Виды незаконного обогащения за счет банков неисчислимы.

Начиная от банального похищения банкомата с помощью автокрана до заранее спланированного грабежа кассы банка или даже нападения на отделение с кувалдой в руках.

Чтобы несколько разнообразить уже порядком поднадоевшие сообщения новостных агентств, в китайском Университете иностранных наук как то раз даже поручили студентам придумать новый способ ограбления банка!

«Еще никогда мы не подходили к заданию с такой серьезностью, - рассказывал один из студентов. - В нашей команде каждый участник представил свой план, потом из всех мы выбрали лучший».

Но это – только «грубые» внешние способы, недостойные настоящих мастеров жанра! Ибо когда за дело берутся настоящие знатоки, то действуют они гораздо тоньше, а полученный ими доход несоизмерим с выручкой банальных громил. Да и кто может лучше всех знать слабые места родного банка как не его работники?

Вот и читаем мы в новостях, как сотрудники облегчили родной банк на десяток-другой миллионов рублей. Но, пожалуй, самым крупным российским случаем пока можно считать потери Сбербанка от действий сотрудников в трех его московских отделениях, которые оценивались в 35 млрд.руб. Впрочем, были похожие случаи и в других крупнейших банках. В Россельхозбанке лидера рынка догнать не смогли – глава краснодарского филиала банка обвинялся в хищениях 6 млрд.руб., а глава ростовского – всего-навсего 250 млн.руб.  Группа ВТБ выступила в этом соревновании пока более чем скромно – недавно сообщили о хищениях в результате плодотворной работы его сотрудников всего лишь 150 млн.руб. Забавный эпизод – фигурант дела перешел в Сбербанк с повышением, очевидно, как классный сотрудник, умеющий выполнять поставленные руководством банка планы по наращиванию кредитного портфеля!

Злоупотребления на суммы в 5-7 миллионов рублей вообще проходят малозамеченными. Зато бурные обсуждения вызывают новости о том, мог ли старший специалист банка обналичивать по 500 млн.руб. в день в тайне от руководства.

В чем же тут дело? Неужели банки не могут подобрать себе честных сотрудников?

Не секрет, что банкиры народной молвой относятся к одной из самых высокооплачиваемых профессий. Когда-то это так и было. В начале девяностых, когда все, кто хоть что-нибудь знал о банковской бухгалтерии, кредитах и вкладах, были нарасхват, первым банковским работникам платили очень неплохие деньги. Инфляция была запредельная, процентные ставки по кредитам – больше сотни процентов, и доходы банков были просто неприличными.

Затем ставки снизились, доходы банков упали. Одновременно «банкиров» стали готовить даже в железнодорожных ВУЗах. Наложившийся на все это кризис 1998 года с банкротством крупнейших российских частных банков и массовым увольнением их сотрудников привел к закономерному результату – в банках стали платить на уровне других коммерческих предприятий, а зачастую – и ниже.

А затем, с развитием сетей отделений крупнейших универсальных банков в первой половине десятилетия «нулевых», стране стало нужно много банкиров. Ну просто – очень много. При том, что платить огромные деньги за содержание масштабных сетей отделений банки были уже не готовы. Выход был найден в максимальной унификации всех банковских процессов, когда от мнения конкретного работника низшего и среднего звена уже мало что могло зависеть. А поскольку зарплаты этого звена также ощутимо снизились, то именно такое разграничение полномочий стало предупреждать возможные пути к злоупотреблению служебным положением. Ведь эти системы были скопированы с западных банков, столетиями занятых наилучшим решением вопроса! Они-то не могли ошибаться!

Как оказалось позже - могли. Банкротства одних крупнейших мировых банков и многосотмиллиардная помощь государств другим во время последнего кризиса показали, что на самом деле все современные системы разграничения полномочий и защиты от злоупотреблений шутя обходились не гениями – рядовыми западными банковскими клерками. Один пример всефранцузского любимца Жерома Кервьеля чего стоит! И ладно бы отличился один Жером – напротив, кризис выявил множественные нарушения в работе столпов мировых финансов!

Вот и в России банковские работники распоряжаются сотнями миллионов и миллиардами рублей, а получают – сущие гроши. В регионах зарплаты директоров допофисов или начальников отделов филиалов банков топ-30 начинаются с 30 тысяч рублей. И это при объемах вкладов и кредитных портфелей в миллиарды!

Результат не заставил себя долго ждать. Повысить свои доходы можно было двумя способами – перевыполнив спущенный из центрального офиса план, который с каждым годом имел все меньше общего с реальностью, или получив солидное повышение по службе. Высокая текучка, когда стало считаться бессмысленным работать на одной должности более года, стала в банках обычным делом. С очевидной «пользой» для самих банков.

Также появилось немало сметливых ребят, смекнувших, что старая пословица «На чем сидим – то и имеем» вовсе не устарела, и содержит в себе вовсе не описание явления, а прямое руководство по повышению личных доходов!

Безусловно, я не знаю (да и не очень хочу знать) подробностей каждого конкретного случая. Но прекрасно представляя, как должна работать внутренняя система проверок в банках, я уверен, что во многих случаях, ставших достоянием прессы, не обошлось без внутренней круговой поруки. При этом родное отделение облегчается на некоторую сумму денежных средств в результате сговора сотрудников. Что, кстати, обычно весьма затруднительно и без молчаливого согласия его топ-менеджеров. Ведь по народной мудрости рыба обычно гниет с головы!

При этом перечисление только возможных видов нарушений займет несколько страниц. Выдача кредитов на подставных лиц, кредитование собственных фирм с нарушением всех возможных внутренних положений, махинации с наличной валютой, злоупотребления при ремонте отделений, при столь популярном сейчас ребрендинге… Даже на закупке обычного мыла, туалетной бумаги и канцтоваров для сотрудников можно при определенном умении сколотить себе капиталец!

Есть ли выход их сложившейся интересной ситуации, когда основную опасность для банка стали представлять его сотрудники?

Я думаю, что одним повышением зарплат и мер внутренней безопасности (часто доходящих до болезненной паранойи) дело не решить. Лишь возвращение к рядовым сотрудникам банков ощущения собственной значимости, гордости за свою профессию (и вовсе не потому, что в ней много платят), а также общественного уважения имеет, на мой взгляд, определенные шансы на успех.