Несмотря на постепенное сокращение количества действующих кредитных организаций в России, отрасль возвращается к стадии активного роста. Об этом говорят кредитная активность и позитивные сдвиги в ипотеке. Оживающая банковская розница требует экспансии. Кредитным организациям сегодня нужны кадры и площади, недвижимость. У всех различные стратегии строительства филиальной сети – от агрессивной до консервативной. Однако для рынка очевиден тот факт, что банки нацелились на рост и захват новых территорий.

Языком цифр

С момента последнего обзора прошло полгода. Посмотрим в динамике, какие изменения произошли за это время.

Диаграмма 1. Количество территориальных подразделений банков.

1.jpg

Источник: Центробанк.

Число банковских дополнительных офисов за последние полгода сократилось до 218,8 тыс. Перед этим количество допофисов резко возросло - сразу на 93 за три месяца. Такой откат можно считать прямым следствием предыдущего бурного развития. Негативная динамика наблюдается по операционным кассам вне кассового узла – их количество только сокращается. На сегодняшний день оно составляет 11880 против 12365 полгода назад. А вот количество кредитно-кассовых (ККО) и операционных офисов заметно выросло. ККО – до 1418 (с 1230 на 1 августа 2010). Количество оперофисов за последние 10 месяцев увеличилось на 900 точек – с 2417 на 1 мая 2010 года до 3317 на 1 февраля этого года.

Смотрите, кто пришел

Мы попросили российских банкиров рассказать о том, как строятся территориальные сети их банков. Внушительные цифры озвучил Bankir.Ru заместитель президента – председателя правления, директор департамента сети ВТБ24 Вячеслав Воробьев: «В 2010 году мы открыли 55 офисов, 90% из них – в крупных городах с населением более 500 тыс. человек. В первую очередь важно расширить каналы доступа и обеспечить надлежащее качество обслуживания в городах, где у нас уже сформирован большой бизнес и есть большое количество клиентов».

Размер сети продаж ВТБ24 на самом емком, московском рынке достиг 90 офисов. Самый большой прирост сети ВТБ24 в 2010 году в Москве, где банк открыл 13 офисов. В Санкт-Петербурге – 5 офисов. По 4 офиса в Екатеринбурге, Самаре, Челябинске. «На начало текущего года у нас 530 отделений в 203 городах, – отметил Вячеслав Воробьев. - Теперь наши услуги доступны для 71% городского населения России в 69 регионах». На этот год у ВТБ24 большие планы: открыть 70 точек продаж.

Начальник отдела разработки продуктов и анализа рынка департамента розничного бизнеса банка «Экспресс-Волга» Андрей Порох раскрыл Bankir.Ru амбициозные планы своего банка: «Стратегия банка «Экспресс-Волга» в настоящее время направлена на расширение сети. В конце прошлого года количество отделений практически удвоилось – с 30 до 60». Однако банк на этом не останавливается. В этом году «Экспресс-Волга» продолжает расширяться. Количество отделений уже к концу первого квартала – началу второго приблизится к отметке 100, прогнозирует Андрей Порох.

В группе агрессивных «регионалов» выделяется еще один банк. Заместитель председателя правления СКБ-банка Екатерина Гольянова сообщила Bankir.Ru о всероссийском охвате филиальной сети этой кредитной организации: «В 2010 году мы открыли 50 новых точек в разных регионах России. На сегодняшний день СКБ-банк присутствует в 96 городах России 35 субъектов федерации». Самая северная точка находится в Мурманске, самая южная – в Черкесске, самая западная – в Калининграде, самая восточная – в Иркутске. В этом году также планируем открыть еще 50 новых офисов, сообщила Екатерина Гольянова.

Новая стратегия расширения сети принята на вооружение Первобанком. О ходе ее реализации Bankir.Ru рассказал первый заместитель председателя правления Первобанка Дмитрий Шадрин: «Мы приступили к реализации новой стратегии развития до 2014 года. В рамках этого плана уже в этом году планируем открыть операционные офисы как минимум в 10 городах. В 2012 продолжим расширение сети за счет открытия офисов еще в 6 областных центрах».

