всегда самым большим. При том, что здесь высокая маржа, высокий уровень доходности, и это привлекательный рынок, но он достаточно сложный. При работе на российском рынке есть множество нюансов, он сильно отличается от зарубежной финансовой среды. «Поэтому работать в России надо уметь, и надо иметь к этому определенную политическую волю и желание», - сделал вывод Алексеев.