Принять участие в проекте могут организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, использующие наемный труд. Единственное условие для организаций – она должна быть зарегистрирована на территории г. Москвы и существовать не менее трех лет.

Для участия в проекте организация или индивидуальный предприниматель должны обратиться в трудовую инспекцию г. Москвы с заявлением-декларацией, форма которой установлена самой же инспекцией. На рассмотрение заявления-декларации у инспекции есть 10 дней. По истечении указанного срока трудовая инспекция принимает решение о выдаче обратившейся организации или индивидуальному предпринимателю «Сертификата доверия работодателю» или об отказе в выдаче.

О принятом решении заявителю сообщается в письменной форме.

Получение «Сертификата доверия работодателю» предполагает внесение сведений о его владельце в реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников. Указанный реестр является общедоступным и размещается на официальных сайтах Государственной инспекции труда в г. Москве, Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) и Московской Федерации профсоюзов.

Примечательно, что вручение «Сертификата доверия работодателю» происходит в торжественной обстановке с участием СМИ, но изготовление документа осуществляется за счет самой организации или индивидуального предпринимателя – участника проекта.

По всей видимости, предполагается, что изготовлением «Сертификатов» будет заниматься определенная типография (скорее всего, выигравшая государственный тендер на оказание услуг). Заказ в нее будет направляться трудовой инспекцией, а вот оплата (очевидно, что в порядке предварительной оплаты) будет проводиться участником проекта.

То есть выглядеть это, скорее всего, будет так. Организация (или индивидуальный предприниматель) получают письменное уведомление о соответствии требованиям проекта и счет для оплаты услуг по изготовлению «Сертификата». В сопроводительном письме будет указано, что вручение «Сертификата» пройдет там-то и во столько-то после полной оплаты счета.

Основной целью проекта для трудовой инспекции является активизация деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по полной и всесторонней реализации трудовых прав работников.

Что же касается участников проекта, то для них получение «Сертификата доверия работодателю» гарантирует, как минимум, бесплатное консультирование в 10-дневный срок по трудовым вопросам, а, как максимум, освобождение от плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства в течение всего срока действия «Сертификата». А срок его действия – три года.

Звучит заманчиво. Но, с другой стороны, насколько это все применимо с практической точки зрения?

Приятный бонус в виде получения бесплатных консультаций от самой инспекции по труду вряд ли будет иметь практическое значение. Как правило, консультации работодателя связаны не с защитой прав работников, а с такими вопросами, как: грамотное осуществление процедуры сокращения штата, увольнение сотрудника по инициативе работодателя без последствий для последнего или, например, решение вопросов, связанных с предоставлением отпусков, прежде всего, учебных и дополнительных в силу Трудового кодекса.

В трудовую инспекцию обращаются работники. Причем уже после состоявшегося факта нарушения, по их мнению, работодателем трудовых прав. И помочь им в разрешении спорной ситуации инспекция должна на безвозмездной основе. Как, впрочем, и любому работодателю, обратившемуся к ней с официальным запросом. Другое дело, что в общем порядке ответ на свой запрос можно ждать вплоть до тридцати дней. В то время, как для обладателя «Сертификата доверия работодателю» такой срок не будет превышать десяти дней.

И все равно, целесообразность такого поощрения, как бесплатное консультирование, вызывает сомнения. Скорее всего, работодатель сможет им воспользоваться для получения консультаций по общим вопросам применения трудового права, потому как обращение в трудовую инспекцию с вопросом о, например, возможности сокращения части персонала может повлечь за собой проведение внеплановой проверки той же самой инспекцией по труду.

Ведь наличие «Сертификата доверия работодателю» освобождает лишь от плановых проверок, перечень которых окончательно формируется к 1 декабря предшествующего года. О внеплановых проверках речь не идет.

Но ведь плановые проверки и так не могут проводиться чаще, чем один раз в три года. Тогда как периодичность внеплановых проверок законом никак не регламентирована.