Первобанк – один из немногих региональных банков, который приступил к решению масштабной задачи по открытию новых подразделений в других регионах. Сегодня Первобанк обслуживает клиентов в 33 офисах в 9 городах России: в Самаре и Самарской области, в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Оренбурге и Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Председатель правления Меткомбанка (Металлургический коммерческий банк) Павел Логинов, отвечая на вопрос Bankir.Ru, подчеркнул необходимость активной экспансии при переходе к рыночной конкурентной модели бизнеса. Создание полноценной региональной сети – одно из важнейших направлений в стратегии развития Меткомбанка. «Она предусматривает уход от кэптивной модели и диверсификацию в рынок, – отметил Павел Логинов. – А это, прежде всего, развитие розничного направления».

Подразделения сети в этом случае являются основным каналом продаж, уверен банкир. Кроме того, по мнению Павла Логинова, эффективно работающая региональная сеть – один из основных мультипликаторов стоимости кредитной организации. В 2008 году, когда Меткомбанк начал развиваться по новой стратегии, как рыночная кредитная организация, он был представлен только двумя офисами – в Москве и Череповце, вспоминает Павел Логинов. Сегодня в 11 городах работают 13 офисов Меткомбанка. До конца года их будет насчитываться уже 21. К 2015 году, согласно стратегии, количество подразделений удвоится – до 41 офиса, располагающихся преимущественно в крупных городах европейской части России.

По мнению директора дивизиона «Сеть» ОТП Банка Булада Субанова, будущее – за новым форматом территориального подразделения. В конце прошлого года было открыто 3 отделения формата «ОТП Лайт». В этом году состоялось два открытия, в ближайшее время пройдет еще 3, рассказал Bankir.Ru Булад Субанов. География открытий – Курган, Улан-Удэ, Челябинск, Томск, Барнаул и другие города. Сейчас ОТП Банк присутствует в более чем 2,7 тыс. населенных пунктов России.

Банк «Ренессанс Кредит», в свою очередь, объявил об открытии двух отделений, в Новосибирске и Астрахани. Таким образом, кредитная организация продолжила реализовывать планы по расширению сети, которая в 2010 году удвоилась. Сегодня сеть отделений банка насчитывает 77 кредитно-кассовых офисов. В 2010 году «Ренессанс Кредит» открыл 38 отделений в 36 экономически наиболее развитых регионах России.

По словам Олега Скворцова, заместителя председателя правления «Ренессанс Кредит», его банк, как и ранее, намерен фокусироваться на максимальной эффективности сети дистрибуции. При этом темпы ее роста будут умеренными. При прогнозируемом увеличении объемов кредитования в два раза сеть отделений вырастет на 30% – до 100 кредитно-кассовых офисов.

Этап активной экспансии банка остался позади, констатировал в своем ответе Bankir.Ru Андрей Чураков, первый вице-президент Первого республиканского банка (ПРБ). Теперь настало время качественного развития резко выросшей сети. «В соответствии со стратегией банка, принятой еще в 2007 году, мы активно развивали московскую и региональную сеть, – рассказал Андрей Чураков – За 2 года до кризиса ПРБ открыл около 20 новых точек в Москве и регионах европейской части страны». Самой восточной точкой стал филиал в Екатеринбурге.

В кризис ПРБ решал 2 основные задачи: наполнить бизнесом созданную сеть, а также улучшить ее эффективность и рентабельность, в том числе и за счет смены местоположений отделений и филиалов на арендуемых территориях. «Таким образом, мы в 2009–2010 годах поменяли 2–3 отделения в Москве, перевезли филиал в Ярославле на новое, лучшее место и перевели отделение в Санкт-Петербурге на Невский проспект», – пояснил Андрей Чураков. На 2011 год у ПРБ выделен бюджет на 2 новые точки.

