Ненадежные заемщики снова в строю

Держателям кредитных карт по-прежнему удается управлять своими задолженностями и вовремя вносить платежи. Такую картину продемонстрировали показатели отчетов, опубликованных  на минувшей неделе крупнейшими американскими эмитентами кредитных карт.

Представители Bank of America Corp, JPMorgan Chase & Co, Discover Financial Services Capital One Financial Corp и American Express Co заявили, что в ноябре объем просрочки упал до минимального уровня в этом году.

Просроченные платежи являются первым признаком проблем с оплатой счетов у клиентов и будущих убытков. Стабильное снижение объема просрочек в этом году указывает на то, что худшая часть финансового кризиса для американских потребителей миновала.

Как сообщают Reuters и Bloomberg (со ссылкой на Associated Press), потребители также избегают увеличения задолженности по кредитным картам даже по время праздничного сезона покупок, то есть в течение некоторого времени у кредиторов ожидаются проблемы с восстановлением бизнеса. По данным опроса, проведенного America's Research Group и UBS, лишь 16,3% потребителей воспользовались кредитной картой в «черную пятницу». Этот показатель оказался меньше прошлогоднего в 30,9% и является рекордным минимумом.

Наиболее резкий спад объема списаний зафиксировало кредитно-карточное подразделение Citigroup Inc., Citibank, уровень списаний в котором снизился с 10,27% всего объема задолженности в октябре до 9,40% в ноябре.

За прошедший месяц American Express Co. списала 4,4% задолженности, что меньше 4,7%, списанных за предыдущий месяц. Уровень невыплат снизился с 2,3% до 2,2%. После прекращения кредитования всех клиентов, кроме состоятельных потребителей, которые полностью погашают задолженности ежемесячно, компания остается рассчитывать на прибыль подразделения по процессингу транзакций.

Представители Discover Financial Services отчитались о падении уровня невыплат с 4,34% до 4,15%, в то время как общий объем убытков снизился с 6,83% до 6,72%, а в Bank of America Corp., где этот уровень списаний считается одним из худших в стране, – с 10,15% до 9,92%. Уровень невыплат в Bank of America упал в ноябре с 5,6% до 5,47%.

В целом по индустрии уровень списаний достиг пика во втором квартале этого года при 10,66% всего объема задолженности. За два года до рецессии этот уровень в среднем составлял 3,82%.

Два эмитента карт, тем не менее, сообщили о небольшом увеличении объема списаний. Capital One Financial Corp. зарегистрировала увеличение этого показателя с 7,26% в прошлом месяце до 7,56% в ноябре, а количество безнадежных счетов снизилось с 4,45% до 4,26%. Кредитно-карточное подразделение JPMorgan Chase & Co. сообщило о месячном приросте объема списаний с 7% до 7,34%. Правда, при этом в компании зафиксировали снижение уровня невыплат – с 3,81% до 3,68%.

Однако Джефф Хиббс, аналитик Moody's Investors Service, не считает это увеличение поводом для беспокойства, так как в любом из крупных банков время от времени наблюдаются подобные резкие скачки.  

Основной причиной движения к улучшению называют тот факт, что за последние два года эмитенты кредитных карт уже списали задолженности со счетов самых ненадежных заемщиков.

Гораздо важнее, что уровень невыплат – показатель количества потребителей, не производящих выплат по задолженностям – в ноябре продолжил снижаться, что указывает на еще меньшие списания в последующие месяцы, считает Хиббс. Неизвестно, подтвердятся ли подобные прогнозы, так как после трехлетнего спада банки снова пытаются оживить кредитно-карточный бизнес, принесший им громадные прибыли до того, как финансовый кризис погубил кредитные оценки стольких американцев.

Увеличение количества предложений о выдаче кредитных карт, на которое недавно обратила внимание газета The New York Times, авторы статьи связывают с тем, что банки возобновили рассылку таких предложений и среди ненадежных заемщиков, которых они избегали еще полгода назад. Но, в отличие от «времен бума», когда банки «одобряли» займы чуть ли не всем и каждому, сейчас они устанавливают более строгие правила, чтобы застраховаться от повторной волны убытков.    

Возобновление выдачи кредитных карт дает потребителям возможность восстановить утраченное доверие и обрести удобство оплаты пластиковой картой, однако не все так просто: по новым картам взимаются более высокие проценты и годовые комиссии.

Как отметил Джон Альцгеймер со SmartCredit.com, кредитные организации «осторожно возвращаются к заемщикам в зоне риска». При возобновлении кредитования рискованных заемщиков кредиторы выходят за рамки стандартных кредитных оценок на основании теории о том, что некоторые люди, имеющие вроде бы равные кредитные риски на поверхности, могут отличаться своими привычками в расходах или иным поведением, что сказывается на их способности своевременно вносить платежи по кредитным картам.

