Ирландское потрясение

Всего несколько месяцев назад Европа, путем долгих споров, препирательств и переговоров, сумела убедить весь мир, что единое валютное пространство заслуживает доверия инвесторов, и разговоры о его нежизнеспособности совершенно беспочвенны. Однако на минувшей неделе в европейском флагмане появилась еще одна серьезная пробоина – на этот раз слабым местом стала Ирландия. Об этом рассказывают журнал The Economist и газета The Wall Street Journal.

Ирландия попыталась  сдержать финансовый кризис – и убедить инвесторов, что ей не понадобится экстренная помощь европейских союзников – пообещав влить новые миллиарды  в своих пострадавших проблемных кредиторов.

Этот шаг, последовавший за попытками спасения проблемных банков двухгодичной давности, акцентирует новый и нежеланный статус Ирландии как центра продолжающегося финансового кризиса в Европе. Конвульсии в Дублине усиливают опасения, что Ирландии и остальным странам, испытывающим затруднения, может понадобиться помощь механизма, к которому пришлось прибегнуть для спасения Греции весной этого года. 

На днях ирландское правительство заявило, что общая сумма помощи ее банкам, пострадавшим от обвала жилищного рынка, в худшем случае может составить €50 млрд. ($68 млрд.), или около трети прошлогоднего объем производства страны. Это гораздо выше, чем ранее заявленный объем помощи в €33 млрд.

В результате спасения банков дефицит бюджета Ирландии возрастет до 32% объема производства этого года – то есть примерно в 10 раз превысит лимит, установленный Евросоюзом, и станет самым масштабным за всю 11-летнюю историю Еврозоны. 

Власти Ирландии уверяют, что проблемы банков полностью решены, и что худшее позади. Но возможны новые проблемы. Правительство уже применило одну из самых жестких программ сокращения дефицита в Европе, но вероятно, теперь ему понадобится еще больше урезать новый бюджет в ноябре.

Если новые сокращения приведут к еще большим проблемам в экономике, возникнут опасения, что Ирландии, как и Греции, однажды понадобится финансовое спасение из фонда, созданного в этом году странами Евросоюза и Международным валютным фондом. Подобные страхи также связывают с ситуацией в Испании и Португалии, где возрастают опасения по поводу государственной задолженности.

Многие европейские чиновники и аналитики уверяют, что сейчас Ирландии вряд ли понадобится помощь: Дублин профинансировал свой бюджет до следующего лета и имеет около €20 млрд. в резерве. Но перспектива дополнительных сокращений и дальнейшей экономической неопределенности означает, что в ближайшие месяцы этот вопрос будет возникать  регулярно.

«Даже если сегодняшние меры не приведут к дальнейшему увеличению стоимости помощи банкам, дефицит останется существенным и задолженность продолжит расти», -  убежден Бен Мэй, экономист консалтинговой компании Capital Economics. Учитывая это, добавил он, существует «очевидный риск», что сокращений будет недостаточно, доходность облигаций будет возрастать, и преимущества обращения к фонду спасения перевесят эти расходы. 

Представители Центробанка Ирландии сообщили, что окончательная сумма счета помощи для теперь уже государственного  Anglo Irish Bank Corp., самого слабого банка страны, может вырасти до €34 млрд., и это значит, что со временем банку может потребоваться на €11 млрд. больше, чтобы соответствовать требованиям ирландских регуляторов к капиталу. Дублин также готов получить оперативный контроль над вторым по размеру банком, Allied Irish Banks PLC, после того как центробанк заявил, что ему потребуются еще €3 млрд. до начала следующего года.

Меры правительства в какой-то степени успокоили инвесторов. Ирландские акции пошли в рост, в то время как расходы на страхование облигаций страны от дефолта резко снизились. Банковские акции продемонстрировали различные показатели, а стоимость ирландских облигаций возросла, что несколько снизило стоимость привлечения финансирования для страны. Евро достиг пятимесячного максимума при $1,3671 перед падением.

Маленькая, хрупкая экономика Ирландии страдает от обвала рынка недвижимости, который нанес ущерб ее банкам, с легкостью кредитовавших застройщиков, которые теперь не могут выплатить долги. В то время как правительство приняло некоторые меры, чтобы помочь своим банкам, его убытки оказались гораздо больше, чем ожидали чиновники, когда они гарантировали обязательства почти всей банковской системы в 2008 году.

