Видеорегистратор

В Массачусетском технологическом институте при поддержке Bank of America действует лаборатория Center for Future Banking. Одна из разработок лаборатории — система видеорегистрации, которая позволяет фиксировать и анализировать поведение клиентов в офисе: как они передвигаются и реагируют на информационные стенды, что привлекает их внимание и т.д. Такие системы уже в ближайшее время станут незаменимым инструментом изучения клиентских предпочтений и совершенствования эргономики банковских отделений.

Видеоконсультант

На Западе ряд банков уже несколько лет используют видеосвязь по технологии Skype для общения с клиентами. В продолжение идеи стали появляться видеокиоски. Такой киоск представляет собой будку круглосуточного доступа (открывается и закрывается с помощью банковской карты), зайдя в которую клиент может не только пообщаться с сотрудником видеоконтакт-центра, но и получить необходимые документы — их распечатает встроенный принтер.

Повсеместное внедрение видеоконсультаций в банковских офисах позволит оптимальным образом использовать персонал, снизить время ожидания клиентов и повысить контроль над качеством обслуживания, поскольку все разговоры сотрудников с посетителями будут записываться.

Интерактивная витрина

Информационные стенды в скором времени должны уйти в прошлое. Их заменят большие мониторы с сенсорными экранами.

С их помощью посетители смогут не только получать интересующую информацию (при этом банк узнает, что же его клиентов действительно интересует), но и заполнять какую-то часть документов, экономя время себе и персоналу.

Интерактивные витрины в антивандальном исполнении будут использоваться для внешнего размещения, что станет важной частью маркетинговой политики банков.

Тачскрин—стол

Уже несколько лет зарубежные банки устанавливают в своих отделениях тачскрин-столы Microsoft Surface, благодаря которым посетители могут знакомиться со всеми продуктами и сравнивать условия. Большая поверхность и сенсорный экран делают этот процесс гораздо более удобным, чем даже с использованием персонального компьютера.

В России такие столы стоят в экспериментальном «офисе будущего» Сбербанка.

Биометрическая камера

В этом же экспериментальном офисе «Сбера» тестируются терминалы с биометрической 3D-камерой. Подойдя к терминалу, посетитель увидит на мониторе свой объемный портрет, после чего он сможет ввести персональные данные. Конечно, до мгновенной идентификации граждан по радужной оболочке глаза, как было показано в фильме «Особое мнение», пока далеко, но развитие биометрических технологий резко расширит возможности по продвижению персонализированных финансовых сервисов.

Планшеты для ЭЦП

Для полноценного обслуживания клиентов в удаленном режиме не обойтись без внедрения электронной цифровой подписи. Осенью 2010 года компания Wacom, мировой лидер в разработке графических планшетов, выпустила специализированное устройство для электронной подписи Wacom STU-520. Специалисты предрекают, что оно произведет настоящую революцию на рынке.

Планшет позволяет следить за созданием подписи в реальном времени — пока клиент расписывается. Помимо координатного разрешения пера определяются сила нажатия на перо и скорость его движения. Эти параметры можно использовать для создания индивидуальных биометрических профилей. Таким образом, цифровые подписи будет почти невозможно подделать — в отличие от сделанных на бумаге.

Вендорный аппарат

В будущем, аналогично тому как давно уже продаются шоколадки и напитки, банки станут продавать через автоматы коробочные продукты: дебетовые, кредитные и подарочные карты, а также пакеты услуг. Понятно, что без визуальной идентификации клиента и его документов возможна реализация лишь подарочных карт, да и то суммой до 15 тыс. рублей. Но объединение такого аппарата с планшетом для ЭЦП и видеоконсультантом позволит поставить продажу коробочных решений на конвейер.

Терминал для интернет—банкинга

В России на каждом углу стоят платежные терминалы. При этом в ряде европейских стран уже привычными стали терминалы для пользования интернет-банкингом (ИБ). Во-первых, доступа в Интернет в нужный момент может попросту не быть. Во-вторых, даже если он и есть, — например, в мобильном телефоне, то, скорее всего, медленный, да и на маленьком экране работать с ИБ очень неудобно. Так что подход разумный — тем более для России, где с доступностью Интернета дела обстоят гораздо хуже, чем в Европе.

NFC

Уже несколько лет назад MasterCard анонсировал карточку PayPass. Специальные терминалы списывают с карты стоимость покупок дистанционно — физический контакт и дополнительная авторизация не требуются, — что позволяет резко сократить время обслуживания покупателей в магазинах. В России данные карты на базе технологии NFC до сих пор не получили сколько-нибудь серьезного распространения.

В 2010 году первым эмитентом карт PayPass стал Московский индустриальный банк. Одной их причин, побудивших его к этому, стала совместная программа с одним из вузов. В рамках программы должно быть выпущено около 15 тыс. карт, которые одновременно станут выполнять функции пропуска и электронных читательского билета, зачетки, обходного листа и т.д.

Бесконтактные транспортные карты можно пополнять в терминалах «Элекснет», о пилотных проектах с использованием NFC заявлял Сбербанк. Думается, что в 2010–2011 годах начнется период бурного роста популярности данной технологии в нашей стране.

Мобильный картридер

Один из создателей социальной сети Twitter Джек Дорси в 2009 году анонсировал свое новое детище — устройство Square. Это крохотный картридер (размеры устройства 2,5 х 2,5 х 3 см), который подключается к сотовому телефону через разъем для наушников. Идея в том, что с помощью Square принимать к оплате банковские карты сможет кто угодно — даже бабушка, торгующая семечками на улице, если уж пользоваться российскими образами.

Устройство раздают бесплатно, компания зарабатывает, взимая комиссии за услуги эквайринга. Разумеется, в России она самостоятельно работать не может, но тот отечественный банк, который добьется эксклюзивного партнерства, если не заработает на этом кучу денег (спрос, скорее всего, окажется невысоким — в нашей стране небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели предпочитают «нал»), то, безусловно, создаст себе репутацию современного и высокотехнологичного.