У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Владимир Маяковский. «Кем быть?»

В третьем классе, когда нам задали сочинение на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту», я написала, что хочу стать строителем. Это была, конечно, наглая ложь; просто попались под руку красивые картинки с подъемными кранами и белозубыми мужчинами в касках (почему-то сочинение должно было быть иллюстрировано), а признаваться в том, что мечтаю стать следователем по особо важным делам, или, в крайнем случае, писать детективные романы, я как-то постеснялась.

Так вот, на фоне космонавтов, геологов и прочих актрис моя прикладная специальность выглядела очень даже неплохо. Во всяком случае, свою пятерку я честно заработала.

Покинув стены политеха с дипломом по специальности «инженер-экономист» (далеко не красным, правда), я не пошла ни в инженеры, ни даже в экономисты, а оказалась почему-то в банке, где мне не пригодились ни теория вероятности, ни сопротивление материалов, ни начертательная геометрия. Да даже элементарные логарифмы не пригодились, чего уж там.

Как в банках встречают новичков – сами знаете. В лучшем случае это будет «делай, как я», в худшем – «вот тебе платежки, ксерокс в том углу». Мне повезло, и практическую основу профессии операциониста я освоила довольно быстро.

С теорией все было гораздо хуже. Ее пришлось изучать гораздо позже и самостоятельно; правда, вовсе не для повышения коэффициента полезного действия на ниве банковского труда, а при подготовке к лекциям по специальности «Банковское дело», которые я зачем-то согласилась почитать (зато окончательно убедилась, что чукча – писатель).

Возможно, мне просто не повезло со студентами. Действительно жаждущих знаний среди них было процентов пять. И еще я никогда не могла понять, куда деваются по окончании института сотни выпускников с дипломами банковских специалистов. Не в банки – это точно. Ну, разве что эти упертые пять процентов, считающие банковское дело своей путеводной звездой, в конце концов оказывались за заветной дверью.

Были, разумеется, и банковские семинары… впрочем, о них я уже писала.

Короче говоря, до последнего времени мое отношение к существующим образовательным процессам в области подготовки банковских специалистов было довольно скептическим; участие в этих процессах и в качестве обучаемого, и в качестве обучающего как-то не вдохновляло.

Так вот, я была неправа! Теперь все будет иначе. Гораздо лучше.

Потому что не далее как 14 апреля 2010 года Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило Приказ № 345 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 080110.02 Контролер сберегательного банка».

Пусть вас не пугает словосочетание «сберегательный банк»; областью профессиональной деятельности выпускников данной специальности является «выполнение кассовой работы, прием платежей и депозитное обслуживание в национальной и иностранной валютах в организациях кредитной системы». Так что рассчитывать на подготовленных по этой программе специалистов может не только Сбер.

Справедливости ради, следует отметить, что в настоящее время «Контролер сберегательного банка» – единственная специальность в банковской сфере, удостоившаяся разработки собственного образовательного стандарта. Возможно, это связано с традициями советского госбанка (и слово «сберегательный» на это намекает, кстати) – в его отделениях не было никаких там ИТ-шников, аудиторов и прочих антилегализаторов. А может, это только начало, и Минобрнауки уже готовит пакет стандартов на «кредитных инспекторов», «составителей банковской отчетности» и «специалистов по контролю кассовой дисциплины индивидуальных предпринимателей», не к ночи будет сказано.

Так вот, о стандарте. Внимательно его изучив, я поняла, что таким, как я, в банках скоро делать будет нечего. В связи с катастрофическим падением конкурентоспособности. Потому что, пройдя всего лишь за 43 недели (при очной форме получения образования, в том числе 2 недели - каникулы) этот курс обучения, вчерашний школьник станет «Универсальным солдатом» в исполнении Жан-Клода Ван Дамма. Как минимум.

Вот лишь некоторые «общие компентенции», которыми должен обладать выпускник по данной специальности:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- работать с клиентами, используя базовые знания делового русского и иностранного языков и учитывая межэтнические и этнические различия.

А это отдельные «профессиональные компетенции»:

- выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции;

- выполнять и оформлять операции с памятными монетами и драгоценными металлами;

- осуществлять контроль кассовых операций;

- выполнять и оформлять операции с наличной иностранной валютой и чеками;

- консультировать клиентов по депозитным операциям;

- выполнять и оформлять операции по привлечению во вклады драгоценных металлов.

Образовательная программа, кроме общего и профессионального разделов, предусматривает также курсы физической культуры, учебную практику (производственное обучение), производственную практику и аттестации. В курс входят разделы «Безопасность жизнедеятельности» и освоение основ военной службы (!).

Между делом, студентов (или как их там в техникумах называют) научат применять правила делового этикета, поддерживать деловую репутацию, соблюдать культуру речи при устном и письменном обращении, пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения (ой, хочу, хочу!), выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке, налаживать контакты с партнерами и организовывать рабочее место.

Они освоят этику деловых отношений, основы деловой культуры, основы психологии, а также основы управления и конфликтологии.

Их научат составлять и оформлять различные виды документов, оформлять номенклатуру дел и формировать дела в соответствии с номенклатурой, осуществлять организацию работы с документами и использовать офисную оргтехнику.

Они смогут оперировать понятиями и категориями денежной, кредитной и финансовой сфер, рассчитывать денежные агрегаты (о боже) и анализировать показатели, связанные с денежным обращением, анализировать структуру государственного бюджета и источники финансирования дефицита бюджета.

Они узнают законы денежного обращения, виды и функции денег, особенности построения денежных систем, структуру кредитной и банковской системы, основы денежно-кредитной политики государства, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства.

Они научатся оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать и предлагать пути решения правовых проблем, составлять отдельные виды хозяйственных договоров, ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву, составлять документы аналитического учета и анализировать содержание документов синтетического учета.

Но и это еще не все! Что скажете об организации и проведения мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций, профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту, использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения, применения средств пожаротушения, оказания первой помощи пострадавшим?

А как насчет владения способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и в экстремальных условиях военной службы?

Эти люди будут знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России!

Короче, там еще много всего такого.

И это, заметьте, только начальное профессиональное образование. И только контролер. Что же дальше-то будет?

Нет, пора уже мне, пожалуй, заняться детективными романами.

А вот просто интересно, до какого возраста принимают в техникум?..