«Слухи о моей смерти сильно преувеличены».
(Из телеграммы Марка Твена агентству «Ассошиэйтед Пресс», направленной в связи с появившимися в газетах сообщениями о его кончине)

11 лет – солидный срок для интернет-ресурса. Можно подводить итоги работы.

Это очень просто сделать главному бухгалтеру: приход-расход, дебет-кредит, и вот уже у вас в руках итоги работы в денежном эквиваленте. Минус налоги.

Это несложно увидеть руководителю службы продаж: если число клиентов и заказов постоянно растет, значит, служба продаж – молодцы, и бонусы свои заслужили.

Проще всего это оценить результат своей работы главному редактору. Если его до сих пор еще не уволили, значит, он все делает правильно.

С форумом – сложнее. Как дать оценку работе модераторов, которые, во-первых, зарплату не получают, во-вторых, никому не подчиняются, в-третьих, постоянно с кем-то конфликтуют, и вообще непонятно, зачем этим неблагодарным делом занимаются?

Возможно, примерно такие мысли приходили в голову руководству портала Bankir.Ru, когда оно, руководство, затевало онлайн-конференцию «Страсти по форуму».

О цензуре

Последнее время на портале Bankir.Ru ощущается цензура. Комментарии режутся, мнения посетителей в загоне. Означает ли это, что Bankir.Ru перестает быть свободной трибуной? Новая политика развития?

Это означает лишь одно, отвечает редактор форума портала Bankir.Ru Ирина Сафронова: Bankir.Ru становится все более профессиональной трибуной, «чатовское» детство Интернета в прошлом. «Цензуры у нас нет. Главный редактор Bankir.Ru публикует статьи, не всегда совпадающие с его точкой зрения. Мы не снимаем статьи, которыми оказались недовольны рекламодатели, даже если за это предлагается оплата. Тоже самое и на форуме. Лично я цензуры профессиональных мнений и позиций не вижу. А цензура хамства, флуда, амикошонства и т.п. – была, есть и будет».

Модерированию подлежат те комментарии, которые носят оскорбительный, нецензурный характер, уводят от темы обсуждения, поясняет модератор форума «Кредитование корпоративных клиентов» Татьяна Гордеева. В остальном даже очень критичные комментарии, которые способствуют более широкому освещению темы, приветствуются.

Модератор форумов «Клиентский зал», «Платежные карты и электронный банкинг» ValentineS напоминает: «У форума есть определенные правила, которым обязуется следовать любой, кто зарегистрировался на нем. Если, по вашему мнению, ваши или чьи-то высказывания при полном соответствии с правилами форума удаляются или редактируются, то никто вам не мешает обратиться к администрации и попросить разъяснения».

Алексей Лаврищев, модератор форумов «Клиентский зал» и «Депозиты и страхование вкладов», тоже не видит особых изменений в «политике развития» проекта: «Правила пользования форумом остаются в неизменном состоянии вот уже 2 года, не говоря о том, что и предыдущая версия не сильно отличалась по основным принципам». Форум Bankir.Ru – это не просто «любой-интернет-форум», уверен Лаврищев; это - как и сам Bankir.Ru - профессиональный ресурс (хотя на форуме есть темы для свободного вежливого общения).

Bankir.Ru не перестает быть свободной трибуной, потому что и раньше на форуме Bankir.Ru не было абсолютной свободы, уверена модератор форума «Отчетность» НИКА: «Когда почти десять лет назад я регистрировалась на этом форуме, мне пришлось прочитать принятые на нем правила поведения. Они хоть и были длинны, но вполне понятны, и их выполнение не вызвало у меня каких-либо затруднений».

За прошедшие десять лет правила претерпели несколько редакций, стали более детализированы, дифференцированы и более удобны в применении. И более гуманны. Фиксация нарушений правил и замечания модераторов уведены в приват, что существенно снизило количество публичных перепалок с нарушителями правил, отмечает НИКА.

