Несмотря на кризис и все еще ощущаемые его последствия, отделы по обслуживанию VIP-клиентов в банках и ориентированные на их сопровождение ИТ-подразделения располагают хорошими возможностями поддерживать и продвигать свой бизнес. Из многих ИT-проектов автоматизация бэк-офиса, ведущего учет операций подразделений private banking, почти не подверглась сокращениям, отмечают специалисты. Наоборот, современная практика деятельности кредитных организаций требует повсеместного внедрения автоматизированных процессов и самого современного программного обеспечения в private banking.

Банковский private banking

Классический европейский private banking - это управление частным капиталом, которое включает самый широкий спектр услуг. Private banking отличается от обыкновенного банковского обслуживания прежде всего комплексностью и особым подходом. Услуги, которые предлагаются в рамках private banking, можно получить на фондовом рынке, рынке недвижимости, драгоценных металлов и т.д. Задача банка в данном случае - собрать их в единый портфель, чтобы обеспечить максимальный комфорт для клиента.

В рамках private banking банки продают, по сути, главную услугу -финансовое планирование, включающее, в свою очередь, использование различных вспомогательных продуктов, которые условно делятся на несколько групп. Первая - это распространенные банковские услуги: депозиты, текущие счета в рублях и валюте, индивидуальные сейфовые ячейки, кредитование, чековые операции, пластиковые карты. Вторая группа - инвестиционно-банковские услуги, среди которых выделяются операции с ценными бумагами, выпуск облигаций и акций, прямые инвестиции, покупка и продажа драгметаллов, индивидуальное доверительное управление, коллективное управление паями инвестиционных фондов. Третья группа - это околобанковские услуги, представляющие собой различного рода инвестиции, например, в недвижимость и т.д.

Развитие и распространение услуги private banking в значительной степени зависит от технологичности того или иного банка: уровня автоматизации операций, сокращения сроков их совершения, снижения издержек.

Автоматизация бэк-офиса для private banking

Специалисты отмечают, что автоматизация бэк-офиса в сегменте private banking изначально «заточена» на долгосрочную перспективу и рассчитана на длительные отношения, которые устанавливаются между банком и VIP-клиентом.

Для того чтобы обеспечить высокий уровень конфиденциальности операций (зачастую это основное требование VIP-клиентов), почти каждый проект по автоматизации бэк-офиса для private banking является в   каком-то   смысле   уникальным и реализуется для конкретной кредитной организации.

Системы бэк-офиса, создававшиеся еще несколько лет назад, было достаточно сложно реализовывать на практике, отмечают эксперты. Кроме того, стоимость их разработки, учитывая серьезные первоначальные вложения и необходимость последующей доработки, всегда была значительной. Несмотря на все трудности, еще до кризиса банкам удалось создать несколько прототипов систем, позволяющих покрывать ряд важных потребностей подразделения по обслуживанию VIP-клиентов. Подобные прототипы были востребованы и во время кризиса.

Информационные системы

В своем стремлении приобрести конкурентные преимущества на рынке банки оказывают своим наиболее ценным клиентам дополнительные услуги, выходящие за стандартные рамки расчетно-кассового обслуживания, кредитования и управления активами. Многие кредитные организации привлекают состоятельных клиентов такими услугами, как предоставление персонального менеджера, финансовое и налоговое планирование, управление состоянием клиента (wealth management).

Обслуживание VIP-клиентуры более трудоемко, требует дополнительной ответственности, конфиденциальности, особой аккуратности и индивидуального подхода.

Существуют специальные информационные системы, предназначенные для организации эффективной работы с наиболее значимыми, требующими индивидуального подхода частными клиентами банка. Подобные системы решают ряд важных задач. Во-первых, обеспечивают персонального менеджера полной, оперативной и достоверной информацией о состоянии счетов и операциях клиента, его договорных и финансовых взаимоотношениях с банком. Информационная система дает возможность менеджеру собирать в одном «окне» основную информацию о VIP-клиенте, включая анкетные данные. Причем часть этой информации может носить неформальный характер и храниться в свободной форме. В одном «окне» также собирается информация о держателях счетов клиента и состоянии этих счетов, о договорных отношениях клиента с банком, планируются контакты с клиентом и хранится история этих контактов, контролируется осуществление банковских операций. Кроме того, существует возможность получать автоматические уведомления при наступлении определенных событий: дня рождения клиента, осуществления крупного денежного перевода и т.д.

Во-вторых, информационные системы позволяют автоматизировать и контролировать взаимодействие фронт-офиса и бэк-офиса обслуживания VIP-клиентов. Наконец, системы накапливают информацию обо всех операциях клиента и используют ее для управления активами, налогового планирования и отчетности.

Системы позволяют бэк-офису банка иметь единую базу клиентских операций и документов, контролируемую очередь задач, создавать установленную отчетность презентационного качества, вести базу данных о клиентских операциях для создания отчетности.