Закрыть, нельзя реформировать

Но если точка не оправдывает ожиданий – она закрывается? Вовсе необязательно, ведь ее можно просто перенести, переформатировать и перезапустить. Впрочем, иногда все-таки банкам приходится сталкиваться с необходимостью закрытия территориальных подразделений. Это – неотъемлемая часть рабочего процесса, утверждает Андрей Чураков. Он объяснил, что во главу всего его банк всегда ставит эффективность.

Бывает, что точка неэффективна длительный промежуток времени, а все методы развития бизнеса в ней не работают. Тогда ПРБ вначале активно пытается улучшить экономику путем приведения затрат к размеру бизнеса, изменяя формат территориального подразделения, к примеру филиал превращается в оперофис, ККО и т.д. Крайний способ решения проблемы – закрытие неэффективных офисов продаж. «Это абсолютно нормальный процесс, и он идет постоянно», – заключает Чураков.

Заместитель председателя правления Банка корпоративного финансирования (Банк БКФ) Михаил Нефедов рассказал Bankir.Ru о прецеденте закрытия офиса. В 2010 году Банк БКФ ликвидировал свой филиал в Красноярске. Было принято решение переместить центр присутствия в Сибирском регионе из Красноярска в Новосибирск. Сохранение Красноярского филиала в этих условиях было признано нецелесообразным, пояснил банкир.

А еще закрытие точек может быть продиктовано соображениями ухода от внутренней конкуренции, последствием процессов M&A, рассказал Bankir.Ru вице-президент по развитию банка «Солидарность» Владимир Сластенин. В 2008 году филиальная сеть банка «Солидарность» после объединения в группу с банком «Потенциал» (г. Тольятти), принятым на санацию, увеличилась в два раза. Некоторые дополнительные офисы двух банков начали конкурировать на одних и тех же площадках. Поэтому в течение 2008–2010 годов филиальная сеть была планомерно оптимизирована сокращением пяти точек, объяснил Владимир Сластенин.

Говоря о переформатировании точек, директор администрации сети продаж Бинбанка Сергей Леонтьев тоже подтвердил закрытие нескольких подразделений. Но причиной их закрытия он назвал перевод этих подразделений в статус филиала либо операционного офиса.

По словам Екатерины Гольяновой, преобразование может быть наилучшим вариантом развития территориального подразделения. «В Красноярске происходило преобразование представительства в операционный офис, – рассказывает Екатерина Гольянова. – Представительства имеют меньше полномочий и могут совершать лишь ограниченное количество операций». Получив убедительные результаты работы в этом городе, СКБ-банк принял решение преобразовать представительства в полноценные офисы.

Заместитель председателя правления Смоленского Банка Игорь Степанов вспомнил о временной остановке работы одного из офисов с целью расширения его функционала. «Мы лишь временно приостанавливали функционирование дополнительного офиса «Гагаринский», – рассказал банкир. – И связано это было не с ликвидацией, а, наоборот, – с необходимостью расширения данного подразделения».

До преобразования в офисе «Гагаринский» к услугам клиентов была только одна касса, и только один операционист мог помочь им осуществить необходимые банковские операции. Со временем стали появляться очереди, специалистов для обслуживания всех обращавшихся в данный офис смолян явно не хватало. «И нам пришлось ненадолго закрыться для реконструкции, – объяснил Игорь Степанов. – Но, согласитесь, такие причины закрытия подразделений хоть и хлопотны, все равно приятны».

В вопросе закрытия подразделений Вячеслав Воробьев (ВТБ24) ставит во главу угла оптимизацию расходов. «Мы делали это в кризис. Масштабного сокращения сети не было, но 34 офиса закрыли», – рассказал Вячеслав Воробьев. Они не соответствовали форматам розничного банка.

Кризис позволил ВТБ24 оптимизировать затраты на содержание сети. Банку удалось удачно использовать все возможности, которые дало резкое изменение конъюнктуры рынка недвижимости, уверен Вячеслав Воробьев. По его словам, для трети офисов ВТБ24 снизил ставку аренды почти на 20%, и дальше продолжает договариваться с арендодателями о снижении ставок. Общая экономия от снижения ставок аренды в годовом исчислении составила почти 100 млн. рублей. Кстати, по словам представителей Челябинвестбанка, именно высокая арендная плата может стать причиной обсуждения вопроса о закрытии допофиса.