Правила есть у любого форума, как и у любого клуба, или иной формы организации людей. Правила определяют нормы поведения участников и формат их высказываний. Это необходимо, чтобы все участники понимали, о чем идет речь, и имели возможность высказать свою точку зрения в ходе обсуждения, а само обсуждение соответствовало целям и задачам форума.

Тем же, кого существующие на форуме правила, цензура, произвол модераторов и т.п. абсолютно не устраивают, НИКА предлагает несколько вариантов действий:

- обратиться к администрации с предложениями изменить правила или сменить зарвавшегося модератора. Кто знает, возможно, администрация увидит рациональное зерно в предложениях и пойдет навстречу;

- найти другой более свободный форум, где модераторы не такие зануды, сатрапы и душители свобод;

- создать свой собственный форум и сделать его абсолютно свободной трибуной, возможно совсем без правил и модераторов.

Bankir.Ru – зарегистрированное СМИ, и ответственно относится к своему статусу, - подчеркивает администратор форума Bankir.Ru Romsan.

Mодератор форумов «Клиентский зал» и «Управление активами» wert отчасти согласен с постановкой вопроса: «Тут все зависит от модели модерирования. Каждый модератор, придерживаясь Правил Форума, имеет свой стиль работы. Одни модераторы, допускают и комментарии и мнения юзеров, другие придерживаются более жесткого соблюдения Правил. Очень часто комментарии форумчан действительно не несут в себе смысловую нагрузку, и их пресекают. Но говорить о цензуре я бы не стал».

Цензура существует постольку, поскольку существует сообщество, утверждает модератор форума «Клиентский зал» и «Юридические вопросы» solus rex, как стремление к балансу культурных интересов участников этого сообщества, пусть и стихийно создаваемого.

О выборах

Bankir.Ru назначает модераторов разделов. Почему не проводятся открытые выборы модераторов? Не кажется ли вам, что это был бы более интересный вариант формирования корпуса модераторов?

На форуме уже проводилась попытка выбора модераторов, отвечает Ирина Сафронова, но данный опыт себя не оправдал.

«Мы пробовали, получилась откровенная ерунда, - согласен Romsan. – Модератор – человек, поддерживающий порядок, а не собиратель «своей компании». Выбранный будет чувствовать некое обязательство, долги… неуместные в данных обстоятельствах».

Модератор форума «Кредитование корпоративных клиентов» и «Розничное кредитование» Мария Сорокина считает, что в результате выборов не всегда модератором может стать самый профессиональный: «Им может стать самый активный и не всегда адекватный».

А вот редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов «Бухгалтерский учет» и «Налогообложение» портала Bankir.Ru Марина Корф полагает, что эксперимент с выборами, проводившийся на некоторых форумах, отчасти себя оправдал, и не исключает в дальнейшем его повторения.

На самом деле модератор выбирается путем голосования, утверждает ValentineS. Модератор выбирается при помощи постов-сообщений, которые публикует пользователь на ресурсе. «Если данные посты информативны, корректны, профессиональны и грамотны, то такой пользователь соответствует духу и идее ресурса, и вполне может быть модератором».

С обычными же выборами есть проблемы, уверен ValentineS. Если рассматривать модератора, как избранного пользователями, то нужно определиться с электоратом. «Если все решает простое большинство, то при отсутствии ограничения по числу голосовавших и их веса на форуме выборы превращаются в фарс, рулетку и прочие непредсказуемые явления, не соответствующие духу ресурса. Нужно понимать, что избранный электоратом должен будет представлять и защищать интересы. Но если электорат потребует разрешения ругаться матом под эгидой «мы же тебя избрали!», а избранный модератор им в этом откажет, сославшись на правила? Как тут быть? Получится, что избранный не такой уж и подходящий? И опять все не нравится?..»

Алексей Лаврищев полагает, что модератор - это не наградной статус, не знаменосец, не политик, не супергерой, а в первую очередь – рабочая лошадь. «Хороший модератор – это хороший дворник. Если кто-то думает, что бытие модератора – это праздник применения инструментов воздействия на пользователей, то он сильно ошибается».

