В начале октября ЗАО «Связной-Загрузка» (Группа компаний «Связной») совместно с QIWI Реклама (входит в холдинг QIWI Ltd) запустили новый сервис  - «Сновидения на заказ».

Теперь вы можете выбрать категорию сна («восстанавливающий, приятные воспоминания, сон-фильм и сон-полет») и время звонка специалиста-психолога. После разговора нам обещают, что в ближайшую ночь сны Вас приятно удивят.

Надеюсь, клиенты, воспользовавшиеся новыми услугами, не станут жертвами ночных кошмаров, плавно перетекающих в жуткую явь, подобно герою фантастического боевика «Total Recall» в исполнении еще молодого Арнольда Шварценеггера (после выхода на пенсию с должности спасителя планет устроившегося подрабатывать губернатором Калифорнии).

Там ведь приключения тоже начинались с понятного желания простого рабочего парня немного разнообразить свою скучную жизнь. В результате, если мне не изменяет память, до конца фильма не дожили большинство его главных героев.

На самом деле, эти компании объединяет не только 2.5 года сотрудничества и два десятка совместно реализованных проектов. Обе группы компаний имеют и самое прямое отношении к финансовым услугам.

Трудно поверить, но обе группы компаний также практически одновременно заявили о покупке собственных банков!

Президент ГК «Связной» Максим Ноготков на пресс-конференции 13 октября 2010 года объявил о заключении стратегического партнерства со «Связной Банк», созданным на базе Промторгбанка». По плану в течение 4 лет планируется открытие 300 подразделений в самых «проходных» местах крупных городов России для оказания банковских услуг. Также для этого с начала 2011 года будет в полном объеме использована сеть магазинов «Связной».

Задачи перед заново родившимся банком на предстоящие 4 года поставлены серьезные: войти в топ-10 частных банков России по объему портфеля розничных кредитов и размеру сети, а также в топ-5 по количеству банковских карт, нарастить активы в 10 раз.

Что касается дня сегодняшнего, то объем предоставленных финансовых услуг «Связным» в 2009 году достиг 41 млрд. руб., ежедневно в салоны сети заходят около 1.5 миллиона человек, а число постоянных клиентов – 12 миллионов, число точек продаж – более 2.2 тысяч,

Параметры холдинга QIWI выглядят сегодня не менее солидно: оборот за 1 полугодие 2010 года составил 160.8 млрд. руб., количество транзакций – 1.4 миллиарда, количество точек приема платежей – 152 тысячи, из них около 100 тысяч – платежные терминалы, число провайдеров услуг – 1314, оборот по оплате карт Qiwi VISA Virtual составил 340 млн. руб.

Группа компаний QIWI 6 октября объявила о приобретении 100% акций Первого процессингового банка.

Обе компании показывают бОльшую прибыльность работы, чем многие российские банки. Впрочем, прибыль в российских условиях – вещь весьма относительная, иногда опытные финансисты показывают тот размер прибыли, который нужно показать в соответствии с поставленными перед ними задачами.

Как я уже писал в середине минувшего лета, российские банки пока не очень интересуются микроплатежами. Впрочем, проскальзывает информация, что они совсем не против обслуживать денежные потоки подобных компаний.

Именно этот участок максимально точно соответствует «антикризисным» банковским стратегиям развития  - снизить долю процентных доходов и нарастить долю доходов от комиссий за некредитные банковские услуги.

Проще говоря, банки этот рынок проспали. И он оказался занят совершенно иными фирмами, которые несколько лет развивались вне поля зрения Центрального Банка и прочих государственных финансовых регуляторов, как обычные предприятия. Это позволило им без чрезмерно раздутой банковской бюрократии оказывать массовые финансовые услуги россиянам, и накопить за эти годы неплохой капитал для дальнейшего развития.

Причем в 2008-2010 годах эти компании, в отличие от большинства банков, не замедлили свое развитие. Скорее, они даже его ускорили.

Сейчас же, когда государство готовится ввести «правила игры» для этого рынка, для операторов микроплатежей настает время привести свой бизнес в соответствии с новыми требованиями.

При этом, как я и писал ранее, они совершенно не горят желанием делиться с каким-нибудь посторонним банком частью доходов от своего бизнеса. В момент немалых проблем в экономике, когда каждый шажок в развитии дается с большим трудом, «подкармливать» чужой бизнес – непозволительная роскошь.  Очевидно, с учетом подобных соображений они и приобрели для своих нужд по банку.

Для небольших купленных банков – это шанс развить бизнес темпами намного выше среднерыночных. Ведь сегодня новых идей в банковском деле немного, и примеров «скачкообразного» развития банков топ-150 – топ-300 мы не видим.

За «кризисные» годы также практически не было по-настоящему амбициозных банковских проектов. И это понятно – даже лидеры рынка в таких условиях изменили стратегию развития, стремясь в первую очередь удержать то, что уже достигнуто.

Пожалуй, исключением можно считать только Сбербанк Германа Грефа, руководитель которого задумал превратить банк в современнейшую коммуникационную компанию.

Поэтому мне очень хочется верить, что у новых игроков дела пойдут успешно не только в предоставлении традиционных для них услуг, но и на банковском поприще.