Ирландия не одинока. Инвесторы также переживают из-за Португалии, опасаясь, что политическая нестабильность не позволит стране сократить долги. В конце минувшей недели агентство Moody's Investors Service понизило высший рейтинг Испании ААА до Аа1  по причине слабого прогноза роста и ухудшения состояния финансов страны.

Затяжной кризис Ирландии служит предупреждением о том, как тяжело слабым европейским экономикам удается снижать свои задолженности, одновременно борясь с экономической стагнацией и высокой безработицей. После нескольких недель относительного спокойствия в Европе вспышка ирландского кризиса снова вынудила европейских чиновников перейти к обороне, возродив сомнения в жизнеспособности еврозоны в перспективе.

В попытке восстановить доверие инвесторов к валютной зоне европейские чиновники обсуждали, стоит ли штрафовать такие страны, как Греция, которые нарушают требования еврозоны к дефициту из-за непомерных трат.

Но в Ирландии ситуация иная, и растущий государственный долг является результатом небрежности частного сектора, а не расточительности правительства. Значит, такие правила, вероятно, мало повлияли бы на ситуацию. Соответственно, такая обстановка может привести к углублению реформ в еврозоне, включая централизованный контроль над экономической политикой отдельных ее участников – чему сопротивлялись Германия и другие страны.

Проблемы Ирландии также выделяют сложности, с которыми Европейский Центробанк столкнется в связи с установлением единой кредитно-денежной политики в регионе абсолютно разных экономических возможностей. Ирландия, Португалия, Испания и Греция оказались в худших экономических обстоятельствах, в то время как экономики Германии и других североевропейских стран восстанавливаются. Если это разделение будет возрастать и далее, как предсказывают некоторые экономисты, представителям ЕЦБ придется отвечать на неудобные вопросы о том, чьи интересы для них важнее.

Перед ирландскими чиновниками стоит сложная задача. Возросли опасения по поводу долговых проблем Ирландии, из-за чего финансовому министру страны Брайану Ленихану пришлось повторить свое обещание привести дефицит страны к требуемому лимиту еврозоны в 3% от ВВП к 2014 году.

Но для выплаты задолженности Ирландии Ленихан будет вынужден ввести новые меры по сокращению расходов и увеличению налогов, уже урезав бюджет на €4 млрд. в этом году и пообещав уменьшить его еще на €3 млрд. в 2011 году. Это, в свою очередь, станет проверкой жизнестойкости ирландцев в то время, когда служащие по всей Европе протестуют против сокращения государственных расходов.

Хуже того, во втором квартале экономика Ирландии неожиданно ухудшилась почти на 5% в годовом исчислении после выхода из рецессии в начале этого года. Ослабление экономики, или что еще страшнее, «повторная» рецессия – не позволят получить значительный доход от налогообложения и выплатить задолженность.

Как ни сложна была ситуация в Европе для периферии, она может быть выгодна многим ведущим странам региона. Об этом рассказала каналу CNBC главный стратег UBS Карен Олни.

Государственные долговые кризисы вынуждают власти сохранять ставки на очень низком уровне и делать все возможное для поддержания экономического роста. При этом в таких странах еврозоны, как Германия, Нидерланды и Франция, наблюдается устойчивый экономический рост.

Политика сохранения низких ставок и выкупа активов Европейским ЦБ может идти на пользу не только проблемным странам, но и всем участникам Евросоюза.

Паразитов причислили к элите

До недавних пор клиенты, полностью погашающие свою задолженность, назывались в кредитно-карточной индустрии особым словом – «халявщики», потому что без прибыльных процентных выплат или штрафных комиссий ответственные пользователи кредитных карт были попросту невыгодны эмитентам. Но сейчас, когда многие потребители неспособны реально выплатить долги, ситуация изменилась: банки снова полюбили тех, кто может себе позволить тратить много – и погашать свои задолженности.