Любая кандидатура модератора проходит «естественный отбор», подытоживает Татьяна Гордеева. «Если вы чувствуете в силы и возможности, то можете напрямую обратиться к администрации форума. Я думаю, что ваше предложение будет услышано и рассмотрено к обоюдному удовлетворению сторон».

Зачем им это нужно?

Сколько платят модераторам? Если не платят, то какой интерес у модераторов выполнять свою работу?

На первый вопрос все модераторы дружно ответили «нисколько», а на второй – «каждому – свое».

Ирина Сафронова: «Каждый модератор находит в этих обязанностях что-то интересное именно для себя. Единого определения «интереса для модераторов» нет».

Модератор форума «Налогообложение» Евгений Кивенко: «Это мое хобби. Может быть, несколько странное, но мне нравится работа модератора».

Татьяна Гордеева: «Лично мне интересно общение с тем контингентом людей, который сложился в нашем подфоруме. Опять-таки некоторый опыт работы позволяет оказывать помощь посетителям форума в различных вопросах по нашей специфике деятельности или направлять ход развития обсуждения в правильное русло, пресекая грубость или «забалтывание» темы, а также структурировать информацию по разделам, чтобы участникам дискуссии было легче находить интересующие сведения».

Руководитель программы сертификации, член Совета Института внутренних аудиторов, модератор форума Денис Малыхин: «По моему мнению, любому профессионалу (не важно – банковскому или из другой отрасли) для развития и поддержания квалификации и репутации абсолютно необходимо систематически участвовать в различного рода профессиональных конференциях, публиковать статьи в журналах, выступать публично. В том числе и прежде всего – на добровольческих началах. Разновидностью такой работы является позиция модератора интернет-форума».

Модератор форума «Валюта» (Клиентский зал), «Валютные операции» и «Кассовые операции» Роман Мозговой: «Модераторство – это, с одной стороны, интерес к профресурсу, а с другой – форма благодарности форуму за те нематериальные бонусы (в виде общения, друзей, информационной базы), которые в свое время позволили самому профессионально вырасти».

ValentineS: «Мой интерес – борьба с финансовой неграмотностью и бедами, которые она приносит. Просветительская деятельность и всё, что связано с ней».

Мария Сорокина: «Интерес – поделиться своим опытом и знаниями. Работа чисто волонтерская. Я модерирую форум уже 6 лет. Надоест – уйду. Но пока нравится».

Начальник юридического управления Международного торгово-промышленного банка, модератор подфорума «Персонал» портала Bankir.Ru Сергей Римша: «Лично для меня интересен Bankir.Ru с профессиональной точки зрения. Модерируя раздел «Персонал», например, принимаю зависящие от меня меры, чтобы на данном проф. форуме обсуждение профессиональных вопросов не скатывалось до банального флуда (для этого есть соответствующие разделы на нашем форуме), а человек, обратившийся с тем или иным вопросом, мог бы получить грамотный и аргументированный ответ. Или же сам его смог найти среди высказанных мнений специалистов. А без элементарного порядка это сделать трудно, т.к. самодисциплина присутствует не у всех посетителей форума».

НИКА: «Интерес – в профессиональном общении с коллегами, в возможности повлиять на организацию этого общения, сделать его более полезным, эффективным и комфортным».

Марина Корф: «Мне, например, было приятно получить приглашение Лапушинского, интересно использовать новые возможности. С удовольствием занималась классификацией тем – сейчас, к сожалению, руки до этого не доходят. Часто использую обсуждения с проф. форумов при написании статей и колонок. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех участников обсуждений: такой концентрации полезной информации по теории, и особенно практике банковской деятельности, как у нас на форуме, больше нигде не найти».

Wert: «Я считаю, что причины кроются в широком диапазоне: от наличия для некоторых какой-то власти до идеалистического понимания своей просветительской деятельности, как профи своего направления. Опять же, в чужой голове не покопаешься».

О посещаемости

Пожалуйста, расскажите, на сколько процентов снизилась аудитория форума за последние 1,5 года. Какая тенденция имеется сейчас?

