Есть мнения, что, дескать, пришли на рынок алчные банкиры и все испортили: работать не умеют и клиентов распугали. Да, это правда, только не вся. Хочется заглянуть глубже, поискать корень этой проблемы, например, узнать, откуда взялись эти самые финансовые негодяи. Не с неба же они на нас упали? Ну, раз детей приносят не аисты, то точно не с неба. Российские банкиры – это все те же россияне. Они не материализовались из воздуха, да и банкирских династий у нас как таковых ничтожно мало. Не то, что в Швейцарии: там каждый второй банкир - потомственный. Российские же банкиры вышли из народа. Так что на зеркало пенять, коли рожа крива? Какой народ, такие и банкиры.

Если у нас в принципе нет привычки уважать клиента и работать на результат, то почему она должна сформироваться в отдельно взятой банковской отрасли? Тот же автопром, как был ужасен, так и остался. До сих пор спрос на отечественные автомобили ниже, чем на иномарки. Курорты Краснодарского края до сих пор не могут сравниться даже с турецким побережьем. Почему, вдруг, российские банки должны быть лучше? Не с чего им быть хорошими, так что злиться на высокие проценты по кредитам, скрытые комиссии и плохой сервис – смешно.

Проблема в том, что в конечный результат работы, в том числе и в банках, никого абсолютно не интересует, а важно лишь лизоблюдство. Какая разница, доволен ли заемщик или проклинает банк, главное - чтобы указание начальства было выполнено с наибольшим рвением. До кризиса надо было наращивать обороты по ссудам, поэтому их раздавали всем подряд. Рядовых кредитных инспекторов не интересовало, вернут ли эти деньги или нет: лишь бы выполнить план, спущенный начальством. Начальство этих инспекторов тоже особо не интересовалось качеством кредитного портфеля: лишь бы обороты нарастить, да новый заем под них получить. А начальство этого начальства (читай – акционеров) интересовала лишь текущая прибыль, но не волновало, насколько их банк устойчив, правильно ли он развивается и довольны ли клиенты. Низы не хотели, не протестовали против такой политики, а верхам и надо-то ничего не было. Чем все закончилось, вы знаете. Проблеме «токсичных долгов» в России пока так и не нашли адекватного решения.

Сейчас банкиры напуганы и пересматривают политику ведения бизнеса. Но, если по-честному, то уже поздно. Поэтому и этот «подзатыльник» мало кого чему полезному научит. Если же до кризиса в банках и были «проблески сознания», как, например, написание стратегии или постановка системы риск-менеджмента, так только при крайней необходимости, вроде выхода на западный рынок за деньгами или эмиссии акций. Причем, все это делалось, как правило, ради успокоения кредиторов, инвесторов, акционеров, но ни-ни - просто так для порядка.

Помните, как был устроен «Геркулес» из «Золотого теленка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова? Чем занимались его служащие, забывая про работу? Вспоминаем вместе, вряд ли это можно описать лучше классиков:

‘’Собственно говоря, слова "работа возобновилась" не имели отношения к прямой деятельности ГЕРКУЛЕС'а, заключавшейся по уставу в различных торговых операциях в области лесо- и пиломатериалов. Последний год геркулесовцы, отбросив всякую мысль о скучных бревнах, диктовых листах, экспортных кедрах и прочих неинтересных вещах, предались увлекательному занятию: они боролись за свое помещение, за любимую свою гостиницу…

Но еще смешнее было бы работать в полную силу после возвращения Полыхаева. Он вернулся, как говорил Бомзе, на щите, помещение осталось за ГЕРКУЛЕС'ом, и сотрудники посвящали служебные часы насмешкам над коммунотделом….

Все чаще на квартире Бомзе слышалось победное "пейдодна" и все более широкие слои сотрудников втягивались в работу по борьбе за помещение. Постепенно забывались лесо- и пиломатериалы. Когда Полыхаев находил вдруг у себя на столе бумажку, касающуюся экспортных кедров или диктовых листов, он так поражался, что некоторое время даже не понимал, чего от него хотят. Сейчас он был поглощен выполнением чрезвычайно важной задачи - переманивал к себе на высший оклад двух особенно опасных коммунотдельцев’’.

Возьмите с собой в офис эту книжку и поймете, что ваша контора мало чем отличается от «Геркулеса». Не забывает ли ваше начальство во время визирования бесконечных отчетов, докладов и презентаций сотрудников, подписывать какие-то важные документы, касающиеся улучшения работы напрямую? Всегда ли ключевые вопросы решаются публично на совещании, а не заранее в курилке или коридоре? Когда вы последний раз предлагали улучшить какой-то бизнес-процесс или структуру компании, если, конечно, это не входит в ваши прямые обязанности? Полагаю, что отвечать на эти вопросы не особо хочется.

А я спрошу еще: почему в таком сложном положении оказались российские банки? Да потому, что там результат никого не интересовал. Важно было выслужиться перед акционерами и западными инвесторами. До кризиса только и было слышно «мы повышаем качество кредитного портфеля, чтобы получить западные инвестиции», «мы наращиваем обороты, чтобы вовремя успеть занять свою долю рынка», «мы предлагаем новые продукты, чтобы привлечь больше клиентов». Сплошные чтобы и потому … Просто так, из гордости и честолюбия, строить крепкий, честный бизнес, угождать клиентам из уважения к ним без лишних объяснений – это никому не  интересно.