Состояние регионального рынка в текущий момент определяет политику банка по пересмотру состава своей сети. Этот подход к развитию сети описал Bankir.Ru президент банка «Юнистрим» Сурен Айриян. «Процесс оптимизации числа оперкасс нашего банка проходит перманентно, – рассказал банкир. – Он очень сильно зависит от конъюнктуры рынка в конкретном регионе, от того насколько в нем присутствует трудовая миграция. Ведь именно она на 70% обуславливает спрос на денежные переводы».

Казань брал, Астрахань брал

Какие регионы России более всего интересны банкам для экспансии? Как правило, региональные кредитные организации сначала строят сети в своем и соседних регионах, следом – открытие офиса в столице, затем – города-миллионники. Крупные банки наступают от центра к миллионникам, а потом – на периферию.

Диаграмма 2. Количество офисов банков в федеральных округах России.

2.jpg

Источник: Центробанк.

Интерес к городам-миллионникам подтвердил Bankir.Ru заместитель председателя правления Примсоцбанка Сергей Маринин. Сергей Леонтьев (Бинбанк) называет в качестве приоритетных направлений крупные города с высоким потенциалом развития корпоративного (малый и средний бизнес) и розничного бизнеса.

С этим мнением согласен и начальник отдела маркетинга банка «Интеркоммерц» Олег Шемяков: «Наиболее интересны экономически развитые регионы, приграничные области, регионы с хорошо развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью, сельским хозяйством». На первый взгляд, может показаться странным, но регионы с низкой развитостью банковских услуг банку «Интеркоммерц» не сильно интересны. Ведь срок окупаемости филиала в слаборазвитых регионах может растягиваться на несколько лет. Такие регионы могут быть интересны для крупных банков, тогда как средние коммерческие банки, как правило, не готовы столько ждать, заключает Олег Шемяков.

Руководитель департамента клиентского обслуживания Росавтобанка Максим Командиров уверен, что столица еще не исчерпала свой потенциал: «На данном этапе приоритетным регионом для развития Роставтобанка мы видим московский регион». Уровень проникновения банковских услуг в Москве достаточно высок, но рынок еще далек от насыщения. Во многих столичных районах дефицит банковских отделений, делится наблюдениями Максим Командиров. Качество предоставляемых услуг порой оставляет желать лучшего, и для Росавтобанка, как и для многих банков, эта задача является одной из основных, заключает банкир.

Павел Логинов (Меткомбанк) важным фактором развития называет наличие в регионе предполагаемого присутствия сильных менеджеров. Кроме того, козырем банка могут быть оригинальные технологии и методы. «Приоритетность открытия на той или иной территории зависит от потенциала рынков автокредитования, МСБ и розничных депозитов, но главным фактором и залогом успеха мы считаем поиск и привлечение к сотрудничеству команды профессионалов, способных развить бизнес на отдельно взятой территории», – рассказывает банкир. От наличия такой команды во многом зависит, когда и как быстро Меткомбанк может открывать офисы в уже выбранных регионах. Другой важный фактор успеха – это внедрение технологии, позволяющей поддерживать высокое качество кредитного портфеля, поделился Павел Логинов.

Кем быть

Итак, какой же формат сегодня предпочтительнее для открытия новых подразделений? Все зависит от профиля банка, его веса и принятой на вооружение стратегии развития. У крупных банков акцент на открытие обычных подразделений, которые позволят быть ближе к клиенту.

Директор департамента управления и развития сети Связь-Банка Владимир Старых рассказал, что его банк нацелен на повышение качества обслуживания, в том числе физических лиц, которые могут получить необходимые банковские услуги рядом с домом, работой. В этой связи Связь-Банк будет увеличивать количество точек продаж.