В «Корпоративном кредитовании» существует своя специфика, отвечает Татьяна Гордеева. По ее словам, приток посетителей вызван, прежде всего, введением изменений в нормативные акты Банка России, регламентирующих процесс кредитования и резервирования. В остальное время обсуждаются текущие вопросы деятельности. Поэтому приток и отток аудитории носит волнообразный характер.

Роман Мозговой: «Честно говоря, никогда не следил за количественным составом аудитории форума. Стало меньше острых обсуждений и дискуссий, но тут вопрос не в количестве, а в качестве.

С одной стороны, такое снижение уровня или, если угодно, накала обсуждений вызвано некоторой стабилизацией законодательной базы. В период перехода на новое валютное законодательство (2004-2005 годы) на валютном форуме кипели нешуточные страсти. Отчасти и на кассовом три года назад при переходе со 199-П на 318-П было достаточно много споров. Когда же наиболее острые спорные моменты утряслись (в ходе обсуждения, а также после выхода разъяснений ЦБ по обсуждаемым вопросам), страсти улеглись. Сейчас по этим направлениям идет вялотекущее общение на профтемы, но без четко обозначенных спорных моментов.

Вопросы появляются постоянно, но, увы, все больше и больше их причиной становится не поиск некой «истины» или лазейки в нормативной документации, а банальное нежелание ее читать. Тенденция поиска ответа в сети без приложения каких бы то ни было собственных умственных усилий в последнее время только усиливается. Это, в свою очередь, отталкивает активных участников форума (и профессионалов в своей деятельности) от желания по десятому разу объяснять прописные истины. Порой такие, несомненно, ценные для форума люди покидают Bankir.Ru. А это, в свою очередь, снижает интерес к самому ресурсу. Приходится компенсировать какими-то новыми сервисами и проектами».

По мнению Алексея Лаврищева, в последнее время форум стал более профессиональным, что и вызвало некое «затишье». «Сейчас своего рода переломный момент, - говорит он. - Пользователи и модераторы определяются, в каком статусе они готовы работать на форуме. Пустой флуд уходит из узконаправленных тем».

Ни один информационный ресурс за свою жизнь, не может избежать времени, когда теряется часть аудитории, полагает wert. Так что не исключено, что за десятилетний период было время, когда аудитория Bankir.Ru снижалась.

По данным Ирины Сафроновой, за последние полтора года среднее количество посетителей форума увеличилось с 3,2 тыс. человек в день (в июне 2009) до 8,3 тыс. человек в день (в феврале 2011), количество показов – с 26 тыс. в день до 30,5 тыс. в день.

За этот же период в целом по порталу Bankir.Ru среднее количество посетителей увеличилось с 16 тыс. человек в день до 31 тыс. человек в день, среднее количество показов с 68 тыс. до 120 тыс.

С более подробной статистикой по форуму можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

Об эмоциях

Разумеется, без таких вопросов конференцию нельзя было бы считать удавшейся.

Останется ли через 2-3 года на форуме хоть один адекватный здравомыслящий модератор?Почему такая, казалось бы, нейтральная вещь, как финансовый форум вызывает столько эмоций? Почему столько агрессии в адрес модераторов со стороны некоторых участников?

В команде модераторов неадекватных людей нет, уверена Татьяна Гордеева. «Иногда бывает, что мы поддаемся настроению. Но мы все люди и тоже имеем право на ошибки».

Алексей Лаврищев: «Считаю себя адекватным здравомыслящим модератором. Лично мне как пользователю и как модератору форум очень полезен, поэтому уходить не собираюсь».

К сожалению, часть пользователей не понимает, зачем они пришли на форум, говорит Лаврищев, что им нужно, и самое главное – что они могут здесь получить и чего не могут. Из этого происходит их недовольство модераторским корпусом и миром вообще, полагает он. «Ну, например, что можно корректно ответить человеку, который пишет «Дайте мне какие-нибудь материалы по расчету процентных ставок. Очень нужно для диплома»? Или «Какими документами регулируется банковская деятельность?»