В России по этому принципу испокон веков работало любое предприятие. Ни богатая культура, ни всеобщее просвещение и высшее образование, ни репрессии и ссылка, ни перестройка и мода на западные стандарты ведения бизнеса – ничто не в состоянии выбить из россиян слепого желания угодить начальнику.

Вы сидите в офисе – оглянитесь. Есть в вашем окружении хоть один человек, которого интересуют в действительности результаты работы организации? Громкие речи и вымученные проценты роста производства  - не в счет. Ведь этими данными интересуются лишь тогда, когда надо отчитаться перед начальством. Важнее всего выслужиться, чтобы получить премию или повышение. Вот о чем думают в первую очередь, но никак о том, как бы так сделать своей фирме лучше, угодить клиентам или помочь кому-то решить проблему.

Следуя западной моде, российские компании, в том числе и банки, увлеклись тим-билдингом. Он, как правило, представлял собой гибрид «веселых стартов», которые все так хорошо помнят еще по пионерлагерю, и коллективного произнесения корпоративных мантр, то есть - лозунгов. Я не раз слышала от участников таких мероприятий в приватных беседах, что это глупость полная, которую можно сдобрить лишь коллективной пьянкой и адюльтером с симпатичной блондинкой из отдела маркетинга. Однако не знаю ни об одном случае, чтобы кто-то вышел прямо в разгар всей это сомнительной канители и честно сказал, что об этом думает. Наоборот, любое действо или игру,  инициированные компанией, как бы глупо они не выглядели, люди поддерживают. А если вдруг придется играть против начальства, то обязательно поддадутся.

Я предвижу, что в комментариях к этой колонке напишут массу гневных постов в духе «наш банк – самый лучший банк», а «кто нас не любит, тот просто нам завидует». Знайте, начиная оправдываться, вы тем самым лишь подтверждаете свою вину. Если ваш банк самый лучший, то уже не нужно никому и ничего доказывать, да и придираться никто не станет. За время работы в деловых СМИ я исправила и удалила бесчисленное количество ненужных слов из интервью и комментариев, где банкиры пытались убедить меня и потенциальных читателей в том, что они самые лучшие, первые, уникальные и единственные.

Зачем это говорить или писать? Ведь никто не поверит все равно. Намного больше хорошего о банке скажут цифры, факты, значимые сделки, благодарные клиенты и партнеры. Но почему-то люди забывают об этом, продолжая сыпать броскими и ничего не доказывающими словами: «лучший», «первый», «стабильный». Эти определения хороши лишь для рекламных билбордов и листовок, но не для прессы. В конце концов, хвалить себя и свою организацию – это просто неприлично. Если банк заслужил, то о нем хорошо отзовутся партнеры, клиенты или те же журналисты. Подозреваю, что нездоровое и настойчивое желание похвалить свой банк возникает не по причине клинической глупости спикера (дураков все-таки в банки работать не берут), а из-за въевшегося намертво лизоблюдства. Люди просто так привыкли и не в состоянии остановиться, не могут по-другому сказать.

Вот, например, на днях прислал мне спикер согласованное интервью. Журналист написал классический, солидный, выдержанный текст, однако представителя банка он не обрадовал. Невзирая на то, что в интервью попало лишь то, о чем говорилось при встрече, спикер решил все переписать. Видимо, когда он встретился с журналистом, то так смутился, что правильные мысли не успели прийти ему в голову, а нужные слова не попали на язык. Открываю текст, а там опять «наш банк – самый лучший», «мы единственные достигли взаимопонимания с клиентами», «спасибо акционерам за доверие, мы не обманем их ожиданий».

Советские времена давно прошли, а люди так и не могут перестроиться: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство! Ура товарищи»! Выглядят все эти лозунги совсем неактуально, неубедительно и даже глупо. Но, думаю, что тот человек, который переписывал интервью (подозреваю, что это был даже не сам спикер), твердо верит в магическую силу советских лозунгов. Чтобы подогнать их под тему, он просто заменил слова: место Сталина заняли акционеры, пролетариат превратился в клиентов, а СССР – в «наш банк».

Самое забавное, что переписывая интервью, так увлеклись лизоблюдством, что акционеров упомянули полностью с фамилиями, именами и отчествами. Тогда как в деловой прессе уже довольно давно действует жесткая формула упоминания людей: должность, название организации, фамилия и имя - ничего лишнего. Даже президента все деловые СМИ публикуют так: «президент Дмитрий Медведев». Он как-то обходится без отчества, а акцинерам-то банка никак нельзя – расстроятся, дело ясное. Вот так и получается, что старались выслужиться перед акционерами, а выставили их дураками.

Я понимаю, что хотелось как лучше, а получилось как всегда. Причину конфуза тоже найдена. Так что давайте не будем питать иллюзий – не только банки, но большинство других организаций в России, безнадежно заражены лизоблюдством, и вряд ли пойдут на поправку. Никакой, даже самый страшный кризис, это исправить не в состоянии. Если кому-то и удается организовать правильный и успешный бизнес, тем более в банковской сфере, - это настоящее чудо. Но как любое волшебство, такая организация очень уязвима перед суровой российской реальностью. Лизоблюды не дремлют, они легко могут прокрасться в любой коллектив и быстро там все испортить. Скорее всего, они уже там. Готовьтесь.