Консультанты индустрии разработали новую, более подробную классификацию заемщиков и изобрели новые категории для описания различных заемщиков с одинаковыми кредитными рейтингами. К группе «стратегических неплательщиков» относятся заемщики, чьи кредитные рейтинги пострадали, потому что они отказались от выплат по ипотеке, когда стоимость жилья упала ниже цены займа. Эти заемщики сделали неверную ставку на недвижимость, но могут оказаться благоразумными клиентами, так как они прилично зарабатывают. Подобным образом и категория «первичных неплательщиков» включает тех, кто когда-то имел высокий кредитный балл, но испытывал финансовые трудности во время рецессии. Обычно такие заемщики не вносят платеж по какому-нибудь кредиту из-за потери работы, а не из-за слишком большой долговой нагрузки.  

Существуют также «нестабильные плательщики», которые погашают своевременно только часть платежей; «злоупотребляющие», не погашающие задолженность намеренно; а также «бедствующие заемщики», у которых попросту нет денег на выплату займа. Цель состоит в выделении последних групп, чтобы идентифицировать потребителей с испорченными кредитными баллами, но все еще способных на выплату кредита. По словам Брэда Джолсона, глава компании FICO, кредиторы хотят доказать себе, что «больший риск того стоит».

Такой подход к оценке риска неплатежа показателен для проблемы, с которой сталкиваются многие банки, покалеченные кредитным кризисом: они отчаянно хотят возобновить рост, но память о близком банкротстве заставляет их беспокоиться о чрезмерных рисках. По данным Oliver Wyman Group, с 2007 года убытки банков по кредитным картам составили $189 млрд., то есть довольно приличную часть  общего объема кризисных потерь. Чтобы приостановить убытки, банки предлагали новые кредитные карты только самым состоятельным клиентам. В то же время, более 8 млн. клиентов прекратили пользоваться кредитными картами, то есть, иначе говоря, «затянули пояса».

Это оказало серьезное влияние на прибыли кредиторов: если раньше кредитные карты давали банкам четверть прибыли, то сегодня таких доходов уже нет, и кредиторы стремятся их компенсировать. Теперь, когда убытки стабилизировались, кредиторы начали оживлять этот сектор и вновь рассылать кредитные карты рискованным заемщикам.

За третий квартал HSBC отправил таким заемщикам более 16 млн. предложений кредитных карт, Citigroup - 14 млн., а Discover - 10 млн., то есть в сравнении с этим же периодом прошлого года объем рассылки увеличился в десять раз. По данным Synovate Mail Monitor, Capital One увеличила рассылку в пять раз, до 22 млн. предложений.

Многие из новых карт для рискованных заемщиков сразу имеют более высокие процентные ставки и годовые комиссии, так как новые федеральные законы ограничивают возможность менять условия договора после начала невыплат. Например, Capital One предлагает карты для небогатого сегмента с 18-процентной ставкой и годовыми комиссиями, достигающими до $50.

В целом кредитные организации разошлют около 2,5 млрд. предложений по выдаче карт, однако все же большая часть этого потока предназначена для состоятельных клиентов. В пиковом 2005 году общий объем рассылки превышал 6 млн. предложений. К заемщикам с испорченной кредитной историей отправляется только 17% от общей массы; в 2007 году их доля составляла 39%, а в конце 2009 года сократилась до 7%.

В ответ на эту карточную кампанию 4% из этих рискованных заемщиков подают заявку на выдачу карты. Это в 10 раз превышает обычный уровень реакции в данной группе, хотя частичным объяснением этому может быть отсутствие предложений в течение двух последних лет.

Банки пытаются вернуть клиентов в отделения

Пытаясь получить конкурентное преимущество в условиях радикальных перемен на рынке, банки стремятся возродить традицию обслуживания клиентов в отделениях.

Новое законодательство приведет к существенному снижению прибыли от дебетовых и кредитных карт, так что для возмещения потерянных миллиардов банки стараются выжать из клиентов как можно больше, то есть убедить каждого из них пользоваться более широким набором услуг, включая ипотеку и управление капиталом. Кроме того, клиенты по-прежнему предпочитают принимать жизненно важные решения при личном обращении в банк.

Washington Post со ссылкой на Associated Press рассказывает о последних стратегических мерах крупнейших участников индустрии.