Модератор форума «Разговоры в обеденный перерыв» Елена Курочкина не видит трагедии в ротации модераторов: «Все течет, все меняется. На форуме – в том числе. Это не значит, что никому нет дела, когда уходят старожилы. Но и паниковать, наверное, не нужно. В конце концов, ни один из нас при регистрации не клялся в вечной преданности сайту и не обещал быть вместе навеки веков».

Romsan: «Здравомыслие и Адекватность – очень субъективные понятия. Тем более для интернета. Форуму 10 лет, и все 10 лет вопрос «Останется ли через Х лет на форуме хоть один YYY» всегда в списке лидеров».

Если противостояние модераторов и «юзеров» есть, то не вследствие каких-то особых требований к модераторам у администрации ресурса или принципов отбора, полагает Евгений Кивенко, а скорее вследствие столкновения характеров. «Во-первых, модератор – тоже человек, со всеми своими тараканами в голове. Во-вторых, часто модератор становится между двух огней – когда не он противостоит «юзеру», а «юзеры» противостоят друг другу – а модератор должен принять решение, принципиально не могущее устроить всех сразу».

Роман Мозговой: «Все люди разные, разный уровень эмоционального порога, культуры и отношения друг к другу. Проявление хамства и провокации – обратная сторона свободного доступа к «трибуне». Модераторы же всегда будут объектом нападок определенной части аудитории как представители администрации форума, старающейся не допустить анархии, а как-то (надо признаться, достаточно мягко) упорядочить обсуждение с целью продвигать и развивать Bankir.Ru как профессиональный ресурс. А разругаться вдрызг можно и на форуме флористов».

По мнению Дениса Малыхина, некоторые случаи агрессии в адрес модераторов – следствие двух факторов: а) сублимация подсознательного желания некоторых «юзеров» привлечь внимание общества и противоположного пола, б) непрофессиональная реакция некоторых модераторов на неадекватные поступки и слова «юзеров».

Марина Корф: «Не думаю, что это особенность именно нашего проекта. Точно такую же картину можно увидеть на любом форуме, от кактусоводов до вышивальщиц. Да, собственно, и в любом сообществе, не обязательно виртуальном. Всегда найдутся агрессивные, обиженные и оскорбленные. Но это и нормально, ни одно общество не может быть комфортным для всех. Забавно, когда такой «борец за правду», объявив с пафосом о своем уходе с Форума, очень скоро возвращается, несмотря на загнивание, жестокую цензуру и самодуров-модераторов. Хотя главное, на мой взгляд, достоинство Интернета – возможность избежать общения в среде, которая вам неприятна. Видимо, что-то держит».

Там где есть люди - эмоции будут всегда, уверен ValentineS. «Если не будет эмоций, то не будет людей. Это вещи неразрывные. Другой вопрос – умеет ли человек контролировать свои эмоции, или это эмоции контролируют человека. Ведь эмоции, по сути, есть то, что нам досталось от наших предков, которые ими и жили, то есть инстинктами. А ведь именно эти инстинкты-эмоции начинают выскакивать тогда, когда заканчиваются внятные аргументы против оппонента. Очень жаль, что некоторые забывают, что у них давно отвалился хвост, и они давно уже слезли с дерева, и вроде как ходят в галстуках-костюмах-платьях. Причем это относится и к модераторам и простым пользователям».

Наивно было бы считать, что на ответах модераторов конференция закончится. Дискуссия продолжается, и все желающие могут к ней присоединиться.

…И напоследок – мнение (даже, в некотором роде, эссе) одного из старожилов форума, модератора подфорума «МСФО» портала Bankir.Ru Константина Маркелова.

Попробую выразить своё личное мнение относительно тезиса, что «десять лет из одиннадцати скептики констатируют, что «форум загнивает»…

Это не будет мнением модератора, или мнением простого юзера, а моё личное мнение - участника форума Bankir.Ru с ником К_Маркелов. Заранее прошу меня простить, если кто-то увидит в моих строках свои написанные ранее мысли - значит, в этих вопросах наши позиции солидарны.

