Хорошо, что банкам наконец-то стали давать понятные имена.

Ведь раньше с этим делом был полный кошмар. Банки все как один спешили назвать себя в духе Урюпинскпромстройторгбанк, сокращенно – УПСТБ.

Зато сейчас – загляденье. Связной Банк, Мой Банк… А с недавних пор – даже Бюро финансовых решений «Пойдём!»

Герой нашего сегодняшнего рассказа – банк «Пойдём!» - к новой жизни готовился еще с 1993 года. Подбирал себе имя получше - и так примерит, и этак. Сначала - АКБ ГАЛС-БАНК, потом – ОАО Инвестиционный Городской Банк. И вот, наконец, под самый новый 2011 год, Центробанк РФ зарегистрировал последний вариант названия - ОАО Коммерческий банк «Пойдём!».

Впрочем, новым именем дело не ограничилось. Речь идет о полной смене имиджа, дизайна и формата работы! Но – обо всем по порядку.

По словам топ-менеджмента банка, сначала было решено выделить экспресс-розницу из департамента Пробизнесбанка, затем – был сформирован департамент экспресс-кредитования и создан бренд «Пойдём!», а в конце для этих целей был приобретен небольшой новосибирский «Инвестиционный городской банк», проведен его ребрендинг, а головной офис банка получил столичную прописку.

Сейчас идет передача бизнеса экспресс-кредитования Пробизнесбанка – около 100 отделений в 45 городах России – на баланс банка «Пойдём!». В итоге банк «Пойдём!» станет розничным банком финансовой группы «Лайф» российского масштаба. Затраты на ремонт одного офиса составили, по словам топ-менеджмента банка, около 1,5 млн. руб. Весьма недорого, особенно с учетом того, что ремонт в отделениях все равно периодически делать необходимо.

Для ребрендинга была приглашена британская компания QuickHeart и один из лучших мировых специалистов Майкл Вульф, имеющий отношение к знаменитым ребрендингам «Билайна» и «МТС» (впрочем, об удачности последнего можно спорить).

Нельзя сказать, что было сделано открытие мирового масштаба. Скорее, речь идет об адаптации мировых тенденций к условиям России. Об аналогичной компании я писал ранее – речь тогда шла о «Связной Банк».

Но на самом деле, один из первых банков в мире, который решил превратить свои отделения в подобие магазина услуг, это, конечно, Umpqua Bank в уже далеком 1994 году. Банком тогда был полностью изменен формат отделений. Получилось нечто, сочетающее черты магазина продуктов, кафе и клуба - в банке продают поделки местных умельцев, книги и компакт-диски. Женщины прямо в отделениях в уютных креслах вяжут свитера, можно попить кофе,  посмотреть футбол на огромном экране, проходят вечера танцев и концерты рок-групп. Результат смелого эксперимента – активы банка за 15 лет возросли в 65 раз, и банк занял 13-е место в рейтинге ста лучших компаний 2008 года журнала Fortune.

Подробно рассмотреть оранжевых кошек, новую символику, а также как она смотрится на фирменных аксессуарах «Пойдём!», можно на форуме дизайнеров. Оформление офисов внутри решено в весьма ярком стиле, с огромными оранжевыми цветами, нарисованными прямо на стенах. А иногда у офисов банка бывают и колоритные соседи.

Очень интересно сравнить дизайн отделений и аксессуаров Umpqua Bank и «Пойдём!». При общей схожести подхода налицо качественная адаптация дизайна к особенностям России. При этом бросается в глаза, что банк из далекой Орегонщины в дизайне делает упор на современную технику и высокие технологии, а российский банк – на атмосферу уюта.

Банк экспериментирует и с формой кредитного анализа. От скоринговой модели банк перешел к принятию решения менеджером банка после беседы с клиентом. Пока отзывы о результатах положительные. Вот только мне не совсем понятно, за что в таком случае отвечает менеджер – за выполнение плана по выдаче ссуд, за размер просрочки или за то и другое вместе?

А условия некоторых кредитов вызывают удивление даже большее, чем дизайн отделений. Например, кредит «До получки» на сумму от 1 до 10 тыс. руб. сроком до 30 дней под… «15% за установленный в кредитном договоре срок кредита»!

На менеджерах стоит остановиться особо. Их банк набирал заново, причем - только девушек. Одним из обязательных условий было отсутствие опыта работы…  в банке! Чем-то такой критерий напомнил мне объявления начала 90-х «Требуется продавец без опыта работы в советской торговле». Неужели и сейчас в розничных банках все так грустно с сотрудниками?

Если дизайн отделений кажется мне весьма интересным, то вот с новым названием банкиры, похоже, перемудрили. Представляете, как слово «пойдем» будет склоняться в разговорной речи? Да и в рекламе не каждый поймет, что речь идет о банке. Впрочем, плакаты с фотографиями кредитных менеджеров и слоганом «Скорее всего я скажу Вам «да». (Но речь идет только о кредите)» наверняка произведут неизгладимое впечатление на мужскую половину населения российской глубинки!

Похоже, скоро нас ждет эпоха понятных и легких не только банковских услуг, но и названий. Однако хорошие бизнес-идеи легко подхватывают и развивают. Причем не только банки, но и бизнес-сообщество. И если какой-нибудь предприимчивый «малый бизнесмен» переименует соседнюю забегаловку из просто «Трактира» в «Бюро питейных решений «Нальем!», то жизнь станет, может, и не лучше, но точно – веселее!