Citi. На минувшей неделе банк торжественно открыл первое «флагманское» отделение в Нью-Йорке по аналогии с азиатскими аутлетами, использующими технологии «умного банкинга». Об этом также рассказывают газета The Wall Street Journal и портал Finextra. Новый офис банка площадью около 10000 квадратных футов оснащен длинными современными столами с лэптопами и десктопами для самообслуживания, стойку для операционистов, похожую на гостиничную, большие мониторы с сенсорными экранами и банкоматами с возможностью видеоконференции. Большую часть технологий банк уже апробировал в Азии, где месяц назад глава Citi Викрам Пандит открыл подобное отделение в Гонконге. Представители компании не уточняют, сколько средств потрачено на нью-йоркское отделение, расположенное в многолюдной части Манхэттена, однако, по мнению аналитиков, такой офис обошелся в более чем $3 млн., то есть намного больше, чем в среднем по индустрии. По объему вкладов Citigroup занимает лишь четвертое место в США после Bank of America Corp., Wells Fargo & Co. и J.P. Morgan Chase & Co., по данным Федеральной корпорации страхования депозитов: сумма вкладов в Citigroup составляет $310,47 млрд. В процессе восстановления после финансового кризиса руководство компании обращает особое внимание на розничные операции банка. По словам Мануэля Медина-Мора, руководителя розничного подразделения Citigroup в Северной и Южной Америках, компания намерена «постепенно выделить и потратить $3-$4 млрд. в ближайшие три года» на развитие этого бизнеса. American Banker также делает попытку объяснить реальную значимость нового отделения для Citi, которая состоит вовсе не в модных «прибамбасах», ведь многие из них уже присутствуют в офисах конкурентов. Самое интересное в новом аутлете Citi – это то, что он одновременно демонстрирует все изменения, свойственные сегодняшним отделениям банков: больше технологичности, увеличенное время работы, меньше очередей. Однако, по мнению Викрама Пандита, хорошим банк делают хорошие сотрудники, ведь при всех улучшениях в отделениях определяющим фактором его работы, как обычно, является уровень обслуживания. Офис открыт семь дней в неделю и работает почти на 25% дольше обычных отделений, а штат сотрудников составляет менее двух третей от обычного количества работников некоторых крупных отделений Citi.

Bank of America. В начале следующего года крупнейший банк страны увеличит штат специалистов по ипотечному кредитованию, кредитованию малого бизнеса, а также инвестиционному банкингу в некоторых отделениях. Цель подобного шага – оценить, насколько они способны привлечь больше клиентов. Менеджеры по обслуживанию физлиц также учатся уделять клиентам больше времени. Фелипе Прадас, сотрудник Bank of America в Нью-Йорке, теперь задает больше персональных вопросов новым клиентам, чтобы предложить оптимальные продукты, а в качестве завершающего штриха представляет их управляющему отделением. Банк пытается снизить количество сложностей, возникающих из-за его огромного размера. Клиентам, чьи проблемы невозможно решить мгновенно, выдаются номера, с помощью которых можно отследить, как решается их вопрос.

Chase. Банк продолжает наращивать сеть отделений (цель – увеличить присутствие до 5600 отделений в ближайшие два года) с особым упором на специалистов по ипотечному кредитованию, обслуживанию малого бизнеса и инвестициям, которые будут общаться с клиентами один на один. Однако чтобы простой расчетный счет перерос в более прибыльные отношения, клиенты должны быть довольны обслуживанием, а в последние годы банки, увы, не могут этим похвастаться. С 2007 года уровень удовлетворенности потребителя крупными банками шел на понижение, и вероятно, отчасти это было связано с опасениями по поводу стабильности финансовых организаций. Но клиентская неудовлетворенность сыграла свою роль. Как отметила Карен Тайсон из Сообщества независимых банкиров Америки, потребители обнаруживали, что крупные банки – это огромные корпорации, «где клиент становится не человеком, а цифрой».

Сейчас еще очень рано прогнозировать, смогут ли они восстановить запятнанную репутацию, но указания о необходимости этого часто поступают сверху. 

На недавней встрече с инвесторами генеральный директор Bank of America Брайан Мойнихан заявил, что компания намерена «углубить отношения», чтобы увеличить долю клиентского капитала. Он отметил, что клиенты его брокерского подразделения, Merrill Lynch, размещают у конкурентов вкладов более чем на $500 млрд. и выплачивают ипотеку более чем на $400 млрд.

Индустрия, наконец, просыпается и поворачивается к клиенту лицом.