Как рассказывается в статье в журнале Smart Money, теперь кредитно-карточные компании открыто борются за этих ответственных транжир, предлагая «элитный»  статус практически каждому, кто способен оплачивать счета вовремя. Будучи некогда доступными лишь очень для богатых или очень известных клиентов, эти «элитные» карты обычно предлагают такие сервисы, как услуги консьержа, планирование поездок, скидки при покупках, доступ в VIP-зоны аэропортов или предварительная продажа билетов. К примеру, по данным Synovate, во втором квартале 2010 года на новые предложения «эксклюзивных» карт Visa Signature приходилось 19% всех новых  предложений кредитных карт, рассылаемых по почте, тогда как в этом же квартале прошлого года их доля составляла лишь 8%.

Эта новая лихорадка преследует простую цель: заставить  потребителей больше тратить и чаще прокатывать карту. Со снижением комиссий и штрафов банки концентрируют основное внимание на так называемых «межбанковских» комиссиях – деньгах, которые они получают с продавцов каждый раз при прокатке карты. Чем чаще картой пользуются, тем больше зарабатывают банки.  Межбанковская комиссия – это «последнее ура» для индустрии, по словам Денниса Морони, директора по исследованиям TowerGroup, потому что «регуляторы довольно сильно прижали их во всех остальных местах».

Благодаря этому у клиентов без задолженностей появились определенные возможности. Бен Вулси, представитель  CreditCards.com, подтверждает: «Существует выгода для конечного потребителя, если он знает о ней и пользуется этими преимуществами». Потребители, уверенные в своей дальнейшей дисциплинированности в расходах, могут подумать о том, чтобы увеличить объем расходов по кредитным картам, чтобы поднять шансы получения одного из подобных предложений. Однако предложение «элитного» статуса может привести к перерасходам, так что потребителю нужно хорошо знать самого себя. И здесь речи об «аттракционе невиданной щедрости» со стороны банков уже не идет.

Итак, какие же преимущества дают «элитные» карты?

Услуга консьержа

Карты American Express, Visa Signature и MasterCard World Elite предлагают сервис консьержа – то есть персонального ассистента для владельцев карт, которые могут получить  помощь и ответ практически на любой вопрос, будь то заказ столика в популярном ресторане или билета на концерт или шоу. Большой финансовой выгоды этот сервис не приносит,  но он может быть очень удобным, считают эксперты.

Большие скидки

Многие карты также предлагают скидки до 30% при покупках через веб-сайты, чаще всего на такие товары, как цветы, программное обеспечение или журналы – все, что обычно продается с большой торговой наценкой, которую банк или карточный бренд вернет через потребителя. Эти предложения практически бесплатны для карточных компаний, поэтому они встречаются чаще, чем поощрительные баллы, которые приносят компаниям кое-какие расходы, например, такие программы, как возврат наличных.

Путешествие с комфортом

Для тех, кто действительно часто летает, доступ в VIP-залы аэропорта является гораздо более существенным преимуществом «элитных» карт. Год доступа в клубные залы ожидания стоит около $400 – достаточно, чтобы оправдать относительно высокую годовую комиссию, как, например, $495 для карты American Express Platinum.

7000 жалоб ежедневно

В последнее время банки постоянно являются объектами нападок: они не кредитуют малый бизнес, повышают комиссии, урезают кредитные лимиты и выплачивают огромные бонусы топ-менеджерам.

Как выяснилось, банки еще и плохо обслуживают население. Например, как пишет газета The Telegraph, британские потребители направили 1,3 млн. жалоб на розничные банки в первой половине этого года. Такие данные обнародовал финансовый регулятор, Управление по финансовому надзору. 

Главными причинами для жалоб разгневанных клиентов стали низкие стандарты обслуживания и недостаточного консультирования по вопросам страхования и ипотеки.

Банки, получившие помощь налогоплательщиков, такие как Royal Bank of Scotland (RBS) и его подразделение NatWest, оказались в числе получивших больше всего жалоб, полученных от клиентов.

Впервые FSA заставило банки раскрыть количество поступивших жалоб, намереваясь улучшить уровень обслуживания клиентов, обнародовав имена и пристыдив нарушителей.

Как показывает отчет, с января по июнь больше всего жалоб – 245348 – поступило в отношении Barclays, за которым следует Santander с 244978 претензиями, Bank of Scotland (включая HBOS) с 115638 жалобами и Lloyds TSB, получивший 146846 жалоб.

Отчет также демонстрирует, что банки умышленно затягивали рассмотрение претензий со стороны потребителей  и в течение рекомендованного восьминедельного периода обработали лишь половину жалоб.