Согласно закону основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в инспекцию по труду обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан либо непосредственно причинение вреда жизни, здоровью граждан.

Трудовым кодексом РФ установлено, что при наличии данных обстоятельств государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

«Сертификат доверия работодателю» не гарантирует защиту от внеплановых проверок. В то же время и от плановых проверок он освобождает лишь на срок, в течение которого работодателю и так гарантирована защита в силу закона.

Итак, если, несмотря на все вышеизложенное, организация решит принять участие в проекте, необходимо обратиться в Государственную инспекцию труда в г. Москве с заявлением-декларацией.

Данное заявление состоит и двух частей. В первой сообщаются общие сведения о заявителе: наименование, юридический адрес и численность работников.

Вторая часть представляет собой непосредственно декларацию заявителем соблюдения трудовых прав работников и, в свою очередь, состоит из двух разделов.

Первый раздел состоит из 23 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Все вопросы относятся к основным положениям Трудового кодекса, и их соблюдение предполагается всеми работодателями. Среди них:
- письменная форма трудовых договоров,
- социальное страхование всех работников,

- соблюдение режима труда и отдыха работников,
- регулярное проведение аттестации рабочих мест,
- размер заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда в г. Москве,
- отсутствие задолженности по выплате заработной платы и пр.

Поэтому и сложностей с утвердительными ответами на вопросы раздела 1 возникнуть не должно. Другое дело – раздел 2.

Он состоит из шести пунктов, часть из которых – это положения Трудового кодекса, которые не обязательны для работодателя, но желательны для трудовой инспекции, а часть – обстоятельства, свидетельствующие о, так называемой, неблагонадежности работодателя.

1. Наличие первичной профсоюзной организации.

Не секрет, что иметь у себя под боком контролирующий орган захочет не любой работодатель. Создание профсоюза – это всегда потенциальная угроза интересам работодателя. Ведь участие профсоюзного органа (при его наличии) на стороне работника обязательно при разрешении любого трудового спора. Кроме того, представители профсоюза имеют гарантии, которые не позволяют перевести или уволить их в период исполнения ими обязанностей по представлению интересов работников. К счастью для работодателей, создание профсоюзной организации не является обязательным условием. Возможно, поэтому этот институт и не так популярен среди российских работодателей.

2. Наличие комиссии по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам создается в организации по инициативе работников. При этом работодатель не вправе отказаться от участия в комиссии и обязан назначить своих представителей в ней. Комиссия занимается рассмотрением индивидуальных трудовых споров, разрешение которых не отнесено к компетенции суда.

3. Заключение коллективного договора.

Этот документ, как правило, заключается на крупных предприятиях, т.к. позволяет работодателю более четко определить права и обязанности работников. Обычно инициатива заключения коллективного договора принадлежит работникам и в этом случае работодатель не вправе ответить отказом и обязан начать переговоры. Также стоит отметить, что подписанный коллективный договор должен пройти регистрацию в инспекции по труду. Правда, регистрация эта носит уведомительный характер.

4. Отсутствие забастовок.

Согласно Трудовому кодексу забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Надо заметить, что данный способ выдвижения требований редко используется работниками.

5. Введение режима неполного рабочего времени, простоя в течение года.

Простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Причем речь может идти о приостановлении работы как одного работника или подразделения, так и всей организации.

6. Массовое высвобождение работников в течение года.

По Московскому Трехстороннему Соглашению между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей массовым высвобождением работников признается увольнение:
- 50 и более человек в течение тридцати календарных дней,
- 200 и более человек в течение шестидесяти календарных дней,
- 500 и более человек в течение девяносто календарных дней.

Из этих шести пунктов и состоит раздел 2 заявления-декларации. К слову сказать, именно исходя из сведений, указанных во втором разделе, и принимается решение о допуске или отказе в допуске работодателя к участию в проекте.