Весь прошлый год предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН), готовились к увеличению налоговой нагрузки. Замена единого социального налога на страховые платежи во внебюджетные фонды привела к тому, что с 1 января 2011 года «упрощенцы» должны платить государству 34% от фонда оплаты труда (вместо 14%).

Нельзя сказать, что предприниматели сидели, сложа руки. О том, что увеличивать налоговую нагрузку на малый бизнес неразумно и нелогично, в последние годы не говорил только ленивый. Общественные организации пугали власти сокращением штатов, ростом себестоимости продукции и уходом в тень заработной платы в сфере малого предпринимательства.

Но на другой чаше весов был дефицит средств внебюджетных фондов, прежде всего пенсионного - и эта чаша перевесила. С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, регулирующий исчисление и уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, а глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса утратила силу.

В 2010 году действовали пониженные ставки страховых взносов (14% для организаций и предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД), но с 1 января 2011 тарифы резко возросли. Однако для некоторых категорий плательщиков на период 2011 – 2014 года был предусмотрен постепенный переход к общему размеру отчислений, изложенный в статье 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

В марте 2010 года на инновационном форуме представителей малого и среднего бизнеса, проводимом общественной организацией «Опора России», премьер-министр Владимир Путин пообещал сохранить ставку страховых взносов «для высокотехнологичных предприятий» на уровне 14%.

30 ноября в своем послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев поручил подготовить законопроект о более плавном увеличении страховых взносов для малых предприятий «в производственной и социальной сферах»: в 2011 и 2012 годах они должны платить взносы по ставке 26%, тогда как остальной бизнес – по ставке 34%.

И все заверте…

1 декабря Владимир Путин поручил Минздраву в ускоренном порядке подготовить законопроект, разъясняющий, какие именно предприятия смогут воспользоваться льготным периодом.

3 декабря помощник президента Аркадий Дворкович провел с заинтересованными ведомствами совещание по концепции проекта.

7 декабря Минздрав разослал на согласование в ведомства спешно подготовленный законопроект о щадящем повышении страховых взносов для малого бизнеса, занятого в производственной и социальной сферах. Как писал «Коммерсант», льготы предполагалось предоставлять по закрытому перечню из 17 видов экономической деятельности. При этом вне списка оставались большинство предприятий, оказывающих услуги населению, в том числе общественное питание и перевозка пассажиров. Причем льготы распространялись только организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих «упрощенку».

15 декабря законопроект № 472509-5 «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в части установления пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), разработанный группой депутатов от «Единой России», был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы.

Перечнь льготируемых видов деятельности к этому моменту вырос до 26-ти. В частности, в него вошли организации, занимающиеся строительством, транспортной деятельностью и предоставляющие услуги автосервиса.

17 декабря появилась новая редакция законопроекта. Перечень попадающих под льготную ставку видов деятельности был увеличен с 26 до 36. 21 декабря заключение на законопроект выдало Правительство Российской Федерации, а сам документ был рассмотрен Государственной Думой сразу в трех чтениях.

22 декабря закон поступил в Совет Федерации, 24 декабря он был одобрен и направлен президенту. 28 декабря Дмитрий Медведев подписал закон, получивший номер 432-ФЗ.

31 декабря документ был опубликован в «Российской газете», и с 1 января 2011 года вступил в силу.

Понятно, что при такой скорости принятия качество документа не могло не пострадать. Так, в спешке депутаты забыли пересчитать сумму бюджетных потерь, связанных с увеличением перечня видов деятельности, на которые распространяются льготы (78,5 млрд. руб. в 2011 году и 86,4 млрд. руб. — в 2012 году).

Список льготируемых видов деятельности, который в первом чтении законопроекта заканчивался на пункте «ы) представление персональных услуг», в окончательном варианте вырос до пункта с удивительным обозначением «я-7». В него вошли, в частности, такие формулировки, как «ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования», «деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» и «управление недвижимым имуществом» (интересно, это производственная сфера или социальная?).

Пункт «производство различной продукции, не включенной в другие группировки» фактически свел на нет все попытки определения льготных сфер производства, так как в соответствии с ним выпуск любой продукции попадает под ставку взносов 26%.

Особый интерес и недоумение у депутатов вызвал пункт «деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением клубов)».

Несмотря на множество вопросов к законопроекту, имеющихся у депутатов, в итоге документ набрал 448 голосов из 450 возможных. Видимо, с расчетом на то, что все равно придется вносить поправки.

Предприниматели же в итоге все равно остались недовольны. Во-первых, 26% - это куда хуже, чем прежние 14%. Во-вторых, через два года ставка будет 36% для всех. В-третьих, под льготный режим не попало основное направление деятельности предприятий малого бизнеса – торговля.

Как отреагируют владельцы бизнеса на увеличение страховых взносов, предсказать нетрудно: снизят «белые» зарплаты, и без того составляющие не слишком существенную долю в общем объеме выплат работникам.

Так что получат ли внебюджетные фонды ожидаемый приток средств – это еще вопрос.