 ВТБ24 расширяет сеть из тех же соображений. «Во всех регионах присутствия ВТБ24 «крупные форматы» уже открыты, – рассказывает Вячеслав Воробьев. – В городах-миллионниках мы открыли по 9–10 отделений». Наибольшая концентрация офисов в Московском регионе – 90, и Санкт-Петербурге – 43. На один офис продаж приходится 120–140 тыс. жителей. Это значительно лучше, чем было три года назад, рассказывает банкир.

Нам нужна большая плотность сети в городах с высоким потенциалом, поясняет Вячеслав Воробьев. Если нужно – ВТБ24 создает дополнительные точки-дублеры в районах, где уже сформирована большая клиентская база, а существующий офис перегружен. Основные форматы, открываемые в последние два года, – стандартные отделения с 4–6 рабочими местами, площадью 150–250 кв.м. При этом, по словам Вячеслава Воробьева, формат стандартного отделения сильно изменился: клиентская зона и зона 7х24 стали шире, количество банкоматов заметно увеличилось. «Пробуем новый формат офисов – «банк на работе», – поделился банкир. – Данный формат тоже будем использовать для расширения доступа клиентов к нашим услугам».

У средних банков не наблюдается каких-то особенных акцентов в построении сети. Андрей Чураков (ПРБ) рассказал, что его банк использует все форматы сети. Это зависит от задач бизнеса в данной территории, перспектив развития и уже достигнутых результатов. ПРБ начинал развивать региональную сеть с открытия полноценных филиалов. В процессе развития эффективные и успешные филиалы были дополнены открытием сети отделений, а малоэффективные были преобразованы в другие более «облегченные форматы» бизнеса. Мы их переводили в операционные офисы, пояснил Андрей Чураков.

Игорь Степанов (Смоленский банк) тоже считает, что каждый из форматов имеет право на существование. Так, в Смоленском регионе успешно опробована и хорошо зарекомендовала себя система дополнительных офисов. У Смоленского банка их к сегодняшнему моменту 12. В Москве сильные позиции в банковском бизнесе удалось занять филиалу банка и четырем дополнительным офисам. Для решения целевых задач приемлемой формой взаимодействия с клиентами является операционная касса. Грамотно выстроенная территориальная сеть оперкасс позволяет решать узкие задачи банковского обслуживания, отмечает Игорь Степанов.

А вот Андрей Порох (банк «Экспресс-Волга») все-таки высказался в пользу классического допофиса. «Для расширения нашей сети на самом деле наиболее интересен формат полноценного дополнительного офиса, предоставляющего все банковские услуги – как населению, так и юридическим лицам», – рассказал банкир. Этот же формат считают наиболее перспективным и в ВУЗ Банке, Челябинвестбанке. В СКБ Банке также считают вполне подходящим форматом операционный офис. Примсоцбанк выделяет в качестве приоритетов допофис и филиал.

Сергей Леонтьев (Бинбанк) за разумный компромисс в построении сети. «Все зависит от конкретных целей: если цель – расширение сети в том же городе или субъекте РФ, то допофис, – объясняет банкир. – Если цель – выход в новые субъекты РФ, то через представительство. Затем либо открываем филиал, либо операционный офис». Операционные кассы Бинбанк открывает в исключительных случаях, как, например, в ряде отелей в Москве. Открывать в них иные виды офисов нецелесообразно, пояснил Сергей Леонтьев.

Что касается VIP-офисов, то этот сегмент развивается сейчас только крупными банками. На днях в Санкт-Петербурге банк «Русский Стандарт» открыл офис Imperia Private Banking. По мнению председателя правления банка «Русский Стандарт» Дмитрия Левина, Санкт-Петербург в последние годы укрепил крупнейшего финансового центра страны, с успехом реализующего высокотехнологичные инвестиционные проекты. Поэтому новый петербургский офис Imperia Private Banking ориентирован на обслуживание самых взыскательных клиентов. Им предоставляются банковские продукты и услуги премиального класса – это широкий спектр, включающий премиальные карты и кобрендингновые карты, высокодоходные вклады, сейфовые ячейки, услуги текущего счета, а также персонального менеджера.