Попробуем перенестись на 11 лет назад, что называется, к истокам. Создание Bankir.Ru и форума при нем было как глоток свежего воздуха для всех, сопричастных к банковскому бизнесу. Главным образом, для менеджеров нижнего и среднего звена - старшим менеджерам в то время было просто не до интернета.

Попав на форум, человек выяснял, что можно задавать интересующие каждого вопросы, причём задавать, что называется, «анонимно и безнаказанно», то есть без опасения выговоров от начальства за некомпетентность или штрафов от регуляторов за непонимание. Понятно, что наряду со штатными «вопрошайками» появились и штатные «отвечайки»: и у юристов, и у кредитчиков, и у бухгалтеров, и у автоматизаторов. Контентный «жирок» на форуме нарастал очень быстро, и проф-общение в форуме было хорошим проф-трамплином для многих, кто не стеснялся высказывать свою точку зрения, был активен в обсуждениях. На форуме можно было быстро достичь признания и даже своего рода карьерного роста. То есть того, чего некоторым участникам так не хватало в повседневной жизни и в своей основной профессиональной работе.

Правда, случались и казусы – типа того, что модератор профильного форума после собеседования не принял на работу победителя конкурса «Банкир года». Правда, на момент собеседования никто из участников не знал о статусе и банкир.рушной деятельности другого участника беседы.

Участник, быстро поднявшись в обсуждениях до - скажем так - вершины собственной компетенции, мог блистать на этой вершине долго (от нескольких месяцев до нескольких лет), но...

Реальные карьерные успехи отставали от виртуальных, отвечать много раз на одни и те же вопросы становилось неинтересным, Участник не встречал вопросов, достойных своего внимания, и... начинал охладевать к форуму. Проф-звёзды, поднимающиеся наверх или сидящие на параллельных вершинах собственной компетенции, стали восприниматься не как друзья, или коллеги, а уже как соперники, И ответ на какой-то-там-вопрос эти друзья-коллеги-соперники дают неправильно, и отвечают не с таким азартом и правдорубством, как это Участник делал раньше... То есть для этого Участника (с реальным авторитетом и с реальными - в прошлом - заслугами) форум начинает если уж не «загнивать», то точно - портиться. Для особо нетерпеливых была (и есть сейчас) возможность уйти, хлопнув дверью, разругавшись со всеми вокруг... Чтобы через полгода «воскреснуть» под новым ником и начать новую виртуальную жизнь.

А то, что форум может меняться - об этом мало кто думает, особенно в минуту заслуженного признания (тем более - в мимолётную минуту). Однако виртуальная действительность оказалась по Льюису Кэрролу: и здесь, чтобы оставаться на месте (победителя) приходится бежать изо всех сил. А чтобы продвигаться вперёд - надо бежать в два раза быстрее.

Итак, примерно за год активной работы форума круговорот «новички - участники – профессионалы» сделал первый оборот, и в стане скептиков, говорящих про «загнивание форума» оказались недавние звёзды-профессионалы, заслужившие свою победу, но... так и оставшиеся рядом с ней - вместо того, чтобы идти вперёд, оглядываясь на честолюбивых новичков, которым ещё предстоит взять виртуальные проф-высоты. Затем – снова оборот банкир.рушного колеса, новые проф-звёзды, новые скептики (из бывших звёзд)... И так далее.

До бесконечности?

Отнюдь! Выход в том, чтобы соединить проф-реальность с виртуальной проф-деятельностью на Bankir.Ru. То есть в открытии «ников». Тогда и за свои слова как-то по- особому отвечаешь, и к своему проф-признанию относишься по-особому, не транжиришь по мелочам и пустякам. Тогда появляется уверенность в том, что по прошествии «бремени славы» уже не будешь говорить о том, что «форум портится и загнивает» - просто не на всё хватает времени...

А форум - он растёт, мужает, становится многограннее и интереснее и теперь уже никуда не денется - никто не отпустит...».