Сверхприбыли второй год подряд

Два тяжелейших года для американской экономики оказались одними из самых успешных в истории Уолл-стрит, где банки вначале получили помощь налогоплательщиков, а потом сверхдешевое финансирование Федерального Резерва. Банковские итоги года подводят Bloomberg, The Huffington Post и The New York Post.

Вероятно, для пяти крупнейших американских компаний по объему инвестиционной банковской деятельности и торгов – Goldman Sachs Group Inc., JPMorgan Chase & Co., Bank of America Corp., Citigroup Inc. и Morgan Stanley – четвертый квартал окажется лучше двух предыдущих периодов благодаря гарантированному размещению ценных бумаг и увеличению объема торговли акциями и облигациями. При этом, даже если доходность четвертого и третьего кварталов совпадет, то по этому показателю с минувшим годом по-прежнему не сравнится никакой другой, кроме 2009-го.

Прибыли возросли после того, как пять банков в совокупности получили по Программе помощи проблемным активам $135 млрд. и взяли миллиарды долларов взаймы у Федерального Резерва в конце 2008 - начале 2009 года. В дальнейшем банки также извлекали выгоду из низких процентных ставок и покупки Федом ценных бумаг с фиксированной доходностью. 

По словам Чарльза Гайсста, профессора из Нью-Йоркского колледжа, «для большинства из этих банков такая возможность бывает только раз в жизни».

Из-за новых законов, принуждающих банки наращивать капитал и торговать производными через клиринговые палаты, им, возможно, будет сложнее продолжать посткризисное восстановление в подобном темпе. Аналитики полагают, что рост доходности может также оказаться под угрозой из-за сужения спредов, составлявших основную прибыль подразделений по торговле инструментами с фиксированной прибылью в течение последних двух лет, а также снижения объемов клиентских операций.

Сокращение бонусов. Эти проблемы могут привести к урезанию бонусов в банках, стремящихся сократить расходы и увеличить прибыли на фоне недостаточного роста стоимости акций. По прогнозу консалтинговой компании Options Group, по сравнению с 2009 годом общий объем выплат сотрудникам инвестиционных и торговых подразделений компаний Уолл-стрит снизится на 22-28%. За первые девять месяцев года расходы Goldman Sachs на компенсации были на 21% меньше, чем за этот же период годом ранее, в то время как фонды заработной платы в JPMorgan и Morgan Stanley уменьшились на 10% и 8% соответственно. Кроме того, руководство Morgan Stanley уведомило некоторых сотрудников инвестиционного подразделения о 10-процентном снижении премиальных до 30%. За первые три квартала пять банков заработали $93,7 млрд. на оказании консультационных услуг, а также размещении долговых обязательств и ценных бумаг, а также на торговле акциями и облигациями, что примерно на 10% меньше, чем за этот же периоде прошлого года, когда годовой доход составил $127,8 млрд.

Торговля инструментами с фиксированной доходностью. На торговые и инвестиционные подразделения приходится 33% всего объема доходов пяти ведущих банков, при этом в Goldman Sachs их доля составляет 79%, а в Bank of America – 21%. Деятельность банков в основном была сконцентрирована на торговле облигациями, кредитными производными, процентными свопами, валютой и сырьевыми товарами. 61% доходов от инвестиций и торгов за первые девять месяцев года пришлись на подразделения по торговле инструментами с фиксированной доходностью по сравнению с 50% в 2006 году и 51% в 2005 году. Прибыль Goldman Sachs в этом секторе только за один первый квартал 2010 года составила $7,39 млрд., то есть превысила доход этого подразделения за весь 2004 год.

Возможности для арбитража. Гайсст считает, что инвестиционные банки вскоре вернутся в норму, но до этого момента их деятельность будет сконцентрирована на фиксированных доходах. «Низкие процентные ставки создают возможности для арбитража и положительного спреда», отмечает он. Положительное влияние на банковские доходы оказал рост цен на облигации, а также покупка Федом ценных бумаг с фиксированной доходностью, известная как количественное смягчение, подчеркивает Джеймс Элманн, президент хедж-фонда Seacliff Capital LLC.  По его словам, Фед гораздо сильнее влияет на рынок ценных бумаг, чем раньше; он «перемещает очень крупные суммы в долларах, заранее предупреждая о своих намерениях».

Гарантированное размещение ценных бумаг. Последний квартал года будет для банков более удачным, чем два предыдущих квартала, показатели каждого из которых были на 34% ниже первого. Объем доходов от гарантированного размещения может удвоиться, а объемы торгов акциями и облигациями возросли. Доходы от глобального размещения ценных бумаг уже превысили показатели любого квартала, начиная с 1999 года. На данный момент на продаже акций компании заработали за квартал $